Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Алла Авилова: Еще раз об индивидуалах и индивидуальной религиозности

В продолжение поста "Наступает время «индивидуалов» и «индивидуальной религиозности»".

Алла Авилова: Тот пост был связан с моим интервью в Религиополисе и выражал сомнение в темпах распространения индивидуальной религиозности в России. Рассуждения об этом явлении, как там было сказано, могут касаться «только немногих искателей горнего». То же сомнение высказывалось и в некоторых комментариях. Меня это не удивило: в нашем обществе индивидуальная религиозность видится маргинальным и временным явлением.

Сомнения полезны в поисках истины. Они чаще всего возникают тогда, когда какие-то утверждения не подкреплены цифрами и фактами. Их я и хочу сейчас привести.



Последнее время в опросах о религиозной принадлежности россиян стала приниматься во внимание категория верующих, которая лет 15-20 назад практически никак не учитывалась: «верующие без религиозной принадлежности». Кто они такие? Это те, кто не связывают свою веру с какой-то религией или определенной традицией. В их кредо, как правило, соединены религиозные представления и элементы духовных учений из разных источников. Религиоведы называют такую веру синкретической, те же, кто ее имеют, затрудняются как-то определить ее разновидность. Поскольку система воззрений таких людей так или иначе относится к индивидуальной религиозности, то их можно было бы называть религиозными индивидуалами. Я лично это так и делаю.

В 2011 году в одном из очередных опросов фонда «Общественное мнение» мелькнули интересные цифры, касающиеся, российских верующих: оказалось, что среди молодежи определенной религиозной принадлежности не имеют 34% опрошенных, среди студентов - 38%. Вряд ли это завышенный результат. Я думаю, что большинство постоянных читателей этого журнала лично знают хотя бы одного такого индивидуала среди тех, с кем общаются, или даже являются таковыми и сами. И, наверное, многие из них с трудом могут себе представить, как мало было подобной духовно-религиозной «самодеятельности» в России еще три десятилетия назад. Как и в западных странах, сам процесс индивидуализации в этой сфере у нас возник даже раньше, но у него не было таких возможностей, как сейчас, пойти вширь.

Как далеко это сейчас зашло, можно судить по новым данным о религиозном составе населения России в «Атласе религий и национальностей Российской Федерации» , который был выпущен в 2012 году. Он был составлен по результатам уникального по масштабу социологического исследования, проведенного фондом «Общественное мнение» в 79 субъектах РФ. Опрошены были 56 900 человек, что превышает в количественном отношении норму обычных опросов почти в 38 раз.

Еще одной особенностью этого опроса был более строгий подход к определению численности православных верующих. К ним были отнесены только те, кто был готов согласиться с утверждением: «Исповедую православие и принадлежу к Русской Православной Церкви». Оказалось, что они составляют лишь 41 % опрошенных.

Мы больше привыкли к другой статистике. Во многих опросах последнего времени количество православных верующих в России – порядка 80%. Откуда берутся такие цифры? Все просто: участники таких опросов, как правило, должны сделать выбор своей религиозной принадлежности из списка распространенных в России конфессий и религиозных групп. Люди часто выбирают «православие», потому что они не атеисты, не католики, не мусульмане, не кришнаиты и т.д. И если их оказывается так много, то в анкете наверняка отсутствует опция «верующий без религиозной принадлежности».

Участники опроса, проведенного для нового «Атласе религий и национальностей РФ», такой опцией располагали, и 25% из них отнесли себя к «верующим без религиозной принадлежности», то есть к «индивидуалам».

25 % «религиозных индивидуалов» при 41% православных – это не маргинальное явление. В настоящее время в религиозном составе России индивидуалы не только оказалась на втором месте после православных, но и значительно превысили по своей численности следующих за ними атеистов (13%) и мусульман (4,7%) вместе взятых.

Еще одно общераспространенное представление об индивидуальной религиозности в России - это то, что она временное явление. Не понятно, как подобное убеждение соединяется с такой особенностями нашей эпохи, как индивидуализация человеческой деятельности во всех сферах жизни. В наше время человек как никогда дорожит своей индивидуальностью и стремится к самореализации. Немыслимо, чтобы это не сказалось на его поведении в религиозной жизни. И невообразимо, чтобы такое отношение к себе вдруг бы изменилось в ближайшее время.

В наше время существует масса возможностей для духовного поиска и самостоятельного выбора своей духовной ориентации. Есть обширная литература о разнообразных религиозных воззрениях в мировом духовном наследии и новых религиозных движениях, можно общаться на темы духовного поиска в социальных сетях, посещать конференции и семинары вокруг какого-то духовного учения или тренда в неконфессиональной среде, осваивать духовные практики из разных культур на курсах и выездных ретритах и т.п

У индивидуальной религиозности много форм. Что это за формы? Какие из них проблемные и насколько они проблемные? Мне еще не попалось российские исследование, которое давало бы убедительные ответы на эти вопросы. Исходя из своего опыта общения с индивидуалами в России и на Западе, я бы выделила четыре разновидности такой религиозности по ее выражению на практике:

1. Индивидуальная религиозность с опорой на какую-то традицию. Эта традиция становится для индивидуала главным источником воззрений, и он может причислять себя к ее последователям, но при этом добавляет к ней верования и формы практики из других источников.
2. Индивидуальная религиозность как мозаика элементов из разных источников. Эти элементы остается узнаваемыми и для самого индивидуала, и для других. При этом ни одна из традиций, откуда они взяты, не превозносится над другими.
3 Индивидуальная религиозность как синтез элементов из разных источников, в результате которого все они теряют свою идентичность.
4. Индивидуальная религиозность как продукт собственного религиозного вдохновения.

Индивидуальной религиозности трудно дать объективную оценку. Какие здесь могут быть критерии? Это пока не ясно. Но уже было бы важно поставить такой вопрос. И самим индивидуалам сложно разобраться в том, с чем они сталкиваются в своем духовном поиске и что испытывают. Как, к примеру, отличить духовные интуиции от случайных фантазий? Что может быть как-то ценно для других в их духовных исканиях? Как говорить с друзьями и близкими о своих открытиях? Что делать в кризисных ситуациях?

Как и всякое социальное явление, индивидуальная религиозность имеет проявления, которые общество воспринимает как вредные. Но среди проблем, которые она может вызвать, редко встречается агрессивное отношение к чужим вероисповеданиям. Индивидуальная религиозность потому и называется индивидуальной, что предназначена для личного пользования, а не для распространения во всем мире “едиственно правильной веры” во имя его спасения – такая задача противоречит ее сущности.

__________________________________________

На сетевом ресурсе Центра религиоведческих исследований “Религиополис” публикуется в формате блога повесть Аллы Авилосой «Очередной мессия и его сын», содержание которой имеет прямое отношение к особенностям современного богоискательства. Полный текст повести: http://www.religiopolis.org/documents/9591-alla-avilova-povest-ocherednoj-messiya-i-ego-syn-religiopolis-2015.html


Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy

Tags: Алла Авилова, религия
Subscribe

Posts from This Journal “Алла Авилова” Tag

promo philologist декабрь 1, 02:08 1
Buy for 100 tokens
Робин Гуд / Изд. подг. В.С. Сергеева. Пер. Н.С. Гумилева, С.Я. Маршака, Г.В. Иванова, Г.В. Адамовича и др. — М.: Наука; Ладомир, 2018. — 888 с. (Литературные памятники). Желающие приобрести это издание могут обратиться непосредственно в издательство. Контакты издательства:…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments