Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Category:

Рудольф Штайнер. Евангелие от Луки. 9-й доклад, часть 1

Базель, 25 сентября 1909 г.

Евангелие от Луки может быть понято лишь тогда, когда развитие человечества понимается в том высоком смысле, который открывается нам духовной наукой, т. е. когда действительно принимаются во внимание перемены, происходившие в ходе развития человечества и совершенно изменившие организацию человека. Если мы хотим объяснить себе - а это необходимо для постижения Евангелия от Луки - тот радикальный процесс, происшедший с человечеством во времена Христа Иисуса, мы должны сравнить его с тем явлением, которое происходит в наше время, хотя и не так быстро, но все же достаточно ясно, чтобы его могли воспринять видящие. Чтобы понять это, мы должны раз и навсегда порвать с часто высказываемым мнением, будто природа и эволюция не делают "скачков", как нам охотно диктует удобство мышления. Это совершенно ложное представление, ибо в действительности, наоборот, природа постоянно делает скачки, в этом и есть вся мудрость эволюции. Посмотрите на развитие зародыша растения: когда растение выпускает первые листки, в этом уже заметен скачок.



Следующий скачок происходит тогда, когда растение переходит от листка к цветку; далее - при переходе от внешней части бутона к внутренней и дальнейший, особенно резкий скачок происходит в момент завязи плода. В природе постоянно происходят скачки, и кто этого не видит, тот ее никогда не постигнет. Такой человек, наблюдая, как иногда развитие человечества идет вперед черепашьим шагом, должен предположить, что и в другие времена развитие шло тем же темпом. Однако, может быть, что в определенный момент времени, развитие, до тех пор медленно продвигавшееся вперед, вдруг делает скачок, наподобие того, как у растения после медленного развития листков вдруг появляется цветок. Такой огромный скачок в развитии человечества произошел в момент явления на земле Христа Иисуса: тогда имел место такой скачок - в сравнительно короткое время почти совершенно исчезло древнее ясновидение и господство духовного над телесным. Но до того как произошел этот перелом должно было быть соединено воедино все, что являлось наследием древних времен. Этому и должен был содействовать Христос Иисус, лишь тогда могло быть еще раз воспринято человечеством нечто новое и лишь после этого оно могло медленно и постепенно развиваться.

Такой же скачок, хоть и не столь резкий, произошел и в наше время в другой области. Этот скачок протекал в более долгий период времени, но, тем не менее, он должен вполне ясно предстать перед всяким, кто стремится понять нашу эпоху. Лучшее представление об этом скачке мы получаем тогда, когда обращаемся к людям, которые, исходя из того или иного духовного направления, пришли к духовной науке. То, что я говорю, это только пояснение, отнюдь не порицание. Возможно, например, - и это случается довольно часто, - что представитель той или иной религиозной общины приходит на духовнонаучный доклад, связанный с сущностью христианства, прослушав который, говорит: "Все это прекрасно и, в сущности, совершенно не противоречит тому, что мы говорим с амвона и кафедры, но мы говорим так, что это понятно каждому, то же, что говорится здесь, может быть понято лишь немногими". Такое часто случается. Тот, кто говорит или думает, что можно понимать христианство лишь так, как понимает его или проповедует он сам, тот упускает из виду, что люди обязаны судить не сообразно своим склонностям, а согласно фактам. И однажды я должен был ответить такому человеку следующее* (*См. также доклад от 5 марта 1920 г. в "Противоположностях в развитии человечества" (GA, том 197)): "Вы, может быть, думаете, что вы проповедуете христианские истины для всех людей. Но ваша вера в данном случае ничего не решает, а решают факты. Все ли люди ходят к вам в церковь? Нет, факты говорят обратное. Тем, для кого вы знаете, как надо, - для тех именно не существует духовной науки; она существует для тех, кому нужно нечто иное". Мы должны судить согласно фактам, а не по нашим предпочтениям. Но людям очень трудно отличать свои собственные предпочтения от фактов.

И если бы таким людям, которыми заправляет мнение, что они знают, как надо, и которые приходят в ужас, когда другие говорят по-другому, духовная жизнь совсем не могла бы ничего противопоставить, что бы произошло тогда? Тогда все увеличивалось бы количество людей, которые не могли бы слышать ту манеру провозвестия духовных истин, что принята до сих пор в том или ином традиционном течении. Все меньше бы становилось людей, которые посещали бы места, где говорится о духовных истинах в старой манере. И не будь духовной науки, эти люди не имели бы никакого удовлетворения своих духовных потребностей. Они погибли бы из-за отсутствия духовной пищи. Но форма, в которой дается людям духовная пища, не зависит от воли одного человека, она зависит от человеческого развития. В настоящий момент мы фактически переживаем время, когда люди ищут удовлетворения своих духовных потребностей, в том числе объяснения Евангелий и т. д. Но важно не то, как нам хотелось бы давать духовную пищу, а то, как этого требует человеческая душа. Поистине, в наше время родилась тоска по духовной науке. И возможность удовлетворения духовных потребностей времени вовсе не зависит от того, кто хочет учить чему-либо другому, ибо у него будет все меньше и меньше слушателей.

Мы живем в то время, когда из человеческих сердец все более исчезает возможность понимать Библию так, как ее понимала европейская культура в течение последних черытех-пяти веков. Или люди воспримут духовную науку и с ее помощью научатся познавать Библию в новом свете, или, наоборот, люди придут к тому, как это теперь и бывает, что совершенно не смогут воспринимать духовную науку и понимать Библию. Человечество совершенно потеряет Библию, она исчезнет, и ее духовные сокровища, наиважнейшие в развитии Земли, будут потеряны для человечества. Вот, на что нам надо обратить внимание. Мы стоим перед таким скачком в нашем развитии. Человеческое сердце требует духовнонаучного объяснения Библии; если человечество сможет его воспринять, Библия по-прежнему останется благословением человечества, если же этого не случится, Библия будет потеряна. Это должны сказать себе те, кто думают непременно удержать свои предпочтения по части устоявшейся манеры подступов к Библии. Таким образом можно охарактеризовать этот скачок, делаемый нами в настоящий момент нашего развития. И того, кто знает этот факт, не собьют с толку преграды антропософского духовного течения, ибо он знает всю необходимость последнего для развития человечества.

Но то, что происходит ныне, рассмотренное с высшей точки зрения, есть нечто относительно малое по сравнению с тем, что произошло тогда, когда Христос явился на земле. В то время развитие человечества достигло такой ступени, когда существовали последние отпрыски древнего развития, начало которого надо даже относить к прежним воплощениям нашей Земли. Человек развивался, главным образом, в физическом, эфирном и астральном телах; хотя его Я вчленилось уже давно в телесную организацию, но в то время оно играло еще подчиненную роль. Совершенно самосознающее Я было еще покрыто тремя покровами: физическим, эфирным и астральным телами. Так было вплоть до появления Христа. Предположим, что Христос не пришел бы на землю, - что произошло бы тогда? Тогда человеческое развитие шло бы к полному выявлению Я; но постольку, поскольку бы выявилось это Я, исчезли бы и все выдающиеся способности физического, эфирного и астрального тел; все прежнее ясновидение, прежнее господство души и духа над телом исчезли бы, ибо это было необходимостью развития. Человек стал бы "самосознающим Я", но это Я все больше бы вело человека к эгоизму и к тому, что любовь умерла бы, исчезла бы на земле. Человек превратился бы в эгоистичное Я - в этом самое главное.

В эпоху палестинских событий человечество созрело до возможности развития своей самости, своего Я, благодаря чему оно уже потеряло возможность воспринимать старый способ влияния. В древнееврейском развитии, например, Закон, Синайское провозвестие, мог воздействовать потому, что Я не было вполне выявлено и что астральному телу, которое тогда являлось наивысшим, могло быть внушено и запечатлено то, что правильным образом оно должно было действовать во внешнем мире. Таким образом, Синайский закон является последним провозвестием перед полным выявлением Я. Если бы Я выявилось и ничего другого не произошло бы, человек смотрел бы только на свое Я. Человечество уже созрело для развития Я, но Я было бы пустым - Я, которое думало бы только о себе самом и не желало бы трудиться для других или для мира.

Придать этому Я содержание, постепенно подвигнуть это Я к такому развитию, чтобы оно изливало из себя ту силу, которую мы именуем силой любви, - в этом было деяние Христа на земле. Без Христа Я стало бы пустым сосудом; благодаря явлению Христа Я все больше и больше сродни сосуду, наполняемому любовью. Потому Христос мог сказать окружающим: "Вы говорите, видя, как собираются облака, будет такая или другая погода; так по внешним признакам вы судите о погоде. Но знаков времени вы не понимаете. Если бы вы их понимали и могли судить о происходящем вокруг, то знали бы, что Бог хочет запечатлиться в Я, Он его проникает, наполняет; и тогда бы вы не сказали: мы можем жить и тем, что досталось от старых времен. - Что происходит из старых времен, это дают вам книжники и фарисеи, которые хранят старое и не хотят прибавить ничего к тому, что было дано людям ранее. Но это закваска, ставшая непригодной в эволюции человечества. А кто скажет: я хочу остаться при Моисее и Пророках, тот не понимает знамений времени, не знает, какого рода переход переживает человечество". (Лк. 12, 54 - 59). В многозначительных словах говорит Христос Иисус окружающим, что не от личных предпочтений зависит, будет ли человек теперь христианином или нет, но от необходимости грядущего развития человечества. Речью, переданной Евангелием от Луки словами о "знамениях времени", Христос Иисус хочет сделать понятным, что старой закваски книжников и фарисеев, сохраняющих только старое, недостаточно, а верить, что достаточно, могут лишь те, кто чувствует потребность судить по своим предпочтениям и не считаются с необходимостью для развития мира учить иным вещам. Потому-то Христос называет ложью то, чего хотели книжники и фарисеи и что более не соответствует состоянию мира. Вот, что, собственно, значит это выражение.

Мы можем лучше поставить эмоциональную энергию Его речи перед своей душой, если сравним ее со сходными процессами, происходящими в наше время. Как надо в связи с указанным говорить в наше время, если хотеть целиком перенести на наше время то, что Христос Иисус сказал о книжниках и фарисеях? Есть ли в наше время кто-то подобный книжникам? Да, есть! И это те, кто не хотят идти вровень с более глубокими разъяснениями Евангелий, что хотят остаться при том, что им могут сообщить относительно Евангелий способности, приобретенные без духовной науки; это те, кто не хотят спуститься в подосновы Евангелий, что возможно благодаря духовной науке. Все попытки интерптетировать Евангелия - неважно, более прогрессивным ли или более ретроградным способом - неудовлетвотительны. Ибо сила, чтобы смочь интерпретировать Евангелия, вырастает только на духовнонаучной почве, и только на ней. Только из духовной науки можно обрести истину относительно Евангелий! Потому-то все остальное, что в наши дни составляет евангельское исследование, так неутешительно, оставляет столь равнодушным, если мы в самом деле хотим исследовать истину. Только в наше время к книжникам и фарисеям прибавилась третья категория людей, - естественники, - так что на сегодня мы можем говорить о трех категориях, желающих исключить все, что ведет к духовному, и способности, которые может приобрести человек, чтобы придти к духовным основам природных явлений. И те, которым в наше время, говоря в смысле Христа Иисуса, надо противостоять, сидят теперь зачастую на кафедрах; они наложили руку на классификацию природных явлений и отклоняют духовные объяснения. Это те, что тормозят прогресс в развитии человечества, ибо прогресс человечества тормозится повсеместно, когда не хотят узнавать в указанном смысле знаки времени.

В наше время только отвечало бы следованию за Христом Иисусом, когда находят мужество, как Он, обратиться против тех, кто хотел бы признавать только Моисея и пророков, повсеместно обращаться против тех, кто хотят воспрепятствовать прогрессу человечества, когда они выступают против антропософской интерпретации Писаний, с одной стороны, и проявлений природы, - с другой. Порой это вполне приличные люди, охотно желающие там и сям внести некий неопределенный мир. Таким людям надо в своем сердце взращивать нечто из того, что именно Христос Иисус говорил в смысле Евангелия от Луки.

К числу прекраснейших и проникновеннейших притч Евангелия от Луки относится та, что обычно называют притчей о неверном управителе. (Лк. 16, 1 - 13). Там рассказывается: У одного богатого человека был домоуправитель, на которого было донесено, что он расточает хозяйское добро, и поэтому хозяин решил уволить этого домоуправителя. Но тот был этим в высшей степени подавлен и спрашивал себя: что мне теперь делать? Не могу зарабатывать на хлеб землекопом, ибо не умею; не могу и побираться, ибо стыжусь. И тогда он нашел выход. Он сказал себе: ведь я, как управитель, имел дело с людьми, обходился с ними всегда так, что видел только интересы моего господина. Поэтому меня принимают не слишком охотно, ибо я не замечал их интересов; я должен что-то сделать, чтобы они приняли меня к себе, дабы я не погиб; сделаю я что-то, чтобы люди видели, что я желаю им добра. - Тогда он пришел к одному из должников своего господина и спросил его: сколько ты должен? - и списал ему половину долга. Так же поступил он и с другими. Так он старался снискать благоволение у должников, чтобы когда господин его прогонит, пойти к этим людям, найти у них прием и не умереть с голоду.

Такова цель. - А далее Евангелие гласит нечто, чему, может быть, тот или иной из читающих Евангелие от Луки поистине будет изумлен: "И похвалил Господин управителя неверного, что догадливо поступил" (Лк. 16, 8). Без шуток, среди того сорта людей, которые в наше время толкуют Евангелия, есть такие, что ломают голову над тем, какой "Господин" здесь подразумевается, хотя там вполне ясно стоит, что сам Иисус похвалил управителя за его смышленость. И далее затем провозглашается: "Ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде". Так столетиями стоит в Библии. Можно спросить себя, неужели никто не задумывался, что бы это могло значить: "сыны века сего догадливее сынов света в своем роде"? - "В своем роде" стоит повсюду в разных переводах Библии. Когда кто-нибудь с мало-мальским знанием греческого переведет текст - он должен, естественно, его правильно перевести, - то тогда правильно он будет гласить: "ибо дети мира сего умнее детей света на свой лад"!

То есть, на свой лад дети мира умнее детей света, потому, как они его понимают, они умнее, разумеет Христос. Те, кто столетиями переводили это место, и до наших дней попросту обозначение "на свой лад" путали с одним словом, которое именно по-гречески звучит очень сходно: ten genean, они перепутали его с "родом", ибо при определенных обстоятельствах это слово употребляется в другом смысле. Как это возможно, хотелось бы спросить, протащить такую вещь через века, при том, что являются все новые люди, о которых говорят, что они сделали хорошие переводы Библии и потрудились дать правильный текст, и которые ничего не переменили? Например, у Вайцзеккера* (*Рудольф Штайнер пользовался "Новым Заветом, переведенным Карлом Вайцзеккером", Тюбинген, 1904 (9 издание)) написано именно так! Это поразительно, но это именно так, что люди теряют свои элементарнейшие школьные познания, когда намереваются исследовать истинный образ библейских провозвестий.

Прежде всего духовнонаучное мировоззрение должно вести к тому, чтобы вновь дать миру библейские провозвестия каковы они есть. Ибо в наше время мир не имеет Библии и не может составить себе никакого представления об этих книгах. Можно как раз спросить: это и есть библейские книги? Нет, в своих важнейших частях, вовсе нет! Я хотел бы это вам показать еще ближе. Что же хотел сказать Христос притчей о неверном управителе? Управитель придумал, что так как он должен отсюда удалиться, то он должен добиться расположения других людей. Он понял, что нельзя служить "двум господам". Так и вы должны понять, - говорит Христос окружающим, - что не можете служить двум господам: Тому, Кто теперь должен войти в ваши сердца как Бог, и тому, которого до сих пор возвещали вам книжники и фарисеи, толковавшие книги пророков.

Ибо не можете вы служить Богу, вошедшему как Христово начало в ваши души и долженствующему привести человечество в его развитии к тому Богу, который является противодействием этому развитию. Ибо все то, что в прошедшие времена было правильным, для позднейшего развития становится препятствием. Развитие в известном смысле основывается на следующем законе: все то, что является правильным в соответствующий момент времени, обращается в препятствие для времени позднейшего. Силы, руководящие этим препятствием, назывались тогда техническим выражением "Мамона". - "Вы не можете служить Богу, помогающему эволюции, и Мамоне, задерживающему это развитие. Посмотрите на управителя, как он, сын века сего, понял, что нельзя служить одновременно двум господам. Так и вы должны понять, развиваясь, что вы становитесь сынами света, что вы не можете служить двум господам". (Лк. 16, 11 - 13).

Также точно и тот, кто живет в наше время, должен понять, что нет ничего общего между Богом и Мамоной, т. е. в наше время между книжниками, естествоиспытателями, и тем течением, которое призвано снабдить человечество той пищей, в которой последнее нуждается. Это сказано в христианском духе. И то, что хотел сказать окружающим Христос Иисус в духе Евангелия от Луки этой притчей о том, что "нельзя служить двум господам" и что ясно показано на примере управителя, - все это только облечено для нашего времени в соответствующие слова.


См. также:
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Луки. 1-й доклад, часть 1
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Луки. 1-й доклад, часть 2
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Луки. 2-й доклад, часть 1
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Луки. 2-й доклад, часть 2
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Луки. 3-й доклад, часть 1
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Луки. 3-й доклад, часть 2
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Луки. 4-й доклад, часть 1
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Луки. 4-й доклад, часть 2
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Луки. 5-й доклад, часть 1
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Луки. 5-й доклад, часть 2
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Луки. 6-й доклад, часть 1
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Луки. 6-й доклад, часть 2
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Луки. 7-й доклад, часть 1
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Луки. 7-й доклад, часть 2
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Луки. 8-й доклад, часть 1
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Луки. 8-й доклад, часть 2

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy

Tags: Штайнер, эзотерика
Subscribe

Posts from This Journal “Штайнер” Tag

Buy for 100 tokens
Д.Г. Россетти. Дом Жизни. В 2 кн. + буклет (формат 70×90/16, объем 392 + 584 стр.). Желающие приобрести это издание могут обратиться непосредственно в издательство. Контакты издательства: ladomirbook@gmail.com; тел.: +7 499 7179833. Данте Габриэль Россетти (1828-1882) — выдающийся…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments