Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Categories:

Рудольф Штайнер. Теософия розенкрейцеров. 10-й доклад

Мюнхен, 3 июня 1907 г.

Вчера мы говорили о разных воплощениях нашей планеты-о сатурническом и солнечном воплощении. Напомню вкратце, что на планете Солнце, предшественнице нашей планеты Земля, человек сформировался до того уровня, на котором он обладал физическим телом и эфирным телом, поднявшись, таким образом, до уровня развития растения. Я рассказал вам также, насколько отличалось это растительное бытие от того, которое вы знаете по растительному миру, окружающему вас. Мы увидим впоследствии, что растения, окружающие нас здесь, возникли лишь на нашей планете Земля. Мы узнали также, что предки людей на Солнце, благодаря тому, что они обладали эфирным телом, развивали в физическом теле преимущественно те органы, которые мы теперь называем железами, органами роста, продолжения рода и питания. Все это выглядело на Солнце подобно нашим скалам, камням и растениям. Наряду с этим там существовало царство, которое мы можем назвать пережитком царства Сатурна, и здесь были предшественники тех минералов, которые должны были возникнуть впоследствии.



То есть это были не минералы, как мы их знаем сейчас, - об этом на Солнце не могло быть и речи, - но тела, которые, так сказать, не обрели способности принимать в себя эфирное тело и из-за этого остались в определенном смысле на минеральной ступени развития, пройденной человеком прежде, на Сатурне. Таким образом, мы должны говорить о двух царствах, сформировавшихся на Солнце. В теософской литературе обычно говорят, что человек прошел через минеральное царство, растительное царство и животное царство. Вы видите, что это неточно. Минеральное царство на Сатурне было устроено совершенно иначе. В его формах были намечены первые зачатки, провозвестники наших органов чувств. Точно так же и на Солнце был не такой растительный мир, как нынешний, но растительной природой обладали сами органы роста нынешнего человека, то есть все железы. Они были растительными, потому что их пронизывало эфирное тело,

Теперь мы должны представить себе, что это солнечное состояние прошло через некое состояние сна, период затемнения, латентности. Но не следует думать, что прохождение планеты через такое состояние сна является прохождением через бездействие, состояние небытия. Оно таковым не является, как и состояние дева-хана у человека. Человеческий Девахан - это не состояние бездействия. Напротив, мы видели, как человек находится там в непрерывной деятельности и принимает самое существенное участие в развитии нашей Земли. Лишь современному сознанию человека это состояние представляется неким видом сна. Но для иного сознания это как раз более деятельное, более актуальное состояние. Все эти прохождения суть дорога через небесные, высшие состояния, на которой совершается то, что важно для планет. На языке теософии их называют словом "пралая".
Теперь представим себе, как Солнце прошло через такое состояние и как из Солнца развилось то, что оккультизм называет третьим состоянием нашей Земли - Луной. Если бы мы могли наблюдать за этими процессами, то увидели бы приблизительно следующее. За миллионы лет солнечное воплощение изменялось и исчезало, а по прошествии еще миллионов лет оно вновь вспыхнуло после сумеречного состояния. Это было начало лунного цикла.

В первое время после того, как вновь вспыхнуло Солнце, о разделении между Солнцем и Луной еще нет речи - они были вместе, как в солнечную эпоху. Затем произошло то, что называется повторением предыдущих состояний. На некой более высокой ступени повторилось то, что происходило на Сатурне и на Солнце. После этого наступило примечательное изменение в состоянии этого вновь появившегося Солнца: от него отделился спутник. Две планеты, а точнее, неподвижная звезда и планета возникли из прежней солнечной системы. Образовались большая и меньшая массы - Солнце и Луна. Луна, о которой мы сейчас говорим, содержала в себе не только то, что содержит в себе нынешняя Луна, но и те различные субстанции и тех различных существ, которые находятся на нынешних Земле и Луне; если бы мы смешали вместе все это, то получили бы ту Луну, о которой сейчас идет речь и которая тогда оторвалась от Солнца.

Солнце стало неподвижной звездой из-за того, что оно вытянуло лучшие материи вместе с духовными существами. Благодаря этому оно возвысилось до уровня неподвижной звезды. Когда Солнце еще было планетой, все это ведь еще находилось в нем. Но, отдав самостоятельной планете то, что мешало существам развиваться дальше, Солнце стало неподвижной звездой. И вот перед нами космическое зрелище: есть более высокоразвитое тело, неподвижная звезда, а вокруг нее в космосе движется планета, менее ценная по своему качеству, Луна, то есть нынешняя Луна и нынешняя Земля вместе. Это движение Луны вокруг Солнца было совершенно иным, нежели движение нынешней Земли. Если вы рассмотрите это последнее, то сможете различить два вида движения. Во-первых, Земля движется вокруг Солнца, а во-вторых, вокруг своей оси. Благодаря первому, как вам известно, возникают четыре времени года, а благодаря второму, которое совершается примерно 365 раз в году, возникают день и ночь. Но с прежней Луной дело обстояло иначе. Эта Луна была в определенном смысле более вежливой планетой по отношению к своему Солнцу, чем наша Земля, ибо двигалась вокруг Солнца, все время обращаясь к нему одною и той же стороной. Луна никогда не поворачивалась к Солнцу обратной стороной. За период обращения вокруг Солнца Луна поворачивалась вокруг своей оси только раз. А такое движение, непохожее на движение Земли, имеет большое влияние на существ, которые развиваются на планете.

Теперь я опишу вам саму эту планету Луна. Здесь я должен прежде всего сказать вам, что сам человек вновь ушел в развитии несколько дальше, чем на Сатурне и на Солнце. Теперь он состоял уже не только из физического и эфирного тел - к ним добавилось тело астральное. Итак, человек состоял теперь из физического, эфирного и астрального тел, но у него еще не было своего "я". В результате именно этот лунный человек достиг того третьего состояния сознания, которое мы описали, - образного сознания, чьим последним рудиментом являются сновидения нынешнего человека. И>за того же, что это астральное тело соединилось с другими телами, в одном из них - в физическом теле - произошли изменения. Мы видели, что на Солнце высшим в физическом теле были железы, что определенные места тела пронизывали излучения, которые позже отвердели и стали нынешним солнечным сплетением. Благодаря работе астрального тела над физическим на Луне возникли первые зачатки нервной системы. В тело были включены те нервы, которые и сейчас подобным же образом существуют в виде нервов спинного мозга.

Теперь подумайте вот о чем. Человек еще не обладал самостоятельным "я" - у него были только три названных тела. Это человеческое "я" находилось в атмосфере, окружавшей Луну, точно так же, как то было раньше с эфирным телом на Сатурне и с астральным телом на Солнце. Оттуда и трудилось это "я" (входя в состав божественной основной субстанции) над физическим телом. Если же мы вспомним о том, что "я" в то время работало вместе с божественным существами, так сказать, еще не вычленившись, не выпав из этого божественно-духовного естества, то увидим, что "я" на своем пути к земному бытию в определенном смысле ухудшилось, но в определенном смысле и улучшилось. Улучшилось оно в том смысле, что стало самостоятельным, а ухудшилось потому, что теперь оно стало подвержено всякого рода сомнениям, заблуждениям, всему злому и дурному.

"Я" работали изнутри божественно-духовной субстанции. Если сегодня некое "я" работает из астрального плана в физическом плане - это групповая душа животных. Подобно тому как сегодня эти групповые души работают над животными, тогда человеческое "я" трудилось извне над тремя телами. Разница лишь в том, что тогда оно могло рождать тела более высокого порядка, нежели у нынешних животных, ибо оно вело работу изнутри божественной субстанции. На Луне были существа, которые по своему виду и вообще по всему, чем они являлись, стояли выше нынешних обезьян, но не так высоко, как нынешний человек. Между сегодняшним человеком и животным миром было некое промежуточное царство. Затем было еще два царства - оба отсталые. Одно из них не смогло при переходе с Солнца получить астральное тело, то есть осталось на том уровне развития, на котором были на Солнце железы. Это второе царство Луны стояло между нынешними животными и нынешними растениями, то были своего рода животнорастения. На земле точно таких существ сейчас нет, мы можем встретить только рудименты этого мира. Было еще третье царство, которое сохранило на Солнце состояние Сатурна, оно находилось между минералами и растениями. Таким образом, на Луне было три царства - минералорастения, животнорастения и человекоживотные.

Те минералы, по которым мы ходим сегодня, на Луне еще не существовали. Того, что мы называет скалами, пахотным слоем почвы и перегноем, тогда не было. Самое низшее царство находилось между минералами и растениями. Из этого царства состояла вся субстанция Луны. Поверхность Луны была похожа примерно на теперешние торфяники, где растения находятся в таком состоянии, что вот-вот превратятся в какую-то растительную кашу. Лунные существа бродили по этой напоминающей кашу минерально-растительной массе. В определенные времена своего развития вся Луна была такова. Можно также сравнить ее вещество с вареным салатом. Скал в сегодняшнем смысле не существовало. Самое большее, были некие включения, которые можно сравнить с массой, образующей древесину или кору определенных деревьев. Лунные горы состояли из таких масс дерева, или одеревеневшей растительной каши. Это было нечто вроде высохшей старой растительности. Таким образом приготовлялось минеральное царство. На поверхности этой массы росли животнорастения. Они не могли самостоятельно передвигаться, они были прикованы к почве, подобно нынешним кораллам.

В наших сагах и мифах, где заложена глубокая мудрость, переданная посвященными, сохранилось воспоминание об этом. Я имею в виду миф о смерти Бальдра. Этот германский бог солнца и света однажды увидел сон, предвещавший ему скорую смерть. Это очень опечалило богов, асов, которые очень любили Бальдра. Они стали думать, как найти средство, чтобы спасти его. Матерь богов Фригг взяла со всех существ на земле твердые клятвы, что никто из них не убьет Бальдра. Поклялись все, и потому казалось невозможным, чтобы Бальдр когда-нибудь умер. Однажды боги играли и во время игры бросали в Бальдра всевозможные вещи, но не ранили его. Они знали, что он неуязвим. Но Локи, противник асов, бог мрака, думал, как бы убить Бальдра. Тут он услышал от Фригг, что она взяла клятвы со всех существ в том, что они не убьют Бальдра. Где-то очень далеко было только одно безвредное растение, омела, с которого Фригг не взяла клятвы и сказала об этом Локи. Лукавый Локи взял омелу и принес ее слепому богу Хеду, который, не ведая, что творит, убил Бальдра омелой. Так с помощью омелы исполнился дурной сон. В народных обычаях омела всегда играла определенную роль. Нечто зловещее, призрачное выражалось ею. То, что говорили об омеле в древних мистериях троттов и друидов, перешло в народ в виде сказания и обычая.

В основе этого лежит одна истина. На Луне была эта минерально-растительная "каша". На ней произрастали лунные животнорастения. Среди них были такие, которые развивались дальше и достигли на Земле высших состояний, другие же остались на лунной ступени развития когда же возникла Земля, они смогли принять здесь лишь чахлый вид. Они должны были сохранить привычку, которую имели на Луне. Они могли жить лишь на растительной основе - как чужеядные создания, паразиты Земли. Так, омела живет на других деревьях, ибо является пережитком древних лунных животнорастений.

Бальдр олицетворял то, что продолжает развиваться, что несет свет на землю. Локи, напротив, - представитель темных сил, отсталого, он ненавидит прогрессивное, развившееся далее. Поэтому Локи - противник Бальдра. Ни одно земное существо не было в состоянии сделать что-либо против Бальдра, бога, давшего земле свет, ибо они были такими же, как он, тоже проделали путь развития. Только то, что осталось на лунной ступени, то, что чувствовало себя связанным со старым богом тьмы, было способно убить бога света. Омела - это и определенное лечебное средство, как целебны вообще все яды. Так в глубокой сути старинных народных легенд и обрядов мы находим космическую мудрость.
Теперь вспомните о существах, внешним телом которых на Сатурне было "я", и о том, что на Солнце были такие существа, у которых крайним телом было астральное тело. На Луне были существа, которые обладали в качестве внешнего эфирным телом. Они состояли из эфирного тела, астрального тела, "я", самодуха, жизнедуха, духочеловека и восьмого начала, которым не обладает еще нынешний человек, - это Святой Дух. Мы могли бы увидеть их только в обличье эфирных тел как существ призрачных. Они тогда стояли на ступени развития, равноценной той, которую сегодня занимает человек. Христианская эзотерика называет их ангелами. Это существа, которые сегодня стоят непосредственно над человеком, ибо они развились до ступени Святого Духа. Их называют также духами Сумерек, или лунными питри.

У духов Я на Сатурне предводителем было существо, именуемое Богом-Отцом. У духов Огня на Солнце предводителем был Христос, или Логос в смысле Евангелия от Иоанна. На Луне у духов Сумерек предводителем было то, чем является в христианстве Святой Дух. Те существа, которые прошли через стадию человечества на Луне, не имели здесь на Земле необходимости воплощаться, нисходя в физические тела. Планетные образования становились все плотнее и плотнее. Древний Сатурн в своем самом плотном состоянии обладал лишь теплом. Самым плотным состоянием на Солнце было то, что мы сегодня воспринимаем в виде газа, воздуха. Правда, те вещества нужно представлять себе несколько более плотными, нежели нынешние тепло и газ. На лунной же ступени газовые субстанции Солнца уплотнились настолько, что получилась та кашеобразная, густоводянистая, набухающая масса, из которой состояли все существа на Луне, в том числе и высшие, человекоживотные. Если вы представите себе вещество несколько более плотное, чем белок куриного яйца, то вы получите приблизительно эту субстанцию, и вот в такой состав человека была включена нервная система.

Эта Луна была окружена своего рода атмосферой, устроенной совершенно не так, как атмосфера Земли. Характер этой субстанции мы поймем, если вспомним одно место из "Фауста" Гете , то, где Мефистофель хочет подняться вместе с Фаустом в воздух на плаще. Мефистофель желает создать огненный воздух, такой воздух, в котором растворены как в тумане водные субстанции. Таким пропитанным водными субстанциями воздухом - его называют огненным воздухом или огненным туманом - дышали существа на Луне. У них не было легких, даже у высших существ, и они дышали через нечто вроде жабр, как сейчас дышат рыбы. Этот огненный воздух, именуемый в еврейской традиции "руах", может быть и правда воссоздан определенным способом. Эта "руах" утрачена для нынешних людей, однако алхимики давнего времени могли создавать условия для ее возникновения. Этим они заставляли служить себе стихийных существ. Таким образом, этот огненный туман был вполне известен во времена алхимии, и чем дальше мы будем углубляться в прошлое, тем больше увидим возможностей у людей изготавливать его. Этим огненным туманом дышали наши предки на Луне. Он продолжал развиваться и разделился на теперешний воздух и то, что еще возникло на Земле под воздействием огня.

Эта подобная дыму или пару лунная атмосфера, довольно горячая, была пронизана - в разное время то в большей, то в меньшей степени - течениями, которые, так сказать, свисали из воздуха, словно тяжи, погружались в человеческие тела и пронизывали их. Подобным же образом человеческое тело висело на Луне на таком тяже, который уходил в атмосферу, как сейчас ребенок в теле матери висит на пупочной тетиве. Из этого огненного воздуха, как по космической пуповине, в тела поступали вещества, которые можно сравнить с тем, что вырабатывает сейчас сам человек - с кровью. Но "я" находилось вне человека и посылало по этим тяжам то, что было подобно крови, в тела, и эта субстанция втекала в них и вытекала обратно. Эти существа никогда не касались поверхности Луны, они парили, кружили над нею, словно обтекали ее в полете. Как сейчас передвигаются в воде водяные животные, так двигались эти лунные животные-люди. Вливать эти кровяные соки в тела людей было работой ангелов, духов Сумерек.

Эти совершенно новые условия имели и совершенно новые последствия. На Луне зародилось нечто вроде кровеносной системы. Из космоса приходила и уходила обратно особая кровянистая субстанция, как сейчас это происходит с воздухом, и у лунных человекоживотных появилась способность, возникающая лишь с появлением крови. Это были первые звуки, которые шли изнутри, выражая душевные переживания. Только существо, обладающее астральным телом, способно ощущать, и эти ощущения оно может выражать в звуках, причем весьма замечательным образом Это не были произвольные звуки, и эти существа не могли кричать от боли, они не обладали способностью самостоятельно кричать и вообще издавать звуки, но эти звуки совпадали по времени с определенными переживаниями. Так, в определенное время года на Луне происходило то, что можно назвать развитием стремления к продолжению рода, и вот внутренние переживания, которые были у этих существ, могли выражаться в звуках - в остальное время они молчали. При определенном положении Луны по отношению к Солнцу, в установленное время года древняя Луна испускала звуки в космическое пространство. Лунные существа изглашали в мир свое влечение.
Пережитки этого сохранились у нас в крике некоторых животных, к примеру оленей. Такой крик был выражением скорее всеобщих процессов, а не индивидуальных переживаний, которые можно выражать произвольно. Здесь находили свое выражение космические события.

Нам приходится описывать все это лишь приблизительно, ведь мы ограничены словами, которые были созданы для вещей, осуществившихся лишь в наше земное время. Чтобы выразить то, что доступно взору ясновидящего, нам нужно было бы изобрести новый язык. И тем не менее эти описания важны, ибо они - первый путь, ведущий к истине. Лишь через образ, через имагинацию находим мы путь к созерцанию. Мы должны не строить абстрактные понятия и схемы, не рисовать вибрации, а развивать образы внутри нас самих. Это прямой путь, первая ступень к познанию. Ибо, сколь верно то, что человек уже тогда присутствовал с присущими ему способностями, столь же верно и то, что, если он сегодня представляет себе бывшее, то это ведет его назад, к тем состояниям, в коих он тогда пребывал. После того как все существа на Луне прошли путь своего развития и смогли подняться на более высокие ступени, пришло время, когда Луна и Солнце вновь соединились, стали одним телом и перешли в таком состоянии в пралаю. Когда они прошли вместе через это состояние латентности, забрезжило новое бытие - первое предвестие нашего земного бытия. Тут в кратком виде повторились на более высокой ступени три первых состояния - сначала сатурническое, потом солнечное, а затем Луна вновь отделилась и стала вращаться вокруг остального тела. Но внутри этой Луны еще находилась Земля.

Теперь происходит еще одно очень важное изменение. Все, что есть Земля, выбрасывает из себя нынешнюю Луну. Это самые худшие материи и существа, непригодные части - они содержатся в нынешней Луне. Все что было набухающей водной субстанцией на древней Луне, на нынешней Луне заледенело - это можно доказать физически, - а то, что было способно к дальнейшему развитию, осталось на Земле. Развитие происходит на Земле путем разделения древнего Солнца на эти три тела - Солнце, Луну и Землю. Это разделение произошло миллионы лет назад , в древнюю лемурийскую эпоху. Тогда из прежних лунных существ, которые были описаны выше как минералорастение, животнорастение и человекоживотное, возникли нынешние: минерал, растение, животное и человек - человек, способный принять в себя свое "я", раньше парившее вокруг него и соединенное с Божеством. Соединение "я" с человеком произошло после разделения Солнца, Луны и Земли, и с этого момента человек обрел способность создавать в себе самом красную кровь и подняться на свою нынешнюю ступень.


См. также:
- Рудольф Штайнер. Теософия розенкрейцеров. 1-й доклад
- Рудольф Штайнер. Теософия розенкрейцеров. 2-й доклад
- Рудольф Штайнер. Теософия розенкрейцеров. 3-й доклад
- Рудольф Штайнер. Теософия розенкрейцеров. 4-й доклад
- Рудольф Штайнер. Теософия розенкрейцеров. 5-й доклад
- Рудольф Штайнер. Теософия розенкрейцеров. 6-й доклад
- Рудольф Штайнер. Теософия розенкрейцеров. 7-й доклад
- Рудольф Штайнер. Теософия розенкрейцеров. 8-й доклад
- Рудольф Штайнер. Теософия розенкрейцеров. 9-й доклад


Tags: Штайнер, розенкрейцеры, теософия, эзотерика
Subscribe

Posts from This Journal “Штайнер” Tag

promo philologist october 15, 15:20 14
Buy for 100 tokens
Дорогие друзья! Меня номинировали на профессиональную гуманитарную и книгоиздательскую премию "Книжный червь". На сайте издательства "Вита Нова" сейчас открыто онлайн-голосование на приз читательских симпатий премии. Если вы хотите, то можете меня там поддержать:…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments