Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Category:

Выставка "Круг Петрова-Водкина" в Русском музее, 2 июня—22 сентября 2016

В российском искусстве первой половины ХХ века есть минимум три фигуры не только особого масштаба, но и особого объединяющего статуса: К.Малевич, П.Филонов и К.Петров-Водкин. Предлагаемая зрителям выставка ставит своей задачей представить Петрова-Водкина в уникальности его творческого сознания, включавшего особое видение общности и взаимопонимания, которых он ожидал от своих соратников и учеников.


Владимир Дмитриев. Богоматерь на фоне Москвы. 1920 / пресс-служба Русского музея

Художник активно занимался преподаванием с 1910-го года (Школа Е.Н.Званцевой). Он пришел в школу, где уже существовала передовая художественная педагогика (собственно, Л.Бакст и привел его в качестве преподавателя себе на смену). Выставка впервые показывает «званцевцев» как некое цельное явление, в котором нашли своё преломление стилевые интересы эпохи, прежде всего символизм и начала экспрессионизма. Очень сильный состав учеников предопределил характер их отношений с Петровым-Водкиным: он был педагогом и одновременно (это касается, прежде всего, Н. Лермонтовой) старшим товарищем по искусству. Отметим, что «званцевцы» (Н.Лермонтова, Ф.Шихманова, Р.Котович-Борисяк) впервые представлены с подобной полнотой. С 1918 –го по 1932-й гг. Петров-Водкин профессорствовал в Академии художеств (при всех её реорганизациях и переименованиях). Его система в какой-то период была практически единственной учебной методологией, в полной мере отрефлексированной и цельной, так что за это время с Петровым-Водкиным соприкасались более сотни студентов первого года обучения.


Л. Чупятов. Черный натюрморт с шаром и бумагой. 1922. Холст, масло. ГРМ

В связи с педагогической деятельностью Петрова-Водкина возникает важный вопрос различия между двумя понятиями. А именно: взаимоотношения молодого художника со школой в методологическом понимании (обучение «по объективному методу») и влияние Петрова-Водкина на творчество молодого художника. Выявленные, в том числе и в ходе подготовки к настоящей выставке, работы учебно-постановочного плана (А.Зернов, Т.Купервассер, М.Ломакина, Г.Эфрос, Е.Благовещенская и др.) дают наглядные представления об «объективном методе» как совокупности установок теоретического толка, последовательно реализованных в материальном плане. Быть его учеником – значило, пройти определенный профессиональный ценз: «я не плодил дилетантов», - свидетельствовал художник.

В экспозиции представлен большой пласт произведений художников, которым довелось превзойти курс петрово-водкинской «науки видеть» и вырасти во вполне самостоятельных мастеров. Ряд художников сохранил, при всей своей мощной индивидуальности, режим прямого диалога с учителем: это относится прежде всего к рано умершему А.Лаппо-Данилевскому, Л.Чупятову, П.Голубятникову, П.Соколову, В.Дмитриеву, но не только к ним. Некоторые структурные особенности петрово-водкинской изобразительности легко считываются у А.Самохвалова и А.Пахомова, И.Лизака и В.Малагиса, Е.Эвенбах и А.Зернова. Понятие «Круг Петрова-Водкина» на выставке предстаёт подвижным и многосоставным, рассчитанным на приращения новых материалов и интерпретаций.


К. Петров-Водкин. Изгнание из рая. 1911. Холст, масло. Собрание семьи Палеевых, Санкт-Петербург

В состав выставки включены работы из Государственного Русского музея, Государственного музея истории Санкт-Петербурга, Московского музея современного искусства, Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств, Нижнетагильского музея изобразительных искусств, Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства, Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан. Кроме того, представлены произведения более чем из 10 частных собраний.

http://rusmuseum.ru/benois-wing/exhibitions/circle-of-petrov-vodkin/

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy

Tags: Петров-Водкин, выставка, искусство, музеи
Subscribe

Posts from This Journal “искусство” Tag

promo philologist ноябрь 15, 07:57 5
Buy for 100 tokens
С разрешения издательства публикую фрагмент из книги: Ирина Зорина. Распеленать память. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2020. — 560 с., ил. ISBN 978-5-89059-395-5 Купить книгу: https://limbakh.ru/index.php?id=8062 Аннотация: Книга Ирины Николаевны Зориной — из разряда подлинных…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments