Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Скульптор Вадим Сидур (1924-1986)

Вадим Абрамович Сидур (28 июня 1924, Екатеринослав (ныне Днепропетровск) — 26 июня 1986, Москва) — советский художник, скульптор, авангардист (по собственному выражению Сидура, его позднее творчество относится к течению «Гроб-арт»). Поэт и прозаик. С 1942 по 1944 годы воевал на фронтах Великой Отечественной Войны, был ранен и демобилизован. В 1953 году окончил МВХПУ (Строгановское училище), факультет монументальной скульптуры. Один из классиков скульптуры ХХ столетия. Жил и работал в Москве.


"Драка" из цикла "Праздник", 1965 г (Алюминий)

Постоянно сталкивался с официальным неприятием своих работ, обвинявшихся в формализме и пацифизме. Тем не менее выполнял заказы на городскую декоративную скульптуру и частные заказы на надгробия. При жизни не мог выставлять свои работы в СССР; за рубежом состоялось более 30 выставок. Скульптуры по его моделям установлены в Германии — «Погибшим от насилия» (Кассель), «Взывающий» (Дюссельдорф), в США — «Голова Эйнштейна» и другие. Наиболее известные работы — Раненый (1963), Отчаяние (1963), Памятник погибшим от насилия (1965), Бабий Яр (1966), Треблинка (1966), цикл Женское начало (1977), Формула скорби (1981).


"Операция на сердце", 1966 г (бронза)

Работал как график; в частности, с его иллюстрациями в 1970 году вышли поэтические сборники Юрия Левитанского «Кинематограф» и Юнны Мориц «Лоза». Писал стихи и прозу, имевшие хождение в самиздате и печатавшиеся на Западе.

В 1989 году в Москве был создан Музей Вадима Сидура. Это единственный московский государственный музей, целиком посвящённый современной скульптуре. Творчество Вадима Сидура столь своеобразно и многогранно (его наследие включает в себя не только огромное количество скульптурных и графических работ, но и поэзию, прозу и даже кинематографию), что само по себе представляет собой целую эпоху в истории отечественного искусства. Выставлены наиболее известные работы художника, в том числе небольшие авторские скульптуры, послужившие моделями для увеличения и установленные во многих городах мира: «Памятник погибшим от насилия» (Кассель, ФРГ), «Взывающий» (Дюссельдорф), «Треблинка» (Берлин), «Формула скорби» (Пушкин), «Портрет Альберта Эйнштейна» (Принстон, США), «Оставшимся без погребения» (Москва) и др. Даны примеры различных периодов творчества В. Сидура — от реалистической пластики середины 1950-х годов до авангардных «Гроб-Арта» и «Железных пророков», которым посвящён отдельный зал. При создании этих двух циклов художник использовал в качестве рабочего материала канализационные трубы, детали автомобильных моторов и прочие отходы «второй природы» — человеческой цивилизации. Это странные человеческие фигуры, лежащие в деревянных ящиках-гробах, безмолвно протестуют против войны и насилия, царящего в современном мире.

14 августа 2015 года группа "православных активистов" во главе с Дмитрием Энтео устроила погром на проходившей в Манеже выставке «Скульптуры, которых мы не видим». В ходе погрома были повреждены 4 работы Вадима Сидура, находящиеся в Госфонде.


"Виктор/Победитель", 1983 г (медь)


"Сидящая", 1963 г (медь, гальванопластика)


"Гармонисты" из цикла "Праздник", 1965 г (Алюминий)


Из цикла "Праздник", 1965 г (Алюминий)


"Играющий на балалайке" из цикла "Праздник", 1964 г. (алюминий)


"Мать и дитя", 1965 г (алюминий)


"Связи. Нежность"


"Носорог", 1963 г (медь, тонированная)


"Материнство" из цикла "Препараты", 1968 г. (терракота тонированная)


"Ника после третье мировой войны", 1967 г (Медь)


"Взрыв" из цикла "Обожженные", 1965 г. (медь, гальванопластика)


"После экспериментов" из цикла "Препараты", 1968 г. (медь, гальванопластика)


"Железные пророки"


"Сговор" ("Конспирация"), 1983 г. (чугун, дерево, фетр)


"Гроб - мужчина" из цикла "Гроб-Арт", 1972 г. (металл, дерево, гипс)


"Гроб-Автопротрет в канадалах с саксафоном", 1975 г. (металл, дерево)




"Лик", 1978 г. (металл, дерево)


"Создатель с Адамом и Евой"


Снятие с креста из цикла После войны, 1968 г (медь, гальванопластика)


Графика Сидура


Соверменный балет, 1981 г (бронза)


Мать и дитя, 1981 г (бронза)


Портрет скульптора Э. Неизвестного, 1957 г (Камень тонированный)


Инквизитор, 1957 г (Известняк тонированный)


Портрет академика В.Л. Гинзбурга из цикла Головы современников, 1967 г (медь, гальванопластика)


Формула скорби


Двое. Памятник погибшим от любви


"Взывающий", 1979 г. (бронза).


Несение креста из цикла После войны, 1965 г (Алюминий)




Адам и Ева из цикла Барельефы на Библейские темы, 1972 г (тонированый гипс)


Керамика, 1960-е годы


"Скорбящие матери"


Раненый (1963)



ru.wikipedia.org/a>
www.ruskompas.ru

Вы также можете подписаться на мои страницы в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy
и в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky

Tags: Вадим Сидур, популярное, скульптуры
Subscribe

Posts from This Journal “скульптуры” Tag

promo philologist август 1, 00:46 5
Buy for 100 tokens
С февраля 2018 года я ежемесячно публикую в своем блоге такие дайджесты - на основе той информации, которая попадает в поле моего внимания. В них включены ссылки на публикации о нарушениях прав человека, давлении на журналистов, проявлениях цензуры в интернете и СМИ и другие новости и материалы,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments