Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Рудольф Штайнер. Евангелие от Луки. 7-й доклад, часть 2

Базель, 21 сентября 1909 г.

В тот день, когда человечество действительно поймет, какая великая мудрость удивительным образом скрыта в старых легендах, оно получит возможность читать в соответствующих местах все то, что мы раскрываем в Акаша-хронике. Нам говорят, и по праву, что в древней Индии также учили о Христе, но как о Существе, находящемся по ту сторону сферы семи святых риши. Последние знали, что Христос живет в высях и лишь постепенно приближается к земле. Заратустра также знал, что для того, чтобы увидеть Христа, надо было взирать на солнце. Древнееврейский народ при помощи способностей и особенностей, о которых говорилось в прошлом докладе, получил возможность видеть сначала лишь отраженное Существо Христа. В одной из легенд о Будде говорится, что когда Гаутама готовился превратиться из Бодхисатвы в Будду, он соприкоснулся с Вишва-Карманом, позднее названным Христом.



Древняя легенда говорит, что когда Гаутаме исполнилось 29 лет, он совершил свой знаменитый выезд из дворца, в котором его до тех пор всячески оберегали. Он встретил сперва старика, затем больного, затем труп, познавая, таким образом, одно за другим все несчастья жизни. Затем он увидел монаха, покинувшего эту жизнь, заключающую в себе старость, болезнь и смерть. Тогда, так гласит легенда - и в этом заключена глубокая истина, - Гаутама решил не сразу уходить из дворца, а сначала еще раз вернуться. Но во время этого выезда Гаутама был украшен той силой, которую божественный художник Вишва-Карман, открывшийся ему, ниспосылает на землю из духовной высоты. Так Бодхисатва был украшен силой самого Вишва-Кармана, Того, Кого в грядущем нарекут Христом. Христос был для него еще нечто внешнее, он не был еще соединен с Ним. В то время Гаутама приближался к 30-ти годам. Тогда он не мог еще приготовить человеческое тело к принятию Христа; он должен был сначала созреть для этого. Это было достигнуто переходом на ступень Будды. Когда Будда появился, облаченный в тело Нирманакайя, он имел задачу приготовить тело натановского Иисуса к принятию Вишва-Кармана - Христа, Которого он сам вместить не смог.

Теперь напрашивается вопрос: в каком отношении стоит Христос, этот Вишва-Карман, к Бодхисатвам, один из которых позднее стал Буддой? Этот вопрос затрагивает одну из величайших тайн земного развития. Современными человеческими чувствами трудно ощутить всю важность того, что кроется за этой тайной. В Космосе, которому принадлежит Земля, есть лишь 12 таких существ* (*См. доклад "Будда и Христос. Сфера Бодхисатв" (Милан, 21 сентября 1911 г.) в "Эзотерическом христианстве и духовном водительстве человечества" (GA, том 130)), к которым принадлежал Бодхисатва, превратившийся в Будду и имевший миссию даровать человечеству великое учение сострадания и любви. Каждый Бодхисатва имеет определенную миссию, которая должна быть исполнена в соответствующую эпоху земного развития.

Будда стоит особенно близко к земной миссии, ибо задача нашей эпохи состоит именно в развитии нравственного чувства, начиная с появления Бодхисатвы в пятом-шестом веке до нашей эры и вплоть до времени, когда этот Бодхисатва будет сменен своим преемником - Бодхисатвой, которому позже суждено жить на земле как Майтрейя-Будда. Так идет вперед земное развитие: Бодхисатвы время от времени спускаются на землю и прививают земному развитию то, что составляет сущность их миссии. Рассматривая все земное развитие, мы находим 12 таких Бодхисатв. Они принадлежат тому мощному сообществу духов, от которого время от времени отделяется Бодхисатва, как особый посланец, и посылается на землю как Великий Учитель. Мы познаем Великую Ложу 12-ти Бодхисатв как правящую ложу всего нашего земного развития. Понятие Бодхисатва в сущности, совпадает с понятием, которое мы знаем на низших уровнях бытия как понятие "Учитель". Они - Учителя, великие инспираторы того или иного, что должно быть усвоено людьми.

Откуда же восприемлют Бодхисатвы то, что они сообщают Земле из одной эпохи в другую? Если бы вы могли взирать в Великую Духовную Ложу 12-ти Бодхисатв, то увидели бы, что в средоточии этих 12-ти в нашем мировом бытии находится Тринадцатое Существо, которое мы не можем назвать Учителем в том смысле, в каком мы говорим это о Бодхисатвах, ибо это Существо Само субстанционально изливает из Себя мудрость. Поэтому вполне правильно говорят, указывая на сущность вопроса, что 12 Бодхисатв восседают в Великой Духовной Ложе, вокруг некоего центра: они погружены в созерцание великого Существа, от которого струится к ним все то, что они затем приносят в земное развитие как свою миссию. Таким образом, из этого Тринадцатого притекает все то, чему должны учить людей остальные двенадцать, они являются Учителями, вдохновителями, Тринадцатое же Само как Существо является тем, чему учат другие. О Нем возвещают они из одной эпохи в другую. Этот Тринадцатый есть Тот, которого святые риши назвали Вишва-Карман, а Заратустра - Аура Маздао, Тот, Которого мы называем Христом. В таком отношении находится Он ко всем Бодхисатвам; Он является вождем и руководителем Великой Ложи Бодхисатв. Содержанием провозвестия всего хора Бодхисатв является учение о Христе, о Вишва-Кармане. За пять-шесть веков до нашей эры Будда был украшен силами Вишва-Кармана. Тот же, кто воспринял в себя Христа, т. е. натановский Иисус, был не просто "украшен" - он был "помазан", он был проникнут, пронизан Вишва-Карманом - Христом.

Везде, где люди имели предчувствие об этом факте, об этой великой тайне человеческого развития или познавали ее в посвящении, сни воспринимали ее как в некоем символе, в некоей картине. Например, в малоизвестных таинственных мистериях европейского Севера, в мистериях троттов, до появления христианства был создан земной символ духовного факта, о Ложе двенадцати Бодхисатв. К мистериям троттов в древнейшие времена Европы принадлежали те, которые были Учителями духовного развития, членами содружества двенадцати. Они благовествовали. И среди них был Тринадцатый, Который не учил, но Который простым своим присутствием излучал мудрость, воспринимаемую другими. Это было земным образом небесного духовного факта. С другой стороны, в стихотворении "Тайны", где Гете являет нам свою розенкрейцеровскую инспирацию, мы также видим, как сидят двенадцать вокруг Тринадцатого и как Этот последний не имеет нужды быть великим Учителем, ибо к брату Марку в его простоте, как к Тринадцатому, должны обращаться эти двенадцать, после того, как их покинет нынешний Тринадцатый. Он не должен был быть носителем учения, но носителем самой духовной субстанции. И так было повсюду, где имели понятие или знание об этом высоком духовном факте.

Итак, вместе с Иоанновым Крещением в Иордане в развитии человечества наступил момент, когда этот небесный Тринадцатый, как духовная субстанция, Сам явился на земле - Тот, о Котором учили все Бодхисатвы и Будда и потребовались все те колоссальные приготовления, дабы это Существо могло погрузиться в человеческое тело. Вот тайна Крещения в Иордане. Это Существо, описанное нам в Евангелиях: Вишва-Карман, Аура Маздао, или Христос, как оно позднее было названо, должно было в течение трех лет странствовать по земле в человеческом образе, как человек среди людей, в том страстотерпце, что в течение 30-ти лет своей земной жизни пережил все, о чем говорилось в предыдущих докладах. Натанов Иисус был пронизан Существом, ранее скрывавшимся за теплыми и светлыми солнечными лучами, Существом, Которое отошло от Земли вместе с Солнцем в момент их разъединения.

Но теперь встает другой вопрос: почему же это Существо так поздно соединилось с развитием человечества на земле? Почему Оно не спустилось на землю раньше? Почему Оно раньше не пронизало человеческое эфирное тело так, как это случилось при Иоанновом Крещении в Иордане? Представим себе явление, обозначенное в Ветхом Завете словом "грехопадение". Оно состоит в том, что известные существа, застывшие на ступени развития древней Луны, стали воздействовать в лемурийскую эпоху на человеческое астральное тело. Последнее было проникнуто люциферическими сущностями. Это образно представлено как грехопадение в раю. Вследствие проникновения этих сил в человеческое астральное тело человек глубже погрузился в земное бытие, чем это должно было произойти при нормальном ходе развития. Если бы человек избежал влияния Люцифера, он проделал бы путь своего земного развития, как бы в высших сферах, менее погружаясь в земную материю.

Вследствие этого влияния человек раньше спустился на землю, чем это должно было случиться. И если бы не произошло ничего другого, то тогда влияние люциферических сил, направленных на астральное тело человека, распространилось бы на его эфирное тело. И мировые силы должны были это предотвратить. Потому должно было произойти нечто совершенно особенное. Что под этим подразумевается, будет еще с другой стороны освещено в моем "Тайноведении", которое скоро должно появиться. Человек не должен был оставаться далее в этом положении, т. е. воспринявшим в свое астральное тело люциферические силы. Необходимо было оградить его эфирное тело от воздействия люциферических существ. Это было достигнуто тем, что человек был лишен возможности полностью использовать свое эфирное тело, он не мог по собственному произволу распоряжаться частью своего эфирного тела. Если бы не это совершенное богами благодеяние, человек удержал бы за собой возможность пользоваться всем своим эфирным телом и уже никогда не нашел бы нужного пути в земном развитии. Известная часть человеческого эфирного тела должна была быть выделена и сохранена для позднейших времен. Представим перед нашим духовным взором эту выделенную часть человеческого эфирного тела.

Человек состоит из элементов, находящихся также и во внешнем мире: из "земли", или твердого, из "воды", или жидкого, из "воздуха", или газообразного. Таковы элементы, образующие физическое тело человека и вообще все физическое. "Эфирное" начинается с первого эфирного состояния материи, которое называют состоянием огненно-эфирным, или просто "огня". Огонь или теплота, т. е. то, что современная физика не считает субстанциональным, а лишь простым движением, - суть первое состояние эфира. Второе состояние эфира - это светоносный эфир, или просто свет. Третье эфирное состояние есть нечто, что не проявляется сперва перед человеком в своем первоначальном образе. Человек воспринимает отблеск этого эфирного состояния в физическом мире в виде тона или звука. В основе же того, что внешне является звуком, лежит нечто утонченное, эфирное, нечто духовное. Физический звук есть лишь призрак духовного эфирного звука, или числового эфира. Наконец, четвертое эфирное состояние есть истинный жизненный эфир, лежащий в основе всего живого.

В современном физическом человеке все душевное запечатлевается в его физической и эфирной телесности. И все душевное соотнесено с определенными субстанциями эфирного. То, что мы называем волей, в эфирном выражено в том, что обозначается "огнем". Тот, кто хоть немного восприимчив к известным соотношениям, тот почувствует, что есть известное основание говорить, что воля, выражающаяся физически в крови, живет в огненной стихии эфира. Воля физически отражается в крови, точнее - в движении крови. То, что мы называем чувством, выражается в части эфирного тела, соответствующей световому эфиру. По этой причине ясновидящий видит волевые импульсы человека как огненные пламена, пронизывающие его эфирное тело и озаряющие его астральное тело. Чувства же он видит в виде световых образов. Пережитые человеком в собственной душе и выраженные в словах мысли суть только призраки мыслей, так же как физический звук есть лишь призрак чего-то высшего. Слова имеют органом звуковой эфир. В основе наших слов лежат мысли; слова являются формой выражения мысли. Эти формы выражения наполняют эфирное пространство, посылая свои вибрации через звуковой эфир. Но физический звук - это лишь слабая тень подлинных мыслительных вибраций. Внутреннее всех наших мыслей, то, что придает им смысл, - это принадлежит по своему эфирному состоянию к истинному жизненному эфиру.

Смысл - Жизненный эфир
Мышление - Звуковой эфир
Чувство - Световой эфир
Воля - Огненный, или тепловой, эфир
Воздух
Вода
Земля

Из всех этих четырех форм эфира в лемурийскую эпоху, с момента люциферического влияния на человека, остались свободными в распоряжении человека лишь две низшие формы, огненный и световой эфир, а двумя же высшими, именно, звуковым и жизненным эфирами, человек был лишен возможности распоряжаться. В этом внутренний смысл Библейского повествования о том, как человек вследствие люциферического влияния получил возможность различать добро и зло, или, образно выражаясь, "вкусил от древа познания добра и зла", и был лишен возможности "вкусить от древа жизни". Это означает, что у человека было отнято то, что свободно, произвольно пронизало бы этот мыслительный эфир и смысловой эфир. С этого момента люди должны были развиваться следующим образом: в каждом человеческом волеизъявлении было представлено то, что соответствовало его воле. Свою волю, так же, как и свои чувства, человек может сделать "личными". Чувства и воля свободно даруются человеку как его личное.

Отсюда проистекает индивидуальный, личный характер того, что связано с чувством и волей. Но личный элемент немедленно стирается, как только мы поднимаемся от чувства к мысли, даже к выражению мыслей на физическом плане - к словам. В то время как чувство и воля являются личными для каждого человека, слова и мысли являются чем-то всеобщим. Мы не можем каждый мыслить единолично. Если бы мысли были столь же личными, как чувства, мы никогда не могли бы понять друг друга. Итак, мысль и сознание были изъяты из человеческого произвола и сохранены в божественных сферах для того, чтобы лишь позже быть переданными человеку. Потому мы на земле можем везде найти индивидуальных людей с индивидуальными чувствами и индивидуальными волевыми импульсами, но мы имеем повсюду у каждого народа одинаковое мышление и одинаковый язык. Там, где есть общий язык, там господствует и общее народное божество. Эта сфера изъята из человеческого произвола, в ней действуют временно Боги.

Когда Заратустра указывал на царство духовного, он мог сказать: "Вниз с неба струится теплота и огонь, с неба нисходит свет; все это лишь одеяния Аура Маздао. Но за этими одеяниями скрывается то, что еще не спустилось вниз, что еще остается там, в небесных высях, и лишь отбрасывает свою тень на физические мысли и физические слова людей". За солнечной теплотой и светом скрыто то, что живет в звуке, в сознании, что открывается лишь тому, кто может прозревать скрытое за светом, что относится к земному слову, как небесное слово к временно уберегаемой для становления человечества части жизни. "Взгляните вверх, на Аура Маздао: вы видите, как он открывается в физическом облачении из света и тепла. За этим облачением сокрыто Божественное Творческое Слово, Которое приближается к Земле".

Что такое Вишва-Карман, Аура Маздао, Христос в его истинном образе? - Божественное Творческое Слово! Поэтому в учении нам встречается поразительное сообщение о том, что Заратустра был посвящен, дабы воспринять в свете своего Аура Маздао, но также еще и божественное Творческое Слово, Гоновер, Которое должно низойти на землю и Которое низошло-таки при Иоанновом Крещении в отдельное человеческое эфирное тело. То, что хранилось с лемурийской эпохи, Слово, - Духовное Слово, - низошло при Крещении Иоанном с эфирных высот в эфирное тело натановского Иисуса.

Что же случилось по окончании Крещения? "Слово стало плотью". Что возвещали Заратустра и те, которые знали Его тайну? Как провидцы, они возвещали Слово, сокрытое за теплотой и светом. Они были служителями Слова. И автор Евангелия от Луки писал то, что возвещалось "самовидцами", ставшими вследствие этого служителями Слова. Так мы видим на этом примере, насколько буквально надо принимать Евангелия. То, чего было лишено человечество вследствие люциферического принципа, стало плотью в одной единственной индивидуальности, низошло и жило на земле. Это Существо является величайшим образцом для того, кто мало-помалу начнет постигать Его природу. Наша земная мудрость должна брать пример у Бодхисатв, задачей которых было во все времена возвещать то, чем является среди них Тринадцатый. И мы должны синтезировать все то, что дает нам духоведение; должны использовать нашу мудрость, наши познания, выводы духовного исследования, дабы проникнуть в существо и природу Вишва-Кармана, Аура Маздао - Христа.


См. также:
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Луки. 1-й доклад, часть 1
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Луки. 1-й доклад, часть 2
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Луки. 2-й доклад, часть 1
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Луки. 2-й доклад, часть 2
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Луки. 3-й доклад, часть 1
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Луки. 3-й доклад, часть 2
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Луки. 4-й доклад, часть 1
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Луки. 4-й доклад, часть 2
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Луки. 5-й доклад, часть 1
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Луки. 5-й доклад, часть 2
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Луки. 6-й доклад, часть 1
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Луки. 6-й доклад, часть 2
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Луки. 7-й доклад, часть 1

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy

Tags: Штайнер, эзотерика
Subscribe

Posts from This Journal “Штайнер” Tag

promo philologist ноябрь 4, 02:34 1
Buy for 100 tokens
Боккаччо Дж. Декамерон: В 4 т. (7 кн.) (формат 70×90/16, объем 520 + 440 + 584 + 608 + 720 + 552 + 520 стр., ил.). Желающие приобрести это издание могут обратиться непосредственно в издательство. Контакты издательства: ladomirbook@gmail.com; тел.: +7 499 7179833. «Декамерон»…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments