Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Category:

Умерла историк, исследовательница гностицизма Марианна Трофимова

О смерти Марианны Трофимовой сообщил на своей странице в фейсбуке ассириолог Владимир Емельянов. Марианна Казимировна Трофимова — российский историк, коптолог, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института Мировой культуры МГУ. Перевела и дополнила «Введение в коптскую грамматику» Д. Пламли. Автор работ по раннему христианству и гностицизму. Наибольшую известность получили её труды, посвященные коптским гностическим текстам. Главный труд — «Историко-философские вопросы гностицизма».



Владимир Емельянов о Марианне Трофимовой

"В возрасте 90 лет ушла Марианна Казимировна Трофимова - один из тех людей, которых можно спокойно назвать столпами советской интеллигентской жизни. Приобрести ее книгу "Историко-философские вопросы гностицизма" было делом немыслимым. На черном рынке в 80-е эта книга шла по 50 рублей, и не всякий мог достать. На ее чтение стояла реальная очередь, люди в Ленинграде записывались в тетрадочку к счастливому обладателю, отдавали ему взамен что-то свое запретное и получали на одни сутки Трофимову. "У него есть Трофимова" - это было знаком безусловной элитарности ленинградского интеллигента. Люди считали, что гностицизм это и есть самое сокровенное христианство, и голод по вере и божественному был такой, что не только читали, но и зачитывали до дыр, а иногда зачитывали с концами. Никто Трофимову не видел, не знал, кто она такая. Все знали, что Трофимова - это книга о гностиках, а гностики это самые древние христиане. А поскольку Владимир Соловьев увлекался гностиками, то это была ниточка и к русской философии.

А потом наступили 90-е. Марианна Казимировна стала много выступать и публиковаться. Все ее узнали. Она очень многим помогла в науке. Была человеком добрым, щедрым, независтливым и независимым. Ненарочито-церковным. Вместе с ней я поминал на Пятницком кладбище Владимира Николаевича и Татьяну Яковлевну. Вместе с ней участвовал в Топоровских чтениях и конференциях по Гнозису. Она мало говорила, всем и всему сочувствовала. Ее большие знания помещались в такой же большой душе. Она сказала, что относится ко мне с почтением. А у меня внутри все сжалось... Господи, знала бы она про мои стояния в 15 лет в очередях за "почитать Трофимову", за сутки над ее книгой... Я сказал, что совсем-совсем наоборот - это я отношусь к ней с величайшим почтением, потому что она была для меня одним из светочей на пути к изучению древнего Востока, это из-за нее... И так далее. Но она посмотрела на меня очень тихо, не выразив никакого восторга, и так же тихо сказала: "Наше поколение многое хотело сделать. Но знало очень мало. Вам повезло больше. Вы и за границу можете поехать, и рукописи в музее почитать. Мы же все брали из вторых рук". Ей в тот момент было грустно. А мне было радостно, потому что мы состоялись только в ее свете. И я сказал: "Вы дали всем нашим частным занятиям духовное направление". Она ничего не ответила, но мне кажется, что слышать это было для нее в чем-то отрадно...

Светлая память! Вечная память!"

https://www.facebook.com/vladimir.emelianov.589/posts/1742585945972391


Библиография работ М.К. Трофимовой

Список печатных трудов

Значение работ акад. В.В. Латышева для изучения античной истории. (К 100-летию со дня рождения) // ВДИ. 1955. № 4. С. 3–9. (Без подписи).
Публикации источников и источниковедческих исследований по истории Греции и Рима // ВДИ. 1956. № 1. С. 112–115.
О некоторых источниковедческих проблемах XXXVI (Борисфенитской) речи Диона Хризостома // ВДИ. 1959. № 3. С. 151–162.
Из истории эллинистической экономики (К вопросу о торговой конкуренции Боспора и Египта в III веке до н.э.) // ВДИ. 1961. № 2. С. 46–68.
Из истории идеологии II века // ВДИ. 1962. № 4. С. 67–90.
Из истории эллинистического пиратства // ВДИ. 1963. № 4. С. 53–74.
Формы международных экономических связей в раннеэллинистический период. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М. 1964. С. 3–33.
Философия экзистенциализма и проблемы истории раннего христианства // ВДИ. 1967. № 2. С. 283–294.
Пиратство в Восточном Средиземноморье в III в. до н.э. (К изучению источников форм зависимости в эллинистический период). В кн.: К.К. Зельин, М.К. Трофимова. Формы зависимости в Восточном Средиземноморье эллинистического периода. В серии: Исследования по истории рабства в античном мире. М. “Наука”. 1969. C. 188–240.
К методике изучения источников по истории раннего христианства (На примере литературы о “Евангелии от Фомы”) // ВДИ. 1970. № 1. С. 142–151.
Христианство и рабство (по данным новозаветной литературы). В кн.: Е.М. Штаерман, М.К. Трофимова. Рабовладельческие отношения в ранней Римской империи (Италия). В серии: Исследования по истории рабства в античном мире. М. “Наука”. 1971. С. 250– 295. Пер. на итал.: Cristianesimo e Schiavitu. В кн.: Staerman, Trofimova. La Schiavitu nell' Italia imperiale I-III secolo. Ed. Riun i ti. Roma. 1975. P. 274–324.
Из рукописей Наг-Хаммади // АН ИМЛИ. Античность и современность. К 80-летию Ф.А. Петровского. (сборник статей) М. “Наука”. 1972. С. 369–380.
Значение рукописей из Наг-Хаммади для изучения истории религий. // Академия общественных наук. Атеизм и религия: проблемы истории и современность. Материалы научной конференции “Актуальные проблемы истории религии и атеизма...”. Вып. I. М. 1974. С. 254–262.
К переводу рукописей из Наг-Хаммади // XIV Международная конференция античников социалистических стран. Тезисы докладов. Ереван, 1976, 18–23 мая. Ереван. 1976. С. 432–433.
Учение христиан-гностиков // Московский Государственный заочный педагогический институт. Общественно-политические и философские учения древней Греции и Рима. Практикум для студентов-заочников исторических факультетов педагогических институтов. Составитель И.С. Свенцицкая. М., 1976. С. 97–101.
Утопия Ямбула в зарубежной историографии // История социалистических учений. Вопросы историографии. Сборник статей. М., 1977. С. 124–141.
Гностицизм. Пути и возможности его изучения // Палестинский Сборник. 1978. Вып. 26 (89).Философия и история. С. 107–123.
Историко-философские вопросы гностицизма (Наг-Хаммади, II, соч. 2, 3, 6, 7). М., 1979.
Гностическая проблема в современной культуре Запада // ГМИИ им. А.С.Пушкина. Материалы научной конференции. 1979. Культура и искусство античного мира. М. 1980. С. 452–461.
К пониманию “утопии Ямбула” у Диодора Сицилийского // АН СССР. ИВИ. История социалистических учений. Сборник статей. М. “Наука”. 1982. С. 236–251.
Эллинистический гимн из собраний Наг-Хаммади. II, соч. I // АН СССР. Научный совет по истории мировой культуры. Античная культура и современная наука. М., 1985. С. 213–217.
Пролог к Наг-Хаммади II, 1 // From Late Antiquity to Early Byzantium. Proceedings of Byzantinological symposium in the 16-th International EIRENE Conference. Academia. Praha, 1985. P. 213 – 217.
Гносис и эстетическая деятельность // Палестинский Сборник. 1986. Вып. 28 (91). История и культура Ближнего Востока древнего и раннесредневекового времени. С. 121–127.
“Утопия Евгемера” // АН СССР. ИВИ. История социалистических учений. Сборник статей. М., 1986. С. 266–281.
Из истории формирования философской проблемы свободы воли // Балканы в контексте Средиземноморья. Проблемы реконструкции языка и культуры. Тезисы и предварительные материалы к симппозиуму. М., 1986. С. 67–69.
К постановке проблемы сознания в гностицизме (Наг-Хаммади II, 1, 4, 19–5, 5) // АН СССР. Научный совет по истории мировой культуры; Архангельский государственный педагогический институт; Семиотика культуры. Тезисы докладов Всесоюзной школы-семинара по семиотике культуры 8–18 сентября 1988 года. Архангельск, 1988. С. 51–53.
К представлениям о единстве мира в позднеантичной культуре (Наг-Хаммади VI , 2) // АН Отдел истории. Культура и общественная мысль. Античность. Средние века. Эпоха Возрождения. М., 1988. С. 41–50.
Тема самопознания в гностической традиции (Наг-Хаммади, II , I) // АН СССР. Институт философии. Из истории философского наследия древнего Средиземноморья. Ч. I. М. 1989. С. 63–119.
Гностические апокрифы из Наг-Хаммади. В кн.: Апокрифы древних христиан. Исследования, тексты, комментарии. М., 1989. С. 161–334.
Из истории ключевой темы гностических текстов // АН СССР. Институт славянистики и балканистики Институт языкознания. Палеобалканистика и античность. Сборник научных трудов. М., 1989. С. 169–219.
К пониманию Наг-Хаммади, I, соч. 1 // АН СССР, Институт востоковедения. Мероэ. Страны северо-восточной Африки красноморского бассейна в древности и раннем Средневековье, проблемы истории и культурных связей. Вып. 4. М., 1989. С. 201–207.
Гром. Совершенный Ум (Наг- Хаммади, VI, 2) // Труды по знаковым системам. Вып. 23. Ученые записки Тартуского университета, вып. 855. Тарту, 1989. С. 49–62.
Об эстетическом аспекте коптских гностических текстов // АН СССР. Институт славянистики и балканистики. Балканские чтения-1. Симпозиум по структуре текста. Тезисы и материалы. М., 1990. С. 69.
Первый покаянный гимн Софии: из гностической интерпретации // ВДИ. 1990. № 4. С. 105–117.
К истолкованию гностического текста о восхождении души // АН СССР. Научный совет по истории мировой культуры. Механизмы культуры. М., 1990. С. 56–62.
Из истории гностических текстов // АН СССР. Научный совет по истории мировой культуры. А.Ф.Лосев и культура XX века. Лосевские чтения. М., 1991. С. 152–157.
Гносис и эстетическая активность // АН СССР. Научный совет по истории мировой культуры. Ноосфера и художественное творчество. М., 1991. С. 101–103.
Два варианта гностического толкования // АН СССР. Институт славянистики и балканистики. Балканские древности. Балканские чтения-1. Материалы по итогам симпозиума. Март 1990 года, Москва. М., 1991. С. 88–107.
Из Лондонского кодекса (“Пистис София” 42–62) // Aequinox. Сборник памяти о. Александра Меня. М., 1991. С. 77–90.
Гностицизм как историко-культурная проблема в свете коптских текстов из Наг-Хаммади. Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук (в форме научного доклада). М. 1991.
Эллинистические утопии. В кн.: Эллинизм. Восток и Запад. М., 1992. С. 248–262.
“Пистис София”, с. 16–20, гл. 10: построение текста и его мировоззренческая установка // РАН Ин. слав. и балк. Балканские чтения-2. Симпозиум по структуре текста. Тезисы и материалы. М., 1992. С. 8.
К вопросу о гностической тайне // Религии мира. История и современность. Ежегодник. 1989–1990. М., 1993. С. 169–181.
Гностицизм как историко-культурная проблема // Aequinox. MCMXCIII. М., 1993. С. 168–195.
К теме судьбы в одной гностической рукописи // РАН. Научный совет по истории культуры. Институт языкознания. Понятие судьбы в контексте разных культур. М. “Наука”. 1994. С. 15–18.
Коптские гностические тексты: предмет и метод // Российская ассоциация антиковедов. ИВИ РФ. Методология и методика изучения античного мира. Доклады конференции (31 мая–2 июня 1993 г .). М. 1994. С. 121–125.
О единстве текста “Пистис Софии” // РАН Институт славянистики и балканистики. Балканские чтения-3. Лингво-этнокультурная история Балкан и Восточной Европы. Тезисы и материалы симпозиума. М. 1994. С. 46–47.
Из коптских текстов (“Пистис София”, фрагменты) // РАН Институт славянистики и балканистики. Знаки Балкан. Часть II. М. 1994. С. 233–270.
Мария Магдалина коптских гностических текстов // РАН ИВИ. Российская ассоциация антиковедов. Женщина в античном мире. Сборник статей. М., 1995. C . 168 – 180 .
Милость и истина встретили друг друга... (Гностическая экзегеза 84-го псалма) // ВДИ. 1995. № 2. С. 186–193.
Пистис София. 41–62. Из истории гностической интерпретации // РАН Институт философии. Центр по изучению немецкой философии и социологии. Знание за пределами науки. М., 1996. С. 37–47.
Проблема гносиса в свете коптских рукописей первых веков нашей эры // РАН. Ин. философии. Центр по изучению немецкой философии и социологии. Научные и вненаучные формы мышления. М., 1996. С. 254–265.Пер. на нем.: Die Gnosisprobleme aus der Sicht der koptischen Schriften der ersten Jahrhunderte unserer Zeitrechnung. Moskau, 1996. S. 248–260.
Гностицизм и мораль // РАН ИВИ. Российская ассоциация историков. Власть, человек, общество в античном мире. Доклады конференции 1996 и 1997 гг. М., 1997. C . 29–36.
Из истории эллинистической экономики // РАН ИВИ. Центр сравнительного изучения древних цивилизаций. Древняя цивилизация. Греция. Эллинизм. Причерноморье. (Избранные статьи из журнала ВДИ). М., 1997. С. 724 – 746.
Первый покаянный гимн Софии: из гностической интерпретации // РАН ИВИ. Центр сравнительного изучения древних цивилизаций. Древняя цивилизация. Древний Рим. (Избранные статьи из журнала ВДИ). М., 1997. С. 691–702.
Посвящение в знание (“Пистис София”): фрагменты // РАН ИВИ. Человек и общество в античном мире. М., 1998. С. 488–523.
О свободе выбора в коптском гностическом тексте (“Пистис София”, 247.19–253.15) // РАН. Институт славянистики. POLUTROPON. К семидесятилетию В.Н. Топорова. М., 1998. С. 841–850.
“Евангелие от Фомы”. Перепечатка пер. с копт. в кн.: Флюссер Д. “Иисус”. Изд-во “Урал LTD”. 1999. Приложение I. С. 223–239.
Время в “Пистис Софии” // РАН. Институт cлавянистики. Балканские чтения-5. В поисках “балканского” на Балканах. 1999. С. 46–47.
“Евангелие от Филиппа”, “Евангелие от Фомы”, “Евангелие от Марии”, “Апокриф Иоанна”. Перепечатка пер. с копт. в кн.: Апокрифические евангелия. СПб. “Амфора”. 2000. С. 232–333.
Четвертая книга “Пистис Софии”. Вступительная статья, перевод с коптского, примечания и послесловие // ВДИ. 1999. № 4. С. 236–247.
Четвертая книга “Пистис Софии”. Вступительная статья, перевод с коптского, примечания и послесловие // ВДИ. 2000. № 1. С. 240–250.
Ритуал как аспект гностической тайны // Лосевские чтения. Образ мира — структура и целое. Материалы Международной конференции 19–23 октября 1998. МГУ. Филологич. фак-т. “Логос”. 1999. № 3. М. 1999. С. 562–567.
Гнозис и ритуал. // Россия и гнозис. Материалы конференции. Москва. ВГБИЛ. 22–23 марта 2000 г . М., 2001. С. 4–12.
Событие и его культурная роль (К истории создания коптской письменности) // РАН институт славянистики. Homo balcanicus. Поведенческие сценарии и культурные роли. Античность. Средневековье. Новое время. Балканские чтения-6. Тезисы и материалы. М., 2001. С. 52–54.
Пламли Дж. Мартин. Введение в коптскую грамматику. (Саидский диалект). Перевод с английского, предисловие, примечания М.К. Трофимовой. М., 2001.
Гностическая экзегеза псалмов Давида и од Соломона (“Пистис София”, гл. 29–82) // Colloquia classica et indogermanica. III. Классическая филология и индоевропейское языкознание. СПб, 2002. С. 536–635.
Заметки по поводу гностической эсхатологии // МГУ Институт мировой культуры. Антропология культуры. Вып. 1. ОГИ. М., 2002. С. 103–110.
Опыт спецсеминара “Чтение коптских гностических текстов” // Антиковедение в системе современного образования. Материалы научной конференции. Москва. 26–27 июня 2002 г. М., 2003.С. 58–60.
Древние гностические тексты. В кн.: Апокрифы древних христиан. Перевод и исследование: И.С. Свенцицкая. М.К. Трофимова. М., 2004. С. 143–271, 298–30

http://academia-gnostica.blogspot.ru/2014/04/blog-post_7929.html

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy

Tags: Владимир Емельянов, античность, гностицизм, история, копты, некролог
Subscribe

Posts from This Journal “гностицизм” Tag

promo philologist 18:46, wednesday 1
Buy for 100 tokens
Мой муж, Виталий Шкляров, гражданин США и Беларуси уже почти 7 недель находится в белорусской тюрьме как политзаключенный. Его обвиняют в том, что 29 мая он якобы организовал в городе Гродно несанкционированный митинг в поддержку арестованного лидера белорусской оппозиции Сергея Тихановского.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments