Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Рудольф Штайнер. Восток в свете Запада. Дети Люцифера и братья Христа. 2-я лекция, часть 1

Мюнхен, 24 августа 1909 г.

В этом цикле лекций речь в основном будет идти о том, чтобы рассмотреть учение мудрости восточного мира, т.е. вообще древнее сокровище мудрости человечества, таким образом, чтобы на него упал свет, который — как я уже сказал вчера — может быть возможен от познания импульса Христа и от познания всего того, что в течение веков постепенно развилось в западном мире как мудрость из этого импульса Христа. Для того чтобы быть чем-то живым, теософия не может состоять только в принятии и изучении уже существующих исторически в человечестве воззрений и мнений о высших мирах; дело должно состоять в том, чтобы предметом нашего исследования стало все, что в настоящее время можно узнать о сущности высших миров. Ибо таких людей, которые могли бы обращать свой взор вверх, в духовные миры, видеть в этих духовных мирах таким образом, как постигает он внешний мир своим рассудком, таких людей, — говорю я, — могущих подобным образом видеть в высших мирах, могущих исследовать там тайны, можно найти не только в древние времена, их можно найти во все времена, их можно найти и в настоящее время, и никогда человечество не было обречено на то, чтобы изучать и исследовать лишь исторически передаваемые истины; столь же мало было человечество принуждено принимать эти учения о высших мирах из какого-либо особого физического места.



Источник высшей мудрости и высшего познания может находиться в любом месте. И сколь мало было бы разумно, если бы мы стали теперь в наших школах учить математике или географии по учебникам, написанным в древности, столь же мало было бы, по отношению к великим сокровищам мудрости сверхчувственных миров, исследовать их только исторически, только старое. Поэтому нашей задачей в этом цикле лекций будет подойти самим к вещам высших миров, к существам сверхчувственных царств, вызвать перед своей душой то известное, мало известное и совсем неизвестное, что находится в этих высших мирах, и потом спросить себя: что говорили об этом люди древности? Другими словами: мы вызовем перед своей душой западную мудрость и потом поставим себе вопрос: как согласуется то, что мы можем познать как западную мудрость, с тем, что мы узнаем как мудрость Востока? Дело в том, что мудрость сверхчувственных миров, будучи рассказана (сообщена) человеку, может быть понята его рассудком.

Часто, очень часто я особенно оттенял: для понимания, для постижения фактов высших миров необходима лишь беспристрастная разумность. Если эта беспристрастная разумность также и в настоящее время является весьма редким качеством, все же она существует, и тот, кто пожелает применить ее, может понять все, что рассказывается о результатах исследования так называемого ясновидящего познания. Без сомнения, добыть, исследовать эти факты высших миров можно лишь при помощи так называемого ясновидящего исследования, путем восхождения в эти миры людей, которые себя подготовили для этого. Так как в этих высших мирах обитают существа, которых по отношению к нам, людям, можно назвать духами или Богами, то исследование высших миров в сущности есть общение посвященного или ясновидящего с духами или Богами. Поэтому то, что находится в высших мирах, может быть исследуемо лишь тогда, когда ясновидящий человек поднимется по ступеням, ведущим его к отношению с духами или Богами.

Об этих вещах уже многое было сказано для вас всех в том или ином цикле лекций; сегодня мы еще раз воспроизведем наиболее существенное. Когда человек делается ясновидящим, то для того чтобы проникнуть в высшие миры, ему необходимо прежде всего отнюдь не меньшее, чем достижение способности созерцать, познавать, переживать без помощи внешних чувств, т.е. без помощи тех органов, которые построены в нашем теле как глаза, уши и т.д., а также без помощи того органа, который в особенности служит нашему интеллекту, нашему разуму. Насколько мало возможно сверхчувственные миры видеть физическими глазами или слышать физическими ушами, настолько же мало возможно познать их тем рассудком, который связан с орудием физического мозга. Следовательно, человек должен освободиться от той деятельности, которую он развивает, пользуясь своими физическими чувствами, своим физическим мозгом.

Вы все уже знаете, что в нормальной физической жизни есть такое состояние, в котором человек находится вне орудий своего физического тела: это состояние сна. Мы знаем, что из четырех членов человеческой природы — из физического, эфирного, астрального тела и «Я» — два последних достигают тогда известной самостоятельности. Во время дневного бодрствования с утра и до погружения в сон вечером, как вы знаете, физическое тело, эфирное, астральное и «Я» бывают тесно связаны между собой. Во время сна эти четыре тела разделяются таким образом, что, с одной стороны, в постели остаются физическое и эфирное тело, с другой стороны, астральное тело и «Я» освобожденные живут в другом мире. Таким образом, при нормальном течении своей жизни в продолжении каждых 24 часов человек бывает в таком состоянии, когда он не имеет при себе органов, построенных в его физическом теле; он должен известным образом заплатить мраком за это освобождение от чувственного тела; во время сна он ничего не видит из того мира, который его тогда окружает, в котором он тогда находится.

Органы и орудия, необходимые человеку, если он хочет видеть в духовном мире, где он бывает ночью со своим «Я» и астральным телом, могут быть построены, естественно, только в этом астральном теле и в «Я». И разница между современным нормальным человеком и ясновидящим испытателем та, что, когда вечером «Я» и астральное тело выходят из физического и эфирного тел, тогда у нормального человека «Я» и астральное тело являются известным образом нерасчлененными, не имеющими органов для видения; у ясновидящего испытателя в этом астральном теле и «Я» образованы органы, хотя и другой природы, но подобные тому, чем для физического тела являются глаза и уши. Поэтому первая задача желающего сделаться ясновидящим исследователем состоит в выполнении всего, что могло бы построить духовные глаза, духовные уши и т.д. в его ранее нерасчлененном астральном теле и «Я».

Но это не единственное, что необходимо, ибо этого могло бы быть недостаточно. Допустим, что кто-нибудь при помощи средств, о которых мы еще упомянем впоследствии, достиг бы того, что снабдил бы свое астральное тело и «Я» духовными глазами, ушами и т.п., тогда он обладал бы другим астральным телом, чем нормальный человек, он обладал бы расчлененным, организованным астральным телом. Но он бы еще не мог ничего видеть в духовном мире, по крайней мере он не мог бы достигнуть известной степени видения. Для этого необходимо еще нечто другое. Если при современных условиях человек действительно хочет подняться до ясновидения, до сознательного ясновидения, необходимо не только, чтобы в его астральном теле были образованы глаза и уши, но, чтобы все пластически образованное таким образом было отпечатано также в эфирном, подобно тому, как печать отпечатывается на сургуче. Собственно, сознательное ясновидение начинается после того, как органы, то есть духовные глаза и уши, отпечатываются в эфирном теле. Итак, для того чтобы могло наступить ясновидение, эфирное тело должно помогать астральному телу и «Я», то есть все имеющиеся в наличности члены человеческой природы должны работать совместно, исключая лишь физическое тело. Но для совместной работы эфирного тела существуют большие препятствия, чем для астрального тела.

Астральное тело и «Я» в течение каждых 24 часов бывают в счастливом положении свободы от физического тела. Находясь с утра, когда человек просыпается, и до вечера, когда человек засыпает, в физическом теле, астральное тело и «Я» связаны с силами физического тела и эти силы препятствуют астральному телу и «Я» образовывать свои собственные органы. Астральное тело и «Я» суть тонкие душевно-духовные сущности. Своей собственной эластичностью они следуют, так сказать, силам физического тела, они приспособляются к физическому телу и принимают его форму. Поэтому нормальный человек также и ночью имеет в себе действие этих сил, и лишь путем особых мероприятий — как мы это уже знаем, — можно освободить астральное тело и «Я» от действия физического тела так, чтобы это астральное тело могло образовать свою собственную форму, т.е. свои духовные глаза, духовные уши. Но мы, по крайней мере, находимся в счастливом положении, имея целых 8 часов в сутки (во время сна) свободное астральное тело. Следовательно, мы имеем прямую возможность действовать на астральное тело таким образом, чтобы оно уже потом, ночью, следовало уже не эластичности физического тела, а своей собственной эластичности.

Совершаемые ясновидящим испытателем подготовительные упражнения состоят главным образом в том, что он совершает во время дневного бодрствования. Это такие духовные отправления, которые сильно действуют на его астральное тело и «Я», которые имеют столь сильное внутреннее действие, что, когда потом — во время сна — астральное тело и «Я» выходят из физического и эфирного тела, они находятся под действием того, что сделал человек для особой подготовки к ясновидящему исследованию. Итак, возьмем два случая: обыкновенного человека, живущего нормальной жизнью, с утра до вечера отдающегося впечатлениям внешнего мира, отдающегося тому, что действует на внешние чувства и рассудок. Вечером он засыпает и его астральное тело выходит из физического. В этом случае астральное тело будет совершенно отдано тому, что было пережито за день. Оно следует эластичности физического тела, а не своей собственной эластичности. Нечто иное происходит, когда человек — путем медитации, концентрации и других упражнений, предлагаемых для достижения высшего познания тем, которые хотят идти этими путями, — переживает за время своей дневной жизни сильное воздействие на свою душу, то есть на свое астральное тело и «Я».

Тогда, следовательно, он из своей повседневной жизни выделяет определенные промежутки времени, совершая в них нечто иное, чем во время обычной повседневной жизни. Тогда в определенные промежутки времени он будет отдаваться не тому, что может сказать его чувствам и рассудку внешний мир, но и тому, что является вестью и следствием духовных миров. Если он отдается таким вещам, если он посвящает медитации, концентрации и другим упражнениям хотя бы лишь короткое время дневной, бодрственной жизни, тогда это так сильно действует на его душу, что, выходя ночью из физического тела, астральное тело познает воздействие этой медитации, концентрации и следует другим эластичностям, чем эластичность физического тела. Поэтому методы достижения способности ясновидящего исследования состоят в том, что учителя этого исследования применяют все испробованное в течение тысячелетий знание медитаций и концентраций, которые должны быть предпринимаемы во время дневной жизни с тем, чтобы потом, ночью, они оказали преобразующее воздействие на астральное тело.

Вы видите, мои милые друзья теософы, как велика ответственность, которую берет на себя всякий, кто дает своим ближним такие упражнения. Такие упражнения не нечто вымышленное, они — следствие духовной работы в мистериях, в школах тайного познания. Как известно, то, что предписывают эти упражнения, действуют на душу таким образом, что, выходя вечером с наступлением сна из физического тела, она правильно образует свои духовные глаза, духовные уши и духовное мышление. Если что-нибудь делается неверно, если делаются неверные упражнения, то тогда они, конечно, тоже действуют, и последствия не замедлят проявиться, но тогда, выражаясь понятиями чувственного мира, в астральном теле будут построены противоестественные формы. Что это значит: в астральном теле будут построены противоестественные формы? Это значит, что будут построены формы, противоречащие великому мировому целому, не подходящие к нему. Тогда в этой области произошло бы подобное тому, как если бы в нашем физическом теле были построены органы, не могущие правильно слышать внешних звуков, видеть внешний свет, не подходящие к внешнему миру. Путем неправильной медитации и концентрации человек был бы, таким образом, поставлен в противоречие с миром в отношении своего астрального тела и своего «Я», и, вместо того чтобы получить органы, через которые мог бы постепенно осветиться этот духовный мир, он был бы тогда сокрушен влияниями духовного мира, он должен был бы пережить эти влияния не как благо, не как обогащение себя, но как нечто, разрушающее его жизнь. И если методы были совершенно неверны, то как нечто, разрывающее все его существо.

Я прошу вас, мои милые друзья теософы, — ибо это понятие будет очень нужно для нас в ближайшие дни, — принять во внимание, что во внешнем духовном мире, есть нечто, могущее быть в то же время в высшей степени благотворным для человека и могущее быть в то же время в высшей степени разрушительным, в зависимости от того, как несет человек навстречу этому внешнему миру свою собственную сущность. Представим себе только, что человек с неправильно образованным астральным телом раскрывается для духовного мира. Последний действует на него. Если же бы он образовал правильные органы, этот духовный мир вливался бы в него, обогащал бы его мировыми тайнами, тот же самый внешний духовный мир разорвал бы его, привел бы к его гибели, если бы он дурно образовал свои органы. Тот же самый духовный мир один раз возносит человека высоко вверх, другой раз разрывает его, разрушает. Тот же самый внешний мир, о котором один раз, неся в самом себе нечто верное, человек скажет, что это есть благой, божественный мир, и о котором, обладая сам неправильно образованным внутренним, другой раз он скажет, что это есть мир разрушения, дикого опустошения. В этих словах лежит многое, как ключ к пониманию доброго, плодотворного и злого, разрушительного в мире. И отсюда вы сможете понять, что действие, оказываемое на нас некоторыми существами этого мира, не характеризует самого существа этого мира. В зависимости от того, как мы поставим себя перед внешним миром, одно и то же существо может быть и Богом и дьяволом для нашей внутренней организации. Я прошу непременно иметь это в виду, ибо это будет часто необходимо в ближайшие дни.

Вместе с тем мы вызвали перед нашей душой то, в чем состоит подготовление к ясновидческому исследованию в отношении астрального тела и «Я». И мы должны были принять, что мы, люди, находимся в известном отношении в счастливом положении, имея хотя бы на некоторое время в течении 24 часов тонкое астральное тело и «Я» вне физического и эфирного тел. Эфирное же тело и ночью не бывает вне физического. Эфирное тело остается тогда связанным с физическим. Мы знаем уже из различных лекций, что только со смертью наступает то мгновенье, когда физическое тело остается само по себе, эфирное тело вместе с астральным телом и «Я» выходят из физического. Сегодня нам не нужно упоминать о том, какой путь проходят эти три члена человеческой природы между смертью и новым рождением, мы постараемся только ясно вызвать перед своей душой то, что вместе с моментом смерти дан тот момент, когда человек освобождается от физического тела и от всего, что построено в этом физическом теле, освобождается, следовательно, от физических органов чувств, освобождается от мозга, от этого орудия физически-действующего рассудка.

Тогда астральное тело, эфирное и «Я» находятся вместе в соответствующем им образе. Тогда они могут действовать совместно. Поэтому в отношении прошедшей жизни с момента смерти наступает действительное ясновидение, хотя сначала лишь на короткое время. Об этом часто упоминалось в наших лекциях. К такому совместному действию, наступающему естественным образом только в момент смерти, должна быть дана возможность эфирному телу, астральному и «Я», чтобы вызвать полное ясновидение. Поэтому должна существовать возможность освобождать эфирное тело из того состояния в котором оно заключено во время нормальной жизни. Оно должно быть в состоянии пользоваться своей эластичностью, стать независимым от эластичности физического тела, как независимо от него астральное тело ночью. Для этого необходимы, в известном отношении, более высокие, более интенсивные, более напряженные упражнения.

В ближайшие дни на все это можно будет еще раз указать в соответствующем месте. Сегодня мы уясним себе, что это необходимо, что для образования духовных глаз и духовных ушей еще недостаточно тех подготовительных упражнений, освобождающих эфирное тело от физического, дающих ему самостоятельность. Однако уже сегодня, в известном отношении, мы можем вызвать перед своими глазами тот результат, который должен наступить тогда. В сущности, из того, что было сказано, вы уже можете заключить, каков должен быть этот результат. Мы могли сказать, что естественным образом лишь в момент смерти открывается возможность для совместного действия эфирного тела, астрального тела и «Я» независимо от физического. Следовательно, для достижения способности ясновидящего исследования должно наступить нечто, допускающее сравнение только с тем, что иным образом наступает для человека в момент смерти. То есть, желая стать ясновидящим, человек должен в своей жизни прийти к такой ступени развития, где он был бы столь же независим от своего физического тела и от пользования членами физического тела, насколько он независим от них в момент смерти.

Мы спрашиваем себя, как же возможно, — сегодня мы ответим на этот вопрос абстрактным образом, в ближайшие дни это будет сделано конкретно, — как может человек достигнуть подобной независимости от физического тела, как может он привести себя в состояние, подобное физической смерти? Он может привести себя в такое состояние лишь исключительно через образование известных ощущений и оттенков ощущений, столь сильно охватывающих душу, что они охватывают своей силой эфирное тело и поднимают его из физического. Следовательно, в душе должны действовать столь сильные импульсы ощущений, импульсы мысли, импульсы воли, чтобы там возникла внутренняя сила, могущая, хотя бы на несколько мгновений, освобождать эфирное тело от физического. Физическое же тело в эти мгновения, безусловно, должно быть мертвым (умирать) для обычной, нормальной человеческой жизни. Но ничто подобное не может в наш период развития человечества быть проведено путем внешних, физических мероприятий.

Тот, кто стал думать, что эти вещи могут быть проведены путем физических мероприятий, поддался бы именно большому и сильному заблуждению, обольщению. Он захотел бы войти в духовный мир, оставаясь при делании, при фактах физического мира, это значит, что он не пришел еще к действительной вере в силу духовных миров. Процессы, приводящие это, подобное смерти, состояние, должны быть исключительно внутренними процессами, процессами сильной, энергичной душевной жизни. Оставаясь в абстрактном, мы можем сегодня заранее сказать, что существенное для приведения подобного состояния заключается в том, чтобы человек пережил изменение, переворот в сфере своих интересов. Человек наделен известными интересами в обычной жизни. Вы знаете, что эти интересы действуют, начиная с утра и до вечера. Человек интересуется — в чем он совершенно прав, ибо он должен жить в этом мире, — всем, что действует на его физические ощущения, он интересуется всем, что выступает перед ним во внешнем мире. К одному он имеет больший, к другому меньший интерес, одному он посвящает больше, другому меньше внимания, это так естественно. И в этих, то приливающих, то отливающих интересах, приковывающих его известными притягательными силами к ковру внешнего мира, в этих интересах живет человек.

И в этих интересах живет огромное большинство современных людей. Однако существует возможность, чтобы, не нанося вреда свежести и жизненности этих внешних интересов, человек создал бы в своей жизни мгновенья, когда не действовали бы эти внешние интересы, когда, выражаясь радикально, абсолютно весь внешний мир становился бы безразличным, когда человек умертвил бы все силы интереса, приковывающие его к тому или иному в чувственном мире. Было бы неверно, если бы человек не покидал этого умерщвления интереса ко внешнему миру, при известных праздничных мгновениях жизни, а распространял бы это умерщвление на всю жизнь. Такой человек был бы неспособен к общей работе над внешним миром. Мы же в своей жизни призваны действовать на внешний мир и на его делание. Поэтому мы должны оставлять и сохранять для праздничных моментов эту возможность убивать в себе все, все внешние интересы к окружающему миру, мы должны завоевать себе, так сказать, двойственную природу так, чтобы, с одной стороны, мы могли живо и бодро участвовать во всем, что развивается вовне как радость и горе, наслаждение и страдание, как цветущая, прозябающая и умирающая жизнь.

Мы должны сохранить в себе для нашей земной жизни эту свежеть и нетронутость интереса к внешнему миру. Мы не должны сделаться чужестранцами на земле, ибо тогда мы действительно действовали бы только из эгоизма и похитили бы наши силы с той арены, которой они должны быть посвящены во время нашего современного развития. Но, с другой стороны, для того чтобы мочь подниматься в высшие миры, мы должны образовать другую сторону своей природы, которая состоит в умерщвлении, в убиении в нас (в праздничные мгновенья жизни) интересов к внешнему миру. И если мы имеем терпение и настойчивость, энергию и силу упражняться в этом убиении интересов к окружающему миру так долго, как того потребует наша Карма, тогда, после достаточного упражнения, благодаря этому умерщвлению интереса к внешнему миру, в нашем внутреннем освобождается огромная, мощная сила. Что мы таким образом убиваем во внешнем мире, оживает в высшей степени во внутреннем мире.


См. также:
- Рудольф Штайнер. Восток в свете Запада. Дети Люцифера и братья Христа. 1-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Восток в свете Запада. Дети Люцифера и братья Христа. 1-я лекция, часть 2

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy

Tags: Штайнер, теософия, эзотерика
Subscribe

Posts from This Journal “Штайнер” Tag

promo philologist январь 19, 03:00 1
Buy for 100 tokens
Текст приводится по изданию: Адлер М. Как читать книги. Руководство по чтению великих произведений / Мортимер Адлер; пер. с англ. [Ларисы Плостак]. — 6-е изд. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. — 340 с. Давайте попытаемся не путать цели со средствами. Великие книги читают не…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment