Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Categories:

Рудольф Штайнер. Евангелие от Иоанна (Кассельский цикл). 12-й доклад, часть 1

Кассель, 5 июля 1909 г.

Мы достигли теперь самой важной части наших докладов, как бы их высшей точки. Само собой разумеется, что объясняя Евангелие, нам приходится преодолевать при этом всевозможные трудности. Поэтому прежде чем продолжать вчерашнее, я позволю себе в немногих кратких чертах дать обзор того существенного, о чем мы говорили вчера. Мы знаем, что в очень древние времена развитие человечества имело существенно другую форму, чем в настоящее время; и существо человека является нам постоянно в иных формах, чем дальше мы удаляемся в прошлые состояния в нашем ретроспективном обзоре. Мы уже говорили, что нам возможно уходить из нашего времени, которое можно назвать среднеевропейским культурным временем, в прошлое, в греко-латинское время, что мы можем уходить дальше назад в египетско-халдейское время, затем во время, когда Заратустра руководил древнеперсидским народом.



Так мы доходим до времен глубочайшей древности, до индусской культуры, столь отличной от нашей, и этим мы вступаем уже в период культурного развития, следовавший за великой мировой катастрофой. Эта катастрофа, разразившаяся в бурных процессах в воздушном и в водном элементах, привела к тому, что исчезла древняя Атлантида - страна, где человечество жило до индусской культуры, и которая находилась между Европой, Африкой и Америкой. Люди, заселявшие ее, переселились на Запад и на Восток и, с одной стороны, заселили Америку, а с другой - страны Европы, Азии и Африки, постепенно принявшие их теперешний вид. Человечество во время атлантической эпохи, особенно в более ранние времена, было совсем иным во всем, что касается душевной жизни. А нас ведь интересует прежде всего душевное в развитии человечества, так как мы знаем, что все телесное является последствием душевно-духовного развития. Итак, какова была жизнь души в древнеатлантическое время?

Мы знаем, что в атлантическое время человек имел совсем другое сознание, чем позже; что человек обладал тогда древним ясновидением, но не обладал еще способностью ясно выраженного самосознания, сознания "я", ибо это сознание "я" завоевывается лишь тем, что человек учился отличать себя от внешних предметов. Но в те времена человек не мог в полной мере отличать себя от внешних предметов. Представим себе, как все выглядело бы в наше время, если бы человек в современных условиях жизни не мог отличать себя от своего окружения.

Рассмотрим это мысленно в форме обзора. Современный человек спрашивает себя: "Где граница моего существа?"- и, исходя из своей теперешней точки зрения, он с известным правом говорит: "Граница моего человеческого существа там, где моя кожа отделяет меня от внешнего мира". Человек думает, что частью его существа является лишь то, что находится внутри его кожи, все же остальное - это противостоящие ему внешние предметы, от которых он отличает себя. Он говорит так на том основании, что знает, что он не является полноценным человеком и не может быть таковым, если у него отнимут часть того, что заключено внутри его кожи. С известной точки зрения, верно, что человек не является полноценным, если у него отрезать часть тела. Но мы знаем также, что человек при каждом вдохе вдыхает в себя воздух. И если мы спросим: где этот воздух?, - то мы должны сказать: он повсюду там, где окружающая нас среда граничит с нами; там воздух, который в следующий момент будет в нас. Теперь он снаружи, а в следующий момент он в нас. Отделите этот воздух, удалите его от человека - и человек не может больше жить! В этом случае он является менее полноценным человеком, чем если отрезать ему руку, заключенную внутри его кожи!

Так что правильно было бы сказать: "Да, ведь совсем неверно, что граница нашего существа там, где кончается наша кожа! Окружающий нас воздух принадлежит к нам - он постоянно входит и выходит, и мы вовсе не имеем права произвольно устанавливать границу, состоящую из нашей кожи". Если бы человек захотел уяснить себе это (ему пришлось бы сделать это теоретически, так как восприятие не дает ему подтверждения этого наблюдения), то ему следовало бы задуматься над тем, чего не навязывает ему внешний мир сам по себе. Если бы человек во всякое время видел вливающийся в него воздух, видел бы, как тот распространяется в нем, изменяется в нем и вновь его покидает, если бы это всегда стояло перед его взором, то ему вовсе не пришло бы в голову сказать: "Эта рука принадлежит мне в большей мере, чем входящий в меня поток воздуха". Он считал бы воздух частью самого себя; и считал бы, что он подвержен галлюцинациям, если бы говорил себе: " Я самостоятельное существо и могу существовать и без окружающей меня среды".

Житель Атлантиды не мог предаваться такой иллюзии, так как наблюдение очень ясно показывало ему нечто другое: он не видел окружающих его предметов в четких очертаниях - он видел их окруженными цветными аурами. Он видел растения не такими, как их видим мы. Он видел все подобно тому, как мы видим на улице фонарь в туманный осенний вечер, как бы окруженный большой цветной аурой. Это было так, потому что за всеми вещами внешнего мира присутствует дух, присутствуют духовные существа, которых он мог еще воспринимать своим тогдашним смутным ясновидением. Как между светом фонарей находится туман, так же всюду в пространстве находятся духовные существа. Атлант видел этих духовных сущностей так, как вы видите туман, поэтому духовные существа образовывали для него как бы туманную ауру над внешними предметами. Сами внешние предметы были ему неясны. Но так как он видел духовных существ, то ему видно было также все духовное, изливавшееся из него и вливавшееся в него.

Поэтому он видел себя также членом всего окружающего мира. Он видел, как всюду в его тело входили невидимые в настоящее время потоки. Ведь воздух является самым грубым; в человека входят гораздо более тонкие потоки. Человек разучился созерцать духовное, так как у него нет более древнего сумеречного ясновидения. Человек Атлантиды видел, как в него входили и как из него выходили духовные потоки, подобно тому, как ваш палец, если бы он обладал сознанием, видел бы, что кровь вливается и выливается и что он засох бы, если бы его оторвали. Как чувствовал бы себя палец, так и атлант чувствовал себя членом организма. Он чувствовал: "Через мои глаза и уши проходят потоки и т. д. И если бы я высвободился из них, то я не мог бы больше оставаться человеком". Он чувствовал себя как бы излитым во внешний мир. Человек видел духовный мир, но он не мог отличать себя от него, он не имел сильного чувства "я", самосознания в теперешнем смысле слова. Он смог это развить потому, что из поля его наблюдения ушло то, что делало его зависимым от окружающей его среды. Вследствие того, что это стало невидимым, у него появилась возможность развить самосознание, сознание своего "я".

В эпоху, следующую за атлантической, задачей человека было развить самосознание, сознание своего "я". Народы послеатлантического времени имели после великой атлантической катастрофы такую внутреннюю организацию, что духовный мир удалялся из их сознания, и они постепенно научились все яснее и отчетливее видеть внешний физически-чувственный мир. Но все, что развивается в мире, происходит не сразу, а мало-помалу; оно совершается медленно и постепенно. И так же медленно и постепенно утрачивалось древнее сумеречное ясновидение. Оно существует еще и в наше время у некоторых людей как наследие древности и у медиумических натур при известных условиях. Медленно и постепенно отмирает то, что в известное время достигло своей высшей точки.

В древнейшие времена послеатлантической эпохи и обыкновенные люди сохраняли еще многое, многое из дара ясновидения; и то, что эти люди видели в духовном мире, постоянно дополнялось, расширялось, воодушевлялось посвященными. Эти посвященные, особыми, описанными вам методами, вводились в духовный мир и становились вестниками того, что прежде известным образом было видимо всем людям. Сказания и мифы лучше, чем любое внешнее историческое исследование, сберегают нам то, что верно для древних времен, - и прежде всего все сказания и мифы, исходившие из центров оракулов. Тогда было так, что людей особого рода приводили в аномальнее состояние, - можно сказать, в "сновидческое состояние", в "медиумическое состояние", тем, что их погружали в состояние сознания, которое было более смутным и темным, чем обычное, ясное, дневное состояние сознания. Они находились в пониженном состоянии сознания, в котором они хотя и чувствовали себя находящимися внутри предметов внешнего мира, но не видели их; то не было состоянием древнего ясновидения, а было состоянием промежуточным, имевшим полусновидческий, полуясновидческий характер. И когда хотели знать что-либо о некоторых соотношениях мира, - как вести себя в тех или других случаях, - тогда спрашивали у оракулов, то есть там, где как наследие старого порядка имелись древние сумеречные состояния ясновидения.

Таким образом, в начале развития человеку дана была мудрость. Мудрость вливалась в него. Но мудрость мало-помалу иссякла; и даже сами посвященные, хотя, правда, в аномальных состояниях (так как их приходилось вводить в духовный мир путем выделения эфирного тела), могли с течением времени приходить лишь к ненадежным наблюдениям в духовном мире. Но у тех из них, кто имел не только посвящение древнего рода, но кто шел в ногу со своим временем и был одновременно пророком будущего, у тех появилось сознание, что человечеству необходим новый Импульс. Достояние древней мудрости было дано человечеству, когда оно спустилось с божественно-духовных высот; но оно все более и более затемнялось. Прежде им обладали все люди, потом лишь немногие, которых в оракулах приводили в особые состояния; затем только посвященные.

"Должно прийти время, - так говорили себе посвященные, понимавшие знамения времени, - когда достояние древней мудрости настолько иссякнет в человеке, что мудрость эта не сможет больше вести и направлять людей; тогда человек впадет в неуверенность. Это сказалось бы на его воле, на его действиях, на его чувстве, и когда в людях постепенно умерла бы мудрость, то поведение их было бы лишено мудрости, их "я" стало бы все больше и больше усиливаться, так что когда их покинула бы мудрость, каждый стал бы искать истину в своем собственном "я", каждый для себя стал бы развивать свои собственные чувства, развивать свою волю, и люди все больше и больше обособлялись бы, становились бы все более чуждыми друг другу и все меньше понимали бы друг друга. Так как каждый хочет иметь свои собственные мысли, а не те, что притекают к нему из общей единой мудрости, то он не способен понимать мысли другого; а так как чувства его не управляются единой общей мудростью, то настанет время, когда чувства людей станут взаимно противодействующими; и точно так же стало бы с их действиями. Все люди стали бы действовать, мыслить, чувствовать друг против друга - и человечество в конце концов раскололось бы на отдельные борющиеся друг с другом индивидуальности".

Что же было внешним физическим знаком, выразителем этого развитая? - Это было изменение, которое человечество переживало в своей крови. В весьма отдаленные времена существовал, как мы знаем, близкий брак. Люди женились только в лоне родственного по крови племени. Но все более место близкого брака занимал брак отдаленный. Кровь смешивалась с чужой кровью, и наследие древнего времени становилось все слабее и слабее. - Вспомним еще раз сказанные вчера слова Гете:

В отца пошел суровый мой Уклад, телосложенье;

В мамашу - нрав всегда живой и к россказням влеченье".

Вчера мы отнесли это к тому, что из материнского начала, переходящего по наследству из поколения в поколение, исходит то, что находится в эфирном теле человека; так что каждый человек несет в своем собственном эфирном теле наследие материнского начала, так же как в своем физическом теле - наследие отцовского начала. Во времена существования кровного родства наследственность, передававшаяся от эфирного тела к эфирному телу, была велика, и от этой наследственности зависела древняя способность ясновидения. Люди, рождавшиеся от близких браков, наследовали с кровью, с родственной кровью древнюю способность мудрости в своем эфирном теле. Но когда кровь все больше и больше смешивалась, когда в дальнем браке смешивалось все больше чуждых родов, все меньше становилась возможность наследовать древнюю мудрость. Так было потому, что, как мы уже сказали вчера, менялась кровь людей, и вследствие смешения крови все больше затемнялась древняя мудрость; иными словами: кровь, носительница унаследованных материнских качеств, становилась все менее способной передавать по наследству древний дар ясновидения. Кровь развивалась так, что люди становились все менее способными созерцать духовный мир. Значит фактически мы должны сказать: кровь людей развивалась таким образом, что она становилась все менее способной быть носительницей древней мудрости, верно руководившей людьми. Она все более впадала в другую крайность - становилась носительницей эгоизма, то есть того, что ставит людей, как носителей "я", друг против друга и одного подле другого, и тем самым кровь становилась также все менее способной объединять людей в любви.

Этот процесс ухудшения крови человека продолжается, конечно, и в настоящее время. Процесс этот, начавшийся в древние времена, медленно совершается и будет продолжаться вплоть до конца земных времен. Поэтому в человечество должен был войти Импульс, могущий вновь исправить то, что ухудшилось из-за крови. Древние мудрецы своими сказаниями и мифами говорят нам о том, что кровное родство завело бы человечество в заблуждения и бедствия. Люди больше не могли полагаться на доставшееся им наследие древней мудрости: "Даже если пошлешь к оракулу с вопросом: что должно случиться? - то оракул скажет лишь то, что как раз особенно втянет тебя в самые дикие споры и раздоры". Оракул предсказал, например, что Лайос и Иокаста будут иметь сына, что этот сын убьет отца и женится на матери. Несмотря, однако, на то, что имелся еще этот остаток наследия древней мудрости, - мудрость оракула, - в те времена нельзя было больше воспрепятствовать тому, чтобы кровь все больше заводила в заблуждение: Эдип все-таки убивает своего отца и женится на своей матери, совершая отцеубийство и кровосмешение!

Древний мудрец хотел сказать: "В былые времена люди обладали мудростью; но если бы даже она сохранилась, то люди все же должны были бы продолжать развитие своего "я"; и эгоизм развился бы так сильно, что кровь свирепствовала бы против крови. Если кровью руководит только древняя мудрость, то она не может более вести людей ввысь!" Итак, ясновидящий посвященный, нарисовавший первоначально картину сказания об Эдипе, хотел дать людям предостерегающий образ, говоря: "Это когда-нибудь постигнет вас, если ничто не придет на смену древней мудрости оракулов". Сказание об Иуде еще яснее говорит нам, к чему пришла бы древняя мудрость оракулов. Матери Иуды было также предсказано, что ее сын убьет отца и женится на матери, что явилось бы причиной несказанного бедствия. И все же все исполнилось! Это значит, что древняя наследственная мудрость не может уберечь человека от того, что должно случиться, если к человечеству не приблизится новый Импульс.

И вот спросим теперь о более точных причинах, почему это так случилось. Спросим себя: почему древняя мудрость должна была постепенно стать непригодной для руководства человечеством? - Ответ на этот вопрос мы можем получить, если ближе рассмотрим происхождение в человечестве древней мудрости.

Я ведь уже указал на то, что в древнее атлантическое время существовало совсем иное, чем было позже, соотношение между человеческим физическим и эфирным телами. Для нашего времени верно, что из четырех членов человеческой природы физическое и эфирное тела так связаны друг с другом, что они приблизительно совпадают; это особенно верно в отношении головы человека. Но это верно лишь для настоящего времени. Оглядываясь назад на атлантическое время, мы имеем там такое соотношение, когда человеческое эфирное тело в головной части далеко выступало во все стороны; в атлантическую эпоху человек имел эфирное тело, которое, особенно в части, связанной с головой, далеко выступало из физического тела. А само атлантическое развитие заключалось в том, что эфирное тело все больше и больше стало совпадать с физическим телом, особенно, что касается головы; эфирное тело все больше втягивается в физическое тело и этим естественно изменяет и эту часть человеческого существа. Значит, существенным для этой стороны человеческого развития является то, что эфирная голова человека все больше входит в физическую голову и что обе все больше совпадают. Пока эфирное тело находилось вне физической головы, оно было совершенно в другом положении, чем позже.

Итак, эта способность ясновидения зависит от того, что эфирное тело в части головы еще не вполне было внутри физического тела и что со всех сторон в голову вливались потоки, давая этому эфирному телу способность ясновидения. Но вот пришло время, когда эфирное тело вошло в физическое тело. Тогда эфирное тело некоторым образом - не вполне - оторвалось от этих потоков; оно начинало, значит, отрываться от того, что вливалось в него и что давало ему способность ясновидяще созерцать мировую мудрость. Наоборот, когда кого-либо в древние времена посвящали и эфирное тело было выделено из него, это эфирное тело снова включалось в окружающие течения, и благодаря этому он становился вновь ясновидящим. - И вот, если бы в середине атлантической эпохи эфирное тело внезапно было бы отрезано от соприкосновения с внешним миром, человек гораздо скорее потерял бы древнее ясновидение. Тогда также не сохранилось бы для послеатлантнческой эпохи никаких остатков этого древнего ясновидения, и человек перешел бы в последующий период, не помня о ясновидении. Но человек остался еще в некотором отношении связанным с внешними течениями, и наступило нечто другое.

Эфирное тело человека, оторвавшись от течений своего окружения, сохранило в себе остатки способности к древней мудрости. И обратите внимание на следующее: в конце атлантического времени, после того, как человек вобрал в себя свое эфирное тело, в этом эфирном теле сохранилась еще основа, остаток того, что эфирное тело имело в былое время, как "сэкономленная копейка". Это так, как если у сына есть отец, который зарабатывает, и сын постоянно получает от своего отца то или иное, в чем нуждается. Так человек до того, как его эфирное тело оторвалось от окружения, брал из этого окружения столько, сколько ему нужно было мудрости. Предположим, однако, оставаясь при нашем примере, что сын лишился отца, ему остается лишь известная часть приобретенного отцом, и сам он ничего не прирабатывает; он когда-нибудь израсходует последнее и не будет иметь тогда ничего. В таком положении был человек. Он оторвался от отцовской мудрости, ничего не приработал к ней, жил ею вплоть до христианского времени - да, он даже и в наше время живет все еще тем, что унаследовал, а не тем, что сам приобрел. Он живет, так сказать, на капитал, доставшийся ему от отца. В древнейшие времена послеатлантического периода развития человек еще владел кое-каким капиталом, хотя сам и не заработал себе мудрости; он жил, так сказать, на проценты и иногда получал прибавку от посвященных. Однако под конец монета древней мудрости не была больше в ходу. И когда эта древняя монета была выплачена Эдипу, то она уже потеряла стоимость. Эта древняя мудрость не уберегла его от ужаснейшего заблуждения, и она не уберегла от этого также и Иуду.

Таков был ход развития человечества. Где же, собственно, причина того, что человек постепенно проел весь свой капитал мудрости? - Он дошел до этого потому, что уже раньше принял в себя два рода духовных существ: сначала "люцифирические существа", а затем как следствие люциферических - "ариманические", или "мефистофельские" существа. Они мешали ему приобрести что-либо в дополнение к древней мудрости, потому что действовали в нем следующим образом: люциферические существа, - главным образом, портя страсти и чувства; а ариманические, мефистофельские существа, - искажая наше внешнее восприятие, наше наблюдение Вселенной. Если бы люциферические существа не вмешались в развитие Земли, то человек не приобрел бы к физическому миру интереса, который тянет его ниже его положения. Если бы, как последствие этих люциферических сущностей, не вмешались бы мефистофельские, ариманические, или сатанинские существа, то человек знал бы и постоянно хранил бы знание, что за каждым внешним чувственным предметом пребывает духовное. Сквозь поверхность вешнего чувственного мира он видел бы духовное. Однако Ариман примешал в его восприятия нечто вроде темного дыма, так что человек сквозь физическое не может видеть духовного. Ариман вовлекает человека в ложь, он втягивает его в майю, в иллюзию. Эти два рода существ мешают человеку добавлять что-либо к полученному когда-то достоянию древней мудрости, И она, таким образом, иссякла и постепенно стала совсем непригодной.


См. также:
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Иоанна (Кассельский цикл). 1-й доклад, часть 1
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Иоанна (Кассельский цикл). 1-й доклад, часть 2
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Иоанна (Кассельский цикл). 2-й доклад, часть 1
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Иоанна (Кассельский цикл). 2-й доклад, часть 2
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Иоанна (Кассельский цикл). 3-й доклад, часть 1
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Иоанна (Кассельский цикл). 3-й доклад, часть 2
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Иоанна (Кассельский цикл). 4-й доклад, часть 1
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Иоанна (Кассельский цикл). 4-й доклад, часть 2
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Иоанна (Кассельский цикл). 5-й доклад, часть 1
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Иоанна (Кассельский цикл). 5-й доклад, часть 2
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Иоанна (Кассельский цикл). 6-й доклад, часть 1
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Иоанна (Кассельский цикл). 6-й доклад, часть 2
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Иоанна (Кассельский цикл). 7-й доклад, часть 1
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Иоанна (Кассельский цикл). 7-й доклад, часть 2
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Иоанна (Кассельский цикл). 8-й доклад, часть 1
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Иоанна (Кассельский цикл). 8-й доклад, часть 2
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Иоанна (Кассельский цикл). 9-й доклад, часть 1
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Иоанна (Кассельский цикл). 9-й доклад, часть 2
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Иоанна (Кассельский цикл). 10-й доклад, часть 1
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Иоанна (Кассельский цикл). 10-й доклад, часть 2
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Иоанна (Кассельский цикл). 11-й доклад, часть 1
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Иоанна (Кассельский цикл). 11-й доклад, часть 2

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy

Tags: Библия, Штайнер, эзотерика
Subscribe

Posts from This Journal “Штайнер” Tag

promo philologist november 15, 07:57 5
Buy for 100 tokens
С разрешения издательства публикую фрагмент из книги: Ирина Зорина. Распеленать память. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2020. — 560 с., ил. ISBN 978-5-89059-395-5 Купить книгу: https://limbakh.ru/index.php?id=8062 Аннотация: Книга Ирины Николаевны Зориной — из разряда подлинных…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments