Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Рудольф Штайнер. Евангелие от Иоанна (Кассельский цикл). 12-й доклад, часть 2

Кассель, 5 июля 1909 г.

Но ход развития все же продолжается в известном отношении иным образом. Человек в атлантическую эпоху погрузился своим эфирным телом в физическое тело. Его, так сказать, несчастьем, его злым роком было то, что, когда он в известном смысле был "покинут Богом", он испытал в этом физическом мире, внутри физического тела влияние Люцифера и Аримана. И последствием этого было то, что достояние древней мудрости вследствие влияния физического тела, жизни в физическом теле стало непригодным. Как это случилось? - Прежде человек не жил в физическом теле; он тогда, так сказать, брал мудрость из кармана своего отца, из древних достояний мудрости; это значит, что его касса находилась вне физического тела, именно потому, что он пребывал своим эфирным телом во внешнем мире. Эта касса мало-помалу иссякла. Чтобы умножить достояние своей мудрости, человек должен был бы иметь кассу в своем собственном теле. Но человек не имел ее, и так как он не имел в своем собственном теле источника для обновления мудрости, то каждый раз, когда после смерти он выходил из своего физического тела, в его эфирном теле оставалось все меньше мудрости. После каждой смерти, после каждого воплощения в его эфирном теле содержалось все меньше мудрости; все беднее мудростью становилось эфирное тело.



Однако ход развития продолжался, и точно так же, как когда-то в атлантическое время человек развивался так, что его эфирное тело погрузилось в физическое тело; вступая в будущее, развитие совершается так, что человек постепенно вновь начинает выходить из своего физического тела. В то время, как прежде эфирное тело вошло в физическое тело и продолжало вплоть до Христа все больше погружаться в него, теперь настало время, когда ход развития изменился. В тот момент, когда явился Христос, эфирное тело начало выходить обратно, и в настоящее время оно уже меньше связано с физическим телом, чем когда на Земле был Христос. Физическое тело вследствие этого стало еще грубее.

Человек идет навстречу такому будущему, когда его эфирное тело вновь начнет все больше и больше выделяться из физического и постепенно вновь дойдет до той точки, когда оно снова будет так же далеко снаружи, как это было в атлантическое время. Мы можем продолжить наш пример еще немного дальше.

Когда сын, раньше живший за счет отцовского кармана, истратит все и ничего не приобретет сверх полученного, положение его будет становиться все плачевнее. Но если и у него есть сын, то этот сын - то есть внук - не будет в положении своего отца. Отец, по крайней мере, кое-что унаследовал и мог все еще тратить. У внука нет теперь решительно ничего, и он также ничего не наследует; он с самого начала стоит с пустыми руками. Таким в известном отношении был ход развития человечества. Когда эфирное тело вошло в физическое, оно принесло с собой из сокровищниц Божества некоторую сумму божественной мудрости. Но люциферические и ариманические духи ставили в физическом теле препятствия умножению мудрости, добавлению чего бы то ни было. Когда теперь эфирное тело снова выйдет, то оно ничего больше не возьмет с собой из физического тела, и если бы не наступило ничего другого, последствием этого было бы то, что человек шел бы навстречу такому будущему, когда его эфирное тело, правда, принадлежало бы ему, но оно не имело бы ничего, потому что ведь оно не может ничего получить от иссохшего физического тела. Значит, чтобы физическое тело не засохло в будущем, эфирному телу должна быть дана сила - сила мудрости. Эфирное тело, выходя из физического тела, должно было бы получить в физическом теле силу мудрости. Там, внутри, эфирное тело должно было бы получить что-то, что оно могло бы взять с собой. Затем, когда оно находится вне физического тела, и если оно получило эту мудрость, то оно воздействует обратно на физическое тело и дает ему жизнь, не давая ему засохнуть.

Для развития человечества существуют две возможности. Одна возможность следующая:

Человек развивается без Христа. В этом случае эфирное тело ничего не могло бы взять с собой из физического тела, потому что оно ничего не получило бы от него; оно выходит из него пустым. И так как эфирное тело не имеет ничего, то оно не может оживить физическое тело, не может уберечь его от истощения, от высыхания. Человек постепенно утратил бы все плоды физической жизни, они не могли бы дать ему ничего из физического тела, которое ему пришлось бы оставить. Однако люди сошли на землю именно для того, чтобы получить физическое тело в добавление к прежде полученным членам. Зачаток физического тела был заложен раньше; но без образования физического тела человек никогда бы не осуществил земной миссии. Но на Землю пришли влияния Люцифера и Аримана. Если человек ничего не приобретет в своем физическом теле, если его эфирное тело выйдет из физического тела без того, чтобы быть в состоянии взять с собой что-либо новое, и если он к тому же растратил достояние древней мудрости, то земная миссия не была бы выполнена. Тогда миссия Земли была бы потеряна для Вселенной. Человек ничего не принес бы с собой в будущее. Он принес бы пустой эфирный череп, который был полон, когда он принес его в эволюцию Земли!

Но допустим, что в надлежащее время произошло бы что-то, благодаря чему человек при новом выходе своего эфирного тела из физического смог бы дать этому эфирному телу то, что вновь оживит его, вновь пропитает его мудростью. Тогда эфирное тело и в будущем также выходило бы из физического, но имело бы теперь новую жизнь, новую силу, которые оно могло бы затем применить для оживления физического тела. Оно могло бы теперь посылать в физическое тело силу и жизнь. Но оно сначала само должно было бы иметь их; оно сначала само должно было бы приобрести силу и жизнь. И если оно получит силу и жизнь, то - спасены плоды земной жизни! Тогда физическое тело не истлевает попусту, но оно, тленное в человеке, примет образ нетленного эфирного тела! И спасено воскресение человека и его завоевания в физическом теле!

Значит, на Землю должен был прийти импульс, который восстановил бы то, что было израсходовано из достояния древней мудрости, благодаря чему в эфирное тело вновь была заложена новая жизнь; так что физическое, которое иначе подлежало бы тлению, может облечься в нетленное и наполниться эфирным телом, делающим его нетленным, спасающим его из инерции земного развития. Но эту жизнь внес в эфирное тело Христос. - Значит с Христом связано то, что физическое тело человека, иначе обреченное на смерть, преобразится, сохранится от разложения, получит способность облечься в нетленное. Христов Импульс влил жизнь в человеческое эфирное тело - новую жизнь, после того, как жизнь была истрачена! И человек, глядя в будущее, должен сказать себе: "Когда-нибудь, когда мое эфирное тело выйдет из физического тела, я настолько продвинусь в своем развитии, что эфирное тело будет совершенно проникнуто Христом. Христос должен жить во мне! Я должен постепенно, в ходе моего земного развития всецело заполнить Христом мое эфирное тело!"

То, что я вам сейчас описал, является более глубокими процессами, скрытыми от внешнего взора. Они - духовное, скрытое за физическим развитием мира. Но каков должен был быть внешний образ этого?

Но что же внесли в физическое тело люциферические и ариманические существа? В физическое тело вошел зачаток тления, разложения, другими словами, зачаток к умиранию. В физическое тело вошло зерно смерти. Этот зачаток смерти нашел бы полное выражение лишь в конце земного развития, если бы не пришел Христос. Потому что тогда эфирное тело для всего будущего времени стало бы неспособным вновь оживить человека; и когда земное развитие закончилось бы, тогда все, что возникло как физическое человеческое тело, подпало бы тлению и сама земная миссия подверглась бы смерти. Каждый раз, когда мы теперь видим смерть, эта теперешняя смерть есть знак того, что стояло бы как всеобъемлющая смерть в конце земного развития. Лишь медленно и постепенно иссякает то, что когда-то дано было человечеству. То, что человек постоянно вновь рождается и может идти от воплощения к воплощению, все это стало возможным лишь потому, что человеку был дан запас жизни. Для чисто внешней жизни в следующих одно за другим воплощениях всякая возможность жизни умерла бы лишь в конце земного развития. Но постепенно стало бы уже обнаруживаться, что люди вымирают. Это совершалось бы медленно, часть за частью, и физическое тело все больше высыхало бы. Если бы не пришел Христов Импульс, то к концу земного развития в человеке умирал бы один член за другим. Но Христов Импульс находится лишь в начале своего развития; Он лишь постепенно вживется в человечество, и то, чем Христос будет для человечества, целиком покажут лишь грядущие времена - вплоть до конца земного развития.

Но не одинаковым образом были охвачены Христовым Импульсом различные человеческие действия и достижения. В настоящее время существует многое, что совсем не охвачено Христовым Импульсом, что лишь в будущем должно быть им охвачено. Я хочу привести вам яркий пример того, как в наше время существует целая область человеческой деятельности, которая в настоящее время не охвачена Христовым Импульсом.

В области человеческого знания древняя мудрость и древняя сила стали истощаться к концу дохристианской эры, примерно в седьмом, шестом веках до Рождества Христова. Мудрость еще долго сохраняла юную, свежую силу других жизненных явлений, но именно в области знания она иссякла. От восьмого, седьмого и шестого века дохристианской эры осталось что-то, что можно назвать остатком остатка. Если обратиться к египетско-халдейской мудрости или к персидской и индусской мудрости, то вы нашли бы, что эта мудрость всюду проникнута подлинно духовными воззрениями, результатами древнейшего ясновидения. Те, кто сами не были ясновидящими, имели сообщения ясновидцев. Науки без основы ясновидения не существовало, и ее не было ни в индусское и персидское время, ни в последующие времена. Также и в первый период греческой культуры не было науки без основы ясновидящего исследования. Но затем приблизилось время, когда для человеческой науки иссякло ясновидящее исследование. И вот мы видим, как впервые появляется человеческая наука, в которой нет ясновидения, - или оно постепенно из нее выбрасывается.

Почему исчезает ясновидение? Потому что теперь эфирное тело снова начинает выступать сверху. Это видно уже по первым признакам. Иссякает ясновидение, иссякает вера в сообщения ясновидящих, и в шестом, седьмом веке до явления Христа основывается то, что можно назвать человеческой наукой, из которой все больше и больше выбрасываются результаты духовного исследования. И это продолжается все дальше и дальше. У Парменида, Гераклита, Платона и вплоть даже до Аристотеля* (*Парменид из Элея (около 540 - 480 до Р. X.) - греческий философ. Гераклит из Эфеса (около 540 - 480 или 483 до Р. X.) - греческий философ. Платон (427-347 до Р. X.). Аристотель (384-322 до Р. X.). ) вы в писаниях естествоиспытателей и древних врачей повсюду найдете подтверждения того, что то, что называется наукой, было первоначально проникнуто результатами духовного исследования. Но духовная наука все больше и больше иссякала, все больше шла на убыль. Что касается нашей душевной способности, она еще существует; существует она и в отношении чувства и воли, - но она постепенно иссякает в отношении человеческого мышления.

Значит, влияние эфирного тела на физическое тело в отношении человеческого мышления и научной мысли уже начало теряться ко времени пришествия Христа. Все совершается лишь постепенно. Но вот пришел Христос и дал Импульс. Но, конечно, не все сразу восприняли Импульс Христа, - и он не был принят особенно для некоторых областей. Он был принят в различных областях, но был прямо-таки отстранен от научной мысли. Всмотритесь сами в науку эпохи римских кесарей. Посмотрите у Цельсия.*(*Цельсус, греческий философ, написал около 180 г. после Р.Х. сочинение об "истинном Логосе", являющееся первым полемическим выпадом против Христианства (отрывки приводятся у Оригена в "Против Цельса" ) ). Там вы можете найти всякую всячину о Христе. Этот Цельсий, который был очень крупным ученым, но ничего не понимал на уровне человеческого мышления в Импульсе Христа, сообщает: "В Палестине будто бы жила некогда чета по имени Иосиф и Мария,*(* См. "Восемь книг Оригена против Цельса".) и с ними связана секта христиан. Но все, что говорят об этом, - все это суеверие. В действительности жена этого Иосифа изменила своему мужу с римским военачальником по имени Пантера. Но Иосиф не знал, кто был отцом ее ребенка".

Это один из наиболее известных рассказов того времени. Кто следит за современной литературой, знает также, что некоторые люди нашего времени еще не пошли дальше Цельсия. Конечно, Христов Импульс лишь медленно вживается в некоторых областях; но в области, о которой мы теперь говорим, он до сих пор еще совсем не смог вжиться. Здесь мы видим один из высыхающих членов. Здесь мы видим, что кое-что высыхает в человеческом мозгу, тогда как этот мозг под влиянием Христова Импульса даст науке новую жизнь в совсем иной форме. Как бы странно это ни звучало в наше время научного фанатизма, но это все же так. Часть человеческого мозга, призванная к научному мышлению, переживает медленную смерть. Вы видите поэтому, что совсем медленно, ступень за ступенью, из научного мышления исчезает наследие древности. Мы видим, как Аристотель имеет еще сравнительно много от наследия древности, но как мало-помалу из науки выжимаются соки этого наследия и как, получая внешние наблюдения, наука тем самим в отношении мышления становится "покинутой Богами", как она ничего больше не имеет из старого достояния. И мы видим, что становится возможным, как бы сильно ни переживали Христа, не находить больше связи между Христовым Импульсом и тем, что человечество завоевало себе как науку. Существуют внешние доказательства этого.

Представьте себе, что в тринадцатом веке жил бы человек, необычайно интенсивно охваченный Христовым Импульсом, и он сказал бы: "Мы имеем Импульс Христа! Он притекает к нам из Евангелий как сумма мощных новых откровений, и мы можем проникнуться им!" И допустим, что этот человек поставил бы задачу создать связующее звено между наукой и христианством. Уже в тринадцатом веке он ничего не находил бы для этого в науке того времени. Он должен был бы вернуться к Аристотелю. И через Аристотеля - не через науку тринадцатого века, но только через Аристотеля - смог бы он истолковать христианство. Наука была именно такой, что становилась все более неспособной соединиться с Импульсом Христа. Поэтому люди тринадцатого века должны были возвращаться вплоть до древнего Аристотеля; он еще имел что-то от наследия древней мудрости, и он мог дать понятия, которыми можно было привести науку к христианству. Затем наука становилась все более и более бедна понятиями, как раз тогда, когда она становилась все богаче наблюдениями. А затем настало время, когда из науки исчезли все понятия древней мудрости.

Величайшие люди, конечно, являются также детьми своего времени в отношении к своей науке. Галилей* (*Галилео Галилей (1564-1642) - итальянский естествоиспытатель.) ведь не мог мыслить, исходя из абсолютного. Он мог мыслить лишь в духе своего времени. И он велик именно тем, что устанавливает чистое, Богом покинутое мышление - чисто механическое мышление. Мы видим, что именно с Галилеем наступает большой переворот. Самое обыкновенное явление, объясняемое современной физикой, излагалось до Галилея иначе, чем после него. Кто-то, например, бросает камень. Теперь говорят, что камень сохраняет свое движение до тех пор, пока оно не прекращается под влиянием другой силы, силы инерции. До Галилея мыслили совсем иначе; тогда были убеждены в том, что для того, чтобы камень продолжал двигаться, кто-то должен толкать его. За летящим камнем стояло нечто активное. Галилей научил людей мыслить совершенно по-новому, - но так, что они научились смотреть на мир, как на механизм. И в наше время считается как раз идеалом объяснять мир механически, механистически и изгонять из него все, что есть дух. Это происходит оттого, что те части человеческого мозга, инструмента мышления, которые являются органами научной мысли, в настоящее время уже настолько высохли, что они не могут вливать новую жизнь в понятия, и эти понятия становятся все беднее и бледнее.

Можно легко доказать, что как бы наука ни громоздила деталь на деталь, она не обогатила человечество ни единым понятием. Обратите внимание, что наблюдения не являются понятиями! Не говорите, что дарвинизм и т. п. обогатил человечество понятиями. Это сделали другие - не люди науки, но люди, располагавшие совсем другими источниками. Таким человеком был Гете. Он обогатил человечество понятиями, взятыми из совсем иных источников. Но зато он и считается людьми науки дилетантом.

Дело обстоит так, что фактически наука не обогатилась понятиями. Вы найдете гораздо более жизненные, более высокие и величественные понятия в глубокой древности. Выжатыми как лимоны являются понятия, которыми обладает дарвинизм. Он лишь собрал наблюдения и связал их с более бедными понятиями. Это научное направление есть нечто, ясно показывающее нам процесс постепенного отмирания. В мозгу человека имеется часть, находящаяся в процессе высыхания; это часть, задействована в наши дни в научном мышлении. И причина этому та, что та часть человеческого эфирного тела, которая должна была оживлять этот высыхающий мозг, не приобрела еще в настоящее время Христова Импульса. Пока Христов Импульс не вольется также и в эту часть человеческого мозга, питающую науку, - в науку не вольется жизнь. Основа этого лежит в великих мировых законах. Если наука будет продолжать идти этим путем, она будет все более беднеть понятиями, понятия все больше будут вымирать. И в науке все чаще будут встречаться люди, ставящие одно наблюдение возле другого и испытывающие неимоверный страх перед теми, кто начинает мыслить. Ужасно для современного профессора, когда молодой человек приносит ему докторскую диссертацию, содержащую хоть немного мышления.

Но в наши дни уже имеется антропософия! И антропософия будет делать человечеству все более понятным Христов Импульс и этим будет сообщать эфирному телу все больше жизни. И она сможет придать ему так много жизни, что та расплавит также и высохшую часть мозга, - состояние, до которого его сегодня довело направление нашей научной мысли. Это пример тому, как Импульс Христа, вживаясь постепенно в человечество, вновь оживляет отмирающие члены. Все больше и больше членов умирало бы в будущем человечества. Но Христов Импульс будет вливаться в человечество по отношению к каждому отмирающему члену, и в конце земного развития будет так, что все члены, которые иначе умерли бы, вновь оживятся Христовым Импульсом и он заполнит все эфирное тело, которое станет тогда единым с человеческим физическим телом. И первый импульс для этого нового постепенного оживления человечества, первый импульс для воскресения человечества был дан в момент, чудесно изображенный в Евангелии от Иоанна.

Представим себе, что Христос вступил в мир как Вселенский Дух - и совершает сначала великое деяние через полностью заполненное Христом эфирное тело, - ибо так это и было в действительности. Христос сделал таким эфирное тело Иисуса из Назарета, что это эфирное тело могло оживить физическое тело. В тот миг, когда эфирное тело Иисуса из Назарета, в котором теперь был Христос, стало совершенным жизнедателем физического тела, тогда эфирное тело Христа предстает преображенным. И автор Евангелия от Иоанна так изображает нам этот момент:

"Отче! Прославь имя Твое! Тогда пришел с неба глас: и прославил, и еще прославлю. Народ, стоявший и слышавший то, говорил: это гром".

Сказано, что те, кто стоял около него, слышали гром; но никогда не было сказано, что человек, не подготовленный к этому, также слышал это.

"А другие говорили: Ангел говорил Ему. Иисус на это сказал: Не для Меня был глас сей, но для народа".

Почему? Чтобы вокруг Него поняли, что произошло. И Христос говорит о том, что произошло:

"Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон". (12, 28-31).

Люцифер-Ариман в этот момент был выброшен из физического тела Христа! Перед людьми стоит великий прообраз того, что должно свершиться в будущем во всем человечестве: Христовым Импульсом должны быть выброшены из физического тела препятствия, установленные Люцифером и Ариманом. И земное тело человека должно быть так оживлено Христовым Импульсом, что плоды его земной миссии смогут быть перенесены вместе с ним во времена, которые сменят времена земные.


См. также:
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Иоанна (Кассельский цикл). 1-й доклад, часть 1
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Иоанна (Кассельский цикл). 1-й доклад, часть 2
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Иоанна (Кассельский цикл). 2-й доклад, часть 1
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Иоанна (Кассельский цикл). 2-й доклад, часть 2
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Иоанна (Кассельский цикл). 3-й доклад, часть 1
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Иоанна (Кассельский цикл). 3-й доклад, часть 2
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Иоанна (Кассельский цикл). 4-й доклад, часть 1
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Иоанна (Кассельский цикл). 4-й доклад, часть 2
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Иоанна (Кассельский цикл). 5-й доклад, часть 1
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Иоанна (Кассельский цикл). 5-й доклад, часть 2
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Иоанна (Кассельский цикл). 6-й доклад, часть 1
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Иоанна (Кассельский цикл). 6-й доклад, часть 2
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Иоанна (Кассельский цикл). 7-й доклад, часть 1
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Иоанна (Кассельский цикл). 7-й доклад, часть 2
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Иоанна (Кассельский цикл). 8-й доклад, часть 1
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Иоанна (Кассельский цикл). 8-й доклад, часть 2
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Иоанна (Кассельский цикл). 9-й доклад, часть 1
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Иоанна (Кассельский цикл). 9-й доклад, часть 2
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Иоанна (Кассельский цикл). 10-й доклад, часть 1
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Иоанна (Кассельский цикл). 10-й доклад, часть 2
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Иоанна (Кассельский цикл). 11-й доклад, часть 1
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Иоанна (Кассельский цикл). 11-й доклад, часть 2
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Иоанна (Кассельский цикл). 12-й доклад, часть 1

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy

Tags: Библия, Штайнер, эзотерика
Subscribe

Posts from This Journal “Штайнер” Tag

promo philologist декабрь 1, 02:08 1
Buy for 100 tokens
Робин Гуд / Изд. подг. В.С. Сергеева. Пер. Н.С. Гумилева, С.Я. Маршака, Г.В. Иванова, Г.В. Адамовича и др. — М.: Наука; Ладомир, 2018. — 888 с. (Литературные памятники). Желающие приобрести это издание могут обратиться непосредственно в издательство. Контакты издательства:…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments