Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Categories:

Наталия Малаховская: "Как создать террориста: рецепты психолога"

Наталия Львовна (Анна Наталия) Малаховская - деятельница феминистского движения, писательница, художник, исследовательница русских сказок, автор книг: "Возвращение к Бабе-Яге" (2004), "Апология на краю: прикладная мифология" (2012) и др. В 1979 г. была одной из основательниц совместно с Татьяной Мамоновой и Татьяной Горичевой альманаха «Женщина и Россия», журнала «Мария» (была одной из инициаторов, издателей и литературным редактором этих изданий, переведённых в 1980-1982 годах на многие языки). После высылки из СССР в 1980 г. живет и работает в Австрии.



О БЕЖЕНЦАХ

18 ноября 2015: ровно 70 лет со дня свадьбы моих родителей: в начале ноября 1945-го года моего отца отпустили из армии в короткий отпуск. Только тогда для него закончилась война: весной и летом 45-го года он служил военным переводчиком на Аляске. 18 ноября 2015: включаю радио и слушаю передачу о том, как прямые потомки тех, кто морил голодом мою маму в блокадном Ленинграде, кто позаботился о таком тяжёлом ранении моего папы, растягивают плакаты на вокзалах Австрии, плакаты со словами: «Дорогие беженцы, спасибо за то, что вы нам напомнили о нашей человечности!». Молодые девушки (интересно, почему только девушки? Не слышу ни одного мужского голоса) рассказывают о том, как много им самим даёт работа (конечно, бесплатная: Ehrenamtlich, «Должность чести») с беженцами. Ещё запомнилось из той же радиопередачи: «Баден с сердцем» (тоже плакат: то есть небольшой курортный городок обнаружил вдруг, что у него есть сердце).

Но ведь только что была пятница 13-е! Тот день, которого в здешних местах почему-то до такой степени опасаются! На этот раз суеверие сработало. И вместе с этим сработавшим суеверием ощущение того, что вулкан проснулся и зарычал или что сидишь над бездной и подползает мысль, которую не отогнать, что те эшелоны с тысячами изгнанных из Германии, не только вполне интегрированных, но и столетиями, множеством поколений прижившихся, которых до такой степени было не отличить от «исконных» жителей, что приходилось какие-то нашивки на одеждах делать, чтоб как-то отличить, - что эти тогдашние эшелоны, которые против всякой выгоды для «исконных», против какой бы то ни было логики отправляли прямо в печку – что они вернулись. Но на этот раз толпы и тысячи, наполняющие эти эшелоны, на языке этой принимающей их державы не говорят и на вид от «исконных» очень даже отличаются. И этот наплыв – как месть стране, не постыдившейся когда-то уничтожить, и не тысячи, а миллионы, и не чужих, а своих собственных.

Если месть – то от кого идёт эта месть? Кто решился поднять руку на цветущую державу? Конечно, можно сказать, что это – карма, но у меня такой уверенности нет. Уж не совесть ли заговорила внутри души того народа, того самого, крематориями и горами трупов прославившегося? Все эти плакаты, все эти плюшевые зайчики и медвежата, с которыми встречали совсем ещё недавно бесконечно усталых, промёрзших и голодных, - не ответ ли это молодого поколения австрийцев и немцев, которым осточертело видеть по телевизору все эти крематории и горы трупов и слышать рассказы про злодеяния своих же предков, которых не выдернешь же из себя! (Как раз весной этого года, в связи с юбилеем – 70 лет со дня окончания войны – и были показаны самые душераздирающие документальные фильмы о том, с каким рвением и наслаждением предки современной молодёжи «выполняли свой долг» и в крематориях, и среди мирных жителей «покорённых» стран). Телевизор просто ломился от таких фильмов (про один из которых я тогда написала под заглавием «Последний удар в лицо болтовне о человечности» - цитата из речи одного из гитлеровских подонков). А теперь – сплошная «болтовня» о человечности!

Конечно, не у всех она заговорила, эта совесть, но почему-то те, кто жгут дома, предназначенные для беженцев, оказались не в большинстве, и это вот странно, на это надо обратить внимание, ведь обычно среди особей человеческого рода злодеев или тех, кто злодеев поддерживает, оказывается настолько больше всех прочих, а тут уж, в Германии, и всего-то 1.400 человек на весь народ оказались противниками гитлера – не 84% за подонка, а все 99, 98%. И в Руанде во время массовых озверений убивало, рубило топором подавляющее большинство. Так что то, что Германия поначалу было открыла ворота широко навстречу непрошенным гостям – это уже новинка. Тут можно запнуться привычному к злодейству мышлению и хоть чуть-чуть отдышаться, но долго отдыхать не получится, вот нас уже обогнали. Ещё в прошлый четверг одна знакомая, слушая по радио новости о том, что творится в Сирии, промолвила: «А у нас – мир», на что я ей возразила : «Надолго ли?». И не заметила, что впереди – та самая пятница 13-е, и вот он, этот день, и включаю радио... что-то уж и совсем непомерное, не лезущее на этот раз ни в какие ворота – этот теракт в Париже.

Это уже не нападение на тех конкретных личностей, которые своими руками и от своего собственного имени оскорбили некую религию, насмеялись над одним определённым пророком – тогда был если не смысл, то хотя бы какая-то логика. Не то сейчас. Как и во времена гитлеровского безумия, логика отменяется – когда на теле Земли разверзаются эти чёрные ворота, эти зияющие пасти – «пространства насилия», по выражению Йорга Баберовского, то не до логики, логика оказывается никому не нужной и выброшенной за забор, вместе со всеми остальными человеческими ценностями. Тот примат, которого по странной привычке продолжают почему-то называть «разумным», показывает своё истинное лицо, которое заставляет уже в который раз усомниться в разумности того, кто создавал – «по своему образу и подобию»? – этот «венец творения».

Эта чёрная дыра долго бушевала за пределами Европы – и вот докатилась и до нас. Стоит ли пытаться искать логичный ответ на вопрос, почему? Когда убивают не только невиновных, но и никаким боком не причастных, напрашивается объяснение: «Ты виноват уж в том, что хочется мне кушать». Причём не физический голод имеется в виду, а голод садистов, жаждущих насладиться человеческим страданием, голод этой разверзшейся чёрной пасти. У них свои представления о «чести» - как и у гитлеровских молодчиков, которым не стыдно было утаптывать сапогами трупы расстрелянных мирных жителей, но стыдно казалось отказаться участвовать в расстрелах, то есть показаться мягкотелыми (если переводить дословно – «мягкояичными» – так они обзывали тех, кто отказывался убивать стариков, женщин и детей). Убивали и убивают ради чести (мне вспоминается грузинский юноша, который летом 1976-го года поклялся честью своей сестры, что зарежет и моего ребёнка, и меня). Да, стоило бы подробнее рассмотреть этот конструкт – честь, но не дадут уже ни на чём сосредоточиться и ни до каких корней насилия добраться. Потому что где-то, когда-то, по каким-то своим причинам долго зревшего недовольства произошёл некий взрыв – переход количества в качество – и как выстрелил нам навстречу «новый человек».

Соединивший в себе все «достоинства» и гитлеровских солдат и всех им подобных, не пожелавших оказаться «мягкояичными». Но из солдат подонка гитлера через много лет, проведённых в плену, получились «добропорядочные» буржуа, которые если и продолжали кого-то насиловать и избивать, то в основном членов своих семей. А из тех, кто сейчас с большим восторгом и наслаждением собственноручно отрубает головы и младенцам, и старикам, никаких добропорядочных уже не получится. Они перешагнули ту черту, за которой не бывает уже ничего. За которой то явление, которое в астрономии называется чёрной дырой. Они расчеловечили себя, и назад вочеловечить или привести их в хотя бы какую-то терпимую видимость нормы не получится. Они пользуются подлостью всех тех окружающих эту чёрную дыру «молодцов», что и на этой дыре умеют поживиться, и тем самым втягивают всё больше земель и человеческих жизней в своё безумие. И говорить о том, кто и почему когда-то был виноват в этом разгулявшемся безумии, поздно. И подставлять левую щёку или какую там по счёту голову под топор – недопустимо.

КАК СОЗДАТЬ ТЕРРОРИСТА: рецепты психолога

Правда, ещё весной этого года казалось, что можно распознать, каким образом функционирует эта фабрика по изготовлению террористов, которая с таким рвением «работает» на просторах стран Ближнего Востока. Знаменитый и даже почитаемый в Европе психолог Аарне Гроун издал небольшую книгу, в которой собрал воедино свои открытия на эту тему – «Против терроризма». Конечно, все мы уже давно подозревали, что терроризм – это проблема не только политическая, но и во многом психологическая. Эпиграфом к его размышлениям мне хочется поставить фразу «Самое главное у человека – душа, если она есть». Эта фраза как нельзя лучше объясняет мысль этого учёного, который рассказывает о том, каким образом удаётся вытеснить на задворки сознания всё то, что когда-то, на заре жизни, могло бы развиться и стать самым главным. Он пишет о том, как из подрастающего человека, ребёнка, постоянно выталкивают всё то, что могло бы стать «им самим» (как-то знакомо звучит?).

Конечно же, виновата во всём, по его мнению, МАТЬ, - в этом он не отличается от других современных психологов, зато отличается аргументацией. Мать, по его мысли, виновата потому, что на донышке представления о том огромном, невместимом ни для какого разума СУЩЕСТВЕ, которое в большинстве религий представляется существом мужского пола, всё равно мерцает мать – это она, всесозидающая, притаилась под маской всемогущего. И кто думает, что убивает во имя Отца, на самом деле убивает во имя Матери. Но виновата не только та, что в небесах, где-то и нигде, но и вполне конкретная, реальная, сотворяющая, как работница на конвейере, убийцу за убийцей. Какие же операции необходимы для того, чтобы таким образом настроить и навострить этот человеческий материал, этого вначале совершенно беспомощного младенца?

Арно Гроун показывает два способа, как лишить это существо того, что могло бы стать им самим. Во-первых, не подходить к плачущему младенцу, не брать его на руки, оставить один на один с ужасом перед вселенной. В таких случаях он может от горя своей беспомощности даже и вполне физически умереть, что уже случалось и не раз в детских домах. Но если выживет, он научится отделять от себя все негативные эмоции («переживания горя, боли и печали») и это, от себя оторванное, переносить на других: на другой народ, нацию, на соседей... (вспомним, что именно так призывала книжка по воспитанию под названием «Немецкая мать» «закалять» своих детей– но зачем далеко ходить? Так «воспитывали» безжалостностью и меня саму, когда я только что родилась, так упрекали и меня в «мягкотелости», когда я бежала на крик моего новорожденного сына).

Второй способ сложнее, зато им, по мысли А.Г., пользуется большинство матерей в тех странах, где женщина абсолютно бесправна, «где за ней не признаётся право на собственную творческую жизнь и на честолюбие». В результате те самые существа, которые «всё создают», оказываются отрезанными от любой возможности самовоплощения – за исключением одной-единственной возможности – выместить весь свой гнев (негодование) на ком бы то ни было. «Каким-то образом должна быть найдена отдушина». И эта возможность открывается в тот момент, когда этой бесправной, отданной на брачное поругание в детском возрасте, удаётся произвести на свет существо мужского пола. «Она не может проявить себя ни в творчестве, ни в науке, ни в политике» - ни в чём, кроме воспитания сына. Но что это за воспитание? А. Г. описывает этот процесс такими словами: «она размывает границу между собой и мальчиком, балует его безмерно, позволяет ему абсолютно всё, что ему самому очень нравится, но тем самым она лишает его того, что могло бы стать им самим».
Возвращаемся к началу: «Что самое главное у человека?» – спросил меня когда-то мой сын, когда был ребёнком, и я ему ответила: «Душа, если она есть».
Напрашивается вопрос: а что, если её нет, если её тем или иным способом удалось вытравить? И ответ – он виден, он не скрывается уже ни от чьих глаз.


Прислано Наталией Малаховской для размещения в литературном блоге Николая Подосокорского

См. также:
- Публикации Наталии Малаховской в блоге Николая Подосокорского

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy

Tags: Малаховская, беженцы, терроризм
Subscribe

Posts from This Journal “Малаховская” Tag

Buy for 100 tokens
Вагинов К.К. Козлиная песнь: Роман / Подготовка текста, коммент. Д.М. Бреслера, А.Л. Дмитренко, Н.И. Фаликовой. Статья Н.И. Николаева. Статья И.А. Хадикова и А.Л. Дмитренко. Ил. Е.Г. Посецельской. — СПб.: Вита Нова, 2019. — 424 с.: 34+45 ил. — (Рукописи). ISBN 978-5-93898-699-2.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments