Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Categories:

Роспотребнадзор запретил священный буддистский текст V века за пропаганду суицида

В Тверском районном суде началась тяжба монаха Панньяавудхо Топпера бхиккху с Роспотребнадзором. Ранее ведомство заблокировало буддийский текст V века – Годхика сутта — за «пропаганду суицида». Корреспондент The Insider Александр Литой посетил судебное заседание и созерцал там эпохальное столкновение беспощадного российского правосудия с безмятежной буддистской философией. Панньявудхо Топпер бхикху – администратор сайта Тхеравада.ру, посвященного Тхераваде, распространенной в странах юго-восточной Азии старейшей буддийской традиции. В сентябре 2015 года он получил требование убрать один из текстов со своего сайта. Панньявудхо Топпер бхикху подчинился, дабы не заблокировали весь сайт. Через суд буддийский монах пытается вернуть на сайт попавший под запрет текст. Для начала, Панньявудхо Топпер бхиккху хочет просто получить у Роспотребнадзора экспертизу, из-за которой текст запретили – без суда Роспотребнадзор отказывается её выдавать.



Монах: На нашем сайте висит проект перевода на русский язык Палийского канона – это сборник священных писаний южного буддизма. В Палийском каноне, действительно, есть несколько неоднозначных сутт, в частности, Годхика сутта. В ней речь идет о самоубийстве. Текст этот очень древний, он понимается в соответствии с традицией, в соответствии с комментарием. Его нельзя понимать «в лоб». Роскомнадзор (как потом выяснилось, по просьбе Роспотребнадзора) в сентябре 2015 года прислал мне уведомление, что в течение трех дней я должен убрать текст с сайта. Я в отчаянии написал «ВКонтакте», что вынужден убрать одну из сутт Палийского канона. На удивление, это вызвало гигантский резонанс. Тогда же запрещали православные тексты, за неделю до этого пытались запретить мусульманские (тогда вступился Кадыров). Общественность уже была возбуждена – получилось, только буддистов не хватало.

Роспотребнадзор и Роскомнадзор, видя резонанс, изменили свое требование. Сначала они требовали убрать саму сутту. Сутта – это слова Будды, это как если из Евангелия убрать какие-то слова Иисуса Христа. Они тогда заявили, что к самой сутте претензий нет, зато в комментарии редакция сайта детально описала способ самоубийства. Но комментарий тоже был переведен с английского языка. Есть очень известный монах Биккху Бодхи, который переводит с языка пали на английский язык. Это очень авторитетный перевод. В своем комментарии Биккху Бодхи цитирует Аттха-Катху, это комментарий на Палийский канон V века новой эры. Как правило, Палийский канон печатается с этим комментарием, без комментария нельзя канон понимать. Так что сейчас создается прецедент запрета Аттха-Катхи, а не моего комментария. Аттха-Катха – это как хадисы в исламе, как святоотеческие книги в православии.

— А Палийский канон когда появился?

Монах: Письменно Палийский канон зафиксирован в сотом году до новой эры. Оглашены сутты были в 544 году до новой эры, на первом буддийском соборе. В Годхика сутте речь идет не об обычном человеке, а об архате – человеке, достигшем просветления. Архата нельзя воспринимать как обычного человека. Без комментария нельзя понять, что с ним произошло. Сейчас у нас на сайте сутта есть, а комментария к ней нет. Мы попытались подать в суд, но из-за бюрократических проволочек нам вернули документы с отпиской. Сейчас мы снова подали в суд. До этого я обратился в Роспотребнадзор с просьбой прислать экспертизу, на основании которой текст запрещен. Мне прислали отписку о том, по какой форме запрещают тексты. Сегодня представитель Роспотребнадзора фактически продемонстрировала эту отписку ещё раз.

Виталий Чекрасов: В ней написано о порядке запрета текстов – процессуальной, технической стороне. В связи этим есть опасения, что никакой экспертизы и не было вообще. Мы эту экспертизу уже полгода получить не можем. Эта экспертиза напрямую затрагивает законные интересы моего доверителя, он имеет право ознакомиться с ней и что-то предпринимать после ознакомления. 6 июля будет заседание, суд предоставит нам право задавать вопросы, и мы спросим Роспотребнадзор, в чем дело.

— В Санкт-Петербурге у вас есть община, вы сталкиваетесь там с проблемами?

Монах: От органов – пока нет особых проблем. Но сейчас всем сложно. Учитывая, что в прошлом году из Тувы выслали тибетского монаха, который 15 лет проработал в России. Учитывая, что в Москве с Остоженки сейчас выселяют представителя Хамбо-Ламы… Как-то всё это нехорошо.

— Вы представляете южную традицию буддизма, а для России «традиционен» тибетский буддизм, значит ли это что «официальные структуры» буддистов вас защищать не будут?

— Да, им ничего не грозит. Закон запрещает запрещать Ганджур – это и есть сборник тибетских текстов.

— Как Роспотребнадзор вообще попал на ваш сайт?

Монах: Думаю, кто-то стуканул – это мое ощущение, я не могу его доказать.

— Действительно ли запрещена фраза «….по мере того как Достопочтенный Годхика пребывал прилежным, старательным, решительным, он достиг временного освобождения ума. И тогда мысль пришла к Достопочтенному Годхике: «Уже шесть раз я ниспадал от временного освобождения ума. Что если я использую нож?»

Монах: Дальше идет фраза о том, что старец лег и перерезал <роскомнадзор> ножом – запретили это. Хочу подчеркнуть, буддизм в целом очень негативно относится к самоубийству. Все монахи всех буддийских традиций осуждают самоубийство, и это обсуждается детально, разбирается многократно. Без комментария к сутте можно подумать, что монах стал архатом путем самоубийства, но это архинеправильный вывод». Последователь тибетского направления буддизма, монах Феликс Шведовский в разговоре с The Insider также назвал абсурдным запрет комментария к Годхика сутте. По его словам, в ней речь идет о самопожертовании, а не сведении счетов с жизнью.

По словам директора центра «Сова» Александра Верховского, в этой ситуации нет ничего удивительного: «закон о священных текстах» запретил искать в религиозных писаниях экстремизм, но Роспотребнадзор ничем не ограничен в поисках там же призывов к самоубийству. Кроме того, в законе речь идет об абстрактных «священных книгах», не говорится, о каких переводах на русский язык идет речь. Например, сейчас идет процесс по запрету Библии в переводе свидетелей Иеговы.

Впрочем, даже в самом классическом переводе Библия приводит примеры самоубийств, причем иногда довольно подробно описанные, так что ничто не мешает Роспотребнадзору запретить Библию уже сейчас. Вот некоторые из примеров:

Самсон (Судей 16:25-30) «И воззвал Самсон к Господу и сказал: Господи Боже! вспомни меня и укрепи меня только теперь, о Боже! чтобы мне в один раз отмстить Филистимлянам за два глаза мои. И сдвинул Самсон с места два средних столба, на которых утвержден был дом, упершись в них, в один правою рукою своею, а в другой левою. И сказал Самсон: умри, душа моя, с Филистимлянами! И уперся всею силою, и обрушился дом на владельцев и на весь народ, бывший в нем».

Царь Саул (1 Царств 31:1-5) «И догнали Филистимляне Саула и сыновей его, и убили Филистимляне Ионафана, и Аминадава, и Малхисуа, сыновей Саула. И битва против Саула сделалась жестокая, и стрелки из луков поражали его, и он очень изранен был стрелками. И сказал Саул оруженосцу своему: обнажи твой меч и заколи меня им, чтобы не пришли эти необрезанные и не убили меня и не издевались надо мною. Но оруженосец не хотел, ибо очень боялся. Тогда Саул взял меч свой и пал на него. Оруженосец его, увидев, что Саул умер, и сам пал на свой меч и умер с ним».

Ахитофел (2 Царств 17:23) «И увидел Ахитофел, что не исполнен совет его, и оседлал осла, и собрался, и пошел в дом свой, в город свой, и сделал завещание дому своему, и удавился, и умер, и был погребен в гробе отца своего» (2 Царств 17:1-23).

Замврий (3 Царств 16:15-20) «В двадцать седьмой год Асы, царя Иудейского, воцарился Замврий и царствовал семь дней в Фирце, когда народ осаждал Гавафон Филистимский. Когда народ осаждавший услышал, что Замврий сделал заговор и умертвил царя, то все Израильтяне воцарили Амврия, военачальника, над Израилем в тот же день, в стане…. Когда увидел Замврий, что город взят, вошел во внутреннюю комнату царского дома и зажег за собою царский дом огнем и погиб».

Иуда Искариот (Матфея 27:3-5) "Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам.И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился"

Следующее заседание по делу о суициде буддистском тексте намечено на 6 июля.

Читать полностью: http://theins.ru/obshestvo/25574

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy

Tags: буддизм, запреты, самоубийство
Subscribe

Posts from This Journal “буддизм” Tag

promo philologist ноябрь 15, 07:57 5
Buy for 100 tokens
С разрешения издательства публикую фрагмент из книги: Ирина Зорина. Распеленать память. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2020. — 560 с., ил. ISBN 978-5-89059-395-5 Купить книгу: https://limbakh.ru/index.php?id=8062 Аннотация: Книга Ирины Николаевны Зориной — из разряда подлинных…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

Posts from This Journal “буддизм” Tag