Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Categories:

Главных литературных сюжетов оказалось всего шесть

Команда ученых из США и Австралии проанализировала изменение эмоциональной окраски в текстах популярных литературных произведений и нашла в них несколько общих типов сюжетов, - об этом пишет интернет-издание N+1. Среди них шесть оказались наиболее популярными: «из грязи в князи», «трагедия», «падение и взлет», «Икар», «Золушка» и «Эдип». Исследование в виде препринта выложено на сайте arXiv.org.



Для анализа эмоционального окраса ученые использовали алгоритм «Гедонометр» (Hedonometer), основанный на словаре, в котором каждому слову соответствует численное значение, отражающее его эмоцию. Более «радостному» слову соответствует большее положительное число и наоборот. Авторы изучали 1737 художественных произведений не длиннее 200000 слов, скачанных из открытой библиотеки проекта Гутенберг. Через каждый текст пропускали рамку считывания, которая вычисляла средний эмоциональный окрас в отрывке длиной 10000 слов.


Схематичное описание алгоритма. Изображение: Andrew J. Reagan et al. / arXiv.org

Для всех текстов ученые получали характерную кривую, которая показывает, как изменяется эмоциональный окрас на протяжении текста. Используя сингулярное разложение по набору простых кривых (синусов с разным периодом), авторы смогли описать большую часть данных шестью основными сюжетами. Их названия ученые взяли из предыдущих работ в этой области, или просто в соответствии с наиболее ярким примером произведения.

Все шесть сюжетов разбивались на три пары, в которых из одной и той же кривой, взятой с разным знаком, получались два разных типа. Самые простые сюжеты — «из грязи в князи» и «трагедия» — описывались кривой без максимумов и минимумов. Более сложные типы — «падение и взлет» и «Икар» — имели по одному экстремума, оставшиеся два типа — «Золушка» и «Эдип» — имели по два экстремума.



Авторы отмечают, что описанные в работе закономерности характеризуют только глобальный масштаб произведения, хотя на самом деле эмоциональный накал меняется гораздо чаще от сцены к сцене, просто эти колебания значительно меньше на фоне основных максимумов и минимумов. Например, в романе «Гарри Поттер и дары смерти» Джоан Роулинг наблюдается как минимум 16 выраженных экстремумов.

По словам авторов, полученные результаты хорошо согласуются с более ранними эмпирическими выводами о типах литературных сюжетов (к примеру, описанных в лекции писателя Курта Воннегута). Ученые также предполагают, что их подход может использоваться не только для анализа, но и для автоматического написания художественных текстов, используя одну из основных эмоциональных кривых в качестве отправной точки.



Тарас Молотилин
https://nplus1.ru/news/2016/07/08/plot-curve

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy

Tags: литература, сюжетология, филология
Subscribe

Posts from This Journal “литература” Tag

promo philologist september 12, 02:21 2
Buy for 100 tokens
Исполнилось 100 лет со дня рождения Станислава Лема (1921-2006), польского писателя-фантаста, философа, футуролога. Приведу фрагмент из его интервью, данного по случаю 150-летия со дня рождения Ф.М. Достоевского изданию "Przyjaźń" в 1971 году: "Достоевский принадлежит, на мой взгляд,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments