Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Category:

Рудольф Штайнер. Восток в свете Запада. Дети Люцифера и братья Христа. 6-я лекция, часть 2

Мюнхен, 28 августа 1909 г.

Итак, между тем, как для народа Яхве был возвещением, был тем, бытие чего возвещается только в словах, — для посвященного он был живой действительностью. Но для этого посвященного в древнееврейском мире становилось более трудным находить что-либо, когда он погружался в жизнь собственной души и искал там области нижних богов. Тогда, будучи в малой степени посвященным, человек должен был бы сказать себе: «да, здесь я не проникаю до основания, здесь повсюду нахожу мою душевную жизнь, я не могу проникнуть сквозь плотный покров моей душевной жизни к нижним богам». Таким образом, нижние боги как бы скрылись в некотором, непостижимом мраке. Это было время приближения Христа к Земле, когда вместе с тем отошли до известной степени во мрак люциферические духи. И можно было слышать, как в человечестве чаще всего говорили: «существуют мистерии; посвященные этих мистерий приобретают способность проникать сквозь силы душевной жизни в мир Диониса». — Смутно чувствовали то, что может быть исследовано лишь в глубоких тайнах мистерий. И это было тем, о чем действительно только говорили, о чем во времена ожидания Христа немногие имели ясное представление.



Гораздо более ясное представление имели о внешних богах, ибо гораздо больше было людей, имевших еще живое переживание внешних богов. — Но человечество идет вперед, все дальше и дальше вперед идет оно в своем развитии. Каковы же результаты этого движения вперед? Мои милые друзья — антропософы, для внешнего человечества будет своя история, но своя история, переходя в будущее, — будет также и для мистерий. Внешнее человечество преобразует свою духовную культуру. И Христос будет все больше и больше вживаться во внешнее человечество. Но и в мистериях, также будут все больше и больше познавать природу и существо Христа, понимание которого ныне едва началось. Итак, Бог, видимый во времена Заратустры в то мгновение, когда взор, обращенный к Солнцу, становился ясновидящим, Бог, сошедший затем на Землю, этот Бог все интимнее постигается человеческой душой. Бог, который был господином внешнего мира, будет становиться все более внутренним. Христос проходит через мир так, что из космического Бога, спустившегося на Землю, он все больше и больше становится мистическим Богом, которого люди все больше и больше могут переживать внутренне в своей душевной жизни.

Поэтому во времена пришествия Христа можно было осуществить то, что описали Его ученики — Апостолы, — говоря: «мы вложили свои руки в Его раны, мы сами слышали слова Его на Горе.» Они могли опереться на нечто внешнее, и существенным было именно то, что Христос приходил тогда внешне. В те времена Его не могли бы пережить внутренне, мистически, не могли бы охватить Его дионисовскую природу. Прежде всего Его должны были пережить как внешнего, исторического Христа. Но рост осознания Христа в человечестве состоит в том, что Он все глубже и глубже опускается в душу, что люди становятся все больше и больше способными к внутреннему созерцанию, что они все больше и больше могут мистически, внутренне переживать свои собственные душевные переживания, все больше и больше, кроме внешнего Христа, переживать Христа в своей душе, Мистического Христа. Поэтому мы видим, как мистическое осознание Христа начинает лишь постепенно развиваться.

Посмотрите, как в так называемом мистицизме, который выступает в первые времена христианского развития благодаря ДИОНИСИЮ АРЕОПАГИТУ, другу и ученику Апостола Павла, посмотрите, как там Христос познается сначала с помощью внешних оккультных способностей. И все сообщения этой первой христианской оккультной школы направляются так, что Христос изображается в них прежде всего со стороны тех свойств, которые он проявляет во внешних мирах, познаваемых направленным на внешнее ясновидческим взором. Но поднимитесь выше на несколько веков в развитии человечества и посмотрите, что именно произошло, — спросите средневековую мистику, спросите глубокое внутреннее переживание МЕЙСТЕРА ЭКХАРДТА, ИОГАННА ТАУЛЕРА и др., вплоть до наших новейших мистиков, — все эти люди, которые смотрят на свой собственный внутренний мир. Как в древние времена смотрели во внутреннее, чтобы видеть сквозь него, чтобы проникать к Дионису, так проникали и они, когда могли подобно Мейстеру Экхардту сказать: «хотя исторический Христос есть факт, хотя Он развивался в истории, но есть другая возможность — опуститься в свое собственное внутреннее и там найти внутреннего, мистического Христа».

Так развивается душа человека по пути к тому, чтобы не только во внешнем мире, но и во внутреннем находить дионисовскую природу Христа, Христа мистического. Прежде был исторический Христос, потом из того, что совершил исторический Христос, проистекли такие воздействия на человеческую душу, что с тех пор для человечества стал возможен мистический Христос. Таким образом, в новейшее время мы можем говорить также о внутренней, мистической жизни христианина, но при этом нужно помнить, что до своего вступления на Землю, Христос был космическим. И если тогда погружались во внутреннюю, душевную жизнь, то находили в ней не Христа, а Диониса. Теперь, развиваясь соответствующим образом со времени явления Христа, человек находит в себе внутреннее существо — Христа. Из внедушевного божества Христос стал внутренне-душеным божеством, которое будет все больше и больше охватывать человеческую душу по мере того, как эта человеческая душа в своих переживаниях будет все ближе и ближе подходить ко Христу. Здесь вы имеете пример того, как происходит перемещение тех начал, которые развиваются в мире. Когда современный человек говорит, что в его внутреннем живет мистический Христос, то он не должен забывать, что в мире все развивается и что мистическое сознание не было одинаковым, не было одинаковым во все времена и что оно также есть нечто развивающееся. Обращая свой взор вверх, в духовные миры, древние святые Риши говорили о Вишва-Кармане и имели при этом ввиду единое существо, космическое существо, существо, на которое указывал также Заратустра, когда он говорил об Аура-Маздао. Это было Существо Христа. Теперь Его как мистического Христа можно найти также во внутреннем. То, что Он есть там, во внутреннем, — это было делом Христа на Земле. Поистине таково отношение космического, астрономического Христа к Христу мистическому. Так постепенно внешний Бог стал внутренним Богом.

Но благодаря тому, что все происходящее во внешнем физическом мире есть результат воздействия духовного, то результат, вытекающий из пронизанности души Христом, проявляется также и в остальной жизни. Прежде всего это воздействие скажется на мистериях, и отчасти оно уже сказалось с тех пор, как были основаны западные школы мистерий розенкрейцеров. Когда при обучении в древних мистериях человек опускался в свою душу, то нисходя к нижним богам, находил там Диониса, который есть лишь другое наименование для обширного мира люциферических божеств. Но даже и для ясновидящего сознания, если только оно не восходило до высших областей, скрывалось во мраке, — в то время, когда Христос в своей славе приближался к Земле, — скрывалось во мраке его души люциферическое существо. Только для высочайших посвященных было возможно тогда опускаться к этим люциферическим богам. Остальным людям приходилось говорить: «если только вы опуститесь вниз, неочищенные и незрелые, то люциферические существа явятся вам только как дикие демоны в своих искаженных образах, которые в ваших остальных свойствах увлекут вас ко всему дурному».

Отсюда все пугающие описания этого подземного царства, отсюда также в известную эпоху страх перед одним именем Люцифера, — и так как все наследуется людьми не поспевающими вслед за развитием, — то отсюда также современный страх перед именем Люцифера у тех, которые унаследовали эти ощущения. Но дело в том, что люциферический мир снова выступает из мрака, — прежде всего для посвященных после того, как начало Христа некоторое время пронизывало душу. После того, как Христос некоторое время действовал в душе, то благодаря именно этой пронизанности субстанцией Христа, благодаря своей христианизации, душа созревает для того, чтобы снова вступить в царство люциферических существ. Первыми были здесь посвященные розенкрейцеры. Они достигали возможности понимать и видеть Христа так, чтобы Он как мистический Христос пронизал бы их душу, чтобы Он жил в них, чтобы благодаря субстанции Христа они были укреплены в своем внутреннем и чтобы эта субстанция Христа была в них защитой и орудием против всех нападений. Таким образом, субстанция Христа становится в них новым светом, озаряющим их теперь внутренне, — внутренним астральным светом. Историческое переживание Христа в его истине озаряет нам душу так, что мы становимся снова способными проникать в люциферическое царство; прежде всего это могут сделать посвященные розенкрейцеров, но постепенно посвященные розенкрейцеров вынесут во вне свои переживания люциферического начала и прольют в мир великое духовное сочетание, которое заключается в том, что Христос влившийся как субстанция в человеческую душу, — будет понят теперь духовными способностями созревающими благодаря новому пролитию люциферического начала в дух отдельного человека. Рассмотрим несколько ближе посвященного розенкрейцера.

Этот посвященный-розенкрейцер подготовляет себя прежде всего через непрестанно возрастающее устремление чувств, мыслей, ощущений в своей душе к великому, центральному образу Христа, открывая себя для воздействия, например, Евангелия от Иоанна, открывая себя для воздействия того величественного, бесконечно высокого образа, в котором рисует нам Христа Евангелие от Иоанна, этим самым очищая и просветляя себя. Ибо поистине все изменяется в нашей душе, когда она с полным благоговением взирает на величественно-мощный образ, представленный нам в Евангелии от Иоанна. Приняв в себя то, что исходит от этого образа представленного в Евангелии от Иоанна, мы пронизываем свою душу Христом, — в нас все больше и больше воскресает мистический Христос. И по мере того, как мы будем оживлять Его с помощью других источников христианского воспитания, наша душа будет все и больше пронизана духовной субстанцией Христа, становясь в своем христианстве все светлее и чище вверх в высшие миры. Таким образом очищаются прежде всего наши чувства. Мы учимся чувствовать Христа или так универсально, как это делали Мейстер Экхардт и Иоанн Таулер или мы учимся переживать Христа так интимно, как Сизо и другие. Мы чувствуем себя единым с тем, что влилось в нашу Землю из великих небесных миров через явление Христа. Таким образом, человек созревает для того, чтобы, как посвященный розенкрейцер быть в большей степени ясновидчески введенным в те миры, которые в древности назывались мирами Диониса, а теперь носят имя люциферических миров.

Каково же действие этого вступления в люциферические миры для современного посвященного розенкрейцера? Если чувство, когда оно пронизано Христом, становится горячим и полным энтузиазма к Божественному, то с другой стороны, те наши способности, с помощью которых мы понимаем, постигаем, охватываем и проницаем мир, озаряются, наполняются и укрепляются началом Люцифера. Таким образом, посвященный розенкрейцер поднимается вперед к люциферическому принципу. В то время, как он делает это, его духовные способности обостряются, вырабатываются благодаря посвящению так, что он может не только мистически чувствовать Христа в своей душе, но и может описать его, рассказать о нем, может достигнуть его в мысленных образах, в духовных образах, так что Христос будет тогда не только смутным чувством и переживанием, но предстанет пред нами в конкретных очертаниях, подобно образам внешнего мира, внешнего чувственного мира. Пережить Христа как душевную субстанцию человек может благодаря тому, что он направит свой взор на тот образ Христа, который выступает перед ним из Евангелий.

Но описать Христа, понять его также, как понимают прочие явления и переживания мира, и лишь через это постигнуть все Его величие, Его значение для мира, все Его причинное значение для мирового развития — это возможно только тогда, когда христианско-мистический посвященный поднимается дальше к познанию люциферических царств. Таким образом, в розенкрейцерстве только Люцифер дает нам возможность описывать и понимать Христа. То, что могли сделать века, заключалось в распространении Евангелия, в передаче слов, исходящих из Евангелий, в согревании этим Евангелием сердца, в том, что тепло и энтузиазм, которые изливались из Евангелия прожигали душу. Но теперь мы уже стоим перед таким человеческим развитием, которое не может больше удовлетворяться, получая простую передачу Евангелия в прежнем виде; теперь люди требуют другого. Те, кто не захотят этого другого, понесут на себе карму сопротивления люциферическому принципу. Пусть между нами будем еще много людей, которые говорят: «Ах, что такое Антропософия! Мы хотим понимать Евангелие как христиане, мы чувствуем себя вполне удовлетворенными им. Из Евангелия говорит нам Христос, и Он говорит из Евангелий также тогда, когда мы получаем их в той передаче, которая осуществлялась в течение веков в традиционной религии».

Пусть эти люди думают, что они христиане, пусть они все снова и снова повторяют: «Оставьте нас с вашей Антропософией, у нас есть Евангельский Христос, мы не хотим ничего знать о вашей работе, направленной вами на Евангелие». Пусть они повторяют это, пусть они мнят себя добрыми христианами, в действительности же они враги Христа, они те, которые ради собственного эгоизма, ради того, что они еще могут объявить себя удовлетворенными всем, что предлагается в традиционном истолковании Евангелия, способны вычеркнуть все, что только в будущем приведет полное Христианство к полной славе. Те, кто считает себя теперь лучшими христианами, являются в действительности сильнейшими противниками истинного христианства. Развитие христианства понимают теперь только те, которые мыслят совершенно иначе, которые говорят: «Мы не хотим быть эгоистами, говорящими что с нас довольно Евангелий и что мы не хотим знать никаких абстракций», — ибо то, что предлагает Антропософия совсем не абстрактно. Истинные христиане суть те, которые знают в наше время, что человечеству нужно нечто другое, чем христианство эгоистов, те, которые говорят: мы знаем, что мир не может дольше оставаться с одной прежней передачей Евангелий, для мира необходимо, чтобы свет из области Люцифера пролился на Евангелие.

Эти люди внимают учениям, исходящим из посвящения розенкрейцеров, где духовные способности обостряются с помощью принципа Люцифера, чтобы все глубже и глубже проникать в Евангелие, и где посвященным открывается, что Евангелия имеют поистине столь бесконечную глубину, что, разумеется, нельзя думать исчерпать их тем или иным способом. И теперь уже настало время, когда розенкрейцеры должны дать влиться в мир своему учению и когда мистерии розенкрейцерства призваны применить к Евангелиям всю остроту духовных сил, полученных из мира Люцифера. Западная антропософия есть, именно, возможность приобрести себе свет, исходящий из областей Люцифера, и пролить его затем на Евангелия. Антропософия есть средство для истолкования Евангелий: величие, сила и существо Евангелий становятся вполне очевидными, когда свет из царства Люцифера тем окружным путем, как он достигается в мистериях розенкрейцеров, падает на Евангелия. И так, к антропософской работе принадлежит внести свет Люцифера в благую весть о существенной субстанции христианства, проходящей через мир; пролить на Евангелия тот свет, который получается из областей Люцифера на пути розенкрейцерского посвящения. Таким образом, мы видим, что Христос, Который из Бога жившего во внешнем мире, стал мистическим Христом, очистил человеческую душу и благодаря этому вернул ее снова в ту область, которая на время должна была оставаться закрытой от нее, которая в древности называлась областью Диониса, и которая будет вновь завоевана в те времена, навстречу которым идет человечество в будущем. Объяснение Христа с помощью окрепших и озаренных Люцифером духовных способностей есть внутреннее основное ядро антропософского духовного течения, как оно должно влиться на Западе. Сказанное мною есть миссия розенкрейцерства для будущего.

И так, что же, собственно, происходит в нашем человеческом развитии? В нашем человеческом развитии происходило и происходит то, что в древние времена Христос и Люцифер идут наряду друг с другом, один как космический, другой как внутренний Бог человека; причем, одного находили, так сказать, в верхних, другого — в нижних областях; затем мир пошел дальше, и в течение некоторого времени Диониса-Люцифера видели удалившимся от Земли; но вместо того переживали, что космический Христос все больше и больше пронизывал Землю, все больше и больше пронизывал душу, но затем снова стал делаться видимым и познаваемым Люцифер. Если мы хотим, то мы можем представить себе приблизительно так те пути, которыми направлялись оба эти божественно-духовные существа: они приближаются к Земле с двух противоположных сторон, встречаясь с Христом, Люцифер становится невидимым, он затмевается Светом Христа, подобно всякому другому свету. В прежние времена Христа находили как космическое Существо, Люцифера — как внутренне-человеческое существо. Пути их скрестились. Христос сходит в человеческую душу. Христос становится планетарным Духом Земли, Он все больше и больше становится мистическим Христом в душе человека, все больше и больше Он может быть углублен и познан путем внутренних переживаний. Благодаря этому душа становится все более способной снова увидеть то существо, которое прошло обратный путь от внутреннего ко внешнему.

Из внутренне-человеческого существа, из чисто земного существа, которое находили в мистериях, ведших в нижнее царство, Люцифер становится космическим Богом. Все больше и больше он будет вспыхивать во внешнем, в том мире, который мы видим, когда проникаем своим взором сквозь покров чувственного мира. Видение человека становится обратным. Если прежде Люцифера видели за покровом внутреннего, душевного мира, если Христа видели за миром внешних чувств, как видел его Заратустра, то в будущем все больше и больше будут уметь познавать Христа путем погружения и углубления в свое собственное существо. Люцифера же будут находить все больше и больше, направляя взор на внешнее, в области космоса. Таким образом, мы должны указать полное перемещение в условиях человеческого познания в ходе развития человечества. Христос становится из Космического Бога Богом Земли, который есть Душа Земли в грядущем; Люцифер из земного бога становится космическим. И если в будущем человек захочет снова подняться ко внешнему духовному миру, невидимому за покровом мира чувств, если он не захочет остановиться только на внешнем, на грубо-вещественном, то он должен тогда проникнуть сквозь вещи физического мира в духовный мир.

И в человеке не оживут способности проникнуть туда, если он не создаст себе этих способностей с помощью сил, которые притекут к нему из царства Люцифера. Человечество утонуло бы в материализме, навсегда застыло бы в уверенности, что нет ничего, кроме физического материального мира, если бы оно не приводилось к инспирации с помощью принципа Люцифера. Если принцип Христа должен сделать наше внутреннее все более и более сильным, то принцип Люцифера должен обострять и развивать наши способности, которые должны затем пронизать всю полноту миров. Люцифер сделает нас все более и более сильными в понимании и познании мира; Христос сделает нас все более и более сильными во внутреннем.


См. также:
- Рудольф Штайнер. Восток в свете Запада. Дети Люцифера и братья Христа. 1-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Восток в свете Запада. Дети Люцифера и братья Христа. 1-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Восток в свете Запада. Дети Люцифера и братья Христа. 2-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Восток в свете Запада. Дети Люцифера и братья Христа. 2-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Восток в свете Запада. Дети Люцифера и братья Христа. 3-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Восток в свете Запада. Дети Люцифера и братья Христа. 3-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Восток в свете Запада. Дети Люцифера и братья Христа. 4-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Восток в свете Запада. Дети Люцифера и братья Христа. 4-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Восток в свете Запада. Дети Люцифера и братья Христа. 5-я лекция
- Рудольф Штайнер. Восток в свете Запада. Дети Люцифера и братья Христа. 6-я лекция, часть 1

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy

Tags: Штайнер, эзотерика
Subscribe

Posts from This Journal “Штайнер” Tag

Buy for 100 tokens
Вагинов К.К. Козлиная песнь: Роман / Подготовка текста, коммент. Д.М. Бреслера, А.Л. Дмитренко, Н.И. Фаликовой. Статья Н.И. Николаева. Статья И.А. Хадикова и А.Л. Дмитренко. Ил. Е.Г. Посецельской. — СПб.: Вита Нова, 2019. — 424 с.: 34+45 ил. — (Рукописи). ISBN 978-5-93898-699-2.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments