Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Category:

Наталья Смолянская - "Новая история авангарда"

Искусствовед Наталья Смолянская об альтернативных концепциях авангарда, проблемах модернизма и новом прочтении истории искусства

Можно говорить о том, что история авангарда закончилась, с одной стороны. Как говорил Ги Дебор, авангарды отжили свое. Говорил Ги Дебор, которого тем не менее очень многие исследователи относят к одному из последних исторических авангардов. А можно говорить о том, что термин авангарда и история авангарда вообще имеют какое-то значение сейчас, и можно говорить о какой-то новой истории авангарда. Почему же возникает этот вопрос? Дело в том, что, с одной стороны, исторический авангард, те художественные направления, которые принято относить к историческому авангарду первой трети ХХ века, конечно, «отжили свое», как сказал Ги Дебор. Но с другой стороны, авангард как термин, авангард как концепция оказывается необходим сейчас. И с этого начинается новая история авангарда. Так почему же этот термин необходим сейчас?



Очень часто именно потому, что необходимо какое-то твердое основание, необходимо понимать, что у нас есть какая-то референция, которая является очень четким моделеобразующим элементом, для того чтобы понимать, на что должно ссылаться современное искусство, к чему оно должно апеллировать. И тогда возникает термин авангарда, и не случайно, что об авангарде особенно часто начали говорить именно в 1960-е годы, когда происходит переосмысление различных художественных практик, переосмысление искусства и происходит трансформация искусства, потому что происходит трансформация произведений искусства, художника, автора и так далее. Все пересматривается, изменяются сами виды искусства, стираются границы между жанрами, возникают искусства вообще.



Что же говорить о том, что вдруг сейчас мы можем говорить об авангарде? И многие художники говорят о том, что это невозможно, с одной стороны, и тут очень большое противоречие. Авангард к 1960-м годам уже стал воплощать собой такую модель для подражания, для достижения некого финансового успеха. Авангард стал очень хорошо продаваться, и тогда очень многие западные художники стали отказываться от термина «авангард». С другой стороны, существует тенденция рассматривать авангард как экспериментальное движение и как движение, которое направлено против самого же института искусства, искусства эстетизирующего, искусства, основанного на том, чтобы нравиться. В этом случае авангард является таким концептуальным основанием для создания искусства альтернативного, которое призвано критиковать эту финансовую модель современного искусства.

Читать полностью: https://postnauka.ru/video/65834

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy

Tags: авангард, искусство
Subscribe

Posts from This Journal “авангард” Tag

promo philologist september 12, 02:21 2
Buy for 100 tokens
Исполнилось 100 лет со дня рождения Станислава Лема (1921-2006), польского писателя-фантаста, философа, футуролога. Приведу фрагмент из его интервью, данного по случаю 150-летия со дня рождения Ф.М. Достоевского изданию "Przyjaźń" в 1971 году: "Достоевский принадлежит, на мой взгляд,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments