Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Categories:

Выставка о шаманизме "Говорящие с духами" в МВК им. И.С. Шемановского (г. Салехард)

С 17 мая по 14 июня 2016 г. на балюстраде Ямало-ненецкого окружного музейно-выставочного комплекса им. И.С. Шемановского (г. Салехард, ул. Чубынина, д. 38) будет работать выставка "Говорящие с духами", призванная отразить феномен шаманизма. Среди множества явлений этого удивительного мира он всегда вызывал и вызывает выраженный интерес, и не только у учёных. Как феномен мировой цивилизации, известный многим народам мира и в далёком прошлом, и в настоящее время, шаманизм сформировался в рамках древнего мировоззрения, разделяющего мир на обыденный и сакральный. В его основе лежит анимистическая картина мира: вера в духов и божеств природы, души людей, духов – помощников шамана.



Через русских путешественников и учёных, исследователей Сибири, слово «шаман», пришедшее из тунгусо-маньчжурских языков, стало известно во всём мире и означает «знать». Каждый народ имеет свои собственные названия для шаманов, которые могут различаться даже у одного народа в зависимости от функций и категорий шамана: у ненцев шаманы называются – тадебей, у хантов – ёлта-ку, у селькупов – тэтыпы, у эвенков – саман, шаман, у алтайцев – ком.


Реконструкция головы мужчины из погребения археологического памятника Кикки – Акки

От тюркского слова «ком» произошло и слово «камлание», обозначающее обрядовое действие шамана в состоянии экстаза. По представлениям северных народов, шаман – посредник между людьми и духами, используя бубен, мог путешествовать по Вселенной. Во время камлания бубен превращался в оленя, несущего хозяина на небо, или в лодку, отправляющуюся в Нижний мир. Помимо главной роли – связующего звена между мирами – шаманы отправляли промысловые, семейные и погребальные культы. Особое символическое значение в шаманской практике имели одежда и атрибуты (бубен, колотушка, трости, металлические подвески), отражавшие статус шамана и символизировавшие его силу.



Выставка «Говорящие с духами» знакомит посетителей с традициями сибирского шаманизма ХIХ–ХХ веков и помогает приблизиться к мировосприятию и сакральным ценностям северных народов. В экспозиции представлены артефакты из археологического памятника Кикки-Акки, атрибуты шаманского культа ХIХ и ХХ веков, а также фотографии шаманов и священных мест.



Археологический памятник «могильник Кикки-Акки» XVII-XIX вв., расположен в Красноселькупском районе ЯНАО недалеко от пос. Кикки-Акки. Комплексные палеонтологические и этно-археологические исследования могильника были проведены летом 2013 г. экспедицией ИПОС СО РАН под руководством О.Е. Пошехоновой. В ходе исследования была собрана уникальная коллекция артефактов, включающая украшения, элементы одежды, предметы вооружения, орудия труда, культовые вещи, а так же получены данные по погребальной практике древнего населения.


1. Идол «Аклалта» (Дух предок). 2. Идол «Туй ама» (Огня пламени мать). 3. Кукла ритуальная «Кэзий лоз» (Железный дух)

Среди объектов могильника особый интерес вызвало погребение, в котором было захоронено два индивида, один из которых (мужчина 30-40 лет) являлся шаманом. «Костюм» шамана включал множество элементов, среди которых остатки парки, железное изделие «птичка», орнитоморфные изображения и «кости шамана», различные железные пластины и трубчатые шумящие подвески, бусины, роговое навершие весла, подвеска «имитация сабли», дуги от бубна и др.

Второе захоронение представлено комплектами ножей с латунными накладками вместе с ножнами и колокольчиками, прикрепленными к ним.


Ритуальная шкура медвежонка «Пыпäт копы»

Служила ковриком для шамана во время камлания в Нижний мир. К шкуре прикреплена связка приклада (даров духу шкуры) – «лозыль копыт косы», состоящей из «дорогих» подношений: шкур соболя, белки; бронзовых подвесок и колокольчиков; лоскутов ситца белого и красного цвета; детали упряжи – символа управления шаманом над медведем; крупных колокольцев, которые служили средством отпугивания злых духов во время камлания; металлических овальных пластин с двумя отверстиями «ирäт кәсы»– символизировавших небесные светила, по представлениям селькупов в подземном мире вместо Солнца и Луны светят их тени.


Подвески ритуальные

У некоторых народов на шаманские бубны наносились символические изображения. Центральный рисунок олицетворяет позвоночник бубна. Вся лицевая сторона имеет четырехчастное деление, символизирующие четыре стороны света. По периметру мембраны бубна изображены границы мироздания, как вместилище всего живого и не живого. С нижней стороны граница мироздания разомкнута – это врата в миры, которые охраняются духом-воином в образе медведя-мамонта.


Подвески

Магическая сила шамана зависела от количества и мощности его духов-помощников. Чем больше таких духов, тем могущественнее шаман. Проявление этого могущества выражалось в атрибутике каждого конкретного шамана. Слабые шаманы могли иметь бубен и колотушку. Шаманы средней руки дополнительно имели шаманские парку, нагрудник, обувь. Но только самые выдающиеся и сильные шаманы владели еще короной и посохом. Корона ритуальная или шаманский венец – знак умудренного шамана. Она возлагается на шамана по достижении им определенной ступени, что происходит лишь через 14 лет после начального посвящения. В шаманском посохе выражена идея трехчастности космоса, а значит, его владельцу подвластны все мировые сферы. В то же время, посох ассоциируется с древом жизни или мировым древом, по которому душа шамана «путешествует» по мирам.




В витрине представлены атрибуты шаманского культа ХIХ века:
Корона ритуальная
Шапка шаманская
Нагрудник шамана
Обувь шамана
Посох шамана
Сабли ритуальные
Стрела ритуальная
Антропоморфные подвески
Нгытырма
Колотушка для бубна с циркульным орнаментом
Бубен




Антропоморфная подвеска


Бубен и колотушка для бубна с циркульным орнаментом

http://www.mvk-yamal.ru/exposition/2016/ekspozitsionnyiy-debyut-govoryashhie-s-duhami/

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy

Tags: Тюменская область, Ямало-Ненецкий АО, выставка, музеи, шаманизм, эзотерика
Subscribe

Posts from This Journal “шаманизм” Tag

promo philologist 02:08, Воскресенье 1
Buy for 100 tokens
Робин Гуд / Изд. подг. В.С. Сергеева. Пер. Н.С. Гумилева, С.Я. Маршака, Г.В. Иванова, Г.В. Адамовича и др. — М.: Наука; Ладомир, 2018. — 888 с. (Литературные памятники). Желающие приобрести это издание могут обратиться непосредственно в издательство. Контакты издательства:…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments