Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Рудольф Штайнер. Евангелие от Луки. 4-й доклад, часть 1

Базель, 18 сентября 1909 г.

Факты, лежащие в основе Евангелия от Луки, будут по ходу докладов становится все более тонкими, и я прошу принять во внимание, что мои доклады вытекают один из другого, что содержание каждого тесно связано с остальными. Это относится особенно к настоящему и завтрашнему докладу и к их связи с тем, что уже намечено в других циклах докладов. Мы уже выяснили, что обновление буддийского миросозерцания, влившегося в христианство и вновь дарованное миру, произошло потому, что астральный материнский покров, сброшенный развивающимся ребенком Иисусом с достижением половой зрелости, слился с Нирманакайя Будды. С момента двенадцатилетия Иисуса мы имеем определенную сущность, состоящую из Нирманакайя, т. е. духовного тела Будды, и сброшенного Иисусом астрального материнского покрова.



Когда в обычной жизни развивающийся человек сбрасывает этот астральный материнский покров, при рождении в нем его настоящего астрального тела, то этот астральный материнский покров растворяется в общей массе астрального мира и не пригоден к тому, чтобы присоединиться к такой высокой сущности, какой была Нирманакайя Будды. Следовательно, тому астральному покрову, который, слившись с Нирманакайя Будды, обновил весь буддизм, предстояло нечто особенное. В ребенке Иисусе должно было находиться совершенно особенное существо. Для того, чтобы из тела Иисуса могли в течение первых двенадцати лет излучаться силы, воспринятые его материнским астральным покровом, для того, чтобы последнее обладало этими живительными силами, в теле Иисуса должно было быть воплощено совершенно особое существо. Итак, существо, развивавшееся в течение первых двенадцати лет в теле мальчика Иисуса и излучавшее силы, обновившие буддизм, было не обыкновенным человеческим существом. Если мы хотим получить представление о том, как стало возможным, что этот ребенок иначе влиял на свой астральный покров, чем это бывает обычно в нормальных условиях, то такое представление мы получим лишь при помощи сравнения.

Если мы проследим человеческую жизнь так, как она развивается от рождения до 20-ти, 30-ти, и 40-ка лет (при условии, что она развивается нормально), то увидим, как отдельные силы, заложенные в зародыше и лишь намечающиеся при рождении, затем все более проявляются. Ребенок растет не только физически, но и духовно, все более развиваются его душевные силы, - о том, как это происходит, вы можете прочитать в моем "Воспитании ребенка с точки зрения духовной науки", - постепенно растут силы чувств и интеллекта; с наступлением 7-ми, 14-ти и 21-го года проявляются те или иные силы и растут в своем объеме. Представьте себе, как это происходит при нормальном ходе человеческого развития, и затем представьте себе, что мы хотим проделать своего рода жизненный эксперимент. Предположим, что мы предоставим только что родившемуся человеку развиться ординарно и заурядно, как это бывает и должно быть обычно в наше время при нормальных условиях жизни; что мы создадим этому человеку искусственную возможность особенно свежо воспринять все то, что обычно познается, например, между 12-тью и 18-тью годами, воспринять так, чтобы это влилось в его душу с особою свежестью, чтобы душа могла творечески воздействовать на вещи с известной изобретательной силой. Предположим, что мы хотим искусственно сделать этого человека особенно продуктивным. В таком случае этого ребенка надо растить не так, как обычно растят других детей.

Мы желаем произвести некий гипотетический опыт, и я употребляю этот пример лишь для того, чтобы прояснить то, о чем мы говорим, и не следует думать, что он является как бы неким воспитательным идеалом. Итак, чтобы воспитать в человеке особо изобретательный дух, который не только оживляет человеческие мыслительные способности, но который может творчески действовать в человеке и с возрастом развивать эти способности до высокой степени плодотворности, для этого надо, начиная с 6-7-летнего возраста, уберегать такого ребенка, прежде всего от того, чтобы он учился так же, как и остальные дети, а также от изучения обычных школьных предметов. Надо стремиться к тому, чтобы такой ребенок как можно меньше соприкасался с тем, с чем обычно соприкасаются его сверстники. Надо стараться до 10-11-летнего возраста занимать его как можно больше детскими играми, оберегая его в то же время от школьных наук так, чтобы, будучи уже 9-летним, он еще не знал бы сложения, а в 8 лет еле умел бы читать. Этот ребенок 8-9-ти лет должен будет начать с того, с чего обычно начинают шестилетние и семилетние дети.

Тогда человеческие силы разовьются совершенно иным образом, чем обычно, и думать он будет иначе, и перерабатывать иначе все то, что он воспринимает. Воспитанный так ребенок сохранит в себе, вплоть до 10-11 лет, все детские силы, которые подавляются обычным обучением, и в силу этого будет с большей душевной теплотой подходить к вещам, которым он обучается, и будет воспринимать их совершенно иным образом. Его способности станут особенно плодотворными. Итак, в этом ребенке следовало бы удержать возможно дольше его детскость, и тогда ясновидящий заметил бы, что астральный покров такого ребенка, сброшенный по достижении половой зрелости, обладает совершенно иными, чем обычно, юношески свежими силами. И подобный астральный покров сделался бы пригодным для соединения с той высокой сущностью, как в нашем случае Нирманакайя Будды. Путем такого опыта достигается не только удлинение юношеского периода человека; таким путем материнский астральный покров человека пронизывается детскими, юношескими силами, и затем эти силы вновь могут быть использованы в мире, так что существо, спускающееся с духовных высот, как бы питается этими силами и обновляется.

Но люди еще не должны делать такого опыта. Потому это не может служить воспитательным идеалом. Современные люди должны еще предоставить свершение некоторых вещей Богам. Боги могут выполнить эту задачу, люди же пока еще не в состоянии сделать этого правильно. И если вы услышите когда-либо, что какая-то личность, призванная к плодотворной деятельности в той или иной области, долгое время казалась бездарной и глупой и лишь позже проявился присущий ей талант, то знайте, что Боги устроили это. Они сохранили детскость этого человека до определенного возраста, дав ему возможность лишь много позже изучить то, что в нормальных условиях изучается в более юном возрасте. Это особенно заметно, когда развитой ребенок легко схватывает все, что ему рассказывают, а затем, придя в школу, он совершенно не желает учиться. Это Боги проделывают с ним тот жизненный эксперимент, о котором мы уже говорили.

Нечто подобное, но в бесконечно более широком масштабе, имело место с мальчиком Иисусом, передавшим Нирманакайя Будды такой бесконечно плодотворный астральный покров. Здесь мы подходим к таинственному факту, в который каждый волен верить или нет, и который в настоящее время может быть предложен каждому подготовленному антропософу и может быть им проверен. Исследуйте события всеми доступными вам из Евангелий или внешней истории фактами, и вы найдете всему подтверждение через внешние факты физического плана, если только их правильно собрать и воздерживаться от поспешного суждения. То, что говорит оккультист и что ведь является фактами из высших миров, он передает как залог человечеству; и если оно получено из подлинных источников, он говорит тогда: "Вы можете проверять сколь угодно строго; если вы проверяете правильным образом, вы найдете подтверждение повсюду - через письменные документы или другие естественнонаучные факты, которые можно установить в физическом мире". Итак, у родительской четы, описанной в Евангелии от Луки, должен был родиться совершенно особый ребенок, который должен был принести с собой детские и юношеские силы совершенно особого рода и сохранить их мощными, свежими и здоровыми. Это должно было произойти.

В обычных условиях жизни ни у каких родителей не могло быть ребенка, у которого оказались бы те свежие юношеские силы, та детскость, которые были необходимы. И если бы произошло нечто совершенно исключительное, было бы немыслимо найти среди всего тогдашнего обширного человеческого окружения ни индивидуальности, пригодной для такого воплощения, ни соответствующих родителей. Что тогда произошло, мы сможем понять, если только припомним многое, что нам уже известно из нашей антропософской подготовки. Обратившись к истокам современного человечества, мы приходим к первобытному человечеству древней атлантической эпохи, произошедшего, в свою очередь, от другого, еще более древнего человечества лемурийской эпохи. Духовная наука может нам указать на совершенно другие факты относительно хода развития человечества, нежели внешнее естествознание, которое привязано только к чувственным фактам. Духовная наука указывает нам, что человечество последовательно проходило через стадии культур: греко-латинской, египетско-халдейской, древнеперсидской и древнеиндийской. Таким путем мы приходим к грандиозной катастрофе, совершенно изменившей лик Земли.

На месте нынешнего Атлантического океана существовал огромный континент - Атлантида. Там, где ныне живут европейские, азиатские и африканские народы, большая часть земли была еще покрыта морем. До атлантической катастрофы, разразившейся в водной стихии Земли, человечество жило и развивалось большей частью в Атлантиде. Люди той эпохи обладали иной организацией, чем теперешние. Предвидя приближение катастрофы, великие вожди и жрецы тогдашнего человечества повели людей на Восток и частью - на Запад. Эти последние и есть предки позднейшего американского населения. Так что предков нашего нынешнего человечества мы должны искать среди древних атлантов. Люди, жившие в Атлантиде, были потомками еще более ранних людей, отличавшихся, в свою очередь, своей организацией от атлантов; они жили в древней Лемурии - материке, находившемся между Азией, Африкой и Австралией. Детальное описание вы сможете найти в моем скоро появящемся "Тайноведении"; я приведу только необходимые извлечения.

Рассматривая Акаша-хронику, мы чудесным образом находим в ней удивительные доказательства всего того, что мы находим в библейских и, вообще, религиозных источниках. Как труден был, например, для внешнего естествознания вопрос: истинно ли то, что говорит Библия о "первой человеческой чете" - Адаме и Еве, от которых, произошло все человечество. Это вопрос, которым особенно в середине девятнадцатого века много занимались с естественнонаучной точки зрения. Читая то, что записано в Акаша-хронике, мы узнаем, что Земля весьма древнего происхождения и что до лемурийской эпохи она прошла другие периоды развития. Земля является перевоплощением планетарных состояний: Луны, Солнца и Сатурна. Земля в ее развитии была предназначена к тому, чтобы к трем телам человека, образованных в течение трех первых воплощений Земли - физическому (Сатурн), эфирному (Солнце) и астральному (Луна), - прибавить четвертый член человеческого существа - Я. То, что происходило до лемурийской эпохи, было лишь подготовкой к осуществлению этой миссии Земли. В лемурийскую эпоху человек уже был сформирован так, что смог образовать в себе Я. Лишь тогда начал образовываться зародыш, дабы выработать Я в трех членах, которые человек постепенно приобрел. Преобразования, происшедшие на Земле, повлияли на человека так, что он смог стать носителем Я. Земля была населена и до лемурийской эпохи, но люди тогда имели совсем иной вид. Они еще не были носителями Я, они развивали в себе лишь то, что было принесено ими с Сатурна, Солнца и Луны, т. е. физическое, эфирное и астральное тела. И мы знаем, какие имеются процессы во всей вселенной, приведшие к тому, что человек был доведен до этой зрелости в своем развитии.

В начале своего нынешнего воплощения Земля была соединена с Солнцем и Луной, затем Солнце отделилось, оставив планетарное тело, объединявшее в себе современную Землю и Луну. Вследствие отделения Солнца оставшиеся на этом планетарном теле человеческие существа отвердели, мумифицировались и одеревенели. Чтобы предотвратить окончательное уплотнение человеческого облика, была выделена Луна вместе с соответствующим ей веществом и существами. Таким путем человеческий облик был спасен от затвердевания, и человек получил возможность воспринять свой внешний облик; лишь после отделения Луны человек получил возможность стать носителем Я. Но все это произошло не сразу. Сначала медленно отделилось от Земли Солнце. Следовательно, положение было такое: в то время, когда еще Луна была соединена с Землей, когда дальнейшее человеческое развитие было невозможно, физическая материя делалась все плотнее, и человек фактически получил толчок к затвердеванию. Человеческие души, бывшие на более низкой ступени развития, проходили длинный ряд воплощений, наподобие современных человеческих душ, оставляя время от времени физическое тело, чтобы пройти через духовный мир снова появиться на Земле в новом воплощении. Но до того, как Луна отделилась от Земли, выступило нечто, затруднившее дальнейшее развитие Земли.

Некоторые человеческие души, оставившие свои тела и находившиеся в духовном мире, должны были вновь воплотиться на Земле, но со времени их последнего воплощения человеческая "глина" сделалась настолько плотной и твердой, что эти души не имели возможности воплотиться. Наступило время, i Когда покинувшие Землю души лишились возможности вновь воплотиться на Земле, ибо они не могли воплотиться в уплотнившиеся одеревеневшие земные тела. Лишь сильнейшие ╗души могли преодолеть затвердевшую в их отсутствие материю и воплотиться на Земле. Остальные же, не имея возможности снизойти на Землю, должны были оставаться в духовных мирах. Таково было положение до отделения Луны. И все меньше становилось тех сильных душ, которые могли преодолеть материю и населять Землю. Перед лемурийской эпохой был период, когда земля пустела, все меньше людей появлялось на ней, ибо долженствовавшие воплотиться души не могли найти себе подходящих тел. Что же с этими душами случилось? Они были направлены на другие планеты, образовавшиеся тем временем из общей субстанции: на Сатурн, Юпитер, Марс, Венеру и Меркурий. Итак, было некогда время "великой земной зимы", когда на Земле могли воплощаться лишь сильнейшие души, а более слабые были приняты под покровительство других планет нашей солнечной системы.

Было время в течение лемурийской эпохи, когда действительно существовала единственная человеческая чета, имевшая возможность преодолеть грубую человеческую субстанцию и воплотиться на Земле, то есть как бы продержаться в течение всей жизни Земли. Наконец наступил момент, когда Луна отделилась от Земли и вследствие этого человеческая субстанция утончилась и стала вновь пригодной воспринимать более слабые человеческие души; таким образом, потомки этой "первой человеческой четы" стали воплощаться в более мягкой материи. Понемногу на Землю стали возвращаться все те, кто раньше направлялись на другие планеты, и, при увеличивающемся народонаселении Земли, они стали рождаться как потомки первой человеческой четы. Так Земля стала населяться вновь. И, начиная от последних времен лемурийской эпохи, вплоть до конца атлантической, на Землю продолжали спускаться души, выжидавшие на других планетах возможности воплотиться на Земле. Так образовались на Земле те атлантические народности, которыми руководили атлантические Посвященные в особых Оракулах, которые можно охарактеризовать так.


См. также:
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Луки. 1-й доклад, часть 1
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Луки. 1-й доклад, часть 2
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Луки. 2-й доклад, часть 1
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Луки. 2-й доклад, часть 2
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Луки. 3-й доклад, часть 1
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Луки. 3-й доклад, часть 2

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy

Tags: Штайнер, эзотерика
Subscribe

Posts from This Journal “Штайнер” Tag

promo philologist 02:08, sunday 1
Buy for 100 tokens
Робин Гуд / Изд. подг. В.С. Сергеева. Пер. Н.С. Гумилева, С.Я. Маршака, Г.В. Иванова, Г.В. Адамовича и др. — М.: Наука; Ладомир, 2018. — 888 с. (Литературные памятники). Желающие приобрести это издание могут обратиться непосредственно в издательство. Контакты издательства:…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments