Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Category:

Рудольф Штайнер. Теософия розенкрейцеров. 12-й доклад

Мюнхен, 4 июня 1907 г.

Внешне тот процесс, который я изобразил вам как возникновение двух полов, разворачивался таким образом, что в том лунном человекоживотном были соединены оба пола и так же обстояло дело у его потомков при повторении лунной стадии на Земле. Затем произошло настоящее расщепление человеческого тела. Произошло оно в результате некоего уплотнения. Лишь благодаря вычленению минерального царства в том виде, как оно существует сейчас, смогло возникнуть человеческое тело, обладающее одним полом. Земля и человеческое тело должны были сначала обрести твердость нынешней минеральной природы. В мягких человеческих телах Луны и ранней Земли люди были обоеполыми, мужчиной и женщиной одновременно. Теперь мы должны напомнить об одном факте, который показывает, что в некотором отношении человек и сейчас сохранил часть своей старой двуполости ведь у нынешнего мужчины физическое тело мужское, а эфирное - женское, у женщины же, наоборот, физическое женское тело имеет мужское эфирное. Эти факты открывают нам интересные истины о душевной жизни полов. Так, например, способность женщины к самопожертвованию в любви связана с мужественностью ее эфирного тела, а мужское честолюбие объяснимо женской природой эфирного тела мужчины.



Я уже говорил, что обособленность полов возникла у людей из смешения сил, посланных нам Солнцем и Луною. Теперь вам следует уяснить, что у мужчины более сильное влияние на эфирное тело исходит от Луны, а более сильное влияние на физическое тело - от Солнца. У женщины - наоборот, физическое тело подвергается воздействию лунных сил, а эфирное тело - воздействию солнечных. Постоянный обмен минеральных веществ в нынешнем физическом теле человека мог начаться лишь тогда, когда возникли нынешние минералы. До того существовала совершенно иная форма питания организма. В солнечную эпоху Земли все растения были проникнуты млечными соками. И питание действительно происходило таким образом, что человек сосал эти млечные соки из растений, как сейчас ребенок сосет материнское молоко. Растения, которые сегодня содержат еще млечные соки, - это последние пережитки того времени, когда все растения в изобилии давали эти соки. И только позднее наступило время, когда питание организма приняло нынешние формы. Чтобы понять смысл разделения полов, мы должны уяснить, что как на Луне, так и во время повторения Луны на Земле все человеческие существа выглядели очень похожими друг на друга. Подобно тому как корова имеет тот же вид, что ее потомки и все прочие коровы, поскольку у них у всех одна групповая душа, так и люди были неотличимо похожи на своих предков, это продолжалось довольно долго и в атлантическую эпоху.

Как же возникло такое положение, что люди перестали быть столь похожими друг на друга? Это результат возникновения двух полов. От прежней двуполости у женских существ сохранилась тенденция производить похожих друг на друга потомков. У мужских существ иное влияние: они обладают тенденцией вызывать разность, индивидуализацию; мужская сила, вливаясь в женскую, производит все большее несходство. Так, благодаря мужскому влиянию, возникает возможность появления индивидуальности. Старая двуполость имеет еще одну своеобразную черту. Если бы вы спросили человека на старой Луне о его переживаниях, то они бы оказались у него теми же самыми, что и у его самых отдаленных предков. Все это жило, передаваясь через поколения. Тот факт, что постепенно развивается сознание, простирающееся лишь от рождения до смерти, был подготовлен индивидуализацией человеческого рода, и отсюда развивалась также и возможность такого рождения и такой смерти, какими они являются сейчас. Ибо те люди старой Луны, которые передвигались, плавая и паря, словно бы свисали из окружающей среды, в которую уходили их кровеносные волокна. Если такое существо умирало, то это не была смерть души, но только как бы отмирание одного органа-а сознание сохранялось наверху, словно на вашем теле одна рука отсыхала, а другая вырастала вместо нее. Так эти люди с их сумеречным сознанием воспринимали умирание лишь как постепенное высыхание своих тел. Тела высыхали, и все время возникали новые - сознание же сохранялось благодаря сознанию групповой души, так что в действительности существовало некое бессмертие.

Затем возникла нынешняя кровь, которая теперь производится в самом теле человека, и это шло рука об руку с возникновением двуполости, что обусловило необходимость одного примечательного процесса: кровь порождает постоянную борьбу между жизнью и смертью, и существо, производящее в себе красную кровь, само является ареной этого постоянного сражения, ибо красная кровь используется и превращается в синюю кровь, вещество смерти. С возникновением кровепреобразования внутри человека появилось и затемнение сознания по ту сторону рождения и смерти. Лишь теперь, с высветлением теперешнего сознания, человек утратил прежнее сумеречное бессмертие, так что невозможность заглянуть за пределы рождения и смерти тесно связана с существованием полов. С этим теснейшим образом связано и еще одно. Когда человек обладал групповой душой, бытие тянулось из поколения в поколение, не прерываясь рождением и смертью. Теперь возникло такое пресечение и тем самым - возможность реинкарнации, новых воплощений. Прежде сын был только непосредственным продолжением отца, отец - непосредственным продолжением деда; сознание не обрывалось. Теперь наступило время, когда сознание стало затемняться за пределами рождения и смерти, и только это создало возможность пребывания в камалоке и Девахане. Это изменение, это пребывание в высших мирах стало вообще возможным лишь после индивидуализации, после отторжения Солнца и Луны. Лишь в это время появилось то, что мы сегодня называем воплощением, а одновременно с этим - то нынешнее промежуточное состояние, которое тоже когда-то прекратится.

Мы подошли теперь к эпохе, когда древний двуполый организм, представляющий собой некий род групповой души, разделяется на мужское и женское естество, причем одинаковое, подобное продолжается благодаря женскому, а различное - мужскому. В нашем человеческом роде мы действительно видим в женском тот принцип, который сохраняет старые родовые, расовые и народные связи, а в мужском - постоянное разрывание этих связей, ведущее к индивидуализации человечества. В человеке сочетается действие старого, женского начала - групповой души - и нового, мужского - индивидуализирующего элемента. Дело идет к полному исчезновению всех расовых и родовых связей. Один человек станет все больше отличаться от другого. Единение будет обусловливаться уже не общностью крови, а тем, что соединяет одну душу с другою душой. Таков путь развития человечества. У первых атлантических рас еще существовали глубокие объединяющие узы, так что эти первые подрасы различались даже цветом, и этот элемент групповой душевности мы видим и поныне в том, что люди имеют разный цвет кожи. Такие различия будут постепенно исчезать по мере того, как будет торжествовать элемент индивидуальности. Придет время, когда не станет больше рас разного цвета. Расовое несходство исчезнет, но зато индивидуальные различия станут огромными. Чем дальше мы углубляемся в древность, тем больше встречаемся с торжеством расового элемента. Настоящий принцип индивидуации начинается вообще только в позднюю атлантическую эпоху. У древних атлантидян (атлантов) люди, принадлежавшие к одной расе, еще в самом деле испытывали глубокую антипатию к представителям другой расы. Общность крови обусловливала единение, любовь. Браки между членами разных родов считались аморальными.

Если бы ясновидящий захотел исследовать связь, которая существовала у древнего атлантидянина (атланта) между эфирным и физическим телом, он сделал бы интересное наблюдение. В то время как у нынешнего человека голова эфирного тела приблизительно соответствует физической голове, лишь немного выступая за ее пределы, у древнего атлантидянина (атланта) эфирная голова сильно выступала за пределы физической. В особенности это проявлялось в лобной части. Представим себе точку в физическом мозгу - между бровями, только примерно на сантиметр глубже, и другую точку, в эфирной голове, которая бы соответствовала первой. У атлантидянина (атланта) эти точки находились еще на значительном расстоянии друг от друга, и развитие состояло именно в том, что они все больше сближались. В пятую атлантическую эпоху точка эфирной головы вошла в физический мозг, и благодаря тому, что эти две точки совпали, развилось то, что свойственно нам сегодня: умение считать, выносить суждение, вообще способность мыслить понятиями, интеллект. Раньше у атлантидян (атлантов) была только хорошо развитая память, но не было рассудка, соображения. Здесь отправная точка для осознания собственного "я". До того как эти точки совпали, у атлантидянина (атланта) не было самостоятельности его существа; зато он мог жить в значительно более тесном контакте с природой. Его жилье слагалось из того, что давала природа. Он изменял форму камней и соединял их растущими деревьями. Его жилье формировалось из находящейся в процессе становления природы, оно было, собственно говоря, видоизменением предметов природы. Так, человек жил в малых общинах, еще сохраненных кровным родством, и в них господствовал сильный авторитет, носителем которого являлся сильнейший, вождь. Все было во власти влияния - авторитета, который, впрочем, воплощался совершенно иначе.

Когда человек вступал в атлантическую эпоху, он не мог говорить, четко артикулируя звуки, - речь только и возникла в эту эпоху. Вождь не мог повелевать словом. Зато люди обладали способностью понимать язык природы. Об этом нынешний человек не имеет никакого представления, он должен учиться этому заново. Представьте себе, к примеру, ручей, в котором отражается ваш образ. В душе оккультиста, видящего это, возникает своеобразное чувство. Чувствуя так, он говорит: мой образ выступает мне навстречу из этого ручья; это для меня знак того, что на старом Сатурне все отражалось в космическое пространство. Если оккультист видит в ручье свое изображение, у него всплывает воспоминание о Сатурне. Так же и в эхе, возвращающем произнесенный звук, таится напоминание о том, как на Сатурне все, что гласило в мировое пространство, возвращалось обратно эхом. Или же вы видите мираж - отражение в воздухе, при котором воздух словно принимает в себя какие-то картины, а затем передает их вам. Будучи оккультистом, вы увидите в этом память о солнечной эпохе, когда газообразное Солнце принимало все, что шло к нему из космоса, перерабатывало все это в себе, затем отражало, сообщая при этом отраженному свою собственную природу. На планете Солнце вы увидели бы, что вещи там подготавливались в виде миражей, в виде неких воздушных картин в тазовой среде солнечного воплощения. Так человек учится без всякой фантастики познавать мир в его многообразии, и это есть важное средство для развития, для продвижения в высшие миры.

В старые времена человек в высокой степени понимал природу. Есть большая разница, жить в таком воздухе, как нынешний, или в таком, какой был в атлантическую эпоху. В воздухе тогда стоял тяжелый туман, солнце и луна были окружены гигантскими радужными ореолами. Было время, когда массы тумана обладали такой густотой, что глаз не мог увидеть звезд, а солнце и луна были еще заслонены. Они лишь постепенно открывались взорам людей. Это открытие взору солнца, луны и звезд величественно описывается в истории миротворения. То, что там описано, действительно происходило, и происходило многое другое. У атлантидянина (атланта), таким образом, было еще очень сильно развито чувство окружающей природы. Смыслы, гласящие из журчания ручья и шума ветра, которые сегодня для вас суть нечленораздельные звуки, атлантидянин (атлант) воспринимал как понятный язык. Повелений тогда еще не знали, но дух исходил из насыщенного влагою воздуха и говорил к человеку. Библия выражает это словами: "...и Дух Божий носился над водою". Человек слышал дух из самих вещей, дух обращался к нему из солнца, луны и звезд, и вы найдете в этих словах Библии ясное выражение того, что происходило вокруг человека.

Потом пришло время, когда особенно развитая часть человеческого рода, жившая в местности, также лежащей теперь на дне моря поблизости от нынешней Ирландии, испытала сильное внедрение эфирного тела и приобрела благодаря этому расширение ума. Эта часть людей двинулась на восток под водительством самых развитых из них, а Атлантический материк тем временем постепенно поглощала водная стихия. Самая передовая часть данных народностей дошла до Азии и основала там центр тех культур, которые мы теперь зовем постатлантическими. Отсюда началось затем распространение культуры. Она исходила от того потока людей, которые позже продвинулись дальше на восток и, придя в Центральную Азию, основали затем в Индии первую культуру, в которой были еще сильны отзвуки культуры атлантической. Древний индус не обладал еще тем сознанием, каким обладаем мы, но сама возможность его появления возникла тогда, когда совпали те две точки в мозгу, о которых я говорил. До этого внедрения у атлантидянина (атланта) еще было живо образное сознание, он еще видел им духовных существ. Он не только разбирал ясную речь в журчании ручья, но для него из этого ручья выходила ундина, воплощенная в воде. В воздушных токах этот человек видел сильфов, в пляшущем огне - саламандр. Он видел все это, и отсюда возникали мифы и легенды, которые сохранились в Европе в самом чистом виде.там, где оставались еще атлантидяне (атланты), не дошедшие до Индии. Германские саги и мифы - остатки того, что древние атлантидяне (атланты) еще видели в стоящем тумане. Реки, например Рейн, жили в сознании этого древнего атлантидянина (атланта) так, будто в них воплотилась мудрость, находившаяся в туманах древнего Нифльхайма. Им казалось, что та мудрость осталась в реках - она жила в них в виде рейнских русалок и подобных им существ.

В этих областях Европы жили отзвуки атлантической культуры. В Индии же возникла новая культура, в которой видны еще отзвуки того образного мира. Сам этот мир погиб, но тоска по тому, что в нем выражалось, осталась у индийцев. Если атлантидянин (атлант) мог слышать, как говорит мудрость природы, то у индуса осталась тоска по этому единству с природой, и характер древнеиндийской культуры проявляется в том, что она хочет вернуться в то время, которое прежде было естественным для человека. Древний индус, был мечтателем. Перед ним простиралось то, что мы называем действительностью, но чувственный мир был в его глазах "майя". Что древний атлантидянин (атлант) еще видел в качестве парящих духов, то древний индус искал в своей тоске по духовному содержанию мира, по Брахману. И это возвращение к старому атлантическому состоянию сновидений сохранилось в восточном обучении тому, как вернуть это прежнее сознание.

Дальше на север мы находим мидян и персов, прото-персидскую культуру. В то время как индийская культура уходит далеко от действительности, перс сознает, что ему приходится считаться с нею. Человек выступает здесь работником, понимающим, что своими духовными силами он должен стремиться не просто к познанию, но что с их помощью он должен преобразовывать земной мир. Земля выступает для него поначалу как некое враждебное начало. Он должен был одолевать землю, и эта антитеза выражается в противопоставлении Ормузда и Аримана, доброго и злого божества, и в борьбе между ними. Человек хотел, чтобы духовный мир все больше и больше вливался в земной мир, но он еще не мог осознать закономерности, естественной закономерности этого внешнего мира. Древняя индийская культура на самом деле обладала знанием высших миров, но добытым не на основе естествознания, ибо все земное было "майя"; перс видел в природе только мастерскую.

Затем мы переходим к халдеям, вавилонянам и египетским народностям. Здесь человек научился познавать закономерности самой природы. Когда он взирал на звезды, он не просто искал за ними богов, но изучал звездные законы, и так возникла та удивительная наука, которую мы находим у халдеев. Египетский жрец уже смотрел на физическое не как на враждебное - он включал то духовное, что находил в геометрии, в саму почву, в землю своей страны. Внешняя природа познавалась в своей закономерности. В халдо-вавилоно-египетской мудрости внешняя наука о звездах была тесно связана с познанием богов, одушевлявших звезды. Это третья ступень культурного развития. Лишь на четвертой ступени постатлантического развития человек достигает такого уровня, что включает в культуру все то духовное, что переживает внутри себя самого. Это происходит в греко-латинскую эпоху. Здесь человек запечатлевает в произведениях искусства, в оформленной материи свою собственную духовность - как в пластике, так и в драме. Здесь мы находим и первые шаги человеческого градостроения. Оно имело иную природу, нежели в доэллинское время - в Египте и Вавилоне. Там жрецы взирали на звезды и искали звездные законы, а то, что происходило на небесах, отображали в том, что они строили. Так, в их башнях мы видим семь ступеней развития, которые человек сначала изучал на примере семи небесных тел; так, в пирамидах мы видим сплошь космические соотношения.

Переход от жреческой мудрости к мудрости собственно человеческой мы находим чудесно выраженным в ранней римской истории, в истории семи римских царей. Что такое эти семь царей? Мы помним, что предыстория Рима восходит к древней Трое. Троя предстает конечным результатом древних жреческих обществ, которые создавали государства по законам звезд. За этим следует переход к четвертой культурной ступени. Древняя жреческая мудрость побеждается человеческим умом, который олицетворяет хитрый Одиссей. Еще нагляднее мы видим это в одном образе, который может быть верно понят только так и который представляет победу человеческой способности суждения над мудростью духовенства. Символом человеческой мудрости всегда была змея. Группа Лаокоона показывает, как жреческую мудрость древней Трои побеждают человеческий ум и человеческая мудрость, выраженная в образе змей.

Затем руководящие авторитеты, которые действуют тысячелетиями, наметили те процессы, которым предстояло идти в будущем, и в соответствии с этим должна была протекать история. Те, кто стоял у истоков Рима, уже предопределили семеричность римской культуры, как то записано в Сивиллиных книгах. Подумайте об этой культуре: вы найдете в именах семи царей отзвуки семи принципов человека. Более того, пятый римский царь - этруск, пришелец извне. Он олицетворяет ту часть манаса, самодуха, которая соединяет три низших начала с тремя высшими. Семь римских царей олицетворяют семь принципов человеческой природы, в них обозначены духовные связи. Республиканский Рим есть не что иное, как человеческая мудрость, приходящая на смену старой жреческой мудрости. Так четвертая эпоха выросла из третьей. То, что было в душе человека, он вывел изнутри себя в великих произведениях искусства, в драме и в праве. Прежде всякое право бралось от звезд. Римляне стали народом права, ибо здесь человек создал то право - jus, - которое отвечало его потребностям, которое было нужно ему самому.

Мы с вами живем в пятую эпоху. Как выражается в ней смысл всего развития? Старый авторитет, старое влияние исчезло; человек становится существом все более внутренним, его внешние деяния все более носят отпечаток его внутренней жизни. Родовые взаимосвязи распадаются, человек все более индивидуализируется. Поэтому здесь зарождается религия, говорящая так: "Кто не покинет отца и мать, брата и сестру, тот не может быть Моим учеником". Должна исчезнуть всякая любовь, основанная на природных связях; человек должен стать перед человеком, душа должна найти дорогу к душе. Наша задача в том, чтобы еще больше низвести в физический план то, что вылилось из души в греко-латинскую эпоху. Это делает человека существом, все сильнее погружающимся в материальное. Если грек создал в своих произведениях искусства идеалистичное изображение своей душевной жизни и отлил его в человеческую форму, если римлянин создал своими законоположениями нечто такое, что представляет уже скорее личные потребности, то вершина нашей эпохи - машины, которые являются всего лишь материалистичным выражением совершенно личных потребностей людей. Все больше и больше нисходило человечество с небес, и эта пятая эпоха опустилась ниже всего и сильнее всего оказалась связанной материей.

Если грек в своих творениях поднимал человека над человеком (ибо Зевс - это человек, поднятый над самим собою), если в римских законах вы найдете еще нечто от человека, превосходящего пределы личного, поскольку римлянин больше ценил в себе римского гражданина, нежели частное лицо, то в нашу эпоху вы найдете человека, практически применяющего дух ради удовлетворения своих материальных потребностей. Ибо все машины, пароходы, железные дороги, все сложные изобретения - какой цели они служат? Прежде древний халдей удовлетворял свою потребность в пропитании простейшими способами; сегодня для этого применяют огромные запасы мудрости. Для того чтобы утолять голод и жажду, используют кристаллизованную человеческую мудрость. Мы не должны обманывать себя: мудрость, которая используется таким образом, опустилась ниже себя самой - в материальное. Все, что человек добыл прежде из духовной сферы, все это должно было опуститься ниже себя самого, чтобы затем вновь подняться. И в этом задача нашего времени. В ветхом человеке текла кровь, которая связывала его с родом, - сегодня любовь, которая текла в ветхой крови, все больше подвержена распаду. Некая духовная любовь должна прийти на ее место - тогда мы сможем вернуться к духовному. То, что мы опустились, отошли от духовного, оправдано, ибо люди должны проделать этот путь вниз, чтобы своими силами найти возможность вернуться к духовности, и миссия теософского течения в том, чтобы указать человеку этот путь наверх.

Мы проследили путь рода человеческого до того времени, в котором живем мы сами. Теперь нужно показать, каково будет его дальнейшее развитие и как человек, прошедший посвящение, уже сегодня может на своем пути познания и мудрости предвосхитить определенную ступень развития человечества.


См. также:
- Рудольф Штайнер. Теософия розенкрейцеров. 1-й доклад
- Рудольф Штайнер. Теософия розенкрейцеров. 2-й доклад
- Рудольф Штайнер. Теософия розенкрейцеров. 3-й доклад
- Рудольф Штайнер. Теософия розенкрейцеров. 4-й доклад
- Рудольф Штайнер. Теософия розенкрейцеров. 5-й доклад
- Рудольф Штайнер. Теософия розенкрейцеров. 6-й доклад
- Рудольф Штайнер. Теософия розенкрейцеров. 7-й доклад
- Рудольф Штайнер. Теософия розенкрейцеров. 8-й доклад
- Рудольф Штайнер. Теософия розенкрейцеров. 9-й доклад
- Рудольф Штайнер. Теософия розенкрейцеров. 10-й доклад
- Рудольф Штайнер. Теософия розенкрейцеров. 11-й доклад


Tags: Штайнер, розенкрейцеры, теософия, эзотерика
Subscribe

Posts from This Journal “Штайнер” Tag

promo philologist october 15, 15:20 14
Buy for 100 tokens
Дорогие друзья! Меня номинировали на профессиональную гуманитарную и книгоиздательскую премию "Книжный червь". На сайте издательства "Вита Нова" сейчас открыто онлайн-голосование на приз читательских симпатий премии. Если вы хотите, то можете меня там поддержать:…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment