Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Categories:

Конференция «Д.С. Мережковский: литератор, религиозный философ, социальный экспериментатор»

21–23 апреля 2016 года кафедра восточноевропейской культурологии Института специальной и межкультурной коммуникации Варшавского университета совместно с Институтом литературы Болгарской Академии наук планирует провести в Варшаве международную научную конференцию «Д.С. Мережковский: литератор, религиозный философ, социальный экспериментатор», посвященную 150-летию со дня рождения, 75-летию со дня смерти, 95-летию пребывания в Варшаве одного из крупнейших русских литературных деятелей ХХ века. Фигура Юбиляра заслуживает внимания с точки зрения проблем, поставленных либо экземплифицируемых именно ею. Творческое наследие Мережковского, отличаясь масштабностью, эрудицией, разнообразием художественных форм, не умещается в рамки не только литературного, но и культурного поля.



Как писатель Мережковский – творец оригинальных историософских романов, автор мегажанра романной трилогии, актуализирующий истоки европейской литературной традиции (аттической трагедийной трилогии); как теоретик – основоположник символизма в России; как критик – создатель религиозно-философского литературоведения; как публицист – пророк массового человека ХХ столетия (“грядущий Хам”); как общественный деятель – устроитель религиозно-философских собраний; как мыслитель – выразитель идей нового религиозного сознания; как политик – сторонник преобразований, определяемых “революцией духа”.

“Дела и дни” Мережковского остро ставят вопрос о границах социального института литературы в целом и способности писателя не только реагировать на давление поля политики, но и осуществлять “вылазки” на территорию последнего в частности. Этот вопрос конкретизируется при помощи следующей гипотезы: Мережковскому тесно в социальной роли писателя, и он предпринимает попытки поиска реального политика-мецената (патрона), которого он мог бы интеллектуально опекать (Савинков, Керенский, Пилсудский, Муссолини, Франко), имея уже значительный художественный опыт “совмещения” и “разведения” свойств и функций интеллигента и политика в ряде литературных персонажей (Марк Аврелий; Юлиан; Леонардо, Макиавелли и Чезаре Борджиа; Алексей и Петр).

Учитывая тематические и методологические импликации высказанной гипотезы, предлагаем обсудить следующие проблемы:
- политико-религиозный комплекс русского писательства в России и в эмиграции (сходства, отличия, трансформации);
- связи личности с духовными реальностями;
- эсхатологический склад души;
- царство Духа в писательстве и созидательной деятельности вообще;
- противодействие метафизическому злу (большевизму) как концепция жизни и мышления;
- феномен “троебратства”;
- взаимодействие с эмигрантской средой вообще и первым поколением эмигрантской молодежи в частности;
- асимметричная война между эмиграцией и метрополией за культурный капитал становящейся “культуры два” и за новые медиа;
- “соседи” по эмиграции и литературному полю (Вячеслав Иванов, Григол Робакидзе);
- политические “взгляды” и политическое поведение (контакты с “вождями”);
- поэтика литературного произведения и “поэтика” писательского института: когерентность и разлад; 1
- утопия-фикция и утопия-прагма, фантастика ретроспективная и фантастика футуристическая;
- (не)зависимость писателя от своих (невольных? пророческих?) автопортретов
(Макиавелли Воскресших богов – пророческий автопортрет Мережковского) и/ или моделирование персонажа как самосбывающееся пророчество во внефикциональном мире;
- амбивалентность как семантическая константа раннемодернистской поэтики и колебание как желание сохранения доступности взаимоисключающих возможностей/ оттягивание вхождения в мир/свет;
- экзотопия (габитусы квази-пророка, эмигранта, квази-политика, негоцианта между полем культуры и полем политики) как решение вопроса о сохранении социальной молодости;
- практика „жизнетворчества” и теория культурного поля Бурдье;
- консервативный авангард (авангард не только как контр-модерность /counter-modernity/, нацеленная на разрушение институтов автономного искусства и произведения искусства и, шире – “индивидуалистского кода” модерности, но и как формация, способная сопрягать эти установки с правой политической идеологией и ретроспективным утопизмом), “консервативная революция”, “культура два”: разные явления или аспекты одного и того же социокультурного феномена;
- консервативный авангард и (ре)актуализация Средневековья и Ренессанса;
- консервативный авангард в горизонте своего времени vs. с точки зрения истории, пишущейся победителями (во Второй мировой войне).
Личность и творчество Мережковского позволяют вновь актуализировать проблему
- сущности русской интеллигенции, причем, как в литературной исторической ретроспективе (в Грядущем Хаме писатель мифологизировал русскую интеллигенцию, в Петре и Алексее художественно исследовал ее становление), так и в новейшее время (мессианство/миссианство/гибель интеллигенции в современном российском социуме; интеллигенты/ “лишние люди”; историческая динамика (не)востребованности).
Многопрофильная деятельность Мережковского (писатель-критик-политик-публицист-
философ) дает основание поставить вопрос
- о границе между дилетантизмом и профессией; о социальных (как принадлежность к определенной полосе культурного поля) и исторических условиях возможности такой многопрофильности.
Для публики (не только широкой) творчество Мережковского оказалось элитарным. В отличие от современников, например, Вячеслава Иванова, писатель так и не обрел своего “круга посвященных” читателей:
- внешне подкупающе-простая тезисность текстов Мережковского в сочетании с их глубинной проблемно-тематической сложностью и, как казалось современникам, c “актерством”, “эстрадностью”, “позерством” автора предопределили раннюю рецепцию недоумения/ непонимания/ недоброжелательности;
- позиция эмигранта – противника Советской власти вызвала рецепцию полного отвержения/забвения (в СССР и странах соцблока).

Переоценка ценностей постперестроечного периода в России теоретически сформировала рецепцию апологетическую, что привело к включению творчества писателя в литературный канон (школьные и вузовские программы), в связи с чем любопытно было бы изучить новейшие интерпретации личности и творчества Мережковского в аспекте их функционирования в современном поле культуры. Зинаида Гиппиус назвала Мережковского “пророком, которого не услышали”. В связи с этим могут стать значимыми результаты изучения динамики и географии читательской (не)популярности, политической (не)удобности, литературоведческой (не)интересности Мережковского: зависимость этой (не)популярности, (не)удобности, (не)интересности от эзотеризма и квази-реализма поэтики его произведений; от форм политической догмы и политической корректности; от настораживающего символа “грядущего Хама” с его неоднократными приходами и неокончательной воплотимостью).

Организовывая юбилейную конференцию в Варшаве, мы просим наших потенциальных докладчиков учитывать (по возможности) т.н.“польский след” (мотив, концепт, образ, факт, личность и проч.), получивший отражение/воплощение в биографии писателя, его общественной деятельности, литературно-публицистическом наследии, а также в рецепции его личности и творчества современниками и потомками в России и за ее пределами.

Людмила Луцевич, Йордан Люцканов, Нина Барковская

Язык конференции: русский
Оргвзнос: 100 евро (400 злотых)
Адрес: ul. Szturmowa 4, 02-678 Warszawa Polska
Проезд и проживание участников осуществляются за счет командирующей стороны.
Желающих принять участие в конференции просим прислать заполненную анкету участника и тезисы доклада (2000 знаков с пробелами + библиография от 3 до 5 источников) до 1 ноября 2015 г. по электронному адресу: merezkovsky2016@gmail.com

Информация о принятии/отклонении тезисов будет дана 1-3 декабря 2015 г.

Организационный комитет: Людмила Луцевич, Иоанна Пиотровска, Йордан Люцканов, Джузеппина Джулиано, Юлия Дамм, Руслан Шошин, Иоанна Новаковска

Научный комитет: Елена Андрущенко (Харьков), Нина Барковская (Екатеринбург), Бернис Глатцер-Розенталь (Нью-Йорк), Татьяна Викторова (Страсбург), Алиция Володзько-Буткевич (Варшава), Захар Давыдов (Торонто), Джузеппина Джулиано (Салерно), Гун-Брит Колер (Ольденбург), Франсуаз Лесур (Лион), Людмила Луцевич (Варшава), Йордан Люцканов (София), Дина Магомедова (Москва), Александр Медведев (Тюмень), Яни Милчаков (Шумен/ София), Вадим Полонский (Москва), Ольга Табачникова (Престон), Оге Ханзен-Леве (Вена), Алексей Холиков (Москва), Мария Цимборска-Лебода (Люблин), Андрей Шишкин (Салерно), Манфред Шруба (Бохум)

Форма заявки

(Источник информации: Иоанна Пиотровска)
http://ruthenia.ru/anons/551903.html

Вы также можете подписаться на мои страницы в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy
и в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky

Tags: Мережковский, Польша, конференции, литература, философия
Subscribe

Posts from This Journal “Мережковский” Tag

promo philologist 18:41, Суббота 5
Buy for 100 tokens
Дорогие друзья, я принял участие в конкурсе профессионального мастерства книжной премии «Ревизор–2020» в номинации "Блогер года". Вы можете поддержать меня и мой книжный блог в интернет-голосовании, открытом на сайте журнала "Книжная индустрия" (регистрация там…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments