Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Category:

Дорожная карта для новгородского губернатора Митина

Как воспринимают новгородскую власть в Москве?

Для большинства рядовых граждан свойственно воспринимать ситуацию в родном городе или регионе в основном сквозь призму СМИ, сообразуясь при этом с мнением друзей и знакомых оффлайн или в соцсетях. Центральная же власть оценивает ситуацию в провинции, исходя из фиксируемых различными службами социально-экономических показателей, и принимает те или иные решения, опираясь на мнение узких экспертных групп. Недавно один из моих знакомых в московских политических кругах предоставил в моё распоряжение документ, наглядно демонстрирующий отношение столичных экспертов к Новгородской области. В исследовании содержатся не только цифры, но и конкретные сценарии, рекомендуемые для реализации региональному руководству в целях повышения эффективности управления.


Губернатор Новгородской области Сергей Митин

В этой записи будет кратко изложено то, как рассматривают Новгородскую область московские эксперты, а также размещен ряд фрагментов из их исследования. Документ в полном виде я, по понятным причинам, публиковать не буду. Эксперты, изучавшие наш регион, в целом оценивают ситуацию в нем как предкризисную и имеющую тенденцию к общему ухудшению. Одной из основных проблем является низкий уровень доверия региональной власти. Так, только 27% опрошенных жителей области оценили положительно деятельность губернатора Сергея Митина, тогда как в 2012 году его работа нравилась 46% населения. На восприятие губернатора населением повлияла как общефедеральная ситуация, так и сугубо региональные проблемы политического и социально-экономического характера.

Симптоматичной является и общая социальная апатия: 44% респондентов не верят в то, что губернатор и его команда смогут в ближайшие годы добиться улучшения ситуации. Оптимистов, доверяющих губернатору и его команде, несколько меньше – всего 31%. Отсутствие оптимизма у значительной части населения является дополнительным дестабилизирующим фактором. Также эксперты отметили слабую и неэффективную работу региональных СМИ над имиджем Сергея Митина. И хотя респонденты отмечают у губернатора ряд положительных качеств, они во многом сводятся на нет многочисленными негативными характеристиками.



Второй проблемой, на которую обратили внимание эксперты, является ослабление функциональных качеств губернатора в восприятии электората. В 2012 году 56% опрошенных были уверены, что Сергей Митин является эффективным лоббистом региона на федеральном уровне, теперь же эту точку зрения резделяют только 36% населения. Негативной является динамика и в ряде иных ключевых функций губернатора.

Также эксперты отмечают, что именно для новгородцев важным фактором, формирующим отношение к тому или иному политику, является его идентификация по признаку «свой-чужой». Несмотря на то, что губернатор отработал в регионе 8,5 лет, 56% респондентов все равно назвали его "чужаком". В ответах преобладали такие выражения как: «варяг», «москвич», «назначенец».

Отметили исследователи и увеличение дистанции между губернатором и населением: в 2012 году 41% респондентов выразили уверенность, что Сергей Митин работает в интересах региона, в 2015 году такого мнения придерживался только каждый четвертый опрошенный (24%). В восприятии значительной части населения губернатор является человеком закрытым, стремящемся выстраивать искусственные барьеры между собой и общественностью.

Образ губернатора в целом описывается как «авторитарный бюрократ», который при этом не лишен набора лидерских качеств. Интересно, что именно в этом отношении мнение людей о Сергее Митине не сильно изменилось за прошедшие годы: так в 2012 году 41% респондентов назвал губернатора сильным лидером, в 2015 году в наличии лидерских качеств у главы региона были уверены 38% опрошенных. Таким образом, восприятие Митина как авторитарного лидера не претерпело значительных изменений, в отличие от целого ряда других показателей.

Вместе с тем, эксперты зафиксировали рост запроса на смену губернатора. Если в 2012 году лишь 21% населения желал появления нового главы региона, то в 2015 году этот показатель вырос до 38%. Естественным ограничителем роста протестных настроений является страх перемен негативного характера.

Парадоксом можно считать и поляризацию сторонников и противников Сергея Митина. Если в 2012 году число безусловных противников губернатора оценивалось в 11%, а число его уверенных сторонников - в 14%, то в 2015 году цифры выглядели соответственно как 23% и 18%. Новгородское общество поляризуется - в нем произошел одновременный рост и числа противников, и числа сторонников губернатора, что в целом является нетипичным явлением.

В числе ключевых факторов, повлиявших на предпочтения электората, эксперты отмечают усталость от авторитарного стиля управления регионом, а также общее ухудшение экономической ситуации. В сознании людей вызревает запрос на новую фигуру - эффективного «антикризисного менеджера».

Основной выделенной проблемой губернатора, на необходимость решения которой указали эксперты, является низкий уровень легитимности, к формированию которого привел целый ряд причин.

Дорожная карта

Наряду с «диагностикой» общей ситуации в регионе, экспертами была разработана «дорожная карта», содержащая три возможных сценария управления регионом, одним из которых и предлагается воспользоваться Сергею Митину. Эти три сценария можно условно назвать: пассивный, активный, и модернизационный.

Пассивный сценарий, как и следует из его названия, предполагает сохранение текущей ситуации при минимальном воздействии на общество и отказе от каких-то резких шагов до 2017 года, когда закончится срок полномочий действующего губернатора. По сути это продолжение курса на дальнейшее ухудшение ситуации. Ключевая идея при выборе данного сценария – отсутствие альтернативы нынешнему главе региона и низкая заинтересованность в Новгородской области у московских групп влияния.

Активный сценарий предполагает усиленное формирование образа внутреннего и внешнего "врага", что позволит перевести управление регионом в формат «шоковой терапии». Данный сценарий сложен в реализации, а также содержит в себе риски возникновения неожиданных конфликтных ситуаций. В качестве образа «внешнего врага» технологи предлагают представить некие недружественные экономические силы, реализующие свои проекты в области в ущерб новгородцам. По этому сценарию губернатор выступает в качестве "защитника" интересов региона, консолидируя тем самым вокруг себя местные элиты. В качестве «внутреннего врага» предлагается демонстративное разыгрывание проблемной национальной карты в одном из районов области.

Однако рекомендованным к реализации является именно модернизационный сценарий, завязанный на изменение принципов реализации внешней и внутренней политики. Он представляет из себя ту ступень, от которой следует отталкиваться при подготовке к запуску губернаторской кампании 2017 года. Согласно ему предполагается использование правительством т.н. проектного подхода. Главная ставка при этом делается на активное усиление имиджа Сергея Митина и качественное изменение информационной работы областного правительства со СМИ.

В числе основных препятствий, мешающих реализации модернизационного сценария, экспертами выделены, следующие.

Прежде всего, серьезной проблемой является убежденность населения в развале региональной экономики, и как следствие - глубокий пессимизм граждан. В качестве меры, направленной на имитирование развития региональной экономики, является разработка унифицированной маркировки для местных товаров. Идея заключается в том, что они должны заметно выделяться на полках магазинов, формируя у людей восприятие Новгородчины как успешного и самодостаточного региона. Достижения региональных товаропроизводителей должны получать серьезную информационную поддержку в местных и федеральных СМИ.

Вторая проблемная точка – слабость развития периферии, сосредоточенность внимания региональной власти на областном центре. Отдаленные районы чувствует себя «брошенными», в них усиливается чувство обиды на власть и общий рост пессимистических настроений. Искать выход из сложившейся ситуации предлагается с помощью программы «губернаторская инициатива», в рамках которой планируется осуществлять губернаторский патронат над строящимися объектами в каждом районе области и в Великом Новгороде. Целью этого является конвертирование одобрительного восприятия создаваемых объектов в положительный имидж губернатора. В рамках программы предлагается организовать на постоянной основе незапланированные ревизии объектов, формируя тем самым имидж главы региона как борца с показухой и «потёмкинскими деревнями».

Третьей проблемной точкой, которую выделяют московские эксперты, является общая деморализация местной власти и широкое распространение коррупции. В качестве мер воздействия на чиновников предлагается введение практики максимально прозрачных и быстрых проверок в ответ на жалобы граждан, а также показные увольнения провинившихся.

В качестве еще одной проблемы отмечена общая «замкнутость власти», являющаяся дополнительным раздражающим фактором в регионе, где весьма устойчивы представления о многовековом демократическом опыте. В качестве решения здесь предлагается разработка и активное внедрение программ низового самоуправления, находящегося под патронажем губернатора, а также адресная работа с наиболее заметными гражданскими активистами, блогерами, лидерами мнений, инициативными людьми, с которыми гораздо выгоднее не "воевать", а привлекать их на свою сторону за счет тех или иных бонусов. Также предполагается активизация деятельности Общественной палаты, появление в ней новых лиц и демонстративное участие губернатора в реализации ее предложений.

В документе экспертами рекомендован целый комплекс мер, направленных на преодоление дистанции между властью и народом. В частности, предполагается прохождение губернатором личностного тренинга, направленного на повышение коммуникативных навыков, отказ от дорогих средств передвижения, демонстративные посещения демократичных кафе, магазинов эконом-класса и других "народных" объектов инфраструктуры. Весь этот спектр мер должен быть направлен на формирование имиджа «своего человека», доступного для граждан.

_______________

Реализуя данную «дорожную карту», можно добиться реальных перемен в регионе. Вопрос только в том, насколько сама нынешняя власть в лице губернатора готова меняться, подстраиваясь под требования и ожидания Москвы, а также позволит ли экономика региона провести масштабное «перепроектирование». Какой сценарий в итоге преобладает - покажет время.

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy

Tags: Новгородская область, Сергей Митин
Subscribe

Posts from This Journal “Новгородская область” Tag

promo philologist november 15, 07:57 5
Buy for 100 tokens
С разрешения издательства публикую фрагмент из книги: Ирина Зорина. Распеленать память. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2020. — 560 с., ил. ISBN 978-5-89059-395-5 Купить книгу: https://limbakh.ru/index.php?id=8062 Аннотация: Книга Ирины Николаевны Зориной — из разряда подлинных…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments