Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Николай Подосокорский. О чернокнижии Фауста, "имеющего дерзость называть себя главой некромантов"

Фауст И. Чернокнижие Иоганна Фауста. Т. 1. Магия естественная и противоестественная / Гл. ред. А.А. Демакова. Пер. с нем. И.В. Харуна. – Н.Новгород: А.Г. Москвичев, 2015. – 272 с. Купить: http://magic-kniga.ru/items/26000

Фауст И. Чернокнижие Иоганна Фауста. Т. 2. Гримуары великого чернокнижника / Гл. ред. А.А. Демакова. Пер. с нем. И.В. Харуна. – Н.Новгород: А.Г. Москвичев, 2015. – 336 с. Купить: http://magic-kniga.ru/items/27000


В России не так много издательств, специализирующихся на публикации серьезной оккультной литературы, первоисточников и классических работ по магии, алхимии, астрологии,  Таро и прочим тайным наукам. Собственно их можно пересчитать по пальцам: Энигма, Ганга, Гарпократ, Телема, Terra Foliata, София и некоторые другие. Среди них особое место занимает нижегородское издательство "А.Г. Москвичев", книги которого можно приобрести в замечательном интернет-магазине "Magic-Kniga". Я сам покупал там "средневековый учебник магии" - "Оккультную философию" Агриппы Неттесгеймского, «Пикатрикс» (упоминаемый в романе Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль») и ряд других изданий, необходимых мне как исследователю эзотеризма и мистицизма в моих литературоведческих штудиях. Далее я расскажу о весьма любопытном двухтомнике "Чернокнижие Иоганна Фауста", выпущенном в свет в 2015 году.



В заголовок рецензии я вынес цитату из письма аббата Тритемия (учителя Агриппы) к Иоганну Вирдунгу в Хасфурте, математику и придворному астрологу курфюста Пфальцского от 20 августа 1507 года. Считается, что в этом документе содержится одно из первых исторически зафиксированных упоминаний о легендарном докторе Фаусте, не то величайшем маге эпохи Ренессанса, не то выдающемся мошеннике и шарлатане, не то собирательном образе целого ряда разных людей. Тритемий пишет о нем следующее: "Человек, о котором ты мне пишешь, этот Георгий Сабелликус, имеющий дерзость называть себя главой некромантов, - бродяга, пустослов и мошенник. <…> Так, он придумал себе подходящее на его взгляд звание: «Магистр Георгий Сабелликус, Фауст младший, кладезь некромантии, астролог, преуспевающий маг, хиромант, аэромант, пиромант и преуспевающий гидромант». Посуди сам, сколь глуп и дерзок этот человек! Не безумие ли столь самонадеянно называть себя кладезем некромантии? Тому, кто ничего не смыслит в настоящих науках, более приличествовало бы именоваться невеждой, чем магистром. Ничтожество его мне давно известно. Когда я несколько времени тому назад возвращался из Бранденбургской марки, я столкнулся с этим человеком близ города Гельнгаузена, и там на постоялом дворе мне много рассказывали о вздорных делах, совершенных им с превеликой дерзостью. Сам же он, прослышав о моем приезде, тотчас съехал с постоялого двора, и никто не сумел убедить его встретиться со мной…»

Из приведенного фрагмента, как и из остальной части письма, можно сделать следующие выводы: 1) Сам Тритемий не был лично знаком с Фаустом и очерняет его с чужих слов, передавая своему адресату различные сплетни и сомнительные слухи о нем. 2) По всей видимости, уже к тому времени само имя Фауста было известным и почтенным, ибо Тритемий критикует Георгия Сабелликуса за присвоение различных званий, а сам факт именования того Фаустом младшим подразумевает, что был и Фауст старший?! 3) Письмо Тритемия написано в весьма раздраженном и пристрастном тоне, - в нем не столько описываются действия Фауста, сколько выносятся ему моральные оценки, что, конечно, не делает это свидетельство сколь-либо объективным.

Существует гипотеза о том, что ученик Тритемия Агриппа в одном из своих писем в 1528 году также негативно высказался о Фаусте. Однако на самом деле это не более чем предположение, ибо Агриппа не называет по имени описываемого им «демонолога» из Германии, «то есть мага, которому подвластны духи», внушившего людям веру в то, что он может предвидеть будущее, открывать клады, исцелять от болезней, оказывать правителям содействие в войне и т.п. Более того, уже в 1583 году папский легат Минуччи в письме к герцогу Вильгельму Баварскому ставит Фауста и Агриппу в один ряд, называя их «людьми, просветленнейшими в магическом искусстве».

Легенда о докторе Фаусте весьма сложна и запутана, но совершенно очевидно, что уже в первой половине 16 века имя Фауста стало нарицательным. С одной стороны современники с чувством восторга описывали его удивительные магические таланты и творимые им чудеса, с другой же – с презрением осуждали его занятия чернокнижием и обвиняли во всех смертных грехах – от злокозненного поведения и самозванства до сговора с дьяволом, разумеется, подразумевающего продажу нечистому души мага, и даже содомии. Такой стандартный «джентльменский» набор качеств, которыми непременно должен обладать любой известный оккультист в восприятии внешних «высокоморальных» и «религиозных» граждан.

Как бы то ни было, но Фауст как истинно великий посвященный сумел почти полностью стереть свою личную историю, так что каждый, кто впоследствии хотел постичь тайну его жизни, должен был заново воссоздать ее из собственного воображения, как это сделали К. Марло, Г.Э. Лессинг, И.В. Гете и многие другие. При этом Фауст сам по себе не менее загадочен, чем те чудеса, которые ему приписывают, и уже одно это свидетельствует в его пользу. Примечательно, что он появился на исторической сцене почти сразу же после кончины другого великого посвященного – Христиана Розенкрейца, якобы завершившего свой земной путь в возрасте 106-ти лет в 1484 году.



Издание, которое я рецензирую, содержит различные черномагические сочинения и гримуары, приписываемые магистру Фаусту и впервые опубликованные в первой половине 19 столетия по рукописям более древнего происхождения: «Заклятье духов ада», «Черный ворон», «Доктора Иоганна Фауста черная каббала» и др. В них содержатся заклинания и описания магических ритуалов по вызову различных демонов (в том числе и «великого князя» Мефистофеля, в котором «лежат все высшие искусства сокрытой природы») и также сообщается в мельчайших подробностях – как не стать жертвой этих темных сил, но, наоборот, извлечь из общения с ними «пользу» для себя. Книги богато иллюстрированы изображениями многочисленных демонов Гоэтии, их сигил. В аннотации сообщается, что в русском переводе эти тексты издаются впервые.

Разумеется, вовсе необязательно, что все эти труды на самом деле были написаны одним человеком, неким историческим Фаустом, жившим в конце 15-первой половине 16 вв., о котором кстати мы тоже почти ничего наверняка не знаем. Важнее другое – эти сочинения, так уж вышло, были объединены его магическим именем, а особенность гримуарной литературы в том и заключается, что авторство такого рода работ зачастую приписывалось известным магам, пророкам и даже римским папам прошлых веков. Имя же в магии является ключом к самым сокровенным тайнам мироздания.

Но что это все-таки за издание, на кого оно рассчитано и для чего издано на русском языке? Прежде всего, необходимо сказать, что это очень специальная литература, для адекватного восприятия которой требуется соответствующая культурная и психологическая подготовка (на обложке книги кстати совершенно оправданно указана маркировка 18+). Идеальный читатель этого двухтомника – тот, кто внимательно и не один раз прочел «Фауста» Гете, ознакомился с легендой о Фаусте, хотя бы по изданию, подготовленному В.М. Жирмунским для серии «Литературные памятники» (2-е изд. – М., 1978), знаком с азами настоящего, а не площадного, оккультизма и понимает, что такое гримуары и как с ними следует правильно обращаться.



Иначе говоря, эти книги не для всех, а для очень немногих (тираж их также небольшой – всего 500 экземпляров), и их точно не стоит читать новичкам, интересующимся «чем-то необычным» и «мистическим», что распаляет их воображение и скрашивает повседневную скуку. Во-первых, потому что эти книги небезопасны, окажись они в руках агрессивных невежд (впрочем, опасность их также не стоит преувеличивать, ибо для самоуверенного невежды опасно почти все на свете, как и сам он опасен для окружающих и самого себя исключительно по причине своего невежества и внутренней агрессии). Во-вторых, подобного рода литературу ни в коем случае нельзя воспринимать как прямое руководство к действию, некую «готовую» инструкцию, понятную каждому, кто умеет мало-мальски читать. Ведь и вообще правильно читать эзотерические тексты умеет далеко не каждый, да и сочинения такого рода, как правило, зашифрованы и требуют не просто повышенного интереса к себе, но и соответствующих знаний предмета.

Однако даже если соблюдены все вышеперечисленные требования, все равно начать изучение гримуаров лучше не с самих магических текстов, а с исследовательской литературы о них, отдавая приоритет авторам с трезвым и критическим умом, умеющим отделять строгий историко-филологический подход к материальному источнику (рукописи или печатному тексту) от мистических откровений и легенд. К счастью, на русском языке есть прекрасное издание такого плана: Дэвис О. Гримуары: история магических книг / Пер. с англ. Анны Блейз. — М.: Гарпократ, 2014. В нем представлен впечатляющий обзор происхождения основных гримуаров и их влияния на мировую культуру. Только погружение в проблематику гримуарной литературы в широком историко-культурном контексте позволит развенчать сложившиеся вокруг этой литературы стереотипы и даст необходимые начальные сведения относительно правильного восприятия этих текстов.

Разумеется, только в фильмах вроде «The Devil Rides Out» (1967) маг, едва открыв книгу «Ключей Соломона», невольно вызывает духа ада и вместе со своим другом едва не становится его жертвой. Хотя даже в этом фильме появление демона было обусловлено целым рядом необходимых вещей: 1) сама книга была, по словам герцога де Ришло, «бесценной», то есть редким экземпляром, содержащим наиболее правильную версию заклинаний и ритуалов, 2) эту книгу открыл не кто-нибудь, а выдающийся оккультист, посвятивший всю свою жизнь изучению тайных наук, а потому притягивающий к себе духов, 3) этот оккультист открыл книгу в специально оборудованном для такого рода действий зале, где черный маг, глава тайного общества, и его последователи проводили свои темные ритуалы с жертвоприношениями и, по-видимому, уже неоднократно вызывали этого духа ранее.



В другом известном мистическом триллере на эту тему «Девятые врата» (реж. – Роман Полански, 1999) даже такой искушенный исследователь и знаток черной магии как Борис Болкан не сумел правильно разгадать секрет гримуара 17 столетия и пал жертвой не то случайной ошибки, не то собственного безумия. И это говорит о том, что гримуары сами себя превосходно защищают.

Но так действие гримуаров показано в кинофильмах 20 века. На деле же «руководства», содержащиеся в подобных старинных сочинениях, весьма замысловаты, а порой и туманны, и требуют долгой и тщательной подготовки мага-оператора как в личном плане, так и относительно приготовления им места для вызова духа и изготовления необходимого магического реквизита. Не секрет, что в абсолютном большинстве случаев, подобные обращения к гримуарам требуют ритуальной чистоты, ревностной веры в Бога, превосходного знания Священного Писания и активной церковной жизни, ибо без содействия высших сил и причастия Святых Христовых Тайн накануне операции по вызову демонов ритуал в лучшем случае закончится полной неудачей, а в худшем – большими проблемами для заклинателя (от психического расстройства и одержимости до смерти). Во всяком случае это утверждают сами авторы гримуаров, многие из которых, очевидно, были глубоко верующими людьми.

Проблемой является то, как следует правильно понимать магико-гримуарные сочинения – стоит ли воспринимать содержащиеся в них сведения буквально и подразумевают ли они совершение описываемых действий на физическом плане или же речь идет о сугубо медитативном чтении текста и совершении неких символических операций с погружением в транс, поиске духовных откровений и получении нового опыта в измененном состоянии сознания, сновидениях и т.п. Все-таки трудно представить, что даже в 16 веке кто-то мог практиковать подобное с фанатичным буквализмом, дотошно исполняя мельчайшие требования и условия, добывая редкие ингридиенты в определенный день и час. К тому же многие гримуары, долгое время распространявшиеся в виде рукописных книг, имели множество вариантов одних и тех же ритуалов, для успешного осуществления которых в разных списках порой требовалось совершить прямо противоположные действия.



Более обстоятельная критика опубликованных в двухтомнике текстов (выявление их связи с другими, более древними гримуарами, выделение разночтений и сомнительных мест) потребовала бы отдельного большого исследования, которое не входит в мои задачи. Данное издание – не научное и не имеет необходимого комментария, однако, надо понимать, что в постсоветской России вообще не сложилась практика издания эзотерических и магических сочинений с объемным добротным комментарием, что зачастую объясняется отсутствием компетентных специалистов и запроса на такого рода научную работу (требующую и соответствующей оплаты) со стороны издательств и большинства читателей.

Тем не менее, данное издание должно быть интересно тем, кто всерьез занимается изучением эзотерической стороны европейской культуры поздних Средних веков и Нового времени, кто очарован трагедией Гете «Фауст» и чье воображение захвачено этим «вечным образом», ставшим благодаря труду О. Шпенглера «Закат Европы» символом европейского типа мышления. Как писал Николай Бердяев в статье "Предсмертные мысли Фауста": «Судьба Фауста – судьба европейской культуры. Душа Фауста – душа Западной Европы. <…> Фаустовская душа с ее бесконечными стремлениями, с раскрывающейся перед ней далью, есть душа христианского периода истории. <…> Фауст не выносит времени исторической судьбы, он не хочет до конца ее изживать. Он – усталый и истощенный новой историей, соглашается лучше умереть, пережив краткий миг цивилизации, явленной на вершине культуры. Его пленяет мысль, что дано это последнее облегчение и утешение смерти. Но смерти нет. Судьба продолжается и по ту сторону того, что фаустовская душа признала единственной жизнью. И бремя этой судьбы должно быть перенесено в даль вечности.».

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy

Tags: гримуары, магия, рецензии, эзотерика
Subscribe

Posts from This Journal “рецензии” Tag

promo philologist november 5, 19:01 8
Buy for 100 tokens
Беседа публициста, члена PEN International Николая Подосокорского с Ириной Кибиной, экспертом по эффективному сотрудничеству, разрешению конфликтов и эффективной коммуникации. В 1996-2000 гг. Ирина Кибина работала вице-мэром Великого Новгорода и заместителем председателя городской Думы, в…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment