Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Дмитрий Быков (выступление) // "Военно-промышленный курьер", №20, 25 мая 2011 года

Originally posted by jewsejka at Дмитрий Быков (выступление) // "Военно-промышленный курьер", №20, 25 мая 2011 года

Дмитрий Быков

НЕОТЪЕМЛЕМАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОБОРОНОСПОСОБНОСТИ
только культурное государство может быть по-настоящему сильным

«ВПК» продолжает публикацию выступлений участников дискуссии на недавнем заседании XIX ассамблеи Совета по внешней и оборонной политике. Напомним, что СВОП рассматривал вопрос «Культура, будущее России и ее место в мире», ибо он также играет важную роль в укреплении национальной безопасности страны.

Дмитрий Быков,
писатель, поэт, журналист, кинокритик, сценарист:


ПОЧЕМУ ВСПОМИНАЮТ СОЦИАЛИЗМ?

Город на болоте

Мне кажется, что основная черта русской матрицы и ее подчеркнутая Даниилом Борисовичем Дондуреем («ВПК», № 19) двойственность состояли прежде всего в том, что Россия – это действительно два в одном.

Это огромная Индия, управляемая маленькой Британией. Или, если угодно, образ города на болоте, причем болото можно для удобства назвать Солярисом, если для кого-то это слово оскорбительно. А город – это государственная структура, над ним надстроенная.

Соприкасаются они сложным образом, как вообще соприкасается камень с болотом. Они друг другом не управляют. Они абсолютно разделены, отсюда двойная мораль. А коррупция – не более чем механизм отношений между ними. Механизм откупа народа от государства. Впрочем, зачем говорить «коррупция», если есть слово «традиция», как сказал Михаил Успенский. Мы платим им за то, чтобы они не мешали нам делать наши дела.

Устройство болота абсолютно табуировано для него самого, оно не хочет думать о себе, но мы благодаря некоторым мыслителям, зародившимся в этом болоте, примерно знаем основные его структуры. Оно всегда горизонтально, оно не любит вертикалей. Для него важны земляческие, родственные, семейные связи, «Одноклассники.ру», «Сокамерники.ру», друзья по школе и т. д. Оно, как правило, абсолютно неизменно, как отметила Олеся Николаева, в своих принципах. Оно не эволюционирует, в нем все сохраняется. Оно всегда недовольно и вместе с тем не хочет никаких перемен. Оно великолепно решает непрагматические задачи и совершенно не умеет решать задачи конкретные. Недаром на Западе в ходу такая поговорка: на трудную задачу зовите китайца, на невозможную – зовите русского.

Одновременно существует город, который все это время довольно быстро деградирует. Деградирует в силу коррупционности, в силу полной неспособности к конкретным действиям, в силу отрицательной селекции, по которой в эту верхушку отбираются люди. Иными словами, русская матрица наиболее подробно и детально описывается повестью Стругацких «Улитка на склоне», где существуют отдельно лес и институт. Институт деградирует быстрее леса, поскольку в отличие от леса ничего не делает. Лес застыл в своем гомеостатическом состоянии, но тем не менее тоже довольно быстро заболачивается.

Вот эта матрица – лес – институт, когда все главные государственные функции каким-то образом делегированы власти, а народу остается служить для нее сырьем, очень эффективна действительно для феодализма. Но вызовам ХХ века, как мы понимаем, она не соответствовала. Поэтому русская государственность была абсолютно мертва уже к 1914 году.

Начиная с 1914-го она начала получать все более мощные гальванические удары. Самым мощным таким гальваническим ударом была русская революция, затем три волны террора. И, наконец, Великая Отечественная война. Труп получал все более мощный ток. И за этот счет ходил. Ходил до 1978–1979 годов, пока не начал разлагаться на глазах.

.

Изучать опыт СССР

Но тем не менее советская власть при всех своих ужасах породила один очень существенный феномен, к которому нам, как мне кажется, придется возвращаться еще неоднократно. Это феномен посредников между лесом и институтом, некое третье сословие народа, которое не власть и не народ, а так называемая интеллигенция.

Главные прорывы в русской истории за все время существования России – рискну сказать ужасную вещь, но это так – были связаны с советским проектом и особенно с его последними годами, начиная с полета Гагарина, 50-летие которого мы отмечаем, и кончая могучим расцветом русской культуры в 70-е годы. Ничего подобного тому, что имели в 70-е, мы не будем иметь еще весьма долго. Тогда на доске стояла очень неочевидная комбинация, которая в 1985 году была просто решительным движением руки сметена с этой доски. Мы, безусловно, должны ее возродить, заново выстроить и доиграть до конца. Поскольку ситуация нового состояния народа… Кстати говоря, авторская песня ведь тоже его маркирует: народ – это тот, кто пишет народные песни. Так вот появление авторской песни знаменовало собой появление нового народа. Это появление интеллигенции.

У нас есть всего два сценария, по которому этот посредник может возникнуть. Это либо человек из народа, который чего-то добился и выучился, как Михаил Ломоносов, либо человек из аристократии, который почему-то заинтересовался народом, как Лев Толстой. Но именно такие фигуры, условно говоря, третьи в этом бинарном противостоянии, и могут двинуть Россию куда-то вперед.

Россия больше всего преуспела в тот момент, когда интеллигенция, условно говоря, люди с низовым происхождением, но с большим количеством собраний сочинений в книжных шкафах, стала составлять безусловное большинство народной массы. Когда к 70-му году процент людей с высшим образованием в стране впервые перевалил за цифру 50. И это и есть выход из бинарного, абсолютно бесплодного, уже неактуального сегодня противостояния массы и элиты. Именно формированием этой новой интеллигенции, как мне кажется, мы и должны заниматься.

Совершенно очевидно, что Россия, как правило, безуспешна в производстве товаров. Но очень успешна в производстве сред. Производство сред, мне кажется, и должно стать главной задачей. Мне видятся здесь всего три задачи на данный момент, которые надо действительно оперативно решать. Поскольку бренд «Советский Союз» сейчас не занят, я говорю о журнале, а журнал такой был в свое время успешен, нам необходим журнал, нечто вроде вестника по изучению античной культуры, который бы назывался «Советский Союз» и изучал технологии Советского Союза. Хорош или плох был этот Союз в 60–70-е годы, а он был, безусловно, плох во многих отношениях, он был прорывом из русской матрицы и в этом смысле ее спасением. Поэтому журнал, в котором на хорошем научном и культурном уровне освещались бы проблемы 60–70-х годов не так, как это делает Леонид Парфенов с точки зрения гламурной, но, безусловно, в том направлении, которое он открыл, насущно необходим. Мы откатились назад от этого уровня и в своем движении к будущему обязательно эту фазу еще раз минуем.

Второе, что необходимо делать немедленно. Подготовка и попытка сформулировать тот общенациональный непрагматический проект, который мог бы сегодня одинаково заинтересовать элиту для его спонсирования и массы для работы в нем. Я думаю, что таких проектов может быть всего два. Либо это великий космический прорыв, вроде полета на Марс, либо модель лучшего в мире образования, для которого в России, безусловно, есть все резервы и традиции, но нет никакой государственной воли.

Третье, что мы должны обязательно делать. Это то самое создание сред, как они создавались в Советском Союзе, о котором мы говорили: активная работа по созданию новой диссидентской среды, которая бы имела свои бюллетени, журналы, свою сетевую культуру (у нас это в Интернете неплохо поставлено), формирование детских кружков, вплоть до модельных, до самых примитивных, потому что именно из этих кружков и сред вышла вся сегодняшняя элита. В общем, если сегодня мы сформируем новую интеллигенцию, ничего в политическом смысле делать уже не понадобится, она все устроит себе сама.

.
Tags: Дмитрий Быков, Россия, общество
Subscribe
promo philologist 02:08, sonntag 1
Buy for 100 tokens
Робин Гуд / Изд. подг. В.С. Сергеева. Пер. Н.С. Гумилева, С.Я. Маршака, Г.В. Иванова, Г.В. Адамовича и др. — М.: Наука; Ладомир, 2018. — 888 с. (Литературные памятники). Желающие приобрести это издание могут обратиться непосредственно в издательство. Контакты издательства:…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments