Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Рудольф Штайнер. Евангелие от Луки. 8-й доклад, часть 2

Базель, 24 сентября 1909 г.

Сколько бы очевидных доказательств не находили бы мы во внешнем мире, мы должны проникнуть во внутреннее, должны выработать в нас самих уверенность в том, что если иногда антропософские истины оказывают на человека наступательное действие, то это происходит только потому, что они затрагивают нездоровые стороны человека. Духовная мудрость здорова всегда, люди же, наоборот, часто оказываются больными. Потому понятно, что теперь не все может быть раскрыто из того, что скопил человек на протяжении времен в области духовной мудрости. О том же, чтобы вред не был слишком силен, - об этом заботятся; городского ребенка не шлют на изнурительный для него горный воздух. Потому время от времени можно сообщать лишь то, что в среднем в состоянии перенести человек. Если бы сейчас открыть людям всю глубину духовной мудрости, то многие сломились бы под этой огромной тяжестью, как с физически слабым здоровьем на горном воздухе. Только медленно и постепенно могут быть явлены человечеству эти великие истины; но это произойдет и поведет к всестороннему оздоровлению человечества.



Все это скрыто за обобщенным понятием духовнонаучного движения. Люди лишь медленно и постепенно могут завоевать то, что они однажды потеряли, т. е. господство душевно-духовного над материальным. Это терялось медленно, начиная с древнеиндийской эпохи: еще в греко-латинской эпохе были люди, имевшие как наследие других времен выделенное из физического эфирное тело; такие люди всей своей организацией были доступны духовно-душевным влияниям. Потому именно тогда должен был появиться Христос Иисус. Если бы Он появился в наше время, то Он не мог бы теперь действовать так, как Он действовал тогда, и не смог бы стать великим прообразом человека. В настоящее время Христос столкнулся бы с человеческой организацией, гораздо глубже погруженной в физическую материю. Он Сам должен был бы воплотиться в физическую организацию, которая не могла бы оказывать такого могучего душевно-духовного влияния на физическое, как тогда.

Но это касается не только Христа Иисуса, но и всех подобных явлений, и мы поймем эволюцию человечества лишь тогда, когда осветим ее именно с этой точки зрения. Это касается, например, и Будды и его появления на земле. Будда даровал нам великое учение о любви и сострадании и все, что с этим связано и описано в "восьмичленном пути". Но неужели вы думаете, что если бы он появился на земле теперь, то он мог бы нам даровать то же и тем же способом? Конечно, нет, ибо теперь невозможна та физическая организация, которая дала Будде возможность совершить его развитие. Физическая организация меняется постоянно. И нужен был именно тот момент и та образцовая человеческая организация, чтобы спустившийся на землю Будда мог даровать человечеству могучий импульс будущего развития, заложенный в "восьмичленном пути", чтобы люди могли постичь его духовно. Теперь человечеству предписано постепенно усваивать духовно-душевно этот "восьмичленный путь". Кажется поразительным, но это верно: все то, что было с тех пор достигнуто человечеством в его философских и нравственных учениях, - все это лишь слабая попытка достигнуть того, что было даровано Буддой.

Сколько бы люди не преклонялись перед различными философскими системами, сколько бы не мечтали о кантианстве и подобных вещах, - все это мелочи, все это самое элементарное из того, что заключено во всеобъемлющих истинах "восьмичленного пути". Лишь медленно и постепенно может человечество подняться до познания того, что скрыто за его словами. Такой импульс дается сперва в соответствующий момент в одном всеобъемлющем событии, и уже отсюда развитие идет дальше. Здесь лежит точка отсчета для человечества, и оно когда-нибудь через долгое время достигнет того, что первоначально как мощное деяние было прообраз но установлено. Так в свое время восстал Будда и принес учение о любви и сострадании как знамение для грядущих поколений, коим надлежит медленно и постепенно овладевать способностью из самих себя познавать то, что заложено в "восьмичленном пути". И в шестом культурном периоде будет уже значительное число людей, обладающих такой способностью. О, мы еще весьма далеки от того, чтобы люди могли сказать себе: то, что прообразно было установлено Буддой за пять-шесть столетий до нашего летосчисления, это мы можем теперь найти из своей собственной души; в своей собственной душе мы теперь уподобились Будде.

Шаг за шагом человечество должно подниматься к вершине. Первыми последователями являются те, которые, обладая соответствующей индивидуальностью, пришли в великое время и путем унаследованных способностей получили возможность понимать такие вещи. Остальная масса человечества поднимается значительно медленнее и лишь позднее достигнет дарованного ему идеала. Когда большинство человечества станет способным переживать "восьмичленный путь" личным познанием своей души как свою собственность, а не как нечто, полученное извне от буддизма, тогда оно окажется далеко подвинутым и в другом отношении. Прочтите в моей книге "Как достигнуть познания высших миров" о том, как связано развитие 16-лепесткового лотоса с "восьмичленным путем". Именно посредством этого "восьмичленного пути" люди получают возможность развить в себе 16-лепестковый лотос, ибо они внутренне связаны друг с другом. И у человека, способного видеть развитие человечества, есть определенный критерий для того, чтобы судить о степени этого развития: это степень развития 16-лепесткового лотоса - одного из первых духовных органов, долженствующих служить человеку в будущем. Когда этот орган будет развит, тогда наступит определенное господство духовно-душевного над физическим.

Лишь человек, уже теперь начавший свое духовное эзотерическое развитие, имеет право сказать, что он стоит на пути именно к воплощению в жизнь "восьмичленного пути". Другие же лишь изучают его. Это, конечно, тоже необходимо и послужит побудительным мотивом в дальнейшем. Мы видим, что духовно-душевное может быть действенно лишь в том, кто начал органически сливать с собственной душой то, что даровано ему как духовная мудрость. Ибо, поскольку "восьмичленный путь" делается собственным переживанием души, постольку он действует на физическое. Материалисты могут сказать нам на это: "Представьте себе человека, ставшего на путь духовного развития, начавшего оживлять в себе духовные истины, как вы выражаетесь; если такой человек умирает в 50 лет, то из этого явствует, что духовные истины мало помогли ему в смысле удлинения его жизни". Жаль только, что при такого рода возражениях не говорится о том, сколько бы лет прожил этот человек, если бы он не пошел путем духовного развития; может быть, он жил бы тогда лишь до 40 лет? Сначала надо решить этот вопрос. Люди всегда констатируют только то, что есть, и не обращают внимания на то, чего нет. Важно видеть вещи под этим углом.

Вплоть до четвертой культурной эпохи, когда явился Христос, человечество постепенно лишалось господства духовно-душевного над физическим; в эту четвертую эпоху еще значительное число людей обладало возможностью действовать посредством духовного на физическое. Тогда-то и должен был явиться Христос. Если бы Он явился в мир позже, то не могли бы быть явлены те вещи, коими было отмечено Его пришествие. Столь великое явление должно было быть явлено миру именно в нужное время. И что же означает вступление Христа в мир? Человек, правильно понимающий Христа, заполнивший Им все свое Я-сознание, учится пользоваться своим самосознанием, дабы Его Я вполне и всецело господствовало надо всем тем, что есть в человеке. Это и будет пришествие Христа в мир. Это себя само осознавшее Я и будет тем, что вновь покорит себе все то, что человечество потеряло в течение времен. Как "восьмичленный путь" должен был быть сперва дарован Буддой, так же однажды на исходе старых времен должно было быть зримо представлено господство принципа Я надо всем, что существовало в мире внешней телесности. Ныне это уже не могло бы совершиться в такой форме.

Теперь появление Христа не могло бы оказать столь могучего, оздоровляющего влияния на окружающее, как в то время. Для этого было необходимо именно то время и те люди, которые обладали еще значительно выделенным из физического тела эфирным телом, позволявшим им воспринимать через простое слово, через простое прикосновение те мощные воздействия, от которых теперь остались лишь слабые отзвуки. Человечество начало развивать свое Я для того, чтобы сперва постигнуть Христа, а затем уже, исходя из этого, опять приобрести то, что оно однажды потеряло. На последних представителях древнего человечества должно было быть показано, как Я, выразившееся совершенно в одном человеке, Христе Иисусе, - так, как в конце существования Земли оно выразится во всех людях, - как это Я во всех областях могуче действовало на человека того времени. Это-то и представляет нам автор Евангелия от Луки, показывая, что Христос принес в мир такое Я, которое проницает физическое, эфирное и астральное тела человека так, что может могучим, оздоровляющим образом влиять на всю телесность. Это должно было быть явлено миру для того, чтобы показать, что, когда люди в ходе грядущих тысячелетий усвоят силу, которая некогда исходила из Я Христа, тогда от Я людей смогут исходить воздействия, сродни тем, что некогда излучались в человечество Христом. Это должно было быть явлено во всех областях, но все это могло было быть явлено лишь тогдашнему человечеству.

В числе прочего также было указано на болезни, имевшие истоки в астральном теле человека. То, как проявлялись эти болезни, связано с существом всего человека. Если теперь человек обладает дурными нравственными качествами, то эти последние проявляются, вероятно, лишь как дурные свойства его души, ибо в наше время душа не имеет той власти над телом, как во времена Христа, и потому теперь не каждый грех легко становится внешней болезнью. Но постепенно мы приближаемся к тому состоянию, когда эфирное тело опять начинает выступать за пределы физического тела. Для человечества наступает эпоха, когда надо особенно внимательно следить за тем, чтобы душевные пороки в моральном и интеллектуальном отношении не выразились бы как физическая болезнь. Это опять уже начинается, и многие из тех болезней, наполовину душевных, наполовину телесных, называемые иначе нервными, обозначают начало этой эпохи. Нынешние люди в своих восприятиях и мыслях восприняли дисгармонию внешнего мира, что может выразиться лишь в таких явлениях как истерия и т. п.

Все это связано со своеобразностью нашего духовного развития, которому мы теперь идем навстречу, освобождая наше эфирное тело. В то время, когда Христос появился на земле, существовало много людей, в которых грехи именно нравственного характера, проистекавшие от прежних отрицательных душевных качеств, проявлялись как болезнь. То, что, по существу, заключается в астральном теле как греховность, что проявляется как болезнь, названо в Евангелии от Луки бесноватостью. Когда человек вовлекает в свое астральное тело посторонних духов, не имея вместе с тем возможности властвовать над своим существом через свои лучшие качества, это называется бесноватостью. У людей, имевших древнее обособление эфирного тела от физического, в подавляющем большинстве случаев дурные качества и свойства проявлялись как болезненная форма, названная в Евангелии от Луки бесноватостью. Евангелие от Луки говорит, что подобные люди исцелились близостью и словами Той Индивидуальности, в Которой был воплощен Христос, и что Ею изгонялось все то злое, что заключалось в таких людях. Это дано нам как прообраз того, что в конце земного развития хорошие качества людей будут оздоровляюще влиять на все остальные человеческие свойства.

В главе, называемой обычно "исцелением расслабленного", описывается совсем не то заболевание, которое обычно здесь подразумевается, но люди не способны замечать всех тонкостей, скрывающихся за евангельскими словами. В действительности эта глава должна называться "исцелением парализованного" (Лк. 5, 17 - 26) (ибо в греческом тексте на этом месте стоит слово "paralelymenos"; это означает человека с парализованными конечностями). В то время знали, что эта болезнь проистекала из дурных качеств эфирного тела. Рассказом об исцелении расслабленного нам дается понять, что силы Христа Иисуса простирались не только на астральное тело, но и на эфирное тело, и что люди с поврежденным эфирным телом могли переживать Его исцеляющие влияния. И, говоря об этом "тяжком грехе", проникающем вплоть до эфирного тела, Христос употребляет совершенно особое выражение. Он не просто говорит расслабленному: "Встань и ходи", - но Он подходит к причине, простирающейся на эфирное тело и проявившейся в форме болезни, и говорит: "Отпускаются тебе грехи твои". Это ясно указывает на то, что сперва должно быть удалено порождающее болезнь духовное, то, что как грех въелось в эфирное тело. Но обычное исследование Библии не доходит до таких тонких различий, оно не видит того влияния, которое имел Христос не только на тайны астрального и эфирного тел, но даже и на тайны физического тела.

Почему же мы говорим о тайнах физического тела как о высших? Взаимное влияние астральных тел очевидно. Вы можете, например, поранить другого человека, произнося исполненное ненависти слово; это - процесс. Человек слышит оскорбление и переживает его как страдание в своем астральном теле. В подобном случае мы имеем как бы некий обмен между двумя астральными телами. Соответствующий обмен между двумя эфирными телами происходит уже гораздо сокровеннее, ибо к нему относятся утонченные влияния человека на человека, на которые ныне больше не обращают внимания. Но самыми скрытными являются влияния, обусловливающие взаимодействия физических тел, ибо последние наиболее забронированы от духовного плотной физической материей. И вот нам указывается, что Христос Иисус имеет власть над физическим телом. Но каким образом это делается? Здесь мы коснемся главы, совершенно не понятной современным материалистам. Хорошо, что на этом цикле докладов собрались только подготовленные слушатели духовной науки, ибо человек с улицы посчитал бы то, о чем пойдет речь, за полное безумие, даже если прочее держал бы за полу-безумие или четверть безумие.

Христос Иисус указует на то, что Он прозревает сквозь физическую телесность и влияет на нее. Это доказывается тем, что Он Своей силой исцеляет даже те болезни, которые коренятся в физическом теле человека. Чтобы уничтожить болезни физического тела, необходимо знать таинственные влияния физических тел друг на друга. Для того, чтобы действовать духовно, нельзя рассматривать человека как существо, замкнутое в своей коже. В этом отношении собственный палец разумнее нас самих: он знает, что кровь циркулирует в нем потому, что он составляет часть всего нашего тела, и что он засохнет, если будет отделен от остального организма. Подобным же образом, рассматривая организацию своего тела, человек должен знать, что своей физической организацией он принадлежит всему человечеству, что в мире происходит непрерывное воздействие одного человека на другого и что физическое здоровье одного человека нельзя отделить от здоровья всего человечества. Современные люди допускают это в отношении более грубых влияний и отказывают в этом воздействиям более тонкого порядка. Это происходит потому, что современное человечество не хочет знать фактов.

Между тем, в Евангелии от Луки указывается именно на эти утонченные влияния. В восьмой главе говорится об исцелении дочери Иаира "Когда же возвратился Иисус, народ принял Его, потому что все ожидали Его. И вот, пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и падши к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом, потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти. Когда же Он шел, народ теснил Его. И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержавши на врачей все имение, ни одним не могла быть вылечена, подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось" (Лука 8, 40 - 44). Христос Иисус должен был исцелить двенадцатилетнюю дочь Иаира. Но как мог Он сделать это, если она была при смерти? Это возможно лишь тогда, когда известна связь данной физической болезни с другим соответствующим явлением у другого человека. Данная болезнь не может быть исцелена да тех пор, пока не примется во внимание это другое явление. Ибо, когда рождалась эта дочь Иаира, существовало известное глубокое, обоснованное в карме взаимоотношение между ней и некой другой личностью. Потому нам говорится о том, как некая женщина, 12 лет страдавшая болезнью, приблизилась к Христу Иисусу и коснулась края Его одежды. Почему упоминается здесь об этой женщине? Только потому, что ее карма была связана с кармой дочери Иаира. Эта двенадцатилетняя девочка и женщина, 12 лет страдавшая болезнью, связаны друг с другом. И недаром указывается на эту тайну чисел.

Ко Христу Иисусу подходит женщина, 12 лет страдающая болезнью, и Он, исцелив ее, может войти в дом Иаира и исцелить двенадцатилетнюю девочку, уже считавшуюся мертвой. Необходимо столь глубоко входить в положение вещей, чтобы установить карму связывающую людей друг с другом. Тогда можно увидеть третий род воздействия Христа, - тот, что простирается на весь человеческий организм. Высокая деятельность Христа должна быть рассмотрена именно с учетом вышесказанного, что явлено нам в Евангелии от Луки.

В нем наглядным образом указывается на то, как влияло Я-Существо Христа на все члены человеческого существа. В этом-то и заключается сущность всего. И автор Евангелия от Луки в подобных местах хотел показать, что, в сущности, эти исцеления выявляют перед нами то, до какой высокой ступени развития может дойти человеческое Я. Он показывает, как должен был действовать Христос на астральное, эфирное и физическое тела человека. Лука как бы ставит миру великий идеал человечества: "Посмотрите на ваше будущее - как бы говорит он нам, - ныне, на настоящей ступени вашего развития, ваше Я еще слабо, власть его еще мала. Но постепенно оно будет становиться властелином астрального, эфирного и физического тел и будет преобразовывать их. Перед вами великий идеал Христа Иисуса, показывающий людям, какова может быть эта власть человеческого Я над астральным, эфирным и физическим телами человека".

Эти истины, лежащие в основе Евангелий, могли быть написаны лишь теми, кто опирался не на внешние документы, а на свидетельства "личнозрящих" и "служителей Слова". Человечество лишь постепенно будет усваивать убеждение в истинности того, что скрыто за Евангелиями. И тогда постепенно то, что лежит в основе религиозных документов, будет усвоено с такой интенсивностью и силой, что оно в действительности будет влиять на все члены человеческого существа.


См. также:
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Луки. 1-й доклад, часть 1
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Луки. 1-й доклад, часть 2
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Луки. 2-й доклад, часть 1
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Луки. 2-й доклад, часть 2
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Луки. 3-й доклад, часть 1
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Луки. 3-й доклад, часть 2
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Луки. 4-й доклад, часть 1
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Луки. 4-й доклад, часть 2
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Луки. 5-й доклад, часть 1
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Луки. 5-й доклад, часть 2
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Луки. 6-й доклад, часть 1
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Луки. 6-й доклад, часть 2
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Луки. 7-й доклад, часть 1
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Луки. 7-й доклад, часть 2
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Луки. 8-й доклад, часть 1

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy

Tags: Штайнер, эзотерика
Subscribe

Posts from This Journal “Штайнер” Tag

promo philologist november 4, 02:34 1
Buy for 100 tokens
Боккаччо Дж. Декамерон: В 4 т. (7 кн.) (формат 70×90/16, объем 520 + 440 + 584 + 608 + 720 + 552 + 520 стр., ил.). Желающие приобрести это издание могут обратиться непосредственно в издательство. Контакты издательства: ladomirbook@gmail.com; тел.: +7 499 7179833. «Декамерон»…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments