Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Рудольф Штайнер. Евангелие от Луки. 5-й доклад, часть 1

Базель, 19 сентября 1909 г.

Каждое из великих духовных течений человечества, проложившее себе путь в мире, имеет свою особую миссию. Они кажутся нам разъединенными друг от друга, ибо они отдельно проходят через известные эпохи. В действительности же, они пересекаются между собой самым разнообразным образом и оплодотворяют друг друга. Такое великое, мощное слияние духовных течений в человечестве проявляется особенно ярко в палестинском событии. Ведь наша задача - провести это событие перед своей душой с наибольшей ясностью. Но пути мировоззрений проходят не так, как это можно себе представить абстрактно: будто бы они носятся в воздухе и затем сливаются в одной точке. В действительности, мировоззрения проявляются через существа, через индивидуальности. Впервые выступающее мировоззрение должно быть принесено некой индивидуальностью. Там, где сливаются взаимно оплодотворяющиеся духовные течения, там, в носителе их, должно происходить нечто особенное.



Возможно, что многим из слушателей прошлого доклада показалось сложным то, как встретились в палестинском событии духовные течения Будды и Заратустры. Если говорить об этом событии лишь абстрактно, не подходя к нему конкретно, то нам надлежало бы лишь показать, как связываются воедино оба эти духовные течения. Но перед антропософами лежит задача не только указать на носителей этих двух мировоззрений, но также и на то, что, собственно, в этих носителях имеет место быть, ибо мы должны все более переходить от абстрактного к конкретному. Поэтому не надо удивляться, что там, где произошло нечто великое, мощное, явилась также и великая внешняя сложность фактов; что буддизм и зороастризм не могли так просто слиться, а что это подготовлялось медленно и постепенно.

Таким образом, мы видим, как буддизм излился и действовал в личности, родившейся от Иосифа и Марии - потомков Давида по натановской линии, описанной в Евангелии от Луки. С другой стороны, мы имеем другую чету: Иосифа и Марию с их ребенком Иисусом, происходившую от Давида соломоновской линии, жившую первоначально в Вифлееме и описанную в Евангелии от Матфея. Мальчик Иисус из соломоновской линии был носителем индивидуальности Заратустры. Итак, в начале нашей эры мы находим проявленными в двух реальных индивидуальностях оба течения: буддизм, каким он описан в Евангелии от Луки, и зороастризм, каким оно описано в Евангелии от Матфея. Моменты рождения этих двух мальчиков не совсем совпадают. Того, что я излагаю в настоящем докладе, в Евангелиях нет, но вы поймете последние именно тогда, когда узнаете нечто из Акаша-хроники.

Причины и следствия того, о чем я сейчас говорю, выражены в Евангелиях достаточно ясно, но прямо об этом в них не говорится. Вспомним конец Евангелия от Иоанна, который в полной мере относится и к остальным Евангелиям: "Многое и другое сотворил Иисус, но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг" (Ин. 21, 25). Кроме того, откровения, полученные человечеством путем христианства, вовсе не таковы, чтобы их можно было подытожить, занести в книгу и дать миру как нечто вполне законченное. Истинны слова: "Я с вами во все дни, до конца Земли" (Мф. 28, 20). Христос здесь, с нами, не мертвый, а вечно живой. И те, духовные очи которых открыты, могут непрестанно познавать от Него то, что Он желает передать человечеству. Христианство есть живое духовное течение, и его откровения будут длиться до тех пор, пока люди в состоянии будут их воспринимать. Так и сегодня будут упомянуты некоторые факты, которые можно отыскать в Евангелиях только по их результатам, но сами они там не приводятся. Но вы можете проверить их на любых внешних фактах, и они подтвердятся.

Итак, всего несколько месяцев отделяют друг от друга моменты рождения обоих мальчиков Иисусов. Иисус Евангелия от Луки, а также Иоанн Креститель родились позже "Вифлеемского избиения младенцев". Задумывались ли вы над тем, читая об зтом избиении, как объяснить тогда существование Иоанна? Эзотерические факты таковы, что несмотря ни на что вы находите их подтверждение. Ведь Иисус Евангелия от Матфея был увезен родителями в Египет, и вскоре после этого - или даже в это самое время - родился Иоанн Креститель. Согласно обычным воззрениям, он остается в Палестине, где его должно было застать устроенное Иродом избиение и он должен был умереть. Ибо, если тогда действительно были убиты все дети младше двух лет, то в их числе должен был быть убит и Иоанн. Если принять во внимание факты, содержащиеся в Акаша-хронике, то станет ясно, что события в Евангелии от Матфея и события в Евангелии от Луки не совпадают во времени и что Натанов Иисус родился уже после избиения младенцев.

Также и Иоанн. Несмотря на то, что между рождениями двух Иисусов лежит промежуток лишь в несколько месяцев, этого было достаточно для того, чтобы Натанов Иисус избежал этого избиения. Таким же образом, исходя из более интимных фактов, вы научитесь постигать Иисуса Евангелия от Матфея. В этом мальчике воплотился Заратустра, давший персидскому народу учение об Аура Маздао - великом солнечном существе. Мы представляем себе это Существо как духовно-душевную часть того, физической частью чего является наше видимое физическое солнце. И Заратустра говорил: "Вы видите в солнце лишь физически сияющее светило, тогда как вы должны видеть в нем то могущественное Существо, которое посылает на землю свои духовные благодетельные влияния, как физическое солнце посылает на землю свет и тепло". Заратустра возвестил Персии Аура Маздао, или Христа, как Его назвали позже; он возвестил Его как Существо, еще не переместившееся на землю; Заратустра мог лишь указать на солнце и сказать: "Там, в небесной выси, живет Он, постепенно приближаясь к земле, и наступит некогда момент, когда Он будет жить на ней, воплощенный в физическом теле".

Здесь перед нами предстает великое важное различие между учениями Будды и Заратустры. До тех пор, пока они были разъединены, между ними существовало глубокое различие, но в момент слияния их в палестинском событии различие это сглаживается и оба учения обновляются. Учение Будды мы изложили как "восьмичленный путь", как то, что должно было стать внутренним содержанием человеческой души, если она хотела противостоять дурному действию кармы. То, что дал миру Будда, это было то, что человек в ходе времени должен был выработать из своего настроя и морали как сострадание и любовь. В факте проявления сущности Бодхисатвы в Будде лежит единственный в своем роде момент. Если бы этого тогда не случилось, если бы Бодхисатва не проявился вполне в теле великого Гаутамы Будды, то в душе каждого человека не могло бы возникнуть то, что мы называем законом, дхармой, и что может быть развито лишь изнутри, когда человек исключает свое астральное содержание, чтобы освободиться от дурного действия кармы. Это прекрасно показано в легенде о Будде, где говорится о том, что он "вращает колесо закона". От просветления Бодхисатвы до степени Будды через все человечество действительно прошла волна, и следствием этого было то, что отныне люди сами из собственной души могут развивать "дхарму", могут подниматься все выше и выше, вплоть до глубины "восьмичленного пути". И истоки этого лежат в том моменте, когда Будда впервые развил свое учение, долженствовавшее лечь в основу нравственного настроя земного человека.

Это и было заданием того Бодхисатвы. Каким образом отдельные задания распределяются между великими индивидуальностями, мы понимаем лишь тогда, когда находим в первоначальном буддизме великим и могучим все то, что переживает человек в своей собственной душе как некий великий идеал. Проповеди Будды содержат в себе идеал человеческой души, понятие о том, что такое человек и чем он может стать. Но здесь и проходят границы этой индивидуальности. В буддизме все внутреннее; в нем все касается человека и его развития, и в подлинном первоначальном буддизме мы не найдем того, что можно назвать "космологическим учением" и что было принесено в него позже. Ведь все должно быть соразмерным. Истинной миссией Бодхисатвы было именно принести людям учение о внутреннем - исконном человеческой души. В некоторых проповедях Будда избегает даже говорить что-либо важное о космических связях. Его проповеди таковы, что, когда человеческая душа отдается их воздействию, она становится все лучше. В буддизме человек рассматривается как "существо-в-себе" и не обращается внимания на великое материнское лоно вселенной, из которого он вышел. Поэтому учение Будды, правильно понятое, так тепло воздействует на человеческую душу; это воздействие и было особенностью миссии Будды. Вот почему это учение, выступающее обновленным в Евангелии от Луки, пронизывает погружающуюся в него душу такой теплотой внутреннего чувства.

Совсем иное, противоположное задание имела индивидуальность Заратустры, воплощенная в древнеперсидском народе. Заратустра учил Богу вовне, учил духовно постигать великий космос и духовно проницать его. Направляя свой взор на внутреннее, Будда говорил: "Когда человек развивается, то из неведения постепенно выступают шесть органов", - обозначаемые нами как пять органов чувств и Манас. Но все то, что есть в человеке, родилось из великого мира. Мы не имели бы глаз, воспринимающих свет, если бы свет не образовал последних в организме. "Глаз создан светом для света", - сказал Гете *(* См. "Набросок учения о свете. Дидактическая часть. Вступление": "Глаз возник благодаря свету. Из безразличных животных вспомогательных органов свет вызывает орган, равнозначный себе, и так строится глаз светом для света, дабы внутренний свет встречал внешний"). И это глубокая истина. Из безразличных органов, которыми обладало человеческое тело, свет образовал глаз. Точно так же строят в человеке все духовные силы мира. Все, что есть в нем как внутреннее, - образовано первоначально божественно-духовными силами. Поэтому всему внутреннему соответствует внешнее. Силы, заключающиеся в человеке, пришли извне. И заданием Заратустры было указать на внешнее, на окружение человека. Поэтому он говорил, например, об Амшаспандах, о великих гениях, из которых он упоминает первых шесть (в действительности их двенадцать, но остальные шесть скрыты). Эти Амшаспанды действуют на человека извне организующим образом как создатели и строители человеческих органов. Заратустра указывал на то, что за чувственными органами человека стоят их творцы. Он указывал на великих гениев, на силы, находящиеся вне нас.

Напротив того, Будда указывал на силы, скрытые в человеческом существе. Далее Заратустра указывал на силы и сущности, стоящие ниже Амшаспанд, на 28 Изардов, или Изед, которые тоже извне действуют на человека, работая совместно над его внутренней организацией. Итак, Заратустра указывал на духовное в космосе, на внешние взаимосвязи. И в то время как Будда указывал на собственно мыслительную субстанцию, откуда восходят в человеческой душе мысли, Заратустра указывал на Фарохаров, или Фэруеров, или на Фрававршайев, на окружающие нас, рассеянные повсюду мировые творческие мысли. Ибо все, что мыслится человеком, содержится во внешнем мире. Таким образом, Заратустра должен был возвестить мировоззрение, которое стремилось к постижению, к анализу внешнего мира. Он должен был дать персидскому народу мировоззрение, при котором была необходима внешняя деятельность, переработка внешнего мира. Миссия Заратустры была созвучна с характерными особенностями древнеперсидского народа. Ему было поручено внести энергичность и практичность во внешней деятельности в мире, даже если поначалу они выражались в отталкивающей для современного человека форме. Его миссией было родить в человеке энергичность, практичность и уверенность во внешней деятельности путем познания того, что он покоится в лоне божественно-духовного мира. Заратустра должен был так повлиять на человека, чтобы тот мог сказать себе: "Ты не один во вселенной; находясь в пронизанном духовностью космосе, ты составляешь часть мира богов и духов; ты рожден из духа и пребываешь в нем; с каждым вздохом ты впитываешь в себя божественный дух, выдыхая, ты приносишь жертву великому духу". Поэтому посвящение Заратустры, соответствующее его миссии, должно быть иным, чем посвящение других великих миссионеров человечества.

Вспомните теперь, что должна была совершить индивидуальность, воплощенная в Заратустре. Она достигла такой высоты развития, что могла позаботиться о следовавшей за древнеперсидской культурой египетской культуре. Заратустра имел двух учеников: первый позже стал известен как египетский Гермес, второй - как Моисей. И когда обе эти индивидуальности снова воплотились в человечестве для последующих деяний, то астральное тело Заратустры, принесенное им в жертву, воплотилось в Гермесе. В египетском Гермесе мы должны видеть перевоплощение астрального тела Заратустры. Заратустра пожертвовал свое астральное тело Гермесу для того, чтобы все, что воспринял в себя Заратустра в смысле познания внешнего мира, могло вновь быть явлено во внешнем мире. Моисею же было передано эфирное тело Заратустры, так как с эфирным телом связано все то, что развивается во времени; Моисей, узнав тайну своего эфирного тела, мог переживать в великих, могучих образах события прошлого в той форме, в какой мы находим их в книге Бытия. Таким образом, Заратустра мощью своей индивидуальности действовал далее в развитии человечества, вдохновляя и влияя на египетскую культуру и на вышедшую из нее древнееврейскую культуру.

Но и Я такой индивидуальности как Заратустра также призвано к великим свершениям. Я Заратустры неоднократно воплощалось в других личностях, ибо подобная, столь высокоразвитая индивидуальность может, отдав кому-либо свои эфирное и астральное тела, заново освящать себе астральное тело и укреплять эфирное. Таким образом, родившись вновь в 600 г. до Р. X., Заратустра появляется в Халдее под именем Заратоса, или Назаратоса. Он был руководителем Халдейской тайной школы и учителем Пифагора. Он достиг великого, могучего проникновения во внешний мир. Погружаясь с истинным пониманием в халдейскую мудрость, что возможно только через антропософию, а не антропологию, мы получаем понятие о том, чему учил Заратустра как Заратос в тайных школах древней Халдеи. Все, чему Заратустра учил и что даровал миру, было направлено на внешний мир для того, чтобы внести в него порядок и гармонию. Потому на него также была возложена миссия даровать миру искусство образовывания и организации государства, ибо это соответствовало поступательному движению человечества и делало возможным социальное строительство. Потому ученики Заратустры могут быть с полным правом названы не только великими магами и великими посвященными, но и царями, т. е. людьми, посвященными в искусство установления внешней социальной организации и порядка.

В халдейских школах развилась огромная привязанность к индивидуальности - но не к личности - Заратустры. Эти мудрецы Востока чувствовали себя сродни с их великим вождем. Они видели в нем "звезду человечества", и "Зороастр" означает в переводе "золотая звезда" или "звезда сияния". В нем они видели отблеск самого солнца. От их глубокой мудрости, конечно, не могло укрыться новое воплощение их учителя в Вифлееме. Они отправились туда, ведомые своей "звездой", и принесли ему внешние знаки того лучшего, что он дал людям. Самое лучшее, что было даровано людям учением Заратустры, это было познание о внешнем мире, о тайнах космоса, воспринятое в человеческое астральное тело в чувствах, ощущениях и воле. Ученики Заратустры хотели пропитать свои мысли, чувства и волю, все силы своей души той мудростью, которая изливалась из глубочайших подоснов божественно-духовного мира. Символами такого познания, впитанного из предельных тайн, являлись золото, ладан и смирна. Золото было символом мышления, ладан - благоговения, пронизывающего нас как чувство, и смирна - силы воли. Так ученики Заратустры проявили взаимосвязь со своим учителем, возродившемся в Вифлееме. Поэтому автор Евангелия от Матфея передает нам точные факты о том, как мудрецы, среди которых учил Заратустра, узнав о его новом воплощении, выразили посредством трех символов - золота, ладана и смирны - то лучшее, что он даровал им, выразили свое сродство с ним (Мф. 2, 11).


См. также:
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Луки. 1-й доклад, часть 1
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Луки. 1-й доклад, часть 2
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Луки. 2-й доклад, часть 1
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Луки. 2-й доклад, часть 2
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Луки. 3-й доклад, часть 1
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Луки. 3-й доклад, часть 2
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Луки. 4-й доклад, часть 1
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Луки. 4-й доклад, часть 2

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy

Tags: Штайнер, эзотерика
Subscribe

Posts from This Journal “Штайнер” Tag

promo philologist 02:08, Воскресенье 1
Buy for 100 tokens
Робин Гуд / Изд. подг. В.С. Сергеева. Пер. Н.С. Гумилева, С.Я. Маршака, Г.В. Иванова, Г.В. Адамовича и др. — М.: Наука; Ладомир, 2018. — 888 с. (Литературные памятники). Желающие приобрести это издание могут обратиться непосредственно в издательство. Контакты издательства:…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments