Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Category:

Эротика Серебряного века: М.Кузмин и художник К.Сомов

Оригинал взят у poyeliku в Эротика Серебряного века: М.Кузмин и художник К.Сомов

Мизаил Кузмин

У всех одинаково бьётся,
Но разно у всех живёт,
Сердце, сердце, придётся
Вести тебе с небом счёт.
Что значит: «сердечные муки»?
Что значит: «любви восторг»?
Звуки, звуки, звуки
Из воздуха воздух исторг.
Какой же гений налепит
На слово точный ярлык?
Только слух наш в слове «трепет»
Какой-то трепет ловить привык.
Любовь сама вырастает,
Как дитя, как милый цветок,
И часто забывает
Про маленький, мутный исток.

Не следил ее перемены —
И вдруг... о, боже мой,
Совсем другие стены,
Когда я пришел домой!
Где бег коня без уздечки?
Капризных бровей залом?
Как от милой, детской печки,
Веет родным теплом.
Широки и спокойны струи,
Как судоходный Дунай!
Про те, про те поцелуи
Лучше не вспоминай.
Я солнце предпочитаю
Зайчику мертвых зеркал,
Как Саул, я нашел и знаю
Царство, что не искал!
Спокойно ли? Ну да, спокойно.
Тепло ли? Ну да, тепло.
Мудрое сердце достойно,
Верное сердце светло.
Зачем же я весь холодею,
Когда Вас увижу вдруг,
И то, что выразить смею,—
Лишь рожденный воздухом звук.


ЛЮБОВЬ ЭТОГО ЛЕТА

Где слог найду, чтоб описать прогулку,
Шабли во льду, поджаренную булку
И вишен спелых сладостный агат?
Далек закат, и в море слышен гулко
Плеск тел, чей жар прохладе влаги рад,

Твой нежный взор лукавый и манящий, -
Как милый вздор комедии звенящей
Иль Мариво капризное перо.
Твой нос Пьеро и губ разрез пьянящий
Мне кружит ум, как "Свадьба Фигаро".

Дух мелочей, прелестных и воздушных,
Любви ночей, то нежащих, то душных,
Веселой легкости бездумного житья!
Ах, верен я, далек чудес послушных,
Твоим цветам, веселая земля!

           
                *     *     *

О, быть покинутым - какое счастье!
Какой безмерный в прошлом виден свет -
Так после лета - зимнее ненастье:
Все помнишь солнце, хоть его уж нет.

Сухой цветок, любовных писем связка,
Улыбка глаз, счастливых встречи две, -
Пускай теперь в пути темно и вязко,
Но ты весной бродил по мураве.

Ах, есть другой урок для сладострастья,
Иной есть путь - пустынен и широк.
О, быть покинутым - такое счастье!
Быть нелюбимым - вот горчайший рок.

Константин Сомов (1869 - 1939) был вторым сыном в семье историка искусства и художника Андрея Ивановича Сомова, который до конца своей жизни служил старшим хранителем Эрмитажа. В доме была огромная частная коллекция старинных гравюр и рисунков, которые с малых лет мог держать в руках юный художник. В детстве Костя предпочитал играть в куклы, мастерить для них костюмы, дружить ему было проще всего с девочками.Образование он получил в частной гимназии К. И. Мая, где одновременно с ним учился Дмитрий Философов. С Димой Костя сразу нашел общий язык, и они сдружились.





Портрет художника А. Н. Бенуа. 1895.
1 Портрет художника А. Н. Бенуа. 1895 ТЕКСТ (507x696, 132Kb)



По свидетельству Бенуа, учившегося в той же гимназии, особая близость Димы и Кости, которые держались вместе и особняком, почти никому не нравилась. И, быть может, они не стали объектами насмешек и изгоями только потому, что оба раньше срока покинули заведение Мая. Но прервалась и дружба подростков, обещавшая перерасти в нечто большее (ведь они оба оказались гомосексуалами). Из-за болезни Диму отправили в Италию, а Костю, которому естественные предметы давались довольно тяжело, отец забрал из гимназии. Сомов поступил в Академию художеств, где с 1894 по 1897 год учился под руководством Ильи Репина.



Портрет Д. Философова кисти Л. Бакста. 1897.
2 Портрет Д. Философова кисти Л. Бакста. 1897 (450x550, 39Kb)

Бакст Л.С. Портрет Сергея Дягилева с няней 1906.
3 Бакст Л.С. Портрет Сергея Дягилева с няней 1906 ТЕКСТ (472x655, 81Kb)



В феврале 1897 года, не окончив Академии, Сомов отправился в Париж и вернулся в Петербург только осенью 1899 года. К тому времени место друга в сердце Димы Философова давно было занято его энергичным кузеном из Перми - Сергеем Дягилевым. Несмотря на то, что с Дягилевым Сомов будет много сотрудничать, некоторая неприязнь сохранится на всю жизнь - все-таки он увел у него друга и, может быть, любовника. Но на Дягилева, с точки зрения творческой, ему было грех обижаться. Именно Дягилев, занявшись организацией художественных выставок, в 1898 году привез часть работ Сомова из Европы, где он учился, и представил публике. Очень быстро, впитав в себя новые веяния европейской живописи, Константин Сомов стал вектором того направления в русском изобразительном искусстве, которое задал открытый Дягилевым, Философовым, Бакстом и, собственно, самим Сомовым журнал "Мир искусства".




Портрет Льва Бакста. Вторая половина 1900-х. Серов В.А.
4 Портрет Льва Бакста. Вторая половина 1900-х.  Серов В.А. (473x696, 78Kb)

Обложка "Мира искусства". № 17-18. 1900.
5 Обложка Мира искусства. № 17-18. 1900 ТЕКСТ (340x425, 51Kb)



Самый заметный лидер "мироискусников", Сомов, создал новый жанр, проникнутый рефлексией и иронией, основанный на стилизации и гротеске. В своих акварелях, картинах, а в особенности, гравюрах он показал особый вымышленный "мирок", населенный странными нереальными персонажами. И главное - он, вдохновленный стилистикой Обри Бердслея, открыл для России некогда абсолютно запретный жанр "ню". Чего стоили его откровенные работы для сборника классических эротических рассказов - "Книги маркизы" Франца фон Блея (1908) с силуэтами вздыбленных фаллосов. В полном "эротическом варианте" книга вышла только спустя 10 лет, в революционной России.



6 (400x600, 108Kb)

7 (400x600, 147Kb)

8 ТЕКСТ (400x601, 124Kb)



Как проходила жизнь Сомова? В основном на дачах под Петербургом и в Таврическом садике, где можно было выбрать себе на ночь симпатичного молодого гимназиста, чтобы тот хоть отчасти разнообразил привычный досуг с Вальтером Нувелем, который как раз и представил Сомову Михаила Кузмина...



На портрете работы Л.Бакста.
9 Вальтер Нувель (1895) На портрете работы Л.Бакста ТЕКСТ (458x600, 547Kb)



Роман с Кузминым был непродолжительным, но важным для Константина. Скрытный, не склонный к откровенности художник, как шутил Вячеслав Иванов, был Кузминым "развращен" и "лишен девственности".



Портрет М. А. Кузмина. 1909. Худ. Константин Сомов.
10 Портрет М. А. Кузмина. 1909.  Худ. Константин Сомов (518x696, 87Kb)

Константин Сомов. Автопортрет. 1909.
11 Константин Сомов. Автопортрет. 1909 ТЕКСТ (439x696, 52Kb)



А что Кузмин? О, он давно мечтал познакомиться с Сомовым, надеясь, что тот когда-нибудь напишет его портрет. Возможность личного знакомства представилась только осенью 1905 года, когда Кузмин входил в литературу со своей гомосексуальной повестью "Крылья". На Константина произвели впечатление и сама повесть, и облик ее автора. И он, как того хотел Кузмин, действительно напишет его портрет, но только спустя четыре года после первой встречи, когда известность Кузмина уже вполне состоится. А пока Сомов находился под впечатлением "Крыльев" и с удовольствием форсировал творческое и личное сближение с Кузминым. Зимой 1905-1906 годов они встречались в основном на вечерах в доме у Ивановых, где проходили регулярные собрания "гафизистов" - Сомов, прекрасно разбиравшийся в истории костюма и в современной моде, выступал там в качестве "костюмера".



Портрет писателя и поэта В. И. Иванова. 1906. Худ. Константин Сомов.
12 Портрет писателя и поэта В. И. Иванова. 1906. Худ. Константин Сомов  ТЕКСТ (445x696, 76Kb)



В это же время художник работал над портретом Вячеслава Иванова и не возражал против присутствия Кузмина. Но влюбленности поэта как бы не замечал - до тех пор, пока... не прочел об этом в дневнике самого Кузмина, который нашел "бодрящим", с "любовью к жизни, к телу, к плоти, никакого нытья". Как известно, дневник - его Кузмин вел в течение всей жизни - был своеобразной открытой книгой, которую поэт читал в узком кругу. К весне отношения Кузмина и Сомова стали более близкими. Константин со своим сердечным другом Вальтером Нувелем бывает на квартире поэта - заезжают по несколько раз в неделю, обменивается книгами, обсуждают достоинства любовников и проституток из Таврического сада. Кузмин даже познакомил Сомова со своим любовником Павлом Масловым... Но их интимное сближение произошло ближе к осени. В любовных играх принимал участие и Павел Маслов.

Это эротическое напряжение будет сопутствовать общению двух гомосексуальных пар, Сомов - Нувель и Кузмин - Маслов, в течение, по меньшей мере, года. Потом они останутся друзьями, хотя в записках Сомова обнаружится несколько нелестных отзывов о стареющем Кузмине. Ну, так что же... Они были слишком разные. Сомов - из шестисотлетних дворян, с неплохим семейным капиталом и собственным домом в Петербурге. И Кузмин - всегда, даже в самые лучшие для него времена, стесненный в деньгах и скитавшийся по съемным столичным квартирам. Константина Сомова, довольно скрытного человека, который почти не вел дневников, не расточал елея и благодарностей, был скуп на комплименты - светские и интимные, невозможно представить на дружеской ноге с каким-нибудь питерским сутенером, увлеченным банщиком или продавцом галантерейного магазина. Для Кузмина же все это было повседневной жизнью...

В течение пяти лет, пока выходит "Мир искусства", Сомов, если говорить современным языком, фактически выступает в качестве его арт-директора. Занимается всем - от подбора иллюстраций до рисования виньеток. Во многом Сомов стал родоначальником и русского модерна в графике, ex-librisе, оформлении театральных программок.



Влюбленные. Вечер. 1910 Худ. Константин Сомов.
13 Влюбленные. Вечер. 1910  Худ. Константин Сомов (700x552, 138Kb)

Жених на коленях перед своей возлюбленной. 1913 Худ. Константин Сомов.
14 Жених на коленях перед своей возлюбленной. 1913  Худ. Константин Сомов  ТЕКСТ (521x696, 88Kb)



В живописи он разработал два основных направления: портрет и стилизованный под XVIII век галантный пейзаж. Это был реконструированный мир рококо, костюмированных балов, искусственных цветов, хрупких фарфоровых статуэток, изящных "мушек", дорогих шелков и фижм. Этот мир, выплывающий из тумана, потребовал особой техники: полупрозрачной акварели, бледной пастели и гуаши. Бенуа вообще называл Сомова "создателем идиллического стиля минувшей жизни".



Спящая молодая женщина. 1922.
15 Спящая молодая женщина. 1922 (700x566, 77Kb)

Константин Сомов (1869-1939). Русская пастораль. 1922.
16 Константин Сомов (1869-1939). Русская пастораль. 1922 ТЕКСТ (700x525, 109Kb)



Такой тихой идиллии он, скорее всего, хотел и в личной жизни. Почти образцово-показательным может считаться брак Константина с Мифеттой, с Мифом... - 17-летней моделью Мефодием Лукьяновым (1892-1932). 22 года неразлучной жизни, без размолвок и почти без измен.



Портрет М. Лукьянова. 1918. Худ. Константин Сомов.
17 Портрет М. Лукьянова. 1918. Худ. Константин Сомов  ТЕКСТ (700x569, 124Kb)



В 1918 году, в разгар революции, Сомов напишет портрет своего Мифа. На улице стреляли и ниспровергали старый мир, а Сомов рисовал Лукьянова в домашнем халате, удобно устроившегося на диване, с выражением спокойного удовольствия на лице. Так незаметно прошла для Сомова революция. В 1922-м Миф уехал в Париж, а Константин едва успел вырваться из-под крепнувшего уже нового красного гнета - в 1923 году он отправился сопровождать американскую выставку петербургских художников. В Россию не вернулся, а, вкусив парижской дороговизны, поехал Нормандию, где Миф купил ферму и занялся разведением скота.



Худ. Константин Сомов. Автопортрет в зеркале. 1928.
18 Худ. Константин Сомов. Автопортрет в зеркале. 1928 ТЕКСТ (499x696, 83Kb)



С начала 1930-х Мефодий медленно увядал от чахотки. Сомов проводил недели у его постели: тут же работал и... плакал. Дневники его никогда не были столь откровенными: "...я так часто был гадким, жестоким... все его (Мифа) вины - маленькие, ничего не значащие... у меня просто придирчивый нрав... меня никто так не любил, как он... теперь я впитываю в себя его лицо, каждое его слово, зная, что скоро не увижу его  больше". Это действительно была настоящая любовь, которая приходит к человеку, когда он уже вкусил достаточно случайного удовольствия и теперь находит прелесть в долгой и тихой привязанности и понимании. Удивительно, что такое правильное и доступное, как заблуждаются многие, только гетеросексуалам постижение любви пришло и к Философову (с Мережковским и Гиппиус), и к Дягилеву, и к Сомову - ко всей той троице, что в 1905 году, бравируя своей элегантностью, отправлялась в Таврический затем, чтобы снять очередную, уже использованную приятелем проститутку.

Сомов на семь лет пережил своего "сына, брата, мужа" Мифа. На склоне лет у него было новое увлечение - натурщик и боксер Борис Снежковский. Но в этой привязанности не было ничего плотского, только легкий флер гомоэротизма. Сомов стал для Снежковского, с которым познакомился, работая над рисунками к древнегреческой истории о влюбленных "Дафнис и Хлоя", своеобразным наставником и учителем.



Иллюстрация к роману Лонга "Дафнис и Хлоя". 1930. Худ. Константин Сомов.
19 Иллюстрация к роману Лонга  Дафнис и Хлоя. 1930.  Худ. Константин Сомов  ТЕКСТ (700x657, 194Kb)



Сразу же после выставки, организованной Лукьяновым, и переезда в Париж у Константина Андреевича появился новый юноша-натурщик, конечно, из русских - Борис Снежковский. Он был привлечен для создания серии рисунков к повести древнегреческого автора Лонга "Дафнис и Хлоя" - о неопытных влюбленных. Пастух и пастушка, Дафнис и Хлоя, были воспитаны в неведении и совершенно не представляли себе, для чего у людей детородные органы и как они действуют в любви. Влюбившись друг в друга и терзаемы любовным томлением, они обменивались нежными и страстными ласками, но не знали, как утолить свою страсть, пока, после их долгих мук и метаний, опытная женщина не обучила Дафниса. Для издания этой эротической повести Сомову были заказаны иллюстрации, и он искал натуру.

Тема эта давно интересовала Сомова. Еще в 1920 г., на исходе Гражданской войны, в январе, он записывает в дневник: "Долго не мог заснуть и думал о ... картинах, в моем воображении показавшихся мне прекрасными". Среди них - "Дафнис, Хлоя и Пан": "Дафнис склонился к Хлое, виден его затылок и его подбородок и рот, она полулежит у него на коленях. Пан около них анфас, но они его не видят..." (КАС: 195).

Теперь, когда осенью 1929 г. Сомов получил заказ, он сообщает сестре: "Эта работа очень интересная для меня, но трудная, надо уметь хорошо рисовать голеньких, а я не умею". В декабре он сообщает, что "стал рисовать этюды и наброски с голого тела. Пока нашел одного русского, очень хорошо позирующего и хорошо, но слишком атлетично для Дафниса сложенного, и подговорил его на 10 сеансов". Теперь ищет девушку. "А мой натурщик, русский, 19 лет, оказался очень умным, образованным и славным. Так заинтересовался своим позированием и моей целью, что попросил меня дать ему прочесть роман Лонгуса...".




20 (502x696, 145Kb)

Иллюстрации к роману Лонга "Дафнис и Хлоя". 1930. Худ. Константин Сомов.
21 Иллюстрации к роману Лонга  Дафнис и Хлоя. 1930.  Худ. Константин Сомов  ТЕКСТ (506x696, 124Kb)



Художник стал с тех пор называть его Дафнисом. Книга вышла в 1931 г., а Борис стал другом художника и с 1932 года заменил ему в эмоциональном плане умершего Мифа. Художник сдружился и с родителями Бориса, ездил с ними в Гранвилье. Он сделал с Бориса не только серию эскизов для Дафниса, но и целый ряд портретов в течение 30-х годов, в том числе известный портрет обнаженного атлета с боксерскими перчатками. В 1933 г. начал серию акварелей-миниатюр на тему "Мужская натура на манер Буше". "У меня множество набросков с натуры "ню", большей частью с Дафниса... Может быть, эта серия будет из 10 - 12 номеров. Будет забавный, хотя инесколько скандальный ансамбль" (КАС: 410-402). Дружба продолжалась до самой смерти Сомова в 1939 г. Он умер внезапно и скоропостижно в возрасте 70 лет, до начала Второй мировой войны. Судьба избавила его от новой серии передряг.

Был ли Борис его любовником, неизвестно. Скорее всего, не был. Нам неизвестна его сексуальная ориентация, да и вряд ли его мог телесно привлечь старик-художник. Для старика же, с трудностями при ходьбе (он страдал от атеросклероза), уже вряд ли были заманчивы сексуальные авантюры, но вкусы его не могли измениться, и, несомненно, ему просто доставляло удовольствие часто любоваться нагим телом превосходного атлета и всегда любоваться созданными им самим изображениями, в которых оно запечатлено навечно. В психологической литературе отмечалось, что для сексуального человека в подсознании рисование эрогенных зон равносильно трепетному касанию и ласке, так что оно должно было доставлять художнику утонченное наслаждение. Для человека, приверженного однополой любви и знавшего в своей молодости любовные приключения, а в зрелом возрасте всепоглощающую любовь, неплохой закат.




Сон. 1938. Худ. Константин Сомов.
22 Сон. 1938. Худ. Константин Сомов (700x406, 72Kb)

Боксер Борис Снежковский. 1933. Худ. Константин Сомов.
23 Боксер Борис Снежковский. 1933. Худ. Константин Сомов (581x696, 97Kb)

Константин Сомов (1869-1939). Лежащий мужчина. 1936 г.
24 Константин Сомов (1869-1939). Лежащий мужчина. 1936 г (640x540, 59Kb)

Обнаженные. 1938. Худ. Константин Сомов.
25 Обнаженные. 1938.  Худ. Константин Сомов (456x696, 91Kb)

Обнаженный юноша (Б. М. Снежковский). 1937 Худ. Константин Сомов.
26 Обнаженный юноша (Б. М. Снежковский). 1937  Худ. Константин Сомов (700x366, 55Kb)

Летнее утро. 1932 Худ. Константин Сомов.
27 Летнее утро. 1932   Худ. Константин Сомов (700x542, 123Kb)

Сомов Константин (1869-1939). Купальщицы на солнце. 1930.
28 Сомов Константин (1869-1939). Купальщицы на солнце. 1930 (537x696, 140Kb)

Константин Сомов (1869-1939). Правильное отражение. Акварель, 1930 г.
29 Константин Сомов (1869-1939). Правильное отражение. Акварель, 1930 г (551x640, 82Kb)

Константин Сомов (1869-1939). На пляже. Карандаш, акварель и гуашь. 1932.
30 Константин Сомов (1869-1939). На пляже. Карандаш, акварель и гуашь. 1932 (700x459, 59Kb)

Константин Сомов (1869-1939). Купальщики. 1934.
31 Константин  Сомов (1869-1939). Купальщики. 1934 (700x508, 67Kb)

Константин Андреевич Сомов (1869-1939). Игрок на мандолине и его аудитория. 1936.
32 Константин Андреевич Сомов (1869-1939). Игрок на мандолине и его аудитория.  1936. (512x673, 66Kb)

Константин Сомов (1869-1939). Любовники. Карандаш акварель и гуашь. 1931.
33 Константин Сомов (1869-1939). Любовники. Карандаш акварель и гуашь. 1931 (640x540, 58Kb)

Константин Сомов (1869-1939). Любовники Карандаш, акварель. 1933.
34 Константин Сомов (1869-1939). Любовники Карандаш, акварель. 1933 (700x558, 58Kb)

Константин Сомов (1869-1939). Интимный момент. 1933.
35 Константин Сомов (1869-1939). Интимный момент. 1933 (640x445, 74Kb)

Интимные отражения в зеркале на туалетном столике. 1934 Константин Сомов (1869-1939).
36 Интимные отражения в зеркале на туалетном столике. 1934  Константин Сомов (1869-1939) (486x696, 95Kb)

Константин Сомов (1869-1939). Дремота. Карандаш, акварель на бумаге "Бристоль", 1933.
37 Константин Сомов (1869-1939). Дремота. Карандаш, акварель на бумаге Бристоль,  1933 (512x512, 43Kb)

Cauchemar de la fiеvre brulante. 1937 Konstantin Somov. Private collection.
38 Cauchemar de la fiеvre brulante. 1937  Konstantin Somov.  Private collection ТЕКСТ (600x459, 55Kb)



К тому же после шестидесяти Сомов неожиданно увлекся рисованием гомосексуальных эротических сценок, вроде "Обнаженных в зеркале у окна" (1934), которые хорошо продавались и мгновенно разошлись по частным парижским коллекциям. Борис с удовольствием ему позировал. В конце 1930-х Сомов создал целую серию портретов обнаженного боксера... Константин Сомов был из тех гомосексуалов, которые, в отличие, например, от Кузмина, не слишком злоупотребляли гомосексуальностью для своего творчества. В работах Сомова широко представлены все виды эротизма. Сомов ввел в русскую графику эротику как иронический жанр. Это была игра - "усталая порочность не всерьез", как выражались критики. Декаданс требовал раскрепощения во всем. Но на суровой русской почве любая эротика покажется обывателю порнографией, как это и произошло, например, с "Крыльями" Кузмина. Зато шутовская, скоморошеская, наконец, "скурильная", как любят говорить применительно к Сомову, эротика была с легкостью принята эстетикой модерна и русским искусством.



Константин Сомов (1869-1939). Отдых путника. 1939.
39   Константин Сомов (1869-1939). Отдых путника. 1939. (700x537, 177Kb)


[Spoiler (click to open)]

Вы также можете подписаться на мои страницы в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy
и в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky

Tags: Константин Сомов, Кузмин, Серебряный век, Философов, гомосексуализм, искусство, эротика
Subscribe

Posts from This Journal “эротика” Tag

promo maxim_nm 14:45
Buy for 110 tokens
Так, друзья, сегодня будет рекламный пост на одну интересную тему — сейчас разыгрывается максимальный джек-пот в целых €90 миллионов в одной из новых лотерей под названием Евроджекпот. До начала розыгрыша совсем немного времени — он состоится уже сегодня, в пятницу 22 ноября,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments