Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Наталия Малаховская - Николаю Подосокорскому: "Истинная страна молчит: замолкла в ужасе"

Ниже публикую письмо Наталии Малаховской ко мне от 1 ноября этого года, посвященное возведенному в Марий Эл памятнику Сталину. Письмо публикуется с любезного разрешения его автора. Наталия Львовна (Анна Наталия) Малаховская - деятельница феминистского движения, писательница, художник, исследовательница русских сказок, автор книг: "Возвращение к Бабе-Яге" (2004), "Апология на краю: прикладная мифология" (2012) и др. В 1979 г. была одной из основательниц совместно с Татьяной Мамоновой и Татьяной Горичевой альманаха «Женщина и Россия», журнала «Мария» (была одной из инициаторов, издателей и литературным редактором этих изданий, переведённых в 1980-1982 годах на многие языки). После высылки из СССР в 1980 г. живет и работает в Австрии.



Дорогой Николай!
Вчера увидела в интернете поставленный Вами туда видеофильм об открытии памятника сталину, и почему-то этот фильм совместился для меня с теми строчками из стихотворения моей тёти (Елизаветы Борисовны Хотиной), которые вчера же я прочла в интернете:

«Нет, я не плачу, я плачу
За жажду быть самой собою,
Плачу сожжённою душою
Глухонемому палачу.
Нет, я не плачу, я плачу!(...)»




О каком ГЛУХОНЕМОМ ПАЛАЧЕ она писала, я не знаю в точности, но догадываюсь: мифическая фигура палача совмещается для меня с этим нововозведённым памятником: эта фигура практически безликого, чем-то похожего на истукана, на идола, этот памятник, который оказался почему-то действительно белоснежным, словно бы обелили его.
Ещё в октябре 2013 мне казалось, что в моей повести упоминать про сталина не стоит, никому не интересно (устарело), и моя молодая подруга уговорила меня развернуть тот эпизод, что в начале второй части этой повести, и объяснить, почему мою героиню тошнило от портретов этого генераллисимума. Эта подруга тогда написала мне, что для молодого поколения это важно.

И вот он вылезает на свет снова, выскакивает, порождённый неутомимыми мечтаниями недопрославившихся недогероев, которым явно чего-то не хватает, но только вот – чего? Что жмёт на них изнутри?

Эти слова про глухонемого палача из стихотворения Елизаветы Борисовны словно бы впрыгнули внутрь помещения, которое мне померещилось внутри белой скульптуры. Более того: сама эта белая скульптура показалась чем-то вроде оболочки или одежды, в которую может впрыгнуть или вместиться любой. И превратиться в глухонемого палача: в эту фигуру, в которую ныряют, один за другим, и потом выныривают, как ни в чём не бывало, словно удалось отмыться, пока над тем, кто побывал уже внутри, не занесёт руку очередной глухонемой. От него невозможно добиться ответа, за что он «карает», как мои дедушка и бабушка (родители Елизаветы Борисовны) годами писали письма Ворошилову с вопросом о том, почему их выслали из Ленинграда. Ответа не бывает. Не на того нарвались. Ещё можно сказать, что повезло, потому что ни одного из них не пытали и не расстреливали.
Вообще мысль о том, что скульптура может оказаться внутри полой, пришла не случайно: как раз в этой повести я писала об обычае оживления огромных деревянных скульптур при помощи вмещавшегося внутрь такого сооружения особо одарённого человека.

Я писала об обычае изгонять таким образом мешающих живым покойников в Буркино Фасо, а недавно узнала, что и в Австрии в двух определённых райнах существует подобный обычай. В Буркино Фасо это скульптурное сооружение называют маской, она величиной с двухэтажный дом, но у этой маски нет прорезей для глаз, и вместившегося внутрь неё человека ведут зрячие «посвящённые», что особенно трудно, потому что эта фигура должна начать танцевать... но все собравшиеся верят, что таким образом умерший сосед перестанет приставать к живым, перестанет мешать им жить.

Но для чего на земле российской империи воздвигают памятник давно скончавшемуся злодею? Танцевать он явно не будет, и изгнать самого себя, воспоминания о себе не поможет, но привлечёт новых «любых» влезать внутрь себя, чтобы исполнять там, внутри, задачи, возлагавшиеся на «глухонемого палача».

Мифические существа у нас в прошлом были, недаром и глухонемой палач косился на тяжело больного психопата, который до него уничтожил тысячи тысяч людей на территории той же империи. Все они вставляются друг в друга, как матрёшки, и вырастают друг из друга, эти человеки с психическими отклонениями, на роль которых так и рвутся «любые» - не на роль героев (о которых поётся в песне), а на роль глухонемых палачей.

Вот стихотворение Елизаветы Борисовны целиком:

«Нет, я не плачу, я плачу
За жажду быть самой собою,
Плачу сожжённою душою
Глухонемому палачу.
Нет, я не плачу, я плачу!

Нет, я не плачу, я плачу
Я вечный долг плачу Отчизне
За то. что в этой гадской жизни
Я без долгов прожить хочу.
Нет, я не плачу, я плачу.

Нет, я не плачу, я плачу,
Плачу чудовищной разлукой.
Плачу я самой чёрной мукой,
Какая мне не по плечу.
Я дань своей судьбе плачу».


Вот что происходит с теми из нас, которые отказываются от роли «любого», отказываются влезать внутрь глухонемого истукана. Не все годятся на эту роль вмещения под белоснежное покрывало, натянутое на окровавленные запястья, не всем там удобно и «выгодно», хотя и кажется порой, что поистине «все» лезут в пекло. И страна – если говорить о той самой Матери-земле, из которой эта страна растёт, а не о тех, кто ею правит – эта истинная страна молчит: замолкла в ужасе и никого уже не зовёт на роль героев. Потому что тех из её детей, которые героями были, к настоящему момету уже ухитрились поубивать – просто физически, без всяких умственных ухищрений, а таким именно способом, который и подходит тому глухонемому палачу, о ком писала Елизавета Борисовна, моя родная Лилечка: однажды вырвались у неё такие вещие слова, да так и остались, как впечатанные в застывающее пространство.


См. также:
- Публикации Наталии Малаховской в блоге Николая Подосокорского

Вы также можете подписаться на мои страницы в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy
и в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky

Tags: Малаховская, Сталин, письма
Subscribe

Posts from This Journal “Малаховская” Tag

promo philologist декабрь 1, 02:08 1
Buy for 100 tokens
Робин Гуд / Изд. подг. В.С. Сергеева. Пер. Н.С. Гумилева, С.Я. Маршака, Г.В. Иванова, Г.В. Адамовича и др. — М.: Наука; Ладомир, 2018. — 888 с. (Литературные памятники). Желающие приобрести это издание могут обратиться непосредственно в издательство. Контакты издательства:…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments