Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Category:

Рудольф Штайнер. Восток в свете Запада. Дети Люцифера и братья Христа. 7-я лекция, часть 1

Мюнхен, 29 августа 1909 г.

Из сказанного в двух последних лекциях, можно заключить, что в развитии человечества есть некоторые факты, едва замечаемые во внешней жизни, но если их не принимать во внимание, то многое в основах человеческого развития остается непонятным. В конце прошлой лекции мы увидели, что то, что мы называем переживанием Христа, которое человек может иметь, когда путем углубления в свое внутреннее он пронизывает свои душевные переживания тем, что мы назвали субстанцией Христа, что это переживание, подобно всему в природе и духовной жизни, не было таким абсолютно всегда, но что оно развертывалось, развивалось в ходе времен. Да, мы видели, что историческое событие сошествия Христа было необходимо, как предпосылка для присутствия в душе мистического Христа, так что нельзя сказать, что мистическое переживание Христа было возможно для души всегда также и в дохристианские времена. Мейстер Экхарт и подобные ему личности с их внутренними мистическими переживаниями возможны только в христианскую эпоху, прежде они не были бы возможны.



Абстрактное мышление заранее совсем не поймет этого, лишь конкретное, духовно-реалистическое мышление, которое подходит к фактам, сумеет правильно разобраться в этих вещах. А также и то, что было сказано об определениях люциферических существ и существа Христа, становится понятным лишь при том предположении, что произошла, хотя не воспринимаемая для внешних чувств и внешнего рассудка, но оттого не менее радикальная перемена во всей человеческой организации в течение тысячелетий прежде явления Христа и столетий после Его явления. Нет никакого сомнения, что именно со времен атлантической катастрофы люди стали другими. И если в современном цикле развития во внешнем жизненном опыте все зависит от того, что, вступая в свою инкарнацию, человек воспринимает мир теми органами, которые находятся в его распоряжении в его трех оболочках — физическом, эфирном и астральном телах, то с изменениями, через которые проходят эти органы связано то, как он воспринимает мир. Абсолютно верного для всех времен видения мира не существует. Мы можем видеть мир таким, как это соответствует нашей организации.

Вызовем теперь перед своей душой все значение того радикальнейшего изменения человеческой природы, которое произошло со времен того, что мы привыкли называть атлантической катастрофой, со времени первой великой культуры человечества в послеатлантическую эпоху — со времен Древней Индии, — через Древнюю Персию, через халдео-египетскую, через греко-латинскую культуру до нашего времени. Вы знаете, что до атлантической катастрофы связь отдельных членов человеческой природы была другою, чем впоследствии. То, что мы знаем в послеатлантическую эпоху, как особый род совместного действия эфирного и физического тела, не было таким до великой атлантической катастрофы. Тем из вас, которые в различных местах уже слушали мои циклы, известно также, что в атлантическом человечестве то, что мы называем эфирным телом, стояло, в известном отношении, в другой связи с физическим телом, чем впоследствии. Эфирное тело, например головы, далеко выступало над физической головой. И развитие выражается именно в том, что все теснее и теснее становится связь между эфирным и физическим телами. Все силы к организации физического тела, к соединению и гармоническому сочетанию членов физического тела лежат в эфирном теле. Следовательно, мы можем сказать: в атлантическом человечестве дело обстояло так, что из эфирного тела, лежавшего вне физического тела, и именно в области головы, действовали извне силы, строившие физическое тело. Далее они вошли в пространство физического тела и теперь действуют более во внутреннем, оживляя и возбуждая. Мы должны вызвать перед своей душой медленное погружение эфирного тела в физическое.

И желая понять древнеиндийскую культуру, мы должны уяснить себе, что в то время, когда индусов учили Риши, положение вещей было еще иным, чем во время халдео-египетской эпохи. А люди греко-латинской эпохи достигли уже совершенного взаимопроникновения эфирного и физического тела, так что для ясновидящего сознания ни в одном месте человеческой организации эфирное тело не выступало над физическим телом. Этого еще не было у индусов. Там ясновидящему взору открылось бы повсюду, как именно в области головы эфирное тело выступает над физическим. Отсюда происходило то, что представитель древнеиндийского народа видел мир иначе, чем представитель египетского народа. Представитель греко-латинского народа видел уже в существенном так, как теперь. Он видел именно мир, расстилающийся в чувственном ковре красоты, звуков, форм. Но для индийского духа в древние времена весь этот мир, расстилающийся в нынешних чувственных восприятиях, был еще тонко пронизан тем, что мы могли бы теперь назвать туманными облаками эфирной природы, которые поднимались бы из всех вещей, как если бы все вещи горели, и тонкий, туманный дым струился бы из каждой формы.

Способ видения был тем, что можно назвать видением эфирного элемента, лежавшего на всех вещах, подобно тонкой сети или инею. Этот особенный способ видения был тогда естественным. Теперь человеческая душа может приобрести это путем оккультных упражнений. В этом заключается смысл человеческого развития через различные эпохи, что эфирное тело все глубже и глубже входит в физическое тело. (Сознание все более и более погружается в материю и отходит от духовного. Отсюда и возможность возникновения материализма и атеизма). Вместе с тем изменяется человеческое видение, ибо все человеческое зависит от того, как организовано эфирное тело. А с этим тесно связано вступление в миросозерцание тех различий, одно из которых мы могли указать вчера: люциферические существа, так сказать, из внутренне-земных и внутренне-душевных откровений поднимаются к космическим существам, а, с другой стороны, существо Христа, бывшее ранее космическим и сошедшее вплоть до воплощения в человеческом теле, становится теперь внутренним существом.

Это взаимопроникновение аполлонического и дионисийского принципа, это, так сказать, прохождение их мимо друг друга, стало возможным лишь благодаря происшедшему изменению человеческой организации. Но она изменилась не только для прошлого, но и для будущего. Мы действительно живем в такое время, когда уже имело место самое тесное проникновение эфирного в физическое тело. Теперь мы живем снова в обратном направлении развития. Мы вступаем в такое время, когда эфирное тело начинает медленно выходить из физического. Это и есть нормальное развитие человечества в грядущем, что эфирное тело мало-помалу снова оставляет физическое тело. И придут времена, когда человечество снова увидит себя таким, каким оно видело себя в седой древности. Так что, мы снова будем видеть, как эфирное тело выступает над физическим телом человека. Мы стоим как раз посредине этого процесса, и, зная это, можно было бы понять многое из тонких болезненных явлений нашего времени. Все это имеет значение, отвечает великим космическим законам. Человек не мог бы достигнуть цели своего развития, не пройдя через это как бы скрещение членов своей организации. Но все то, что в нас есть, проникнуто тем, что есть в нашем окружении, проникнуто божественно-духовными существами, находящимися в духовном мире и посылающими в нас свои потоки, подобно тому, как физические элементы Земли посылают в наш физический организм свои потоки. Поэтому они были тогда в нем, человек мог их сознавать. Человек, живший тогда на Земле, чувствовал это, как нечто открывающееся внутреннему. Все потоки, спускавшиеся из духовного мира в его эфирное тело, работали также над образованием физического тела.

Охарактеризовывая с внешней стороны то, что мы уже слышали в прошлые дни, мы должны сказать: то, что спускалось в эфирное тело человека, и то, что человек имел как свой наиболее внутренний элемент, было влияниями люциферического мира. Из древних времен до атлантического развития человек принес с собой великое могущественное наследство: люциферически влияния, которые вливались в его эфирное тело. Омрачение этих люциферических влияний, отсутствие у человека как раз во время явления Христа восприятия этих люциферических влияний объясняется тем, что эфирное тело все больше и больше проникало в физическое, сливаясь с ним воедино, и человек все более и более учился пользоваться орудиями физических органов. Отсюда для него было необходимо, чтобы божественно-духовное существо, которое должно было явиться на Земле, явилось бы в физически воспринимаемом образе на физическом плане, воплощенное физически, подобно остальным физическим существам на Земле. Так, только такое человечество могло бы понять явившегося телесно Бога, человечество, которое привыкло называть истинным то, что видимо для органов физического тела человека. И многое должно было бы прежде произойти в человечестве для того, чтобы те, которые были вокруг Христа, могли сказать, подтверждая совершившееся: «Мы вложили наши руки в раны Его и наши персты в язвы Его от гвоздей». Эта чувственная уверенность должна была жить в людях как чувство, которое своей наличностью подтверждает истинность вещей. В древней Индии человек не придал бы этому никакой цены, он сказал бы: «Духовное, воспринимаемое чувственно, говорит мне не много. Если ты хочешь воспринимать духовное, ты должен подняться до известной ступени ясновидящего познания». Таким образом, понимание Христа также должно было сперва развиться, подобно остальному.

Но то, что человек имел как люциферический вклад в своем эфирном теле, что он принес с собой из весьма древних времен, когда его эфирное тело еще жило не совсем в физическом теле и, будучи еще вне физического тела, воспринимало люциферические влияния, — это исчезло, это постепенно прекратилось. Войдя в физическое тело, эфирное тело потеряло вместе с тем способность воспринимать своими эфирными органами высшие миры. Поэтому можно было, оглядываясь назад в известное время на своих предков, сказать: «Они еще видели в высших мирах, виденное ими сохранилось в записанных произведениях». На это могли указывать, как на весьма древнюю мудрость. Она более не может быть понята непосредственно, ибо по мере того, как эфирное тело входит в физическое, человек может пользоваться только своими физическими чувствами и своим физическим рассудком, теряя в том, что составляет силу ясновидения. Возможность видеть в духовном мире доступна тогда только для посвященного, поднимающегося в сверхчувственные миры путем систематического упражнения.

Но я сказал вам: теперь снова идет обратный процесс. Человечество вступает в ту стадию, когда эфирное тело снова освобождается, но вы не должны думать, что теперь оно само собой получает все, принесенное им прежде, как древнее наследство. Эфирное тело человека, если бы не произошло ничего, кроме его выхода из физического тела, действительно выйдя, не имело бы в себе ничего из тех сил, которые оно заключало в себе прежде, когда оно родилось из духовного мира. Ибо для будущего оно рождается из физического тела человека. Если физическое тело человека не дает ему ничего от себя, оно будет пустым, совершенно пустым. Что же означало бы это на практике? Эфирное тело есть носитель сил, возбудитель всего, происходящего в физическом теле. Оно должно иметь попечение о физическом теле не только тогда, когда физическое тело находится в нем, оно должно иметь попечение о физическом теле всегда. Оно должно будет также иметь попечение о физическом теле, находясь снова вне физического тела. Оставьте эфирное тело пустым, не дайте ему ничего с собой, и оно не сможет воздействовать назад на физическое тело, ибо оно не будет иметь сил, благодаря которым оно смогло бы действовать. Пройдя через физическое тело, эфирное тело должно приобрести внутри физического тела известные силы.

Отсюда должны быть даны ему силы, благодаря которым оно сможет потом, будучи вне физического тела, действовать на него обратно. Задача современного человека состоит в восприятии всего, что только может быть воспринято в кругу действия в физическом теле, в переработке всего этого. Все, переработанное таким образом внутри физического тела, в физическом теле, пойдет снова вместе с эфирным телом, когда через грядущие инкарнации человек будет жить в такой организации, что его эфирное тело будет до некоторой степени отпущенно из физического, т.е. частично выделено из физического тела. Спросим себя теперь: что же делает физическое тело способным снова давать нечто, как наследие, эфирному телу? Что делает человека способным посылать в свое эфирное тело силы так, что когда-нибудь он будет в состоянии носить эфирное тело, посылающее теперь снова извне во внутрь известные силы? Если бы только человек, скажем, 3-тысячного года до Р.Х. вплоть до нашего времени и далее до 3-тысячного года после Р.Х. жил так, что для него не наступило бы ничего, кроме того, что было без явления Христа, тогда человек не пережил бы в своем физическом теле ничего, могущего уйти, как сила, с эфирным телом. То, что человек может дать, есть приобретенное им через переживание Христа внутри физического мира.

И любая связь с Принципом Христа, с переживаниями, которые можно иметь от явления Христа, так проникают в нашу душу, в переживания души на физическом плане, что эта душа, а вместе с тем также все телесное, подготовляется к тому, чтобы в эфирное тело влилось то, что эфирному телу нужно в будущем. Так должно было прийти переживание Христа, так должно было оно проникнуть в человеческую душу, чтобы люди могли понять свое развитие в грядущем. То, что теперь находится в физическом теле, высылает свои силы в эфирное тело, и эфирное тело, как бы напитавшись тем, что физическое тело переживает от явления Христа, получит силы снова стать ярко-сияющим и сильным для того, чтобы сохранить физическое тело в будущем. Следовательно, то, что люди пережили благодаря упомянутому перемещению принципов, имеет свое благое значение для будущего человеческого развития. Это то, что относится к Принципу Христа. Но одного этого события было бы недостаточно. Ибо подумайте только о том, что вы, проходя в своей собственной душе через переживание Христа так, что Христос становится для вас все ближе, все более и более срастается с собственными переживаниями души, без сомнения влияете на эфирное тело, вливаете в свое эфирное тело потоки сил.

Если теперь это эфирное тело выступит и попадет в неподходящий элемент, если оно не встретит во внешнем мире сил, могущих действовать, снова поддерживая и оживляя то, что в него вошло как Принцип Христа, тогда эфирное тело человека, оставленное им, хотя и будет иметь Христову Силу, но проникнет в такой элемент, где оно не сможет жить. Оно будет разрушено внешними силами. И именно потому, что оно проникнуто Христом, оно пошло бы в несвойственном ему элементе навстречу своему разрушению и разрушающе воздействовало бы обратно на физическое тело. Что же второе, что необходимо здесь? Это то, чтобы эфирное тело сделалось способным снова принять тот свет, из которого первоначально выросло, свет из царства Люцифера. Таким образом, человек, видевший прежде Люцифера, всплывающим как внутреннее переживание через покров своей душевной жизни, должен теперь подготовиться к возможности переживать Люцифера, как космическое существо, в своем окружении. Из подземного божества Люцифер становится космическим. И человек должен приготовиться, чтобы снабдить свое эфирное тело такими силами, при которых Люцифер является оплодотворяющим, благотворным элементом, а не разрушающим. Человек должен пройти через переживание Христа, но так, чтобы быть в состоянии видеть в этом мире духовные причины, причины духовных событий, из которых возник мир. Таким образом, человек проходит через переживание Христа, и всей природой развития дается право, чтобы розенкрейцерское учение снова подготовило людей к тому, чтобы снова озарить их светом из царства Люцифера, ибо лишь благодаря этому человеческое эфирное тело сможет получить соответствующие жизненные силы.

Человек испытывал влияние Христа прежде, чем Христос явился на Землю. Уже когда Заратустра указывал на Аура-Маздао, уже тогда излучалась вниз сила Христа. А с другой стороны излучалась сила Люцифера. Потом они меняются местами. В грядущем, извне будет излучаться сила Люцифера, во внутреннем будет жить Христос. Человеческая организация снова должна испытывать влияние с двух сторон. Древний индус ощущал с одной стороны «Атму», с другой стороны «Брахму», и ощущал также, что видимое во внешнем есть тот самый мир, что и внутренний. Это ощущали в древней Индии как абстрактную истину, как конкретное душевное переживание это будут иметь на Земле, когда время исполнится, когда в обновленном образе, благодаря соответствующему подготовлению, снова оживет то, что, как бы заранее возвещая о себе, явилось в Древней Индии. Таков ход человеческого развития в послеатлантическую эпоху.

Теперь, отсюда вы видите, что существует некоторое развитие, что оно не прямолинейно, что оно протекает так же, как и развитие во вне, во внешней природе. Я привел вам в пример растение, вырастающее, но не могущее дать плода, пока развитие не получит нового вклада. Здесь вы имеете образ, показывающий вам, что должны прийти другие влияния со стороны. Прямолинейного развития не существует. Так и принципы Христа и Люцифера должны были, так сказать, пройти через друг друга. Кто ищет развития только по прямой линии, никогда не поймет мирового развития, лишь охвативший отдельные течения и видящий потом время, где эти течения взаимно оплодотворяют друг друга, может действительно понять развитие человечества. Так как в древнеиндийской культуре люди были еще иначе организованы, чем впоследствии, их человеческое видение было также другим. В наше время только тот может определенно знать, каково было в то время это человеческое видение, кто методами ясновидческого исследования сообразно нашему времени снова приобретает себе нечто подобное. Теперь это можно приобрести лишь искусственно, — тогда же было естественно, что приобреталось нечто подобное. Даже для хорошо подготовленного теософа трудно понять, чем отличались душевные переживания древней Индии от позднейших времен, и можно только постараться приблизительным образом облечь в слова это различие.

Видите ли, когда в наше время человек смотрит на мир, он воспринимает его своими разнородными органами чувств. Сегодня мы не можем касаться всего, что можно было бы сказать о чувственных ощущениях в духе современной науки, — это и не должно нас интересовать, — мы можем остановиться на простом представлении, что человек воспринимает внешний мир своими различными чувствами и объединяет отдельные впечатления духовной силой, связанной с физическим мозгом. Немного поразмыслив над этим, вы, без сомнения, уясните себе, что в чувственных ощущениях есть огромная разница по отношению ко всей вашей сущности. Сравните, например, слух, ощущение слуха, с чувственным ощущением зрения. Не правда ли, для слуха довольно очевидно, что когда мы ищем во внешнем мире факты, соответствующие тому, что мы слышим, то там существует известная форма движения материи, правильно-подвижный воздух. Это мы находим во внешнем; выставляя орган нашего слуха навстречу этому правильно-подвижному воздуху, мы переживаем, так называемое, ощущение слуха. Это суть две совершенно разные вещи: внутреннее переживание слуха и то, что можно констатировать во внешнем. Взяв чувство зрения, вы увидите, что здесь вещи не лежат так просто, как при слухе. Современная физика сделала это для себя простым. Она рассуждала примерно следующим образом: возьмем, — сказала она, — более тонкое вещество, такое же подвижное во внешнем, как и воздух. Большая разница для реалистически мыслящего, что легко можно убедиться в том, что колеблется во внешнем в отношении уха.


См. также:
- Рудольф Штайнер. Восток в свете Запада. Дети Люцифера и братья Христа. 1-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Восток в свете Запада. Дети Люцифера и братья Христа. 1-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Восток в свете Запада. Дети Люцифера и братья Христа. 2-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Восток в свете Запада. Дети Люцифера и братья Христа. 2-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Восток в свете Запада. Дети Люцифера и братья Христа. 3-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Восток в свете Запада. Дети Люцифера и братья Христа. 3-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Восток в свете Запада. Дети Люцифера и братья Христа. 4-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Восток в свете Запада. Дети Люцифера и братья Христа. 4-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Восток в свете Запада. Дети Люцифера и братья Христа. 5-я лекция
- Рудольф Штайнер. Восток в свете Запада. Дети Люцифера и братья Христа. 6-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Восток в свете Запада. Дети Люцифера и братья Христа. 6-я лекция, часть 2

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy

Tags: Штайнер, эзотерика
Subscribe

Posts from This Journal “Штайнер” Tag

Buy for 100 tokens
Вагинов К.К. Козлиная песнь: Роман / Подготовка текста, коммент. Д.М. Бреслера, А.Л. Дмитренко, Н.И. Фаликовой. Статья Н.И. Николаева. Статья И.А. Хадикова и А.Л. Дмитренко. Ил. Е.Г. Посецельской. — СПб.: Вита Нова, 2019. — 424 с.: 34+45 ил. — (Рукописи). ISBN 978-5-93898-699-2.…
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment