Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Categories:

О любви к знанию

В большинстве своем, люди способны усвоить знания лишь чисто теоретически, никак не соотнося их со своей повседневной практической жизнью (я здесь говорю лишь о высшем знании, а не о том, как разбогатеть и сделать карьеру). Скажем, есть немало филологов, пишущих книги и статьи о гуманизме и высоких идеалах писателей прошлого, но сегодня оправдывающих войну, политические репрессии, гонения на инакомыслящих и тиранию. Есть немало исследователей эзотеризма и мистицизма, которые "изучают" труды магов и оккультистов, в глубине души воспринимая их как чудачества и фантазии (ну, хорошо – как экзотические философские размышления), интересные лишь своей замысловатостью и наделенные колоритом определенной эпохи. Есть немало верующих, которые время от времени исполняют положенные религиозные обряды (впрочем, часто тоже весьма избирательно и непоследовательно), но при этом считают любое чудо чем-то враждебным и внешним - мол мы-то сами простые люди, от Бога далеко, какой с нас спрос, кроме «праведного» гнобления ближнего за его неправильные взгляды? Парадоксально, но большинство верующих – твердые позитивисты, чуждые всякой мистике, между тем как подлинная религиозная жизнь, по моему глубокому убеждению, без чувства мистического просто невозможна.



Нет никакого иного способа усвоения нового знания, кроме как быть готовым открыться и довериться ему, ощущать недовольство своим нынешним внутренним состоянием, желать всем сердцем измениться практически, а также иметь волю к совершению усилия (в идеале – сверхусилия) над самим собой. Безусловно, некоторые изменения происходят с человеком как бы сами по себе, силою вещей (древние называли это судьбой), но если мы говорим о человеке активном и знающем, а не плывущем по течению и не действующем как автомат, то даже чтобы исполнить свое предназначение, нужно совершать над собой постоянные усилия и меняться, познавая новые стороны себя самого и окружающего мира.

В раннем детстве мне казалось, что мир – это что-то настолько огромное и необъятное, что в нем есть всё, о чем только можно помыслить, иначе говоря – нет предела новому знанию о мире и о существах, его населяющих. Затем, в ходе получения государственного образования (школа, институт) мир стал восприниматься мной гораздо более скептически - он уже не казался таким огромным и безграничным. И только потом я время от времени стал возвращаться к своему детскому восприятию. Действительно, предел своим знаниям мы полагаем лишь сами. Полезно знать, что наше «высшее» образование на самом деле есть образование самое что ни на есть начальное, которое служит, главным образом, лишь встраиванию в существующую порочную систему государства и социума. Тех же, кто не по каким-то причинам не хочет или не может социализироваться – называют у нас маргиналами, фриками, чудаками, неформалами и опасными элементами, подрывающими нравственные устои и духовные скрепы, бросающими вызов традиционным ценностям.

Подлинное образование человека как полноценного существа мы не перестаем получать всю свою жизнь, если только в какой-то момент сами не говорим себе «стоп!» Я уже стал специалистом, экспертом, знатоком чего-либо. И здесь, самыми важными являются два фактора: неискоренимая природная любознательность и «правильная» среда общения (правильная в том смысле, что окружающие должны мотивировать тебя на нечто большее и на новые свершения, а не подавлять внутренние импульсы к развитию, призывая уже остановиться и вписать себя в понятную социальную иерархию), причем один из этих факторов не даст никаких благородных плодов без другого.

Чтобы самому стать мастером, надо видеть перед собой воочию уже действующего мастера и общаться с ним, с доверием наблюдать за его работой, манерой поведения и стилем общения. Вместе с тем, самый провальный путь обучения – это копирование и имитация чужой жизни. В этом смысле я не верю в школы какого-то ученого, ибо если сам ученый и был некой величиной, то его подлинные ученики должны были пойти по совсем иному пути развития. Те же, кто занимается бережным сохранением его наследия и популяризацией его идей, делают полезную, но совершенно иную, работу, которая не должна захватывать все время и всю жизнь целиком. Любые поучения, жизненные советы, моральные максимы, молитвенные правила, алхимические рецепты и магические заклинания имеют силу лишь для того, кто полностью пропустил их через себя и переформулировал их в том виде, чтобы они были действенными для него лично.

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy

Tags: знание
Subscribe

Posts from This Journal “знание” Tag

promo philologist 18:46, wednesday 1
Buy for 100 tokens
Мой муж, Виталий Шкляров, гражданин США и Беларуси уже почти 7 недель находится в белорусской тюрьме как политзаключенный. Его обвиняют в том, что 29 мая он якобы организовал в городе Гродно несанкционированный митинг в поддержку арестованного лидера белорусской оппозиции Сергея Тихановского.…
Comments for this post were disabled by the author