Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Рудольф Штайнер. Теософия и Апокалипсис. 10-я лекция. Часть I

27 июня 1908 г., Нюрнберг

Мы видели, что в Апокалипсисе Иоанна мы имеем описание событий, связанных с посвящением, или, лучше сказать, описание переживаний посвящаемого в христианском смысле. В последних лекциях, после того, как перед нашей душой прошло все содержание Апокалипсиса, мы должны будем еще ответить на вопрос: чем же, собственно, является этот документ исторически? Почему он существует как таковой? Но теперь, когда мы достигли той важной точки, которая открылась нам в последний раз, а именно перехода нашей Земли в духовное, сперва астральное состояние, возникновения некоторых замечательных существ в той субстанции, которая, как уплотненная в материи, откололась от нормального продолжения развития нашей Земли, теперь было бы полезно, прежде чем идти дальше, получить своего рода обзор некоторых вещей, лежащих в основе нашего теософского мировоззрения. Вы видели, что во всех наших рассуждениях играют роль некоторые числовые понятия, и теперь мы должны составить себе понятие о том, чем является зверь с семью головами и десятью рогами и чем является зверь с двумя рогами.



Мы должны ориентироваться в основах мирового развития. А оно протекает именно в соответствии с совершенно определенными числовыми соотношениями. Профан в таких вещах очень легко может сказать, когда он слышит о том, что число семь и другие числа играют важную роль в наших обсуждениях: «Ну, конечно, эти теософы снова принимаются за то старое суеверие, которое связано с числами семь, двенадцать и т.п.» Когда наши милые современники слышат о чем–нибудь, что связано с числом семь, они говорят о суевериях, хотя сами они в отношении того, в чем они несколько сведущи, живут в совершенно том же суеверии, так как они ведь говорят о том, что радуга имеет семь цветов, звуковая шкала — семь тонов, так как восьмой является лишь повторением примы. И еще в некоторых других областях говорят о числе семь — и не без основания. Совершенно в том же смысле, как физик говорит о семерке цветов, как в учении о звуке говорят о семерке тонов, так говорим мы при рассмотрении великих мировых соотношений в отношении числа семь.

Это число для нас ни что иное, как результат оккультного опыта. Так же, как человек насчитывает семь цветов, так оккультист насчитывает семь следующих одно за другим состояний мирового развития. И потому что мудрость мира всегда знала и говорила об этих вещах, все это перешло в общественное сознание, и в этой семерке всегда видели нечто особенно значительное. Именно потому, что число семь имело свое основание в мировых соотношениях, оно вошло в общую веру, и, конечно, и в суеверие. Если мы вспомним, что было сказано о тайне Семи Труб, Семи Печатей, Семи Посланий, семи последовавших один за другим периодов атлантического времени, мы уже увидим, что в развитии мира мы, собственно, все время имеем периоды, повторяющиеся в соответствии с числом семь. И рассматривая основу мирового развития, будем помнить, что число семь господствует над всеми его частями.

Мы слышали, что Земля, раньше, чем стать Землей, была Луной, до Луны — Солнечной планетой, а до нее — Сатурном. После того, как она перестанет быть Землей, она перейдет в состояние Юпитера, затем — Венеры и, наконец, — Вулкана, так что мы имеем семь следующих одно за другим планетных перевоплощений нашей Земли: Сатурн, Солнце, Луна, Земля, Юпитер, Венера и Вулкан. Но это самые крупные подразделения внутри всего нашего развития, которые мы до известной степени можем прозревать ясновидчески. Мы ведь описали три предшествовавших Земле состояния. Теперь выясним себе, что является смыслом всего этого развития, почему Земля проходит через семь состояний. Эти семь состояний совпадают именно с развитием человеческого сознания. Каждое из этих состояний характеризует определенное состояние человеческого сознания. Оглянемся на прадревнее время Сатурна! Мы знаем, что того, что в настоящее время имеется от человека, тогда не существовало, а лишь самое первое предрасположение к зачатию его физического тела, которое, разумеется, не могло развить в человеке такого сознания, которое у него есть сейчас.

Другие существа имели человеческое сознание, человек же имел тогда то сознание, которым ныне обладает минеральный мир на физическом плане. Мы называем его глубоким транс–сознанием. Вот что имел человеческий зачаток на Сатурне. Это развитие Сатурна произошло для того, чтобы человек постепенно мог подняться до своих более высоких состояний сознания. В то время он прошел через первое. Следовательно, развитие Сатурна совпадает с глубоким транс–сознанием — это первая ступень сознания. Конечно, вы не должны представлять себе, что степень сознания в течение всего развития Сатурна была одинаковой, но в основном эта степень сознания человека на Сатурне может быть охарактеризована как глубокое транс–сознание. Оно более притупленное, даже чем то, которым человек обладает ныне в глубоком сне без сновидений, потому что когда теперь человек спит без сновидений, он имеет то сознание, через которое он прошел на второй ступени, во время Солнечного развития; в то время он, значит, имел сознание как у спящего без сновидений, то сознание, которое ныне имеет растительный мир кругом нас на физическом плане. Затем наступила Лунная ступень развития. В то время человек прошел через состояние сознания, которое уже легче понять, так как, по крайней мере, последний пережиток его сохранился у человека в сонном сознании.

Это сонное сознание в настоящее время является промежуточным состоянием между сном, лишенным сновидений, и обычным, длящимся с утра до вечера ясным, бодрствующим дневным сознанием. Следовательно, третье состояние сознания было достигнуто на Луне, и его можно сравнить с теперешним полным грез сном, но с совершенно иными жизненностью и живостью. Сон, полный грез, дает сознание, составляющееся из отдельных отрывков и образов, и лишь в малой степени имеет отношение к реальному внешнему миру. Лунное же сознание, бывшее ясновидческим сознанием, имело очень значительные отношения к внешнему миру. Оно точно соответствовало тому, что имелось в душевно–духовном окружении. Во время атлантического развития человека это повторилось. Мы называем это сонно–образным сознанием, а могли бы назвать его и сомнамбулическим (как у лунатиков).

Четвертого сознания человек достигает и проходит через него на нашей Земле; это то, которое мы называем ясным дневным, или предметным, сознанием. К более высокой степени сознания, о котором большинство людей теперь и понятия не имеют, люди поднимутся во время Юпитера, когда уже произойдет все то, что мы уже описали и что еще остается описать в связи с Апокалипсисом Иоанна. Тогда, когда человек, так сказать, спасенный от погружения в бездну или избежавший погибели, поднимется в астрализованную и проодухотворенную Землю, это будет основой того, что он получит на Юпитере то сознание, которое мы можем назвать «сознательным образным сознанием». Описать его можно только на основании познаний посвященных. Ибо посвящение есть ни что иное, как приобретение способности на более ранней ступени развития достигнуть того, чего нормальное человечество достигает на более поздней ступени. В сознательном образном сознании человек совершенно так же самосознает, как в настоящее время с утра до вечера, но он воспринимает не только внешние предметы, а в поле своего зрения он имеет образы, и именно образы, не связанные с некоторой притупленностью, а которые скорее внедрены в ясное дневное сознание.

Следовательно, сознание на Юпитере будет соединением ясного дневного и Лунного сознания. Человек сохраняет то, что он уже имеет, и к этому приобретает еще способность воспринимать душевно–духовное. В настоящее время дело обстоит так, что посвященный видит человека не только таким, каким он является физически, но воспринимает вокруг человека как бы осияющие его духовные образы, являющиеся выражением страстей, инстинктов, мыслей — словом, ауру. Она сияет и светится вокруг человека как тонкие языки пламени, частично как светоносный туман. Все то, что ясновидящий может узреть таким образом в человеческом астральном теле, совершенно так же, как обычный физический глаз может видеть физическое тело в его границах, все это является картиной происходящего в душе.

В душе такого посвященного имеется сознание, которое мы можем обозначить как Лунное сознание плюс Земное. Затем на Венере появляется шестое состояние сознания, называемое инспирированным сознанием, сознанием инспирации по той причине, что на этой ступени сознания ясновидящий может воспринимать не только то, что господствует в душе в качестве чувств, вожделений, страстей и т.д., а воспринимает весь внутренний характер души в едином тоне. Он начинает воспринимать то, что пронизывает мир, скажем, красочных и форменных образов, как музыка сфер, так что каждая отдельная сущность в виде звукового образа появляется внутри того, что раньше воспринималось как астральный образ. Седьмую ступень сознания, которая появится на Вулкане, мы можем назвать интуитивным сознанием. Интуиция не есть то тривиальное, что в настоящее время обычно понимается под этим, когда кто–нибудь воображает, что может познать что–либо путем смутного чувства, — это злоупотребление этим словом. В школах для посвящаемых слово «интуиция» применяется к той наивысшей ступени сознания, когда душа составляет одно целое с сущностями, идентична с ними, находится внутри них, идентифицируется с ними. Несмотря на то, что душа остается вполне индивидуальной, она находится внутри всех вещей и существ, входящих в поле ее зрения.

Таким образом, семь ступеней всего этого Земного развития представляют семь следующих одно за другим состояний сознания. Теперь каждое состояние сознания должно быть в свою очередь достигнуто на протяжении семи ступеней. Эти семь ступеней, которые надо пройти каждый раз, мы называем жизненными ступенями; так что мы различаем семь ступеней сознания и в каждой из них — семь жизненных ступеней. Если мы возьмем только нашу Землю, мы можем обозначить жизненные ступени тем, что будем говорить о семи царствах, потому что на Земле жизненные ступени совпадают с семью царствами. Так мы обозначим первую жизненную ступень как первое элементарное царство, вторую — как второе, третью — как третье элементарное царство, четвертую — как минеральное царство, пятую — как растительное царство, шестую — как животное царство и седьмую — как человеческое царство. Теперь мы могли бы сказать, на каждой из этих ступеней сознания проходятся семь таких жизненных ступеней, или семь царств. Но если бы мы таким же образом обозначили семь жизненных ступеней Сатурна в качестве первого, второго и третьего элементарных царств, как царства минеральное, растительное, животное и человеческое, то это бы вызвало ложные представления. Потому что выражения для этих царств отражают наши земные переживания. И в то прадревнее время царства были совершенно иначе образованы, чем царства на Земле в настоящее время.

Мы можем только сказать: аналогично этим царствам имелись семь царств на Сатурне, семь — на Солнце. Уже более близкими были семь царств Луны, а то, чем являются семь жизненных ступеней Земли, — это именно стало семью царствами на Земле. И на Земле нам уже легче их описать, хотя в настоящее время чрезвычайно трудно дать человеку понятие о трех элементарных царствах. О минеральном, растительном, животном и человеческом царствах человеку кажется, что он должен иметь здравое представление, хотя это и не так. Быть может, вам удастся получить некоторого рода представление о трех элементарных царствах, если вы скажете себе следующее: вы представляете себе камни, металлы и т.д. и эти члены минерального царства становящимися все тоньше, так что вы их видите все меньше и меньше, как будто они, так сказать, растворяются во все более тонкой вещественности. Предположим, что вы им всем дадите испариться, так что они, собственно, будут иметь еще совершенно тонкую субстанциональность, сквозь которую вы могли бы смотреть, которая для вас была бы уже невидима... Из таких образований, если их довести до еще большего утончения, произошло бы нечто, что в конце концов уже не является минеральным царством, а третьим элементарным царством. Тогда мы поднялись бы ко второму и к первому элементарным царствам. Для нынешних способностей ощущения трудно представить себе эти царства, которые засекречены, уплотнены в нашем мире. Оно так и есть, словно эти элементарные царства в уплотненном виде исчезли внутрь нашей Земли. Они предшествуют нашему минеральному царству. Мы ведь видели, когда образовалось само это минеральное царство. На более ранних периодах Земного развития это минеральное царство существовало именно в состоянии элементарных царств.

Теперь остальные четыре царства! Минеральное вы видите кругом себя, а также и растительное, животное и человеческое. Но мы должны признать, что эти названия, собственно, не вполне правильны в смысле тайноведения. Профан причисляет нынешние минералы к минеральному царству, растения — к растительному царству, животных — к животному и людей — к человеческому. На обычном языке это правильно и для обычных жизненных понятий достаточно, но в оккультном смысле это неправильно. Потому что в минеральном царстве в настоящее время закончен только человек. Он поднимается только в дальнейших периодах развития до растительного, животного и человеческого царств. Человека мы можем в настоящее время несомненно назвать человеком, потому что он имеет Я–сознание. Но мы еще не имеем права говорить, что он в смысле тайноведения воплощен в человеческом царстве, так как для этого требуется еще нечто другое. Это мы должны обсудить.

Что может человек понимать в настоящее время? Все дело в этом. В настоящее время он может понимать только минеральное царство. Как только он подходит к растительному царству, он уже его больше не понимает. Минеральное царство он может понимать. Используя силы минерального царства, он может выделывать машины, строить дома и т.д. Когда он таким же образом научится прозревать, чем являются в растении силы, заставляющие его расти, только это поднимет его с его сознанием в растительное царство. И когда он научится понимать, как может чувствовать животное, — в настоящее время он может об этом иметь лишь внешнее воззрение, — это делает его родственным животному царству. И когда он поймет не только свое собственное “Я”, но также и другое, когда он внутренне вполне понимает другого человека, тогда лишь принадлежит он человеческому царству.
Вы лучше всего поймете, что человек в настоящее время может понимать только минеральное царство, если вы обдумаете следующее. Представьте себе, что большое число ученых говорят: «Да, растения и животные — суть ни что иное, как сложные минералы». И эти ученые ожидают того, чтобы суметь так составить вещества, чтобы они сделались растениями и животными. Они предаются той иллюзии, что растения можно понимать как минеральные существа, потому что они не имеют представления о том, что помимо минерального царства существует еще нечто другое.

Многие ведь говорят: «Вы, теософы, фантазируете о том, что существует эфирное тело, что–то, что превышает чисто минеральное, но вы больше не будете мечтать, когда нам удастся в лаборатории таким же способом, как в настоящее время составляют серную кислоту из отдельных веществ, построить из углерода, азота, кислорода, водорода и т.д. живое существо!» Они полагают, что живое можно так же построить, как можно составить серную кислоту; полагают, что чисто материальная наука когда–нибудь это сумеет сделать. Считают, что теософы настолько неразумны, что сомневаются в том, что когда–нибудь придет время, что в реторте будут выращены растения. Это время действительно придет. Но об этом всегда говорили те, кто стоят на оккультной почве; они знают, что придет время, когда человек настолько воспримет в свою собственную природу растительное, как он в настоящее время воспринял минеральное царство. И как он из минералов строит дома, как он использует ныне силы минерального царства, так когда–нибудь он из хорошо известных ему сил растительного царства, не применяя семени, без необходимости призвать на помощь силы природы в их непонятом виде создаст в лаборатории растительное образование и нечто еще более высокое. Но если бы эта возможность — создать в лаборатории живое существо — появилась бы преждевременно, она была бы для стоящего на истинной почве тайноведения тем, что называют черной магией. Для каждого шага развития люди должны сперва созреть.

Существует оккультное выражение, гласящее: «Только тогда будут люди на своем лабораторном столе производить живые существа, как они изготовляют ныне минеральные продукты, когда лабораторный стол сделается алтарем, а химическое производство — сакральным актом». Это оккультное выражение, которое всегда употребляли. Действительно, до тех пор, пока идут в лабораторию и думают, что с нечестивыми чувствами можно сделать то же, что и со святыми, до тех пор волею тех, кто правильным образом руководят развитием, в лаборатории никогда не сумеют создать живое существо. Это будет возможно только, когда будут знать, что хотя минеральный продукт может быть получен даже и тогда, когда за лабораторным столом стоит негодяй, но живое существо никогда не будет воспроизведено в этом случае. Потому что в живое существо, когда оно составляется, втекает нечто, находящееся в самом человеке. Если этот человек негодяй, то вся его негодность перейдет в творимое им, и возникшее существо было бы отражением (олицетворением) негодяйства. Только тогда, когда поймут, что значит, что человек как целостная сущность всем своим внутренним существом влияет и действует в том, что он создает, тогда лишь мир созреет для того, чтобы в свободной деятельности создавать (воспроизводить) живое, растительное, животное, человеческое. Человек тогда проникнет в растительное царство, когда он так же хорошо уразумеет растительное, как он теперь уразумел минеральное. До животного царства он поднимется тогда, когда он прозрит ощущение, что он так же может создать ощущающее существо благодаря своей собственной духовной силе, как в настоящее время изготовляют предметы. А в человеческое царство он поднимется тогда, когда он сможет в свободной деятельности заново преобразовать человека.

Таким образом, в настоящее время человек находится в минеральном царстве, и это существо в виде человека, каким мы ныне являемся, есть, собственно говоря, единственное существо, которое полностью завершило свое образование в минеральном царстве, тогда как остальные царства во многих отношениях стоят на значительно более низкой ступени, чем та, которую в оккультизме обозначают как минеральное царство. Так, растения показывают нам своего рода предварительную ступень того, что переживает человек, когда он в будущем сам будет в растительном царстве, но сами растения не находятся в растительном царстве, а являются, самое большее, образцами; не прообразами, а указаниями на будущее царство, в котором очутится человек, когда он так же внутренне переживет природу растений, как в настоящее время минеральную природу. Это растительное царство, в котором окажется человек, будет отличаться еще и другими вещами: прежде всего моральным чувством, которое в настоящее время, хотя иногда и подсказывается разумом, но далеко еще не является понятным.

В настоящее время человек живет так, что можно сказать, что каждый — хотя он и не сознается в этом — убежден в том, что счастье одного возможно даже тогда, когда рядом господствует несчастье другого. В настоящее время, несомненно, возможно, что человек чувствует себя счастливым, несмотря на то, что другие люди несчастны. Хотя разумом и подтверждается, что высочайшей моралью является та, которая приносит счастье всем людям, но на практике человек убежден, что счастье отдельного человека вполне возможно без того, чтобы другой был так же счастлив, как он сам. Когда человек достигнет растительного царства, он будет уже на такой ступени развития в моральном отношении, на которой для него невозможно будет чувствовать себя счастливым в качестве отдельного лица, когда другие, ему подобные, несчастливы. «Счастье отдельного человека неразрывно связано со счастьем всех». Это изречение будет господствовать, когда человек будет принят в растительное царство. Ни один человек не будет в состоянии чувствовать себя счастливым, если его счастье не будет сопровождаться счастьем всех других.


См. также:
- Рудольф Штайнер. Теософия и Апокалипсис. Вводная лекция. Часть 1
- Рудольф Штайнер. Теософия и Апокалипсис. Вводная лекция. Часть 2
- Рудольф Штайнер. Теософия и Апокалипсис. 1-я лекция
- Рудольф Штайнер. Теософия и Апокалипсис. 2-я лекция
- Рудольф Штайнер. Теософия и Апокалипсис. 3-я лекция. Часть 1
- Рудольф Штайнер. Теософия и Апокалипсис. 3-я лекция. Часть 2
- Рудольф Штайнер. Теософия и Апокалипсис. 4-я лекция
- Рудольф Штайнер. Теософия и Апокалипсис. 5-я лекция
- Рудольф Штайнер. Теософия и Апокалипсис. 6-я лекция
- Рудольф Штайнер. Теософия и Апокалипсис. 7-я лекция
- Рудольф Штайнер. Теософия и Апокалипсис. 8-я лекция
- Рудольф Штайнер. Теософия и Апокалипсис. 9-я лекция

Вы также можете подписаться на мои страницы в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy
и в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky

Tags: Апокалипсис, Библия, Штайнер, теософия, эзотерика
Subscribe

Posts from This Journal “Штайнер” Tag

promo philologist november 15, 07:57 5
Buy for 100 tokens
С разрешения издательства публикую фрагмент из книги: Ирина Зорина. Распеленать память. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2020. — 560 с., ил. ISBN 978-5-89059-395-5 Купить книгу: https://limbakh.ru/index.php?id=8062 Аннотация: Книга Ирины Николаевны Зориной — из разряда подлинных…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments