Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Categories:

Речь патриарха Алексия I перед молебном в день празднования 70-летия И.В. Сталина

70-летие И.В. Сталина и епископат Русской православной церкви: три документа эпохи.

Положительный имидж Сталина был сформирован во многом благодаря соответствующей проповеднической деятельности высшего духовенства: в первую очередь – иерархов, стоявших в 1940–1950-х гг. у кормила РПЦ. Рубежной датой в истории взаимоотношений «советской» церкви и государства является 4 сентября 1943 г. В тот день в Кремле состоялась историческая встреча генсека с тремя высшими иерархами РПЦ. (Во многом она была обусловлена желанием Сталина накануне запланированной на конец ноября 1943 г. в Тегеране встречи глав СССР, США и Великобритании создать себе в глазах мировой общественности «положительный имидж»). На следующий день в газете «Известия» появилось следующее лаконичное сообщение: «4 сентября у Председателя Совета Народных Комиссаров СССР тов. И.В. Сталина состоялся приём, во время которого имела место беседа с Патриаршим Местоблюстителем Митрополитом Сергием, Ленинградским Митрополитом Алексием и Экзархом Украины Киевским и Галицким Митрополитом Николаем. Во время беседы Митрополит Сергий довёл до сведения Председателя Совнаркома, что в руководящих кругах православной церкви имеется намерение в ближайшее время созвать Собор епископов для избрания Патриарха Московского и всея Руси и образования при Патриархе Священного Синода. Глава правительства тов. И.В. Сталин сочувственно отнёсся к этим предложениям и заявил, что со стороны Правительства не будет к этому препятствий. При беседе присутствовал Заместитель Председателя Совнаркома СССР тов. В.М. Молотов».




Уже через 3 дня (8 сентября) в Москве был созван Собор епископов Русской православной церкви в составе 19 архиереев. Тогда же на безальтернативной основе в патриархи был избран митрополит Московский Сергий (Стагородский). И 12 сентября вышел первый номер (после 8-летнего перерыва) печатного органа РПЦ – «Журнал Московской патриархии». Со страницах этого издания стали звучать высокие слова в адрес Сталина. Высшие иерархи называли его «Богоданным Вождём» (прозвучало от патриарха Московского и всея Руси Сергия (Страгородского))[10], «богодарованным Верховным Вождём нашим» (выражение митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Симанского)), «любимейшим вождём нашего народа, гениальным Верховным Главнокомандующим нашего воинства, Богом поставленным на свой подвиг служения нашей Родине» (слова митрополита Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича)) и т. п.

Публикуемые документы выявлены в ставшей библиографической редкостью подшивке официального церковного издания – «Журнала Московской патриархии» за 1940-е и 1950-е гг. В двух её номерах (№ 12 за 1949 г. и № 1 за 1950 г.) заметное место отведено материалам, посвящённым церковным торжествам по случаю 70-летнего юбилея «глубокочтимого и дорогого» Иосифа Виссарионовича. Публикуемые документы иллюстрируют отношение иерархов РПЦ к личности «Вождя, Учителя и Друга трудящихся». Они позволяют прикоснуться к историческим корням такого общественно-политического феномена, как «православный сталинизм».

Публикация М.А. Бабкина.

№ 1.

Поздравительная телеграмма патриарха Московского и всея Руси Алексия (Симанского) председателю Совета министров СССР, генеральному секретарю ЦК КПСС И.В. Сталину по случаю его 70-летнего юбилея

21 декабря 1949 г.

МОСКВА. КРЕМЛЬ.

ПРЕДСЕДАТЕЛЮ СОВЕТА МИНИСТРОВ, ГЕНЕРАЛИССИМУСУ

ИОСИФУ ВИССАРИОНОВИЧУ СТАЛИНУ<1>.

Среди бесчисленных со всех концов мира приветствий от преданных Вам и любящих Вас, примите, дорогой и глубокочтимый Иосиф Виссарионович, от Русской Православной Церкви, всегда Вам благодарной за Ваше исключительное внимание к её нуждам, и от меня лично самые искренние и сердечные поздравления в близкий для всех нас день славного семидесятилетия Вашего вместе с горячими пожеланиями Вам многих и многих лет здоровья и счастья.

Мы усердно молимся об этом и искренно свидетельствуем, что эти пожелания исходят от заветных чувств наших к Вам, неуклонно ведущему Родину нашу к благоденствию, счастью и славе. Благоволите, дорогой Иосиф Виссарионович, принять подносимый Вам от лица всего Епископата Русской Православной Церкви приветственный адрес<2>.

АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ.

Журнал Московской патриархии. М., 1949. № 12. С. 3.

1. Здесь и далее выделено в источнике.

2. См. документ № 2.


№ 2.

«Приветственный адрес от духовенства и мирян Русской Православной Церкви Вождю народов СССР, генералиссимусу Иосифу Виссарионовичу Сталину в день семидесятилетия со дня рождения»<1>

21 декабря 1949 г.

ГЛУБОКОЧТИМЫЙ И ДОРОГОЙ ИОСИФ ВИССАРИОНОВИЧ!

В день Вашего семидесятилетия, когда всенародное чувство любви и благодарности к Вам – Вождю, Учителю и Другу трудящихся – достигло особой силы и подъёма, мы, церковные люди, ощущаем нравственную потребность присоединить свой голос к мощному хору поздравлений и выразить Вам те мысли и пожелания, которые составляют особенно драгоценную часть нашего духовного достояния.

Как граждане великой Советской страны и верные чада своего народа, мы прежде всего глубоко чтим подвиг Вашей многоплодной жизни, без остатка отданной борьбе за свободу и счастье людей, и усматриваем в этом подвиге исключительную силу и самоотверженность Вашего духа. Нам особенно дорого то, что в деяниях Ваших, направленных к осуществлению общего блага и справедливости, весь мир видит торжество нравственных начал в противовес злобе, жестокости и угнетению, господствующим в отживающей системе общественных отношений.

Так, торжество справедливости раскрывается для нас в Вашем мудром и твёрдом руководстве благодетельными преобразованиями внутри страны, а стремление к общему благу одушевляет дальновидную внешнюю политику нашего Государства, направленную к установлению длительного и прочного мира между народами. Ваша последовательная борьба за равноправие больших и малых народов свидетельствует о глубокой вере в достоинство человека, независимо от расы, национальности и религии, а неустанная забота о человеке, проявляющаяся в государственных мероприятиях по охране народного здоровья, по воспитанию детей и обеспечению немощной старости, постоянно оживляет горячую к Вам любовь трудящихся.

Ощущая на каждом шагу Ваши благородные усилия, направленные к тому, чтобы сделать жизнь людей мирной и счастливой, мы видим в Вашем лице не только великого государственного человека и Вождя, направляющего жизнь народов в новое русло истории, но и отечески заботливого попечителя всех сторон нашего человеческого существования со всеми его разнообразными нуждами. Близость последних Вашему сердцу сделало Ваше имя близким и дорогим всем простым людям на свете, всему передовому человечеству.

Как и все вообще интересы трудящихся, близки Вам и нужды верующих русских людей, составляющих Русскую Православную Церковь. Свидетельствуя о Вашем отношении к этим нуждам, мы прежде всего с чувством глубокого удовлетворения воздаём должное правам и обязанностям граждан Советского Государства, закреплённым Сталинской Конституцией<2>. В ряду этих прав нам, церковным людям, особенно дорога ничем не стесняемая свобода и возможность исповедовать свою православную веру, как и полное гражданское равноправие нашего православного духовенства. Благодаря Сталинской Конституции церковные люди нашей страны могут не только свободно осуществлять свои церковные идеалы, но и принимать участие в общественной и государственной жизни.

Обязанные Вашей государственной мудрости полнотой и свободой своей церковной жизнедеятельности, русские православные люди ещё твёрже встали на страже интересов своей великой Родины, и тем самым заслужили ещё большее внимание с Вашей стороны к нуждам Православной Церкви. Когда для неё созрел вопрос о каноническом возглавлении Патриаршей властью, Вы, несмотря на бесчисленные заботы и тревоги военного времени, лично приняли в сентябре 1943 года трёх высших иерархов нашей Церкви и благосклонно отнеслись к их планам благоустроения церковной жизни. Благожелательным содействием встретили Вы и их намерение созвать Собор епископов в 1943 году, на котором состоялось избрание Митрополита Сергия Патриархом Московским и всея Руси<3>.

Дальнейшие шаги нашей Церкви, направляемые к укреплению своего внутреннего строя, встречают с Вашей стороны такое же неизменное сочувствие. После кончины Патриарха Сергия, так верно определившего направление церковной жизни, Ваше внимание к нуждам Русской Православной Церкви сказалось в широком содействии созыву Поместного Собора 1945 года, на который были приглашены восточные патриархи и представители других Православных Церквей<4>. Как известно, этот Собор, избравший на место почившего Патриарха Сергия нового Патриарха<5>, принял «Положение об управлении Русской Православной Церкви» и положил начало целому ряду мероприятий по укреплению её правового положения.

С чувством глубокой признательности должны мы вспомнить и о Вашем содействии историческому путешествию представителей русского православного духовенства во главе с Патриархом в Святую Землю<6>, как и поездкам многих патриарших делегаций за границу с целью укрепления связей Русской Церкви с православным миром зарубежных стран. Благодаря этим путешествиям и связям, наша Церковь не только укрепила общение с другими Православными Церквами, но и собрала под своё крыло многих своих чад, рассеянных по всему миру.

Навсегда останется памятным и Ваше внимание к патриотической деятельности православного духовенства и верующих во время Великой Отечественной войны, когда решались судьбы нашего Отечества. В то трудное время на всякую жертву Церкви, приносимую на алтарь победы, Вы отвечали отеческой благодарностью, запечатлённой Вашими многочисленными телеграммами на имя Патриарха, епархиальных архиереев, настоятелей храмов и верующих.

В 1948 году Русская Православная Церковь вновь ощутила Ваше содействие в деле проведения церковных торжеств по случаю 500-летия её автокефалии<7> и приуроченного к ним Совещания Глав и Представителей Автокефальных Православных Церквей<8>. Это событие, ставшее достоянием мирового общественного мнения, показало всему миру какие отношения возможны между Церковью и Государством, когда они построены на началах взаимного уважения и свободы.

И теперь, ощущая на каждом шагу своей церковной и гражданской жизни благие результаты Вашего мудрого государственного руководства, мы не можем таить своих чувств, и от лица Русской Православной Церкви приносим Вам, дорогой Иосиф Виссарионович, в день Вашего семидесятилетия, глубокую признательность и, горячо приветствуя Вас с этим знаменательным для всех нас, любящих Вас, днём, молимся об укреплении Ваших сил и шлём Вам молитвенное пожелание многих лет жизни на радость и счастье нашей великой Родины, благословляя Ваш подвиг служения ей и сами вдохновляясь этим подвигом Вашим.

[Подписали:]<9>.

Журнал Московской патриархии. М., 1949. № 12. С. 5–11.

1. «Адрес» был вложен в ларец художественной работы, на крышке которого, с внутренней стороны, была прикреплена золотая пластинка с надписью: «Иосифу Виссарионовичу Сталину в день его семидесятилетия от Русской Православной Церкви» (Журнал Московской патриархии. М., 1950. № 1. С. 13). Три фотографии этого ларца см.: Там же. С. 14–16.

Название «Приветственного адреса» некорректно. В нём значится, что он – «…от духовенства и мирян». Но поскольку ничьих подписей под ним, кроме архиерейских, не стоит, то фактически он является посланием от епископата.

2. Имеется в виду Конституция СССР 1936 г. Среди прочего, в ней (как и в Конституциях СССР 1924 говорилось о «свободе отправления религиозных культов» и «свободе антирелигиозной (атеистической) пропаганды». То есть в СССР граждане с атеистическими убеждениями могли пропагандировать их, а верующим предоставлялась лишь возможность «отправлять религиозные культы» (Русская Православная Церковь и право: комментарий /Отв. ред. М.В.Ильичёв. М., Изд. БЕК. 1999. С. 35).

3. Избрание московского митрополита Сергия (Страгородского) в патриархи состоялось на Соборе епископов Русской православной церкви 8 сентября 1943 г. В тот же день Собор принял ещё одно важное постановление, касающееся общественно-политических событий. Оно гласило: «Всякий, виновный в измене общецерковному делу и перешедший на сторону фашизма, как противник Креста Господня, да числится отлучённым, а епископ или клирик – лишённым сана» (Журнал Московской патриархии. М., 1943. № 1. С. 16, № 3. С. 6, 25).

4. Этот Поместный собор РПЦ работал в Москве с 31 января по 2 февраля 1945 г. В его работе принимали участие все 45 архиереев РПЦ, а также 126 представителей приходских клириков и мирян. В качестве почётных гостей присутствовали патриарх Александрийский, патриарх Антиохийский, католикос всея Грузии, делегации Константинопольского и Иерусилимского патриархатов (Журнал Московской патриархии. М., 1945. № 2. С. 3). Для прибытия на него зарубежных гостей советское правительство специально выделило транспортые средства и тёплую одежду. Помимо этого всем членам Собора были предоставлены помещения и питание, автомобили и автобусы для поездок по Москве (Там же. 1945. № 5. С. 25).

5. Имеется в виду избрание (2 февраля 1945 г.) и настолование (4 февраля) на патриаршество Алексия (Симанского) (Журнал Московской патриархии. М., 1945. № 2. С. 3–7, 30, 48–50).

6. Эта поездка по Ближнему Востоку и Египту проходила с 28 мая по 26 июня 1945 г. (см. о ней: Журнал Московской патриархии. М., 1945. № 7. С. 9–10, № 8. С. 6–26, № 9. С. 16–25).

7. Автокефальная церковь (в буквальном переводе с греческого) – самоглавенствующая. Другое название – поместная церковь.

8. См. об этих торжествах, состоявшихся 8-19 июля 1948 г.: Журнал Московской патриархии. М., 1948. № 8. С. 3–35, № 10. С. 3–5, № 11. С. 16–17; 1948. Специальный номер. С. 5–68.

9. Приветственный адрес подписан последовательно поименованными в источнике всеми 74 архиереями, состоящими в то время в «штате» РПЦ: патриархом, 5 митрополитами, 21 архиепископом и 47 епископами (все – с указанием занимаемых кафедр).

№ 3.

Речь патриарха Московского и всея Руси Алексия (Симанского) в Елохово-Богоявленском патриаршем соборе перед молебном в день празднования 70-летия председателя Совета министров СССР, генерального секретаря ЦК КПСС И.В. Сталина<1>

21 декабря 1949 г.

Сегодня наша Страна празднует день рождения и семидесятилетие своего Вождя, Иосифа Виссарионовича Сталина.

Со всех концов мира несутся к нему выражения любви, приветствия, благожелания, признание его великих заслуг пред Родиной, пред всем тем нравственно-высоким, что составляет идеал стремлений человечества.

Он – признанный всем миром Вождь не только народов Советского Государства, но и всех трудящихся; он – первый в ряду поборников и защитников мира среди народов, мира во всём мире.

Мне нет нужды, ибо это всем нам хорошо известно, излагать здесь его великие заслуги перед Родиной нашей в деле укрепления её мощи, в деле её необыкновенного преуспеяния во всех отношениях, во всех отраслях труда; нет надобности напоминать вам и о том, что благодаря его гениальному руководству наша славная армия в годину тягчайших испытаний, постигших наше Отечество, когда на него напал сильный и злобный враг, – одержала победу над этим врагом, и Родина наша вышла из горнила испытаний ещё более сильной, славной и мощной.

Всякий, кто лично знаком с нашим Вождём, поражается обаянием его личности; он покоряет собеседника своим внимательным отношением ко всякому делу; ласковостью; своей необыкновенной осведомлённостью во всяком деле; силой и мудростью слова; быстрым и благоприятным решением каждого представляемого ему дела и вопроса.

Мы, церковные люди, должны благодарить его особенно за его участливое отношение к нашим церковным нуждам; всякий церковный вопрос, соприкасающийся с гражданскими сферами, он разрешает в благоприятном для Церкви смысле. Святая Церковь наша имеет в нём верного защитника.

Мы собрались сегодня в великом множестве в храмах наших, чтобы, как это свойственно нам, верующим и церковным людям, молитвою принять участие в праздновании этого знаменательного для него и для всех нас дня и испросить у Господа ему и в дальнейшем благословение на его великий подвиг служения родному Отечеству и народу и успех во всех его благих начинаниях.

Да даст ему Господь много лет в здравии и благоденствии стоять у кормила правления родной Страной, и да процветает Страна наша под его мудрым водительством многая и многая лета на радость и счастье её народов. Аминь.

Журнал Московской патриархии. М., 1950. № 1. С. 4.

1. Молебен был отслужен соборно: патриархом, тремя архиереями и настоятелями всех московских храмов. Торжественные службы в тот день прошли и во всех столичных церквах (Журнал Московской патриархии. М., 1950. № 1. С. 10–11).

Опубликовано в журнале «Посев» (М., 2009. № 12 (1587). С. 23–28).

http://rodnaya-istoriya.ru/index.php/istoriya-cerkvi/2-ie-patriarshiie-period-s-noyabrya-1917-g/70-letie-i.v.-stalina-i-episkopat-russkoie-pravoslavnoie-cerkvi-tri-dokumenta-epoxi.html

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy

Tags: Алексий I, РПЦ, Сталин
Subscribe

Posts from This Journal “Сталин” Tag

promo philologist январь 19, 03:00 1
Buy for 100 tokens
Текст приводится по изданию: Адлер М. Как читать книги. Руководство по чтению великих произведений / Мортимер Адлер; пер. с англ. [Ларисы Плостак]. — 6-е изд. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. — 340 с. Давайте попытаемся не путать цели со средствами. Великие книги читают не…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments