Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Рудольф Штайнер. Евангелие от Луки. 9-й доклад, часть 2

Базель, 25 сентября 1909 г.

Мы должны воспринимать Евангелие живым. И сама духовная наука должна превратиться в нечто живое. Поэтому все ее содержание должно исходить из жизни. Евангелия должны превратиться для нас в нечто такое, что вливается в наши собственные духовные способности. Мы должны лишь не болтать о том, что во времена Христа Иисуса можно было порицать книжников и фарисеев, ибо тогда мы думаем опять о прошедших временах, тогда как мы, наоборот, должны знать, как оживают эти вещи в нашу эпоху и где ныне находятся последователи того, кого Христос Иисус в те времена называл Мамоной. Вот что называется живым познанием. Это в то же время играет глубокую, значительную роль в том, что рассказывается нам в Евангелии от Луки. Ибо с только что истолкованным нами воззрением - с притчей, имеющейся лишь в одном Евангелии от Луки - связано одно из важнейших евангельских понятий. Это важнейшее евангельское понятие мы можем запечатлеть в душе, если еще раз представим себе несколько иным образом отношение Будды и данного им импульса ко Христу Иисусу.



Будда даровал человечеству великое учение сострадания и любви. Здесь перед нами один из тех случаев, когда мы должны совершенно точно принимать то, что нам дает оккультизм. Ибо иначе возможен был бы вопрос: "Один раз ты говоришь о том, что Христос принес на землю любовь, а другой раз - это учение любви принес на землю Будда". Но разве в этих двух случаях говорится об одном и том же? Один раз я говорю, что Будда принес на Землю учение любви, а другой раз - нечто совершенно другое, а именно, что Христос принес на землю любовь как некую живую силу. Между этими двумя понятиями большая разница. Там, где рассматриваются глубочайшие истины человечества, там надо прислушиваться вполне точно, ибо иначе бывает, что вещь, сообщенная в одном месте, распространяясь, принимает в другом месте совершенно другой вид, и тогда можно было бы сказать: "Чтобы потрафить всем, он дает двух провозвестников любви". В сфере оккультизма все дело в точном прислушивании. Когда мы важные истины, облеченные в слова, постигаем таким способом, тогда предстают они в правильном свете.

Великое учение о любви и сострадании, принесенное на землю Буддой, записано в "восьмичленном пути". Какова же, собственно, цель этого пути? Чего достигает человек, действительно из глубин души стремящийся к "восьмичленному пути" как к жизненному идеалу? Человек, столь ясно представляющий себе эту цель, спрашивает: "Каким образом я могу достигнуть совершенства? Как я могу очистить и просветлить свое Я совершеннейшим образом? Что я должен сделать, чтобы возможно совершеннейшим образом выявить в мире свое Я? Когда я соблюдаю все то, что содержится в "восьмичленном пути", мое Я становится совершенным, ибо тогда все направлено на облагораживание моего Я; все, что струится из этого чудного "восьмичленного пути", должно, так сказать, врабатываться в нас, это является работой нашего Я над своим усовершенствованием". Вот что является самым существенным. Когда человечество будет развивать в себе далее то, что Будда привел в движение как "колесо закона", так гласит техническое выражение, то оно постепенно вырабатывает в себе совершенное Я и соответствующим образом будет знать, что такое это совершеннейшее Я. Человечество будет иметь в мыслях как мудрость это совершеннейшее Я. Будда принес человечеству мудрость любви и сострадания, и когда мы переработаем наше астральное тело так, что оно станет целиком результатом "восьмичленного пути", тогда мы узнаем то, что должны знать о законе учения "восьмичленного пути".

Но есть огромная разница между мудростью и живой действенной силой, между знанием того, каким Я должно быть, и живой силой, проникающей в нас, могущей из нас вновь струиться в мир, подобно тому, как эта сила струилась из Христа и действовала на астральные, эфирные и физические тела окружающих Его. Благодаря импульсу, принесенному на землю Буддой, человечество получило возможность знать содержание учения о любви и сострадании. А то, что принес миру Христос, было самой живой силой, а не учением. Жертвуя собой, Он Сам сошел на землю, чтобы не только проникнуть в человеческие астральные тела, но и в сами человеческие Я, дабы эти последние получили силу излучать из себя субстанцию любви. Это субстанциональное живое содержание любви, а не только мудрость любви принес на землю Христос - в этом сущность всего.

Будда жил на земле около двадцати четырех веков тому назад. И оккультные данные говорят нам, что земное развитие переживет еще около 3000 лет, прежде чем большая часть людей достигнет возможности развивать из собственных нравственных качеств, из собственной души и сердца "восьмичленный путь", т. е. дарованную нам Буддой мудрость. Будда должен был появиться на земле. Благодаря ему человечество получило силу постепенно развивать в себе мудрость "восьмичленного пути". И через 3000 лет от настоящего момента этот "восьмичленный путь" станет собственностью человечества. Люди смогут тогда сами из себя развивать это учение, не только просто воспринимать его извне.

Если бы в развитие человечества не вступило ничего иного, кроме "колеса закона", запущенного Буддой, то через 3000 лет от нашего времени человечество достигло бы лишь возможности знать учение любви и сострадания, и не имело бы той силы, которая дает возможность действительно в нем жить. В этом вся разница. Не только знать о сострадании и любви, но действительно иметь возможность развить из себя, из своей индивидуальности саму силу любви и сострадания. И эту способность мы получим благодаря Христу. Это Он влил в человечество любовь как таковую, и она будет постоянно расти. И когда люди, придя к концу своего развития, познают мудрость, являющуюся содержанием сострадания и любви, то этим они будут обязаны Будде. Но в то же время они будут обладать способностью излучать в мир из своих Я любовь, и этим они будут обязаны Христу.

Так совместно воздействовали на человечество Христос и Будда. И надо узнать это, чтобы понять Евангелие от Луки. Все это мы можем найти в его словах, если научимся понимать их правильно. Вспомним пастухов и "ангельскую рать", представляющую собой имагинативное выражение, Нирманакайя Будды. Всемудрый Бог, открывающийся с небес, - вот что возвещается Нирманакайей Будды, парящим над Натановым Иисусом в образе "ангельской рати". Но, кроме того, им возвещается и еще нечто: "И на земле мир среди людей, проникнутых благой волей", т. е. живой силой любви. (Лк. 2, 13-14). Это и есть то, что должно постепенно осуществляться на земле благодаря Импульсу, данному Христом. Он даровал миру живую силу в дополнение к откровению с небес. Он даровал каждому человеческому сердцу, каждой человеческой душе то, чем они могли преисполниться. Он не дал просто только учение, т. е. то, что можно воспринять как мысль или идею, Он даровал человечеству силу, могущую струиться из человеческой души. И то, что в Евангелии обозначается как сила веры, есть именно эта Христова сила, действующая в человеческой душе и могущая ее переполнить. Вот что означает вера в смысле Евангелий. Веру имеет тот, кто воспринял в себя Христа, в ком Он живет, в ком Я не является просто пустым сосудом, но которое, наоборот, переполнено содержанием. И это переливающееся через край содержание есть любовь.

Почему Христос мог явить великий пример целения словом? Потому что Он первый запустил "колесо любви" (а не закона) как свободную способность и силу человеческой души, ибо он обладал любовью в высочайшей степени, любовью, переполнявшей Его и излившейся из Него. Эту любовь передавал Он людям, которых хотел исцелить, и Его слова, независимо от того, каковы они были ("встань и иди", "прощаются тебе грехи твои" или другие), исходили из этой переполнявшей все Его существо любви, изливавшейся за пределы его собственного Я. И те, кто хоть немного могли проникнуться этим, Христос называл верующими. Только эти мысли мы должны связывать с понятием веры - одним из наисущественнейших в Новом Завете. Вера - это способность возвыситься над самим собой, перелиться через край того, что могло бы поначалу сделать Я своим собственным совершенствованием. Поэтому Христос, воплотившийся в теле натановского Иисуса и таким образом связавшийся с силой Будды, учит не только тому, каким образом Я должно совершенствоваться, но и тому, как Я должно излиться, как оно может возвыситься над самим собой. Он часто говорит это простыми словами - Евангелие от Луки вообще обращается к простым, бесхитростным сердцам, - Он говорит: "Этого недостаточно, если вы даете нечто тем, о которых вы наверняка знаете, что они отдадут вам, ибо так поступают и грешники. В подобном случае ваш поступок исходит не из переполняющей вас любви. Но когда вы даете, зная, что не получите этого обратно, тогда вы поступаете, исходя из истинной любви. Такая любовь, не ограничиваясь пределами Я, изливается из Я в виде силы". (Лк. 6, 33 - 34). Иисус Христос различным образом говорит о том, как любовь должна изливаться в мир из преизбытка Я и как она должна действовать в мире.

Слова об этой переливающейся через край любви являются теплейшими словами Евангелия от Луки. Евангелие от Луки содержит эту силу переполняющей любви, если мы дадим его словам так на нас подействовать, что мы обретем ее, эту переполняющую любовь, дабы она так проникла все наши слова, чтобы дать нужную силу вершить ее дела во внешнем мире. Другой евангелист - Матфей, - который в силу присущих ему особенностей менее акцентировал эту переливающуюся через край любовь, выразил, тем не менее, в кратких словах эту тайну христианства: от переполнения Я источает любовь. И она естественно должна влиться во все, что мы говорим и делаем. В латинском переводе Евангелия от Матфея мы имеем еще верные первоначальные слова, сжато передающие прекрасное определение любви, содержащиеся в Евангелии от Луки: Ex abundantia cordis os loquitur (От избытка сердца глаголют уста) (Мф. 12, 34). Это один из высочайших христианских идеалов. То, что произносится устами, исходит от переполненного сердца, от того, что изливается за его пределы. Сердце приводится в движение кровью, а кровь есть выражение человеческого Я, т. е., иными словами: "Говори из переполненного любовью Я, излучающего из себя силу, - ибо эта сила есть сила веры, ибо такие слова действительно содержат в себе Христову силу". "Из преизбытка сердца говорят уста" - это основной тезис существа христианства.

А теперь загляните в современную Библию. Что стоит на этом месте? "Когда сердце полно, говорят уста".* (*Пер. Лютера (прим. перев.)). Этих слов достало, чтобы на века затемнить основной тезис христианства. Человечество так и не обнаружило, что за нелепость говорить, что сердце изливается, когда оно полно. Обычно вещи изливаются, когда они более чем полны, когда они переполнены. Так человечество - это не должно быть критикой - неизбежным образом увязло в представлении, которое затемнило наиважнейший тезис христианства, и ни разу не было замечено, что в этом месте стоит полная невозможность. Когда говорится, что немецкий язык не допускает буквального перевода "Ex abundantia cordis os loquitur" словами "от преизбытка сердца глаголят уста", и обосновывается это тем, что нельзя сказать: преизбыток кафельной печи делает комнату теплой, то это именно нелепость. Ибо если кафельную печь топить так, что тепло не идет дальше печной затворки, то в комнате не станет тепло; тепло станет, когда наступит именно преизбыток тепла, так что тепло выходит из печи. Здесь мы наталкиваемся на важную вещь. Основной тезис христианства, на котором отчасти строится Евангелие от Луки, затемнен, так что человечество именно на важнейшем месте не имеет того, что стоит в Евангелии.

Сила, которая может переливаться через край из человеческого сердца, это Христова Сила. Сердце поставлено здесь вместо Я. То, что способно творить Я сверх себя самого, это изливается наружу в слове. Лишь в конце развития Земли Я будет иметь в себе Всего Христа. И предвестником этого является то, что переливается через край сердца. Если же ваше сердце лишь "полно", то вы не имеете в себе Христа. Потому-то мы и затемняем христианство, если не принимаем этого места во всей его серьезности и ценности. Важнейшие вещи существа христианства проявятся через то, что сообщает духовная наука как разъяснение возвышенных провозвестий христианства. Через чтение в Акаша-хронике духовный мир открывает их первоначальный смысл и дается возможность читать интересующие нас источники в истинном свете.

И теперь нам станет ясно, как человечество идет в будущее. Существо, превратившееся в пятом-шестом веке до нашей эры из Бодхисатвы в Будду, достигло столь высокой ступени духовного мира, что, начиная с этого момента, оно может проявиться лишь как Нирманакайя. Оно поднялось на более высокую ступень развития и перестало нуждаться в воплощении в физическом теле. Те виды сил, которыми это существо обладало, когда было Бодхисатвой, присутствуют теперь в другой форме. Становясь Буддой, оно уступило свое место другому Бодхисатве, следовавшему за ним и долженствовавшему стать Буддой. Буддийская легенда выражает это тем, что и для сокровенного христианства является глубочайшей истиной: перед тем как спуститься на землю и стать Буддой, Бодхисатва снял с себя небесную тиару и увенчал ею следовавшего за ним Бодхисатву. И далее этот Бодхисатва работал, самостоятельно исполнял свою собственную миссию. И ему тоже предназначено стать Буддой. Как раз в то время, когда известное число людей разовьет в себе учение "восьмичленного пути", т. е. приблизительно через 3000 лет, он станет Буддой. За пять-шесть веков до нашей эры ему была поручена эта миссия, но Буддой он станет лишь через 3000 лет от настоящего момента. В восточных учениях он зовется Майтрейя-Будда. Для того, чтобы современный Бодхисатва мог стать Майтрейей-Буддой, необходимо, чтобы большая часть людей могла развить из собственного сердца учение о "восьмичленном пути". И тогда современный Бодхисатва принесет в мир некую новую силу.

Если бы с момента появления Гаутамы Будды на земле в мире не произошло бы ничего иного, то этот современный Бодхисатва нашел бы на земле людей, которые путем внутреннего погружения могли бы лишь мыслить учение "восьмичленного пути", а не таких, которые могли бы из внутреннего существа души развить переливающуюся через край силу любви, подлинную, живую силу, которая должна была прийти на землю в промежуточный период, дабы Майтрейя-Будда мог найти на ней не только людей, постигающих любовь, но и обладающих силой любви. Для этого и должен был низойти на землю Христос, т. е. Сущность, прожившая на земле лишь три года и до тех пор ни разу на ней не воплощавшаяся. Трехлетнее пребывание Христа на земле, начиная с Крещения и кончая Голгофой, было причиной того, что любовь проникала все глубже в человеческие сердца и души, т. е. в человеческое Я. Люди все более пронизывались Христом, дабы к концу развития Земли человеческое Я было исполнено Христом. Как учение сострадания и любви было впервые принесено Бодхисатвой, так субстанция любви была принесена на Землю с небесных высот Христом для того, чтобы она постепенно сделалась собственностью отдельных человеческих Я. Мы не должны думать, что до тех пор на земле не было любви. Не было любви, которая могла бы стать непосредственной собственностью человеческого Я, но любовь, инспирированная, посылаемая Христом с небесных высот, была и до этого. Она изливалась бессознательно так же, как бессознательно изливалось Бодхисатвой учение о "восьмичленном пути". Так же, как Будда относится к "восьмичленному пути", так же относился Христос к тому, что было до Него, до того, как Он низошел на землю и принял человеческий облик. Для самого Христа это принятие человеческого облика было продвижением вперед. В этом самое главное.

И когда наследник Будды, теперешний Бодхисатва (он хорошо известен всем опытным духоведам, и будет время, когда об этих вещах будут говорить открыто, называя имя этого Бодхисатвы, который некогда станет Майтрейей-Буддой; теперь же мы должны ограничиться тем, что уже открыли миру столько не известных вещей и лишь мимоходом указываем на это), станет Майтрейей-Буддой, то он найдет на земле посев Христа. Им будут люди, не только голова которых будет наполнена мудростью "восьмичленного пути", они будут обладать не только учением, мудростью любви, но и все сердце их будет переполнено живой субстанцией любви, переливающейся через край и изливающейся в мир. С этими людьми Майтрейя-Будда и поведет дальнейшее развитие мира, исполняя этим собственную миссию.

Так смыкаются вещи и так впервые постигаем мы Евангелие от Луки в его глубине. Оно говорит не об учении, оно гласит нам о Том Существе, которое субстанционально вступило в земное существо, в человеческую организацию. Это факт, который в оккультизме выражают говоря: Бодхисатвы, становящиеся Буддами, могут освободить путем мудрости лишь дух земного человека, всего человека они освободить не могут. Ибо весь человек может быть свободен не только мудростью, но и теплой силой любви, пронизывающей всю человеческую организацию. Миссией Христа было освободить человеческие души волною любви, принесенной Им на землю. Миссией Бодхисатвы и Будды было принести миру мудрость любви. Миссией Христа было даровать человечеству силу любви. И мы должны уметь это различать.


См. также:
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Луки. 1-й доклад, часть 1
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Луки. 1-й доклад, часть 2
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Луки. 2-й доклад, часть 1
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Луки. 2-й доклад, часть 2
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Луки. 3-й доклад, часть 1
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Луки. 3-й доклад, часть 2
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Луки. 4-й доклад, часть 1
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Луки. 4-й доклад, часть 2
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Луки. 5-й доклад, часть 1
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Луки. 5-й доклад, часть 2
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Луки. 6-й доклад, часть 1
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Луки. 6-й доклад, часть 2
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Луки. 7-й доклад, часть 1
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Луки. 7-й доклад, часть 2
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Луки. 8-й доклад, часть 1
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Луки. 8-й доклад, часть 2
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Луки. 9-й доклад, часть 1

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy

Tags: Штайнер, эзотерика
Subscribe

Posts from This Journal “Штайнер” Tag

promo philologist февраль 4, 12:06 Leave a comment
Buy for 100 tokens
Сервантес Сааведра М. де. Назидательные новеллы: в 2 кн. / Издание подготовили С.И. Пискунова, М.Б. Смирнова, Т.И. Пигарёва. - Москва: Ладомир, Наука, 2020. - 548 +396 с. - (Серия: "Литературные памятники"). «Назидательные новеллы» являются уже третьей книгой (после…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment