Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Новая глава в истории искусства?

Полотно из частной британской коллекции, изображающее блаженного Августина, склонившегося над книгами, получило новую атрибуцию, сообщает The Telegraph.



Итальянский историк искусства, профессор римского университета «Ла Сапиенца» Сильвия Данези-Скуарцина, высказала гипотезу, согласно которой автором портрета является великий художник XVII века Караваджо.

Когда в мае 2010 года искусствоведу предоставили на экспертизу «Святого Августина» неизвестного происхождения, датированного XVII веком, Данези-Скуарцина обратила внимание на надпись на обороте, гласившую, что холст происходит из «дома Реканелли на улице Говерно».

Данези-Скуарцина тщательно изучила собрание двух римских меценатов XVII века, братьев Винченцо и Джузеппе Джустиниани, чей дворец как раз и располагался по этому адресу. Известно, что Винченцо Джустиниани был большим поклонником Караваджо и собрал целых довольно большую коллекцию его работ. В описи, которая была сделана спустя 30 лет после его смерти, в 1638 году, упоминается 15 произведений Караваджо, однако до наших дней дошли лишь пять. Среди прочих полотен в заверенном нотариусом документе фигурирует «Святой Августин, изображенный по пояс на холсте высотой 5,5 ладоней и шириной 4,5 ладони, исполненный Микеланджело да Караваджо, в черной раме».

По данным Данези-Скуарцины, картина оставалась в римском дворце Джустиниани до середины XIX века. В 1850-х годах все имущество перешло по наследству маркизу Панталео Джустиниани Реканелли, а тот продал всю живопись некоему испанскому коллекционеру.

Главным образом на этом основании и была сделана атрибуция, поддержанная еще одним знатоком творчества Караваджо, австрийцем Себастианом Шютце. Ученые решили, что полотно было написано в зрелые римские годы художника - после 1600-го.

Вместе с тем, многие итальянские специалисты относятся к находке скептически, отмечая, что интерьер за спиной у святого исполнен с нетипичной для Караваджо дотошностью и аккуратностью, а вся композиция отличается чрезмерной консервативностью. «Какие у этого Августина наманикюренные руки! Где энергия, мощь, жесткость Караваджо?», - возмущается искусствовед Витторио Сгарби, управляющий городскими музеями Венеции.

Спорная работа в последний момент оказалась включена в посвященную Караваджо и его последователям выставку в Оттаве. На пояснительной этикетке она значится как происходящая из частной коллекции, хотя насчет того, где она хранится, показания СМИ расходятся: Guardian считает, что полотном владеет британец, а отдельные итальянские издания указывают на причастность к этой истории крупного лондонского галериста Кловиса Уитфилда. Данези-Скуарцина говорит об испанской коллекции.

Апресян Армен
rus.ruvr.ru

Tags: Августин, Караваджо, искусство
Subscribe
promo philologist december 1, 02:08 1
Buy for 100 tokens
Робин Гуд / Изд. подг. В.С. Сергеева. Пер. Н.С. Гумилева, С.Я. Маршака, Г.В. Иванова, Г.В. Адамовича и др. — М.: Наука; Ладомир, 2018. — 888 с. (Литературные памятники). Желающие приобрести это издание могут обратиться непосредственно в издательство. Контакты издательства:…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment