Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Рудольф Штайнер. Евангелие от Луки. 5-й доклад, часть 2

Базель, 19 сентября 1909 г.

Итак, Заратустра получил возможность могущественно действовать в облике Иисуса из соломоновской линии дома Давида для того, чтобы вновь в обновленной форме даровать человечеству то, что он давал ему раньше. Для этого он должен был собрать все силы, которыми он обладал. Поэтому он и не мог войти в тело, происходившее из священнической линии дома Давидова, а должен был родиться именно в Иисусе, происходившем от царской линии дома Давида. Тем самым в Евангелии от Матфея выражено сродство списков царей в древней Персии с генеалогией Младенца, в котором воплотился Заратустра. На это событие всегда указывали древние книги мудрости Передней Азии. Тот, кто действительно понимает эти мудрые книги, тот читает их совершенно иначе, чем тот, кто не знаком с истинными фактами и потому все смешивает.



В Ветхом Завете мы имеем, например, два пророчества: одно - в апокрифе Еноха, которое более указывает на натановского Мессию из священнического рода, и другое - в псалмах, говорящее о Мессии из царского рода. Все, что высказано в подобных книгах, согласуется вполне с фактами, воспринимаемыми нами из Акаша-хроники. Все то, что было некогда в Заратустре как его силы, все это должно было теперь слиться воедино. Он отдал египетской и древнееврейской культуре - Гермесу и Моисею - все то, что было в его астральном и эфирном телах, и теперь он должен был соединиться с этим вновь. Он должен был как бы возвратить себе из Египта все силы своего эфирного тела. И здесь перед нашими глазами развертывается глубокая тайна: Иисус соломоновской линии дома Давида, т. е. перевоплотившийся Заратустра, должен был быть привезен в Египет, и Он действительно туда направляется, ибо там находятся силы, истекшие из его астрального и эфирного тел, силы, отданные

Им сначала Гермесу, а потом Моисею. Некогда они воздействовали на египетскую культуру, и теперь он должен был постепенно вобрать в себя силы, отданные им этой культуре. Оттого-то и произошло "бегство в Египет", духовный смысл которого состоял в том, чтобы вобрать в себя те силы, в которых он теперь нуждался, чтобы в обновленном виде передать людям все то, чему он учил человечество в прежние времена. Итак, мы видим, что вифлеемский Иисус, родители которого ранее постоянно жили в Вифлееме, совершенно верно описан евангелистом Матфеем. Лука же рассказывает, что родители его Иисуса, постоянно проживавшие в Назарете, отправились в Вифлеем на перепись и что в это короткое время там родился Иисус, после чего родители возвратились снова в Назарет.

В Евангелии от Матфея только указывается на то, что Иисус родился в Вифлееме и что Он должен был быть приведен в Египет, и лишь после возвращения из Египта родители его поселились в Назарете для того, чтобы Иисус, являвшийся перевоплощенным Заратустрой, был вблизи другого духовного течения, представлявшего буддизм. Так фактически были сведены эти два мировоззрения. Там, где Евангелия становятся особенно глубокими, они раскрывают нам факты во всей их сложности и глубине. Посвященные в тайны бытия люди знали, что все то, что зависит от воли и силы, от "царственного" элемента - употребляя это выражение в техническом смысле, - передается во внешнем наследовании через отцовский элемент. То же, что связано с внутренним элементом, с мудростью и внутренней живостью духа, - это передается через материнский элемент. Эту истину вы найдете часто подтвержденной в мире. Гете, глубоко заглядывавший в тайны бытия, указует на эти связи в таких словах:

В отца пошел суровый мой
Уклад, телосложенье;
В мамашу - нрав всегда живой
И к россказням влеченье.*

(* "Кроткие Ксении" VI, 32. (Пер. Д. Недовича)).

Это истина, которая столь часто подтверждается в мире. Стан, внешний облик и то, что непосредственно выражается во внешнем облике, серьезное отношение к жизни, все то, что связано с характером, - все это наследует человек от отцовского элемента. Соломонов Иисус должен был прежде всего наследовать от отцовского элемента силу, ибо его извечной миссией было низведение в мир того, что озаряет мир в пространстве божественными силами. Это чудесно выражено в Евангелии от Матфея. И факт воплощения в мир особенной индивидуальности был возвещен из духовных миров именно отцу Иосифу, а не Марии (Мф. 1, 20 - 21). За всем этим скрыты величайшие истины; эти вещи не следует воспринимать как нечто случайное. К Иисусу же натановской линии перешли внутренние качества, передаваемые по наследству от матери. Поэтому Иисус Евангелия от Луки должен был быть возвещен матери, что мы и находим в Евангелии от Луки (Лк. 1, 26 - 38). Так глубоко запечатлены события в религиозных источниках.

Но и во всех остальных описаниях в евангельских событиях выражены совершенно особые вещи. Человечеству должен был явиться предтеча Иисуса из Назарета - Иоанн Креститель. Приблизиться к индивидуальности Крестителя мы сможем только в ходе времени. Возьмем его сперва таким, каким он описан в Евангелиях: как возвещающий Того, Кто должен прийти в Иисусе. Он возвещает это, когда с беспредельной мощью возвещает то, что заключено во внешнем законе, в старых провозвестиях. Иоанн Креститель стремится внушить человечеству, чтобы оно держалось закона, т. е. того, что существует издревле, и что люди уже забыли, того, что уже созрело, и на что люди уже не обращают более внимания. Поэтому он должен был, прежде всего, обладать силой, свойственной зрелой, даже перезрелой душе, родившейся в мире.

Он рождается от старой родительской четы, и так как у подобных родителей страсти и вожделения не играют роли, то его астральное тело с самого начала, наперекор всем силам, влекущим человека вниз, было совершенно чисто и просветлено. Это еще одна глубокая истина, явленная нам в Евангелии от Луки (Лк. 1, 18). Об этой индивидуальности заботились в великой Материнской Ложе человечества. А там, где духовными процессами руководит великий Ману, там духовные потоки направляются всегда туда, где в них нуждаются. Я, подобное Я Иоанна Крестителя, рождается в человеческом теле под руководством великой Материнской Ложи человечества - центра земной духовной жизни. Я Иоанна происходило из того же центра, из которого изошло душевное существо Младенца Иисуса Евангелия от Луки, но Иисусу было передано больше свойств, еще не пронизанных сделавшимся эгоистичным Я, т. е. молодая душа была направлена туда, где должен был воплотиться возрожденный Адам.

Вам покажется странным, что из великой Материнской Ложи человечества могла быть, из некоего центра направлена душа без настоящего выработанного Я. Ибо то самое Я, которого, в сущности, был лишен Иисус Евангелия от Луки, осеняет тело Иоанна Крестителя; и эти обе сущности - то, что живет как душевное существо в Иисусе Еванегелия от Луки, и то, что как Я живет в Иоанне Крестителе, - с самого начала имеют некую внутреннюю связь. При развитии человеческого зародыша в теле матери Я обычно соединяется с остальными членами человеческого существа на третьей неделе, но деятельность свою оно начинает лишь в последние месяцы перед рождением. Лишь тогда впервые Я делается внутренней движущей силой.

И в обыкновенном случае, когда Я, приводя в движение человеческий зародыш, действует обычным образом, мы имеем дело с Я, происходящим из прежних воплощений. В рассматриваемом же случае с Иоанном Крестителем мы имеем дело с Я, находящимся в связи с душевным существом натановского Иисуса. Поэтому-то в Евангелии от Луки мать Иисуса направляется к матери Иоанна, находящейся на шестом месяце беременности, ибо то, что стимулируется обычно посредством собственного Я в собственной личности здесь совершается посредством другого человеческого зародыша. Ребенок Елизаветы пришел в движение при приближении к нему женщины, несшей в себе Иисуса, ибо в этом последнем было Я, которое должно было возбудить его (Лк. 1, 39 - 44). Так глубока была связь между Тем, Кто должен был осуществить слияние обоих духовных потоков, и тем, кто должен был возвестить Его миру.

В начале нашей эры действительно произошло нечто чрезвычайно величественное. Люди, стремясь к известному умственному удобству, не желая обременять себя многочисленными понятиями, предпочитают обычно совершенно "простые" истины; но величайшие истины доступны лишь ценою величайшего напряжения духовных сил. Если для того, чтобы описать какую-либо машину, человек должен делать значительные усилия, то нельзя требовать, чтобы величайшие истины были в то же время простейшими. Истина велика и потому она бесконечно сложна. Мы должны напрягать все наши духовные силы, чтобы постигнуть те истины, которые связаны с палестинским событием. Не следует возражать против сложности всех этих вещей; они изображены такими, каковы они в действительности, а таковы они потому, что здесь мы имеем дело с величайшим событием земного развития.

Таким образом, мы видим подрастающими двух детей Иисусов: один из них - сын натановских родителей; он был рожден от молодой матери (на древне-еврейском употребляют слово "альма"), ибо Тот, Который должен был действовать как юная душа, должен был родиться от совершенно юной матери. По возвращении из Вифлеема в Назарет эти родители жили вместе с сыном, других детей у них не было. Эта мать была предназначена быть матерью лишь одного Иисуса. Затем мы имеем чету других родителей из Соломоновой линии. Они после возвращения из Египта поселились в Назарете, где у них родилось еще несколько детей, упоминаемых в Евангелии от Марка: Симеон, Иуда, Иосия, Иаков и две сестры (Мф. 6, 3). Мальчики Иисусы подрастали. Ребенок, таивший в себе индивидуальность Заратустры, развивал в себе, чрезвычайно быстро созревая, те силы, которые могли быть развиты такой могучей индивидуальностью.

В теле другого Иисуса действовала индивидуальность иного рода, и важнейшей в ней была Нирманакайя Будды, покоившаяся на этом ребенке. Поэтому сказано: когда родители возвратились из Вифлеема, "Младенец возрастал и укреплялся духом, исполняясь мудрости" (Лк. 2, 40), т. е. его эфирное тело пронизывалось мудростью, и "благодать Божья была на Нем". Но этот ребенок рос так, что обыкновенные человеческие способности, касательно понимания и познания внешнего мира, развивались в нем чрезвычайно медленно. Филистер назвал бы такого ребенка "отстающим", если бы обратил внимание лишь на силы понимания и познания внешнего мира. В этом ребенке развивалось именно то, что струилось из осенявшего его Нирманакайя Будды. В нем развивалась такая глубина внутреннего чувства, какая несравнима ни с чем в мире. В этом мальчике, развивалась особенная глубина чувства, необычайно действовавшая на все окружение. Итак, в натановском Иисусе возрастало глубоко чувствующее существо, в соломоновском же - существо чрезвычайной зрелости, с глубоким миропониманием.

Матери натановского Иисуса, этого глубоко чувствующего ребенка, было сказано нечто знаменательное. Когда Симеон предстал перед новорожденным и увидел осиянным того, кого он не успел увидеть Буддой в Индии, он предсказал то великое и могучее, что должно было ныне случиться. Он произнес также знаменательные слова: "И Тебе Самой меч пронзит душу" (Лк., 2, 35), - эти слова касаются именно того, что мы стремимся понять сегодня. Оба мальчика подрастали при непосредственном соседстве и дружественном отношении родителей. Так развивались они приблизительно до двенадцатилетнего возраста. Перед тем, как натановскому Иисусу исполнилось двенадцать лет, его родители отправились в Иерусалим, "по обычаю", как сказано в Евангелии, чтобы принять участие в празднике Пасхи, взяв с собой и ребенка, как это было принято по отношению к детям, достигшим зрелости. В Евангелии от Луки есть чрезвычайно таинственный рассказ о "двенадцатилетнем Иисусе во храме". Там написано: Возвращаясь с праздника домой, родители заметили отсутствие мальчика; не найдя его среди спутников, они вернулись обратно и нашли его в храме среди великих учителей, пораженных его мудростью (Лк. 2, 41 - 50).

Что же здесь произошло? Спросим об этом непреходящую Акаша-хронику. Явления мира не так просты. То, что случилось здесь, происходит в мире, но иначе. Бывает, что индивидуальность на известной ступени своего развития нуждается в перемене условий, которые были ей даны с самого начала. И происходит следующее: человек, достигший известного возраста, вдруг впадает в обморочное состояние и делается точно мертвый. В этом случае происходит превращение: его собственное Я покидает его тело, и другое Я занимает его место, в теле. Подобное переселение Я имеет место и в других случаях, которые знакомы каждому оккультисту. В настоящем случае с двенадцатилетним Иисусом произошло следующее: Я Заратустры, пользовавшееся телом соломоновского Иисуса, дабы достичь вершин своего времени, вышло из этого тела и вошло в тело натановского Иисуса, который с этого момента выглядел совершенно изменившимся. Родители его не узнавали и не понимали его речей.

Ибо теперь в натановском Иисусе говорило вошедшее в него Я Заратустры. Это было моментом соединения Нирманакайя Будды со сброшенным астральным покровом натановского Иисуса, и это было моментом слияния Я Заратустры с натановским Иисусом. Отныне Я Заратустры жило в натановском Иисусе. И этого Ребенка, преобразившегося настолько, что его не могли понять родители, привели они домой из Иерусалима. Немного времени спустя умерла мать этого Иисуса. Мы увидим позже, что этот факт смерти матери и сиротства указывает на некую особенно глубокую связь. Другой ребенок после того, как его оставило Я Заратустры, не мог жить далее при обычных условиях. Иосиф соломоновской линии - его отец - умер еще раньше, а мать соломоновского Иисуса со своими остальными детьми была принята в дом натановского Иосифа. Итак, Заратустра вновь в той семье, в которой был воплощен, за исключением отца. Таким образом, обе семьи слились в одну, и мать тех детей - их можно назвать братьями и сестрами натановского Иисуса, ибо по Я они действительно его братья и сестры - жила в доме натановского Иосифа с Иисусом, который, однако, по месту своего рождения телесно происходил из Назарета.

Итак, мы конкретно увидели слияние учений Будды и Заратустры. Ибо тело, в котором жило зрелое Я - душа Заратустры, - могло воспринять и слиться с тем, что стало вследствие того, что Нирманакайя Будды восприняло сброшенный астральный покров натановского Иисуса. Отныне мы видим одну подрастающую Индивидуальность - "Иисуса из Назарета", несущую в себе Я Заратустры, пронизанное и одухотворенное омоложенной Нирманакайя Будды. В душе Иисуса из Назарета мы видим живущим то, что было слиянием буддизма и зороастризма. Затем сравнительно рано умирает Иосиф натановской линии, и ребенок, носитель Заратустры, стал поистине круглым сиротой. Но круглым сиротой не по телесному происхождению, а по духу новоявленного Заратустры. По телесному происхождению его отцом являлся Иосиф из натановской линии, и по внешним признакам мир должен был таковым его признавать. Далее Лука точно передает нам некое событие, и мы должны буквально принимать его слова: "Когда же крестился весь народ и Иисус, крестившись, молился, - отверзлось небо и Дух Святой сошел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: "Ты Сын Мой возлюбленный, сегодня я тебя зачал"
Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати. И теперь уже не говорится просто, что Он сын Иосифа, но "... и был, как думали, сын Иосифа" (Лк. 3, 21-33), ибо его первоначальное Я было воплощено в соломоновском Иисусе и, следовательно, по существу оно не имело отношения к натановскому Иосифу.

Итак, в Иисусе из Назарета мы имеем единое существо с великим, мощным содержанием, в котором соединилось все благодатное буддизма и зороастризма. Эта внутренняя сущность была позднее призвана к великому и могучему. С ней должно было случиться нечто совершенно иное, чем с теми, кого крестил Иоанн на Иордане. И позже мы увидим, что это внутреннее должно было принять в себя на Иордане Христа. При этом бессмертное начало первоначальной Матери натановского Иисуса, спустившись в Мать соломоновского Иисуса принятой в дом Иосифа из натановской линии, совершенно преобразило ее и сделало вновь девственной; таким образом, душа той Матери, которую потерял Иисус, была дарована Ему вновь при крещении Иоанном. Эта оставшаяся при нем Мать носила, таким образом, в себе душу первой Матери, названной в Библии Благословенной Марией (Лк. 1, 28).


См. также:
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Луки. 1-й доклад, часть 1
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Луки. 1-й доклад, часть 2
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Луки. 2-й доклад, часть 1
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Луки. 2-й доклад, часть 2
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Луки. 3-й доклад, часть 1
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Луки. 3-й доклад, часть 2
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Луки. 4-й доклад, часть 1
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Луки. 4-й доклад, часть 2
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Луки. 5-й доклад, часть 1

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy

Tags: Штайнер, эзотерика
Subscribe

Posts from This Journal “Штайнер” Tag

promo philologist 02:08, sunday 1
Buy for 100 tokens
Робин Гуд / Изд. подг. В.С. Сергеева. Пер. Н.С. Гумилева, С.Я. Маршака, Г.В. Иванова, Г.В. Адамовича и др. — М.: Наука; Ладомир, 2018. — 888 с. (Литературные памятники). Желающие приобрести это издание могут обратиться непосредственно в издательство. Контакты издательства:…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments