Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Рудольф Штайнер. Восток в свете Запада. Дети Люцифера и братья Христа. 4-я лекция, часть 2

Мюнхен, 26 августа 1909 г.

Так в изумительных, образных выражениях прекрасного языка мы снова видим то же самое, что может найти современное ясновидящее сознание, исследуя времена, когда жили семь мудрецов, когда действовал Ферекид Сиросский, о котором внешне сохранилось едва ли больше того, что я сейчас вам рассказал. Но тот, кто озарит светом, исходящим от ясновидящего исследования, высказывания Ферекида Сиросского, тот скажет себе: нельзя говорить таким образом, говорить столь согласно с подтверждениями современного ясновидящего исследования, ничего не зная об этих вещах. И далее, спросив себя: откуда идет знание Ферекида Сиросского? — мы находим, что он имел счастье принадлежать к так называемому Финикийскому посвящению. Т.о., мы видим в нем человека, посвященного в древних финикийских храмах, принесшего из финикийских храмов то, что он имел право сказать открыто, и учившего в Греции.



Так перешло сюда с Востока многое из того, что там, в Азии, существовало в созвучии со всей остальной восточной мудростью. Я хотел дать вам этим только один пример, и таких примеров мы могли бы привести сотни, и мы, если только умеем правильно их читать, найдем у древних мудрецов то же самое, что теперь может быть найдено без всяких исторических традиций. Здесь мы ушли не так далеко назад. Мы увидим, что можно пойти еще дальше назад. Увидим, что, умея расшифровывать выражения, мы будем в состоянии найти в древние времена, в соответственном образе те же учения, которые, как первоначальные, могут быть необходимы и теперь. Но вы не должны оставаться в неведении, что наш принцип был бы совершенно неверным, если бы мы сочли совершенно исчерпанным это озарение восточной мудрости при помощи того, что может быть добыто на Западе, сказать просто: «мы говорим теперь, что мы находим то или иное о мировом развитии». Но это же мы находим и у Ферекида Сиросского, мы находим его и в египетскую эпоху, в эпоху халдейских магов, в древнеиндийскую эпоху.

Мы увидим, что мы действительно найдем эти вещи, — считая это за единственное, что возможно, мы могли бы сказать: итак, мы находим теперь теософическую мудрость, существовавшую в различных формах повсюду, где люди стремились к истине, одну и ту же мудрость повсюду. — Против такого утверждения нельзя сделать ни малейшего возражения, ибо фактически это так. Но должно быть сказано, что эта истина есть лишь часть истины, выражающая не всю правду, что сверх того есть еще нечто другое. Как развитие растения состоит не в том, что оно от низшей точки своего корня до самого плода производит все те же самые органы, но что оно производит зеленые листья, пестрые лепестки цветка, пылевые тычинки, пестик и т.д. Как растение меняет облик своего развития, ведет его ко все более высокому, так бывает и в преуспеянии человеческой жизни на Земле. Если вполне справедливо, что те же самые учения мудрости все снова и снова появляются в самых различных формах, то сами эти учения мудрости развиваются, и просто неверно говорить, что в древнеиндийскую эпоху было уже то же самое, что есть теперь.

Это было бы так же неверно, как неверно утверждение, что все растения одинаковы, имея уже цветок или же, например, находясь в точке корня. Внутренне это есть одна и та же сила, но познать ее в ее реальности можно лишь проследив действительное развитие. Так что, мы должны признать действительное развитие тех тайн, которые лежат в основе человеческой эволюции. То, чему учили на Земле в первые времена после великой атлантической катастрофы, может быть изучаемым и теперь. Можно еще и теперь учиться тому же, чему учил Ферекид Сиросский. Но земное развитие обогатилось также и для человека, оно получило новые вклады. Вчера мы указали на важный для человечества момент христианского вклада. Тогда пришло нечто, не допускающее сравнения ни с чем, нечто, стоящее совершенно особо в земном развитии. До моего слуха дошло, что кто-то сказал: в человеческом развитии не было бы справедливости, если бы уже и до Христа человеку не была дана вся полнота мудрости.

Каким образом люди дохристианских времен пришли к тому, что нечто было от них удержано? — Ради мировой справедливости (так говорят многие), мы должны принять, что, хотя формы истины меняются, новых истин не привходит, иначе пришлось бы утверждать, что для людей, жизнь которых была, так сказать, оставлена для послехристианских времен, было подготовлено нечто высшее, чем для людей, живших до Христа. — Если бы действительно этого никогда не высказывали, тогда было бы не нужно совсем упоминать здесь об этом, ибо понятно, что подобные вещи высказываются где угодно, но только не среди теософов. Почему же нет? Да потому, что люди, пришедшие к воплощению в христианские времена, суть те же самые, которые жили прежде, ибо, проходя через различные воплощения, они теперь именно и призваны узнать то, чего они не могли узнать прежде явления Христа на Земле. Тот, кто думает, что человек воплощается все снова и снова лишь для того, чтобы ему преподносилось одно и то же, не верит серьезно, всем своим чувством и всей своей душевной жизнью, в перевоплощение, ибо серьезно верить в перевоплощение это значит проникать в его цель и смысл, понимать, что не напрасно это постоянное возвращение, но что оно совершается лишь для того, чтобы человек мог всегда познать нечто новое.

Если же это так, тогда к этой Земле должна притекать все новая и новая жизнь. Приходя снова на Землю, нужно видеть на ней что-нибудь новое. Итак, совершенной абстракцией являются слова: «Те же самые учения мудрости возвращаются в разных религиях». Конкретное же, истинное, состоит в том, что учения мудрости развивают все более и более высокий образ, пока не созреют до того плода Земли, который появится на Земле, когда она сама созреет для того, чтобы перейти в другое состояние, как старый Сатурн, Солнце и Луна перешли в земное состояние. Не одно лишь повторение, но действительное преуспеяние — вот в чем дело. Это и есть нерв, отличающий западный и восточный образ мыслей. Западный образ мыслей, согласно всей задаче и миссии Запада, никогда не может отказаться от действительно конкретного, исторического понимания нашего земного развития. Но историческим пониманием является только то, которое видит развитие, а не повторение подобного.

Понятие истории однажды вошло в человеческое развитие. Однажды действительно научились понимать вещи исторически, а не видеть простое повторение того же самого. И если появляется кто-то, не вполне проникнутый понятием исторического преуспеяния, и отдается в особенно сильной степени восточному образу мыслей, (истинность которого вместе с тем нисколько не подвергается сомнению, в котором подтверждается все, что было когда-то сказано, но необходимо еще и историческое понимание), заражается этим исключительно восточным образом мыслей, тогда часто понимание истории пропадает, и у него возникает этот характерный вопрос: «Для чего, собственно, это вечное повторение одного и того же?». Такой вопрос был поставлен Шопенгауэром, которому не доставало понятия «история» в собственном смысле, и который был одним из принявших во внешнем эзотеризме многое из восточной жизни. Подтверждением высшей истины никоим образом не нарушается низшая. Говорится «да» всему, что утверждается с не исторической точки зрения, но оно лишь переносится на высшую ступень царства, другими словами, восточный образ мыслей озаряется светом Запада.

Я хотел бы на примере подтвердить вам то, что сейчас было высказано абстрактно. Вы уже могли почувствовать, что мы найдем результаты современного ясновидящего исследования повсюду, где мы будем их искать, в протекших временах. Осветить прошлое мы можем лишь почерпнув этот свет в настоящем. Рассмотрим сейчас одну совершенно определенную духовную личность, духовную индивидуальность. Впоследствии нам еще придется говорить о различных подробностях в этой области, сегодня же должно быть отмечено только одно. Возвратившись к тем временам, когда в Ведах было записано то, что явилось в известном отношении отзвуком высокой, чистой мудрости Риши, вы найдете среди многих наименований божественных существ имя ИНДРЫ. Если я должен ответить вам с точки зрения ясновидящего исследования, т.е. с точки зрения настоящего времени, на вопрос: «Каково было существо, носившее в эпоху Вед имя Индры?» — то я сделаю лучше всего, если изображу вам, как современный человек путем ясновидящего исследования может доставить себе созерцание этого действительно существующего существа. Я уже показал вам, что за всем окружающим нас извне миром — за огнем, воздухом, водой и землей — находятся божественно-духовные существа.

Открывая свои чувства действию огня или воздуха, мы имеем внешнее выражение божественно-духовных существ, стоящих за огнем или воздухом. Для всего, воспринимаемого физически в обыкновенной жизни, мы ищем того, кто стоит за ним, поднимаясь ясновидяще от физического мира к астральному. Там находятся многочисленные существа, соответствующие тому, что внешне выражается в воздухе. Другими словами, многочисленные духовные существа работают совместно в нашем окружении для того, чтобы могло возникнуть то, что внешне выражается для нас в физических воздушных явлениях. Спросим же у ясновидящего исследования: «что представляет из себя божественно-духовное царство, стоящее за воздухом, если рассматривать его на астральном плане, т.е. если проникнуть в ближайший высший мир?» Тогда будет ответ: «Мы приходим к некоторому количеству божественно-духовных существ, которые не опускаются вниз до физического плана, которые выражаются на физическом плане через воздух, а на астральном плане выступают как индивидуальности. Наиболее могущественное из этих существ вполне определенно.

Мы находим его еще и теперь, это то самое, которое в древней Индии называли именем Индры». Из ближайших лекций вы поймете, почему это так. Эта индивидуальность, пребывающая на астральном плане, кроме того участвует во всем устроении нашего дыхательного процесса. Деятельности этого существа, которое мы можем еще и теперь найти и которое называли Индра, мы обязаны тем, что мы вообще стали таким образом дышащими существами. Мы всегда можем обратиться наверх к этому существу и сказать: «Тебе, о Индра, обязан я возможностью иметь такое орудие дыхания, какое имеем мы, люди!» Но деятельность таких существ, как Индра, не ограничивается одним. Она разветвляется. Этому же самому существу человек обязан еще многим другим. Поэтому он может сказать: «Тебе, о бог Индра, которому я обязан возможностью дыхания, я обязан также, например, той силой, которая должна протекать через мускулы, когда я должен победить в бою врагов». Следовательно, человек мог бы молиться Индре о даровании силы для победы над врагами, ибо на это же существо перенесена и эта функция. Тому же самому существу нужно приписать также и блеск молнии в облаках и раскаты грома, и наступление благодатных последствий, сопровождающих явление грозы. Об этих явлениях также можно возносить молитвы, если кто-нибудь вообще подумает о такой молитве к богам.

Таким образом, мы видим на астральном плане известное существо, называвшееся в древнюю эпоху Вед просто именем Индры. Для нас Индра существует точно так же, как и для того времени. Возьмите теперь это существо Индры, возьмите его так, как его действительно видел посвященный древней Индии, направляя свой духовный взор к астральному плану, возьмите его. И если вы теперь спросите: «Видит ли нынешний посвященный Индру тем же самым образом?» — то мы должны ответить, что он видит все, что и тогда видели в Индре, но он видит еще и нечто другое. Видя перед собой человека по имени Фриц Миллер на сороковом году его жизни, вы можете сказать себе: это тот же самый человек, которого 30 лет назад я знал десятилетним мальчиком, уже носившим это имя, теперь он до некоторой степени изменился. И вы дадите плохое описание этого сорокалетнего Фрица Миллера, изобразив кому-нибудь, как выглядел он в десять лет. Все, что вы скажете в таком случае о Фрице Миллере, вы будете говорить совершенно верно, но в течение 30 лет он прошел через некоторое развитие, — и вы должны учесть это, говоря о теперешнем его состоянии. Думаете ли вы, что если люди непрерывно развиваются в каждой своей жизни и из жизни в жизнь, то боги и теперь еще стоят все на той точке, как в то время, когда к ним поднимался взор ясновидящего древней Индии? Должны ли боги быть такими, чтобы и через тысячелетия оставаться все теми же самыми? Нет, они совсем не таковы. Мы можем сказать, что Индра развивался с тех пор, как на него взирали ясновидящие древней Индии. Он развивался. Что же произошло с ним? Как представляется нам его развитие?

Направив ясновидящий взор назад в Акаша-Хронику на образ древнего Индры и направив ясновидящий взор на этот образ теперь, каким увидим мы его образ? Тогда оказывается следующее: есть известный момент в земном развитии, когда мы видим нечто особенное в отношении Индры. Для того, чтобы достаточно наглядно иметь это перед собою, повторяем: следовательно, мы направляем ясновидящий взор на астральный план на древнеиндийского бога Индру, и следим далее, как развивается Индра на астральном плане вверх через тысячелетия. Тогда мы находим один момент, когда ясновидящий взор может узреть, что на Индру упали лучи света от некоего другого божественно-духовного существа, и через этот свет, падающий на Индру, он сам озаряется, просветляется, поднимается на более высокую ступень развития. Совершенно так же, как если бы в определенный момент своего развития вы узнали нечто значительное, что сделало бы вас совсем другим человеком. Так произошло это однажды с Индрой. На него упал духовный свет другого божественно-духовного существа, и с того времени, если мы хотим говорить абстрактно, благодаря тому, что там свершилось, от Индры на нас излучается то же, что было также в древнем Индре. Если же мы не хотим говорить абстрактно, но хотим считаться с тем же фактом, что на Индру пролился духовный свет, то мы увидим его, во-первых, как Индру, а, во-вторых, как существо, обогащенное духовным светом некоего другого существа.

Мы можем указать момент в историческом развитии человека, когда произошло то, что я вам теперь описал, мы можем дать его вполне точно. Бог Индра находится на астральном плане. Тогда наступает момент, когда Христос еще не доступен для восприятия в земном развитии, но когда свет, исходящий от Христа, падает ближайшим образом на Индру. Свет, духовный свет, идущий от Христа, падает на Индру. И теперь некто, имеющий эту миссию, может, взирая на Индру, сказать: «Индра открывает мне теперь нечто иное, чем то, что он открывал прежде, ибо прежде от него не отражался свет Христа». Тот, кто будет призван возвестить об этом человечеству, скажет: «Прежде был древний Индра. Нас интересует то, чем он был прежде, но теперь нас интересует также и то, что отражает он нам, что излучается теперь от него». Как Луна отбрасывает от себя солнечный свет, так с того момента Индра бросает в духовное развитие не свой собственный свет, но отражает свет Христа, который еще не видим прямо на Земле. Этот свет, отраженный Индрой и не дающий прямого познания Христа, но дающий познание, подобное тому, как мы познаем солнечный свет, отражаемый Луной, — был тем, о чем возвещал Моисей своему народу, называя именем Яхве или Иеговы этот свет Христа, отражаемый Луной подобно солнечному свету.

Здесь вы имеете то, на что я часто уже особенно указывал в другой форме в лекциях о Евангелии от Иоанна: Христос возвещает о Себе заранее. Яхве или Иегова есть знаменование света Христова, отраженного, рефлектированного ближайшим образом древним божеством, — пророчески заранее предвозвещенный Христос. — Это было так, как если бы в ходе земного развития древний Индра был охвачен светом Христа и теперь отражал бы этот свет от себя на Землю. Вследствие того, что его коснулся свет Христа, бог Индра прошел некоторое развитие. Он, конечно, не стал Иеговой. Вы не можете сказать: Иегова есть Индра. Но вы сумеете понять, что как Индра открывался в громе и молнии, так открывался в этом и Яхве, ибо отражение может совершаться лишь в степени (размере) отражающего существа: поэтому Иегова открывался в громе и молнии. — Здесь вы имеете пример того, что духовное развитие совершается, так сказать, в своем мире, подобно тому как человечество в своем. И что, рассматривая духовные существа по прошествии тысячелетий, мы не найдем их прежнего облика. Нечто совершается в духовном мире, в нем есть история, и земная история есть лишь внешнее выражение истории духовного мира. Поистине все, происходящее здесь на Земле, имеет свои причины в событиях духовного мира, и на отдельных подробностях мы должны научиться понимать и схватывать, какие события стоят за нашими земными событиями как их причины.

Вместе с тем я показал вам на одном примере, что значит осветить старые мифы с современной точки зрения. Для этого необходимо, чтобы мы с полной серьезностью приняли понятие истории и спросили себя: какие перемены представляются нам, если мы теперь отыщем то же самое существо, которое существовало уже тысячи лет, и что породило эти перемены? На особом примере я хотел разъяснить вам историю в духовной жизни. Твердо запомнив, что есть существа, находимые нами теперь и находимые также при взгляде в прошлое, но только с другими именами и формами и с другим выражением, и твердо запомнив, что в духовной жизни, лежащей в основе физической, есть историческое развитие, есть движение вперед, — вы будете иметь два верных принципа, составляющих основу всякой теософии, стремящейся действовать для грядущего человечества, желающей преуспевать: откровение единой божественной жизни в ее различных формах и познание развития божественной жизни ко все более и более высоким образованиям, к созреванию истинных плодов мировой жизни.


См. также:
- Рудольф Штайнер. Восток в свете Запада. Дети Люцифера и братья Христа. 1-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Восток в свете Запада. Дети Люцифера и братья Христа. 1-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Восток в свете Запада. Дети Люцифера и братья Христа. 2-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Восток в свете Запада. Дети Люцифера и братья Христа. 2-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Восток в свете Запада. Дети Люцифера и братья Христа. 3-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Восток в свете Запада. Дети Люцифера и братья Христа. 3-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Восток в свете Запада. Дети Люцифера и братья Христа. 4-я лекция, часть 1

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy

Tags: Штайнер, эзотерика
Subscribe

Posts from This Journal “Штайнер” Tag

promo philologist december 1, 02:08 1
Buy for 100 tokens
Робин Гуд / Изд. подг. В.С. Сергеева. Пер. Н.С. Гумилева, С.Я. Маршака, Г.В. Иванова, Г.В. Адамовича и др. — М.: Наука; Ладомир, 2018. — 888 с. (Литературные памятники). Желающие приобрести это издание могут обратиться непосредственно в издательство. Контакты издательства:…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments