Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Categories:

Рудольф Штайнер. Откровения кармы. 1-я лекция, часть 1

Этот цикл лекций будет касаться вопросов из области духовноведения, имеющих глубокое значение. Из различных сообщений, даваемых за все это время, - как хорошо известно, что духовноведение не должно представлять из себя абстрактную теорию, простую доктрину или учение, а должно быть источником жизни и жизнеспособности, и оно только тогда исполняет свою задачу, если благодаря тем признаниям, которые оно может нам дать, в наши души проистекает нечто, делающее жизнь богаче, понятнее, нечто могущее сделать наши души более энергичными и сильными. Но, конечно, тот, кто исповедует это наше мировоззрение, ставит перед собой тот идеал, который мы только что кратко охарактеризовали, и затем оглядывается на современную действительность, желая узнать, насколько он в состоянии воплотить в жизнь то, что дает ему теософия, - тот может быть, придет к очень нерадостному впечатлению.



Потому что, если беспрестанно посмотреть на все это, что нынче мир мнит -"знать", что в настоящее время побуждает людей к тем или иным чувствам или поступкам, то можно сказать, что все это так бесконечно далеко отличается от теософских понятий и идеалов, что теософ не имеет никакой возможности непосредственно применить к жизни то, что он приобрел себе из источников духоведения. Однако, это было бы очень поверхностным взглядом на положение вещей, потому что при этом не учитывают того, что мы сами должны взять из нашего мировоззрения путем того, что мы скажем себе: "Когда те силы, которые мы воспринимаем благодаря теософии, станут когда-нибудь действительно достаточно мощными, тогда они найдут возможность вмешаться в жизнь мира; но если никогда ничего не делать, чтобы сделать эти силы все более и более сильными, тогда как раз их вмешательство в мир было бы невозможно".

Но есть еще нечто другое, что может дать нам утешение, даже тогда, когда такое размышление вызывает в нас унынье, и это именно то, что является следствием таких рассмотрений какие даются нам в этом цикле: рассмотрения того, что называется человеческой кармой и кармой вообще. И с каждым часом, который мы проведем здесь, мы все больше увидим, что если мы даже не сможем сделать достаточно для достижения возможности вступить в жизнь с теософическими силами и как мы, - серьезно веря и придерживаясь кармы, - должны предполагать вперед, что карма сама нам пошлет силы, нужные скоро или еще в будущем. Мы увидим, что мы еще не можем применять силы, полученные из нашего мировоззрения, - мы действительно еще не сделали эти силы достаточно мощными, чтобы карма могла бы сделать возможным наше вступление в жизнь с помощью этих сил.

Итак, в этих лекциях не должна жить только сумма познаний о карме, но с каждым часом должно пробуждаться все большее доверие к Карме, - уверенность, что когда придет время, завтра, послезавтра или еще через несколько лет, карма принесет нам задания, которые мы, исповедуя наше мировоззрение, должны будем исполнить. - Карма явится нам как учение, не только сообщающее о том, как совершается то или иное - в мире, - но как учение, приносящее нам наряду с пояснениями и удовлетворение жизнью, и возвышение ее. Но если Карма должна сделать это, то встает необходимость глубже взглянуть на подразумевающийся здесь закон, - именно на его распространение в мире. - Но тогда будет необходимым еще нечто, - что вообще необычно для меня при духоведческих рассмотрениях, а именно: дать определение, пояснение слов, хотя, - как правило, они приносят немного. При наших рассмотрениях обычно мы начинаем с изображения фактов, и когда эти факты сгруппированны и расположены в в известном порядке, то понятия и представления появятся сами собой. И если мы захотим вступить на такой путь, обсуждая в ближайшие дни такие всеобъемлющие вопросы, - то нам понадобиться гораздо больше времени, чем мы имеем в нашем распоряжении.

Поэтому для лучшего понимания необходимо дать, - если и не определения, то хотя бы некоторое описание понятия, которое займет нас на долгое время. Определения ведь имеют целью усвоить то, что подразумевают, упоминая то или иное слово. Вот в таком стиле и будет дано понятие "Карма", - чтобы мы знали, о чем говорится, когда мы будем употреблять выражение "Карма" в ближайшие дни. Из многих рассмотрений каждый из вас уже составит себе понятие о том, что такое -"Карма". И довольно абстрактное понятие о Карме будет то, когда Кармой называют "духовный закон причинности", закон, по которому за известными причинами в духовной жизни, - последуют известные воздействия. Но это будет абстрактное понятие Кармы, частично слишком узкое, - но частью и слишком далеко ведущее. Если мы вообще хотим воспринимать Карму, как "закон причинности", - то мы сопоставляем ее с тем, что мы обозначаем в мире, как закон причинности, как закон причины и воздействия, давайте сразу установим, что мы вообще понимаем под законом причины в общепринятом смысле, когда мы еще не говорим о духовных фактах и событиях.

Теперь внешняя наука так часто упоминает, что ее истинное значение заключается в том, что она строит на основе всеобъемлющего "Закона причинности", что она всюду приводит соответствующие действия к соответствующим причинам. Но как совершается это приведение действия к причинам – это усваивается людьми уже менее ясно. И теперь уже(еще) в книгах, где подразумевается, что в них заложены понятия крайне научным и философским образом, - вы найдете высказывания вроде: "Действие это то, что следует за причиной". Но говоря о том, что действие исходит из причин, просто проходит мимо и не говорят о фактах. Если, например, мы рассмотрим солнечный согревающий луч, падающий на металлическую пластинку, которая согревается от этого, то мы говорим здесь о "причине и действии" во внешнем мире. Но разве мы сможем когда-нибудь сказать, что действие - согревание металлической пластинки – исходит из причины – теплого солнечного луча?

Если бы солнечный теплый луч имел это действие в самом себе, то не существовало факта, что теплый, солнечный луч не согревает вовсе металлическую пластинку, если она не попадается на его пути. Чтобы в мире явлений в безжизненном мире, который сперва окружает нас, действие последовало бы за причиной, необходимо всегда, чтобы что-то встретилось на пути причины. А без этого нельзя говорить о следствиях действия за причиной. И вовсе не лишним является предпосылка такого замечания, звучащего довольно философски и абстрактно; нужно ведь привыкать, если хочешь плодотворно продвигаться вперед, в теософской области, образовывать понятия точно и не так небрежно, как это делается в других науках. Но никто не может говорить о Карме, когда наступило бы действие таким же образом, как при нагревании лучом металлической пластинки. Правда - причинность существует -связь причинности и действия, но мы никогда не пришли бы к правильному понятию Кармы, если бы мы стали говорить о нем только в такой области. Следовательно, мы не можем го¬ворить о Карме, если имеется связь только между действием и причиной.

Мы можем теперь идти дальше, и составить более высокое понятие о связи между причиной и действием. Если мы имеем, например, лук, натягиваем его и пускаем стрелу, то благодаря натягиванию лука - наступило некое действие. Но и это действие посланной стрелы в связи с его причиной - мы также мало можем обозначить выражением "Карма", - как и выше упомянутое. Но, если мы при этом событии рассмотрим еще нечто другое, то мы подойдем уже ближе к Карме, хотя понятие "Карма" - все еще не будет составлено; именно -если мы обдумаем, что лук, будучи часто натягиваем, - станет слабым со временем. И тогда благодаря тому, что делает лук, и что делается с ним, последует не только действие, обнаруживающееся во вне, - но последует действие – возвращающееся обратно к самому луку. Благодаря постоянному натягиванию лук –совершается нечто с самим луком. Следовательно, достигается действие, возвращающееся к предмету, который сам вызвал это действие.
Это уже входит в понятие Кармы. И без этого вызывания действия, которое вновь возвращается обратно к предмету или существу, вызвавшему его, без этой особенности – обратного действия на существо, вызвавшее действие – понятие Кармы – немыслимо.

Таким образом, мы подходим еще ближе к понятию Кармы, если нам становится яснее, что действие, вызванное предметом или существом, должно вновь возвратиться к этому же самому предмету или существу. Но все же мы не можем еще назвать ослабление лука, благодаря его постоянному натягиванию, - кармой лука, - по следующей причине. Если мы имеем этот лук три или четыре недели, и натягиваем его довольно часто, и он становится слабым через четыре недели, - то мы имеем в этом, ставшем слабом луке нечто совеем другое, чем был этот самый лук -четыре недели тому назад - он стал иным, он не остался прежним. Итак, если возвещающееся действие таково, что оно делает предмет или существо иным - мы все еще не можем говорить о "Карме". Мы можем только тогда говорить о "Карме", если действие, возвращающееся на существо, порождает то же самое существо, оставшееся все же самым собой, в известном смысле.

Таким образом, мы приблизились к понятию "Карма" еще ближе. Но и описывая таким образом понятие Кармы, мы, собственно говоря, получаем о нем все же довольно абстрактное представление. Мы должны будем добавить к нему еще следующее: если действие, возвращающееся к существу, происходит в гот момент, то есть если причина и возвращающееся действие совершается одновременно, то мы вряд ли сможем говорить о Карме.
Так как в этом случае существо, от которого исходило действие, захотело бы вызвать действие непосредственно, оно предполагало бы все элементы, ведущие к этому действию. А если это так, то мы опять-таки не говорим о Карме.

Также, например, если перед нами находится человек, совершающий определенный поступок с определенными намерениями, и когда затем - согласно с ними наступает то или иное действие, которое он желал, мы не будем и не можем говорить о Карме. То есть, между причиной и действием должно лежать нечто, что ускользает от существа при совершении причины, так что связь, причины и действия, правда, имеются на лице, - но, собственно говоря, она не предусмотрена самим существом. Если эта связь не предусматривается существом, вызывающим причину, то, значит основание, имеющееся между причиной и действием, должно лежать где-то в другом месте, но не в намерении данного существа. То есть: это основание должно иметь определенную закономерность. Следовательно, к Карме еще относится и то, что связь между причиной и действием - закономерна и превышает непосредственно намерение существа.

Итак, мы собрали некоторые элементы, которые могут нам помочь объяснить понятие Кармы. Но мы должны все эти элементы иметь в самом понятии Кармы и не останавливаться на абстрактном определении, т. к. иначе мы не сможем понять откровения Кармы в различных областях мира. Но прежде всего мы должны найти откровения Кармы там, где она встречается чаще всего: в отдельной человеческой жизни. Не сможем ли мы найти в ней нечто подобное, и когда сможем мы найти то, что мы только что изложили в нашем пояснении понятия Кармы?
Мы нашли бы нечто подобное, если например, в нашу жизнь вступило переживание, при котором мы могли бы сказать: это переживание, наступившее сейчас для нас, -находится в известной связи с каким-то переживанием, в котором мы сами принимаем участие и к которому мы сами подали повод.

- Попробуем - сперва только с помощью наблюдения жизни - установить, имеется ли вообще что-либо подобное.
Следовательно, мы становимся теперь только на точку зрения чистого внешнего наблюдения. Кто же устанавливает таких наблюдений, тот никогда не сможет прийти к познанию закономерной связи в жизни; ему это так же трудно, как и человеку, не видящему удара двух биллиардных шаров, познать закон их эластичного удара. Наблюдение жизни может фактически привести нас к понятию закономерной связи. Попробуем тут же восстановить эту определенную связь. Скажем: молодой человек на восемнадцатом году жизни должен был покинуть свое занятие, которое, как ему казалось, было предначертано ему, как его призвание, благодаря какому-то событию. Предположим, этот человек до сих пор готовился в своей работе к своему призванию, затем, благодаря несчастью с его родителями, он был выброшен из пего и направлен с 18-ти лет к другому занятию - к купеческому делу.

Кто рассматривает непредвзято такие случаи в жизни, как физик например, рассматривает явление удара эластичных шаров, тот найдет, что переживания в купеческом деле, в которое был направлен молодой человек, сперва действуют побуждающе, так что он выполняет в нем свой долг, чему-то учится и добивается чего-то. Но можно также наблюдать, что через некоторое время наступает и нечто совсем другое: известное недовольство, все начинает надоедать. Это произойдет не сразу. Если перемена призвания произошла в 18 лет, то последующие годы пройдут, может быть, совершенно спокойно. Но на 23-м году может стать ясным, что в душе поселилось нечто, не поддающееся объяснению. И если продолжить исследование дальше, то можно заметить. - если случай ясен - что недовольство после 5 лет перемены призвания находит свое объяснение на 13-м или 14-м году жизни. Причину этого явления мы часто должны искать приблизительно за столько же лет до перемены призвания, как и наступления события, описанного нами, после нее. Данный человек принял нечто в свой мир чувств на 13-м году во время своего обучения, что наполнило его внутренним блаженством за пять лет до перемены призвания.

Предположим, что перемены, призвания не произошли бы; и то, что к чему человек привык с 13-ти лет, изжило бы себя в позднейшей жизни и принесло бы тот или иной плод. Но перемена призвания наступила, и в начале даже интересовала молодого человека и заняла его душу. То, что вошло теперь в его душу, оттеснило то, что было в ней раньше. Это могло совершиться на протяжении известного времени; но именно благодаря тому, что это оттеснилось - оно приобретает особую силу - силу напряжения. - Это похоже на то. когда сжимают эластичный мяч: мы можем его сжимать до известной границы: но затем он оказывает сопротивление. И его обратное расширение произойдет с тем большей силой, чем больше была сила сжимавшая его. Такие переживания, как только что указанные, которые молодой человек имел на 13-м году своей жизни, и которые затем укреплялись вплоть до перемены призвания, могут быть оттеснены известным образом; но затем через некоторое время в душе просыпается сопротивление.

И тогда можно увидеть, что это сопротивление стало достаточно сильным, чтобы обнаружить себя в действии. И т. к. душе не хватает того, что оно имела бы, если бы не произошло бы перемена призвания, то это оттесненное начинает проявлять себя и выявляться так, что наступает недовольство тем, что дает теперь окружение. Тут мы имеем следовательно, случаи, когда данный человек пережил нечто, совершил нечто на 13-м или 14-м году жизни, а затем он сделал что-то другое, то есть переменил свое призвание, и мы видим, что эти причины так изживают себя, что они в своем действии вновь наносят удар тому же самому существу. В таком случае мы должны были бы применить понятие Кармы сперва на отдельной жизни человека. Но никто не должен теперь возражать не это: "Но мы знаем случаи, когда нечто подобное вовсе не обнаружилось". Это может быть. Но и никакому физику не придет в голову, когда он захочет исследовать законы падающего с той или иной скоростью камня, то что заставило бы его сказать себе: "Закон был бы неправильным, при условии, что камень был бы вышиблен из своего направления ударом.

Надо учиться наблюдать правильным образом и исключать те явления, которые не относятся к образованию закона. Конечно, такой молодой человек, если бы не наступило бы ничего иного, и он пережил бы на 23-м году впечатления своего 13-го года, как действие недовольства, не почувствовал бы его, если бы в этот промежуток времени, например, женился. Но тогда мы имели бы дело с чем-то, что не имело бы влияния на установление основного закона. Но дело именно в том, чтобы мы нашли правильные факторы, которые привели бы нас к закону. Наблюдение само по себе - еще ничего не значит; только правильно направленное наблюдение, приведет нас к познанию закона. Но теперь дело идет еще о тоем, чтобы установить также правильные направления наблюдения правильным образом, если мы хотим изучать законы Кармы.

Чтобы познать закон Кармы на одном человеке - предположим, что кого-то поразил тяжелый удар судьбы на 25-м году жизни, и причиняя ему боль и горе. Если мы теперь установим наши наблюдения так, что можем сказать: "Этот тяжелый удар судьбы ворвался в жизнь и наполнил ее болью и горем", следовательно, если мы остановимся только на таком наблюдении, то мы никогда не придем к познанию кармической зависимости. Но. если мы будем продолжать наши наблюдения и дальне, то, может быть, следя за этим человеком, пережившим на 25-году такой удар судьбы, мы сможем на его 50-м году прийти к другому взгляду и выразить его следующим образом: Человек, которого мы теперь рассматриваем, стал прилежным и энергичным, твердо стоящим в жизни человеком: затем посмотрим дальше, назад в его жизнь. 20 лет (так найдем мы гам) - он был еще никуда не годным человеком и не желал вообще ничего делать. Затем на 25-м году его поразил этот тяжелый удар судьбы. Если бы он его не поразил. - так можем мы сказать теперь. - го он остался бы прежним бездельником.

Следовательно, тяжелый удар судьбы был причиной того, что мы видим в нем на 50-м году жизни энергичного и деятельного человека. Такой факт учит нас. что мы пошли бы по неправильному пути, рассматривая удар судьбы на 25-м году, только как простое действие, т. к., если мы спросим: "Что же он вызвал?" мы не можем остановиться только на наблюдении. Но если мы рассмотрим такой удар судьбы не как действие, и не поставим его в конце явлений предшествовавших ему. а в начале последу¬ющих событий и будем рассматривать его как причину, тогда мы сможем существенно изменить даже суждение наших чувств и ощущений по отношению к этому удару судьбы. Может быть, мы опечалимся, рассматривая его только как действие, поразившее этого человека как удар судьбы. Не, рассматривая его наоборот как причину всего последующего. -мы сможем, может быть, порадоваться и ощутить радость по этому поводу.

Ведь этому удару судьбы нужно быть благодарным - так сможем мы сказать - что данный человек стал порядочном человеком. Итак, мы видим, что многое может изменяться в наших ощущениях, смотря по тому, будем ли мы рассматривать некий факт в жизни как действие или как причину. Правда, если мы начнем наблюдение в тот момент, когда совершилось это болезненное событие, мы не сможем еще воспринять непосредственного действия. Но, если мы образовали закон Кармы из подобных наблюдений, то он сам сможет нам сказать: может быть сейчас это событие болезненно, потому что оно выступает перед нами только как действие предшествовавшего; но его можно рассматривать также как исходный пункт для всего последующего. – И тогда мы сможем сказать: мы предчувствуем, что здесь находится исходная точка, причина действия которые освещают все с совсем иной точки зрения.

И тогда закон Кармы сам сможет стать источником утешения. Но этого утешения не было бы, если бы мы привыкли ставить какое-либо событие только в конце, а не в начале целого ряда явлений. Следовательно, важно, чтобы мы учились наблюдать жизнь правильно и сопоставлять вещи соответственным образом, как действие и причину по отношению друг к другу. И когда мы установим такие наблюдения действительно правильным образом, то в человеческой жизни перед нами встанут последствия, протекающие в отдельной человеческой жизни с известной закономерностью; но выступят и другие последствия, которые покажутся нам не закономерными в этой жизни. И тот. кто наблюдает жизнь человека - немного дальше своего носа, - сможет найти в ней замечательные зависимости. Но, к сожалению, явления человеческой жизни наблюдаются теперь только в течение короткого времени - на протяжении нескольких лет; и люди не привыкли ставить в зависимость то, что наступает через большое количество лет с тем, что могло раньше существовать как причина. И поэтому теперь найдется очень небольшое количество людей, которые смогут привести в известную связь начало и конец человеческой жизни. И все же эта связь - необычайно поучительна.

Предположим, что мы воспитали ребенка в первые семь лет его жизни так, что мы совершили многое не так, как это совершается обычно, и что мы исходим при этом из веры: если человек должен стать порядочным в жизни, то он должен быть таким-то и таким-то, и соответствовать нашим взглядам о порядочном человеке. И в таком случае мы захотели бы как можно точнее вкладывать в ребенка все, благодаря чему он смог бы стать, - в нашем смысле порядочным человеком. Но если мы будем исходить из познания, что порядочным человеком можно быть различными способами, и что вовсе не нужно иметь никакого представления, каким образом тот, кто растет в этом ребенке, должен стать порядочным человеком по своему индивидуальному предрасположению, то мы скажем: какие бы понятия о порядочном человеке я не имел бы, но человек, который должен вырасти из этого ребенка, должен расти благодаря тому, что у него должны извлекаться все его лучшие качества, - что, может быть, и я должен буду решить сперва как загадку?

И поэтому нужно сказать самому себе: какое значение имеет то, что я придерживаюсь тех или иных заповедей? Ребенок сам должен почувствовать желание сделать то или другое! Если я хочу развить ребенка согласно его индивидуальным, заложенным в нем качествам, я попробую прежде всею выяснить в нем те потребности, которые заложены в нем так, чтобы прежде всего наступила бы потребность к действиям, которые он выполнял бы по собственному желанию. Из этого мы видим, что существует два совершенно различных метода воздействия на ребенка в первые 7 лет его жизни. Если мы рассмотрим затем дальнейшую жизнь ребенка, то нам не скоро откроется то, что является ярко выраженным действием всего, заложенного нами в первые годы его жизни. Наблюдения над жизнью обнаружат, что настоящие действия всего того, что было вложено в это время как причины в детскую душу, выступят позднее, т. е. на закате жизни.

Человек может обладать в себе живым духом до конца жизни, благодаря тому, что мы воспитали ребенка только что описанным образом, т. е. что мы посчитались с его душевной жизнью, со всем живым, что живет в нем. Когда мы выявили и развили все, существующее в нем как внутренние силы, то мы увидим плоды этого в образе богатой жизни души. И нао¬борот, - в засохшей и обедневшей душе, а значит и в физическом сжатом теле выступает те неправильное, что было совершено нами в детские годы над человеком (т. к. засохшая душа, как мы это позже увидим, действует и на тело). В этом мы видим нечто, что регулярно появляется и что важно для каждого человека, - связь причины и действия в жизни человека. Также мы могли бы найти такие связи и для средних отрезков жизни, - мы поговорим об этом позже.

Как мы обращаемся с человеком от седьмого до четырнадцатого года жизни, это выступает вновь как действие на предпоследнем этапе его жизни. Итак, мы видим циклическое протекание причины и действия в жизни человека. Что имелось как причина в ранние годи, это выступит как действие - в позднейших. Но в каждой отдельной человеческой жизни существуют не только также действия и причины, т. к. наряду с этим циклическим течением - идет еще и течение по прямой линии. На нашем примере, как 13-й год - может сыграть роль 23-м году, - мы видим ту связь причини и действия в человеческой жизни, когда многое пережитое человеком в себе ведет за собой действия, возвращающиеся на то же человеческое существо. Итак, совершается Карма в жизни отдельного человека.

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy

Tags: Штайнер, карма, эзотерика
Subscribe

Posts from This Journal “Штайнер” Tag

promo philologist january 19, 03:00 1
Buy for 100 tokens
Текст приводится по изданию: Адлер М. Как читать книги. Руководство по чтению великих произведений / Мортимер Адлер; пер. с англ. [Ларисы Плостак]. — 6-е изд. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. — 340 с. Давайте попытаемся не путать цели со средствами. Великие книги читают не…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments