Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Categories:

Рудольф Штайнер. Откровения кармы. 1-я лекция, часть 2

Но мы не придем к объяснению жизни человека, если мы будем искать связи между причиной и действием только в этой отдельной человеческой жизни. Как объяснить и развить затронутую здесь мысль - об этом мы поговорим в ближайшие часы. Сейчас нужно указать только на нечто уже знакомое, что духовноведение показывает, как эта человеческая жизнь между рождением и смертью является повторением прежних жизней человека. Если мы отыщем самое характерное для жизни между рождением и смертью, то мы сможем указать, как таковое расширение одного и того же сознания - хотя бы в самом существенном - на протяжении всей жизни между рождением и смертью. Если вы вспомните о своих прежних этапах жизни - то вы скажете: имеется, правда, един момент в жизни, не совпадающий с моим рождением, но лежащий немного позже в точке - где начинаются мои жизненные воспоминания. Это скажут все люди, не принадлежащие к посвященным. И они будут затем говорить о том, до каких нор достигает их познание.



В сущности говоря, между временем рождения и смертью и началом этих жизненных воспоминаний имеется еще нечто очень своеобразное, к чему мы еще вернемся. Оно осветит нам значительные вещи. И если мы не обратим на него внимания, то мы сможем сказать: характерно для жизни между рождением и смертью - что одно сознание распространяется на все это время. Если человек и в обыкновенной жизни, потому что он рассматривает только очень короткие промежутки времени — не отыщет связи между причиной и действием даже когда его постигнет нечто в более позднем возрасте и он все-таки не будет искать причину этого в прежних отрезках его жизни, а он мог бы это сделать, если бы он был внимательнее ко всему и все изучал бы. Он мог бы сделать это с сознанием, находящимся в его распоряжении как сознание воспоминания. И когда он пытался бы с помощью воспоминаний поставить перед душой связь между прежним и последним в кармическом смысле, то он пришел бы к следующему результату. Он скажет: я вижу, что известные события, происходившие со мной, не совершились бы, если бы то или иное не наступило бы в один из прошлых отрывков жизни.

Правда, он скажет еще: я должен теперь раскаиваться за то, что со мной сделало мое воспитание. Но, если он увидит связь, хотя бы, между тем, что он не согрешил, а что согрешило над ним его воспитание, это все же будет ему помощью. Он легче найдет пути и средства, чтобы устранить тот вред, который ему сделали. Познание такой связи между причинами и действиями в наших отдельных отрезках жизни, которые мы можем обозреть с помощью нашего обыкновенного сознания, уже принесет нам ощутимую помощь в жизни. Завоевав вообще это познание - мы сможем, может быть, сделать еще и нечто другое. Конечно, если человеку исполнилось восемьдесят лет, и он на 80-и году оглянется на то, что следует искать как причины в детских годах для событий на 80-м году, то он скажет себе: "Да, вот где эти причины, - то, может быть, для него будет очень трудно найти противодействия, чтобы уравнять все, согласное с ним. И если он примет теперь это как поучение, "то это не очень много поможет. Но, если он это сделает раньше и посмотрит на тот вред, причиненный ему, может быть уже на сороковом году и примет против этого меры, то тогда может быть он успеет еще совершить известные противодействующие поступки. Итак, мы видим, что мы должны учиться не только на Карме и закономерной связи ближайших событий в жизни, но и на Карме и на закономерных связях, являющихся Кармой вообще. - Это может принести нам пользу в жизни.

Но что же сделает человек, предпринимающий нечто на сороковом году, чтобы не наступили вредные последствия известных грехов, совершенных над ним. например, на двенадцатом году, или совершенных им самим? Он попытается уравнять совершенные им самим или над ним совершенное и сделать все, чтобы предупредить действия, которые должны наступить. Он даже захочет заменить, известным образом, необходимое действие, совершающееся и без его участия - другим. Познание того, что происходило на 12-м, приведет его самого к определенному поступку на сороковом году. Он не совершил бы этого действия, если бы не осознал того, что случилось на 12-м году. Что же делает человек, оглядываясь на свою прежнюю жизнь? Он сам, благодаря своему познанию, дал совершиться за известной причиной - известному действию. Он позволил действие, которое он затем и совершил. Это показывает нам, как в линию кармических следствий может вступить наша воля и создать нечто, что встает вместо иначе наступившего бы кармического действия.
Возьмем такую связь, которую наше сознание провело совершенно сознательно между причиной и действием на жизненном пути, и скажем себе: у такого человека Карма или кармическая закономерность вступила в его сознание; он сам подвел известным образом, кармическое действие.

А теперь предположим, что мы кладем в основу такого рассмотрения то, что мы знаем о повторных земных жизнях человека. Сознание, о котором мы только что говорили, и которое простирается за указанным исключением на нашу жизнь между рождением и смертью, оно возникает благодаря тому, что человек может пользоваться инструментом своего мозга. Когда человек проходит через врата смерти, наступает иначе сложившееся сознание, независимое от мозга и связанное в сущности с иными условиями. И мы знаем, что для этого сознания, длящегося до следующего рождения, наступает некий вид взгляда назад, на все, совершенное человеком в жизни между рождением и смертью. В жизни между рождением и смертью человек должен прежде всего выработать намерение оглядываться на какие-либо грехи, совершенные над ним, если он должен действительно внести действие этих грехов кармически в свою жизнь. После смерти человек глядит, оглядываясь на свою жизнь, на то, что он совершил как грехи, или как действия вообще. И тогда он видит и то, что эти действия сделали в его душе, или исходя из его души. Тут человек видит, поднялся ли он или спустился в своем достоинстве, благодаря тому или иному совершенному им действию. Например, - мы причиняли какое-либо горе другому, - благодаря этому мы опустились в своем достоинстве, мы потеряли этим многое в себе, стали менее совершенны, причиняя горе другому. И глядя теперь после смерти назад, мы видим много таких случаев, и говорим себе: мы стали благодаря этому менее совершенными.

Но из этого для сознания после смерти, что в нем пробуждается сила и воля, и он обретает вновь возможность сделать все, чтобы вновь завоевать это достоинство, утерянное им, - т. е. волю, к уравнению всего, что он причинил. Следовательно, человек принимает между смертью и новым рождением тенденцию, намерение искупить все причиненное им зло, чтобы вновь завоевать степень прежнего совершенства, которым он должен обладать, будучи человеком, и которое он утерял, благодаря совершенному им поступку.
Затем, человек, вновь вступает в бытие. Его сознание становится опять иным; он не вспоминает время между смертью и новым рождением - а также и о том, что он принял на¬мерение что-то уравнять. Но это намерение сидит в нем. И если он даже не знает: "ты должен сделать то или другое, чтобы уравнять и то и это!". Это сила сидящая в нем, заставляет его совершить действие, являющееся упражнением. - И теперь мы можем составить себе представление, что происходит, когда человека, например, на 20-м году поражает какое-то тяжелое и болезненное событие.

И боль этого события подавляет его, благодаря сознанию, которым он обладает между рождением и смертью. Но если бы он мог вспомнить, какие намерения родились в нем во время между смертью и новым рождением, то он почувствовал бы силу, которая привела его к тому месту, где он мог бы пережить эту боль, чтобы вновь обрести ту степень совершенства, утерянную им и которую он должен вновь обрести только благодаря тому, что он сам переживает эту боль. И хотя обыкновенное сознание говорит: "Боль здесь - в тебе и ты от нее страдаешь!; и он может рассмотреть эту боль в действии, то в сознании созерцающего времени между смертью и новым рождением, могло бы именно жить намерение принять боль или какое-нибудь другое несчастье. И это фактически встает перед нами, если мы рассматриваем человеческую жизнь с более высокой точки зрения. И мы можем видеть, что действительно в человеческую жизнь вступают свершения судьбы, которые не являются действиями причин в одной человеческой жизни, но которые пережиты, исходя из другого сознания, - именно из сознания, лежащего по ту сторону рождения, продолжающего нашу жизнь во времена более ранние, чем время, протекшее только с нашего теперешнего рождения. Если мы точно усвоим эту мысль, то мы скажем: "Мы имеем сперва одно сознание, охватывающее время между рождением и смертью, и которое мы называем сознанием "отдельной личности", и этой личностью мы называем то, что живет между рождением и смертью.

Затем, мы видим, что сознание может действовать после рождения и смерти, и о нем человек ничего не знает в своем обыкновенном сознании, но оно может действовать именно как это обыкновенное сознание. Поэтому мы сперва описали, как кто-то сам принимает свою карму и на 40-м году, например, уравнивает нечто, чтобы его не поразили причины, возникшие на его 12-м году жизни. Тогда он принимает карму в свое сознание отдельной личности. И, наоборот, если человека приводят к тому, чтобы он мог бы пережить боль, уравнять нечто, чтобы стать лучшим человеком, то это также идет из самого человека; только оно идет не из сознания отдельной личности, но из более всеобъемлющего сознания, охватывающего время между смертью и новым рождением. Ту сущность в человеке, которую охватывает это сознание, мы называем "индивидуальностью" человека; а это сознание, постоянно прерываемое сознанием отдельной личности - мы назовем "индивидуальным сознанием" в отличие от сознания отдельной личности. Так видим мы Карму, действующую в отношении индивидуальности Человека.

И все же, несмотря на это, мы не поняли бы жизнь человека, если бы мы стали прослеживать только ряд явлений, как мы сделали это самое, и принимали во внимание только то, что живет в человеке ради самого человека, как причины ведущие за собой действия. Поставим перед душой простой случай, но изображенный так, чтобы он действовал бы более наглядно, и мы сейчас же увидим, что мы не понимаем жизнь человека, если мы примем во внимание только го, что мы только что сказали. Возьмем, например, открывающего нечто, как Колумб, или изобретателя паровой машины - или еще кого-либо. В открытии заложено определенное действие, определенный поступок. Если мы рассматриваем его, как человек совершает его, а затем поищем причину, почему человек совершил его, то мы всегда будем находить такие причины, направление к которым мы сами теперь указали. - Почему, например, Колумб поехал в Америку, и в определенное время принял это намерение, причины этого мы найдем в его индивидуальной и личной Карме. Но мы сможем теперь, спросить себя: должны ли мы искать эту причину только в личной и индивидуальной Карме Колумба? И надо ли рассматривать его поступок только как действие по отношению к индивидуальности, действовавшей в Колумбе? То. что Колумб открыл Америку - именно для него определенное действие.

Он поднялся и стал совершеннее благодаря этому. Это обнаружится в дальнейшем развитии его индивидуальности в следующей жизни. Но какое же действие имел этот поступок для других людей? Разве его не следует рассматривать как причину, оказавшую свое действие на бесчисленные человеческие жизни? Но это все еще довольно абстрактное рассмотрение такого случая, и мы могли бы его рассматривать гораздо глубже, если сделать это на протяжении известных больших промежутков времени. Предположим, мы рассматриваем жизнь человека в египто-халдейскую эпоху, предшествовавшую греко-латинской. Если мы проверим эту эпоху в ее особенностях в отношении того, что она дала людям, и что люди тогда узнали, то тогда обнаружится нечто в высшей степени своеобразное. Если мы сравним нашу эпоху с той, то мы увидим, что то, что совершается в нашу эпоху, связано с тем. что совершилось в египто-халдейскую культурную эпоху. Греко-латинский период находится между этими двумя.

И в наше время известные вещи не произошли бы, если бы они не совершились бы в египто-халдейскую эпоху. Если современная естественная история дала нам те или иные результаты, го это связано во всяком случае и с силами, развившимися и созревшими в человеческой душе. Но души людей, действовавшие в наше время, были ведь также воплощены и в египто-халдейскую эпоху и вынесли из нее известные переживания, без которых они не смогли бы совершить то. что они совершили сегодня. Если бы ученики египетских жрецов не приняли бы от них египетскую астрологию о небесных констелляциях, то они не смогли бы позже проникнуть в мировые тайны и в душах известных людей в наше время не жили бы силы, которые теперь вывели человечество в небесные пространства. Как пришел, например, Кеплер, к своим открытиям? Он пришел к ним, потому что в нем жила душа, которая приняла в себя силы для этих открытий в египто-халдейскую эпоху, чтобы она могла совершать эти открытия в наш 5-й период.

И нас наполняет известное внутреннее удовлетворение, когда в отдельных людях как бы просыпаются воспоминания, потому что зародыши того, что они делают теперь, были заложены в прошлом. Один из великих умов, совершивших много важного в отношении исследования небесных законов - Кеплер - говорит сам о себе: "Я проник в великие мистерии Египта, я взял сосуды в храме и принес с ними жертву, приведшую меня к тому, чтобы я дал сейчас человечеству законы, которые будут поняты только спустя столетия".
Это одно из тех воспоминаний Кеплера о том, что он принял в себя как зародыш, чтобы совершить все, что он должен был совершить в своем личном существовании как Кеплер. Таких примеров можно привести сотни. Но туг мы видим еще нечто иное, чем только факт, что в Кеплере всплывает нечто, являющееся действием переживаний в одной из прежних жизней. Мы видим возникновение того, что является закономерным действием для всего человечества чего-то, что было в свою очередь важным для человечества прежних времен. Мы видим, как человек приводится к известному месту, чтобы дать нечто для всего человечества.

Мы видим, что не только в индивидуальной человеческой жизни, но - во всем человечестве имеются связи между причинами и действиями, простирающиеся на большие пространства времени. И мы можем видеть в этом, что, действительно, индивидуальный закон Кармы скрещивается с законами, которые мы можем назвать "кармические законы человечества". Иногда это скрещивание очень мало видно. Подумайте, что сталось бы с на¬шей астрономией, если бы однажды не была бы приобретена подзорная труба (телескоп) в совершенно определенное время. Проследите развитие нашей астрономии назад, и вы увидите, как бесконечно многое связано с изобретением телескопа. Известно, что телескоп был изобретен потому, что однажды в оптической комнате играли дети с оптическими линзами, причем они "случайно" - так можно было сказать" -так составили оптические линзы, что после кто-то заметил, что из этого можно было бы сделать нечто вроде подзорной трубы. Подумайте, как глубоко вы должны искать, чтобы прийти к индивидуальной Карме детей - и к Карме человечества, чтобы в определенный момент была изобретена подзорная труба. Попробуйте продумать это. и вы увидите, каким замечательным образом индивидуальная Карма отдельных людей и Карма всего человечества скрещиваются и вплетаются друг в друга; Тогда вы скажите себе: все развитие человечества являлось бы иным, если бы то или иное не наступило бы в нем.

Совершенно праздным является другой вопрос: "Что сталось бы с Римским царством, если бы греки в определенное время не отбили бы нападение персов во время персидских воин? Но вовсе не праздным будет вопрос: "Благодаря чему произошло, что персидская война проходила именно таким образом?". Кто будет исходить из этого вопроса и искать ответ на него, тот увидит, что на востоке совершенно определенные достижения совершались благодаря тому, что существовали известные деспотические властелины, хотевшие чего-либо только для себя и вступившие в соглашение со жрецами и т. д. Все государственное устройство было тогда в движении, чтобы что-то могло быть создано на Востоке. Но это приносило с собой много вреда, который должен был наступить. И с этим связано, что народ, созданный иначе - греки - смо¬гли в определенный момент отбить наступление с Востока. Если мы это обдумаем, то возникнет вопрос: как обстоит дело с Кармой личностей, действовавших в Греции, чтобы отбить нападение персов? И тогда мы найдем много личного в Карме данных людей; но мы найдем также, что личная Карма связана с Кармой народа и человечества, и мы вправе будем сказать: вся Карма человечества именно поставила этих определенных личностей в это время на это место!

И мы видим, как сплетается Карма Человечества с Кармой отдельных людей. И должны будем дальше спросить, как это совершается Но мы можем пойти еще дальше и рассмотреть еще другие зависимости. Мы можем оглянуться на то время нашего земного развития в смысле духовноведения. когда на нашей земле еще не существовало минерального царства. Нашему земному развитию предшествовало развитие Сатурна. Солнца и Луны, когда еще не было минерального царства в нашем смысле. Только на Земле возникли наши теперешние минералы в их современной форме. Но благодаря тому, что минеральное царство выделилось в течение земного развития, оно осталось как особое царство на все последующие времена. Раньше люди, животные и растения развивались таким образом, что они не имели в своей основе лежащего минерального царства. Для того, чтобы другие царства могли прогрессировать, они должны были выделить минеральное царство. Но, после того, как они его выделили, они могли развиваться только на планете, обладающей твердой, минеральной основой. И никогда не может произойти ничего другого, кроме того, что произошло при предпосылке, что образование минерального царства начало существовать. Оно существует. И все последующие судьбы других царств зависят от воз¬никновения минерального царства, которое однажды образовалось в нашем земном бытии, в древнем прошлом. Итак, с фактом возникновения минерального царства произошло нечто, с чем должно считаться все последующее земное развитие.

И на всех других существах исполнится то, что следует из возникновения минерального царства. И в последующих эпохах мы имеем кармическое свершение того, что происходило раньше, но также и ту связь, которая имеется между возвращающимся действием и существом, вызвавшим его. Люди животные и растения выделили минеральное царство, и оно же вновь возвращается к ним! И тогда мы видим, что возможно говорить о "Карме - земли". И, наконец, мы можем отметить нечто, основа чего находится в общих изложениях "Тайноведения". Мы знаем, что известные сущности отстали на ступени древнего лунного развития, и что это произошло, чтобы привить людям земли совершенно определенные свойства. Но некоторые из вас слышали, что отстали не только сущности, но и субстанциональности древней лунной эпохи земли. На лунной ступени отстали существа, которые действуют в нашем земном развитии как "люциферические сущности". Благодаря этому факту отставания и воздействия на наше земное существование совершаются в нем действия, причины которых уже были заложены в лунный период земли. Но нечто подобное совершается также и субстанционально.

Если мы теперь посмотрим на нашу солнечную систему, мы найдем ее составленной из мировых тел, которые регулярно выполняют повторяющееся и обнаруживающее известную внутреннюю замкнутость - движения. И еще мы находим другие мировые тела, которые, правда, движутся также с известным ритмом, но которые, так сказать, прорывают обыкновенные законы солнечной системы, - именно - кометы. Но субстанция кометы по своим законам не та. которая существует в нашей обыкновенной, регулярной солнечной системе, но обладает законами, существовавшими в старом лунном бытии. В бытии кометы действительно консервировалась закономерность древнего лунного бытия. Я упоминал довольно часто, что духовноведение доказало ту закономерность раньше, чем эти доказательства появились и в естественный науках. В 1906 г. в Париже, я обратил внимание на тот факт, что во время старого лунного бытия подобную роль играли известные соединения углерода и азота, как на нашей земле теперь - соединения кислорода и углерода, т. е. углекислота, двуокись углерода и т. д. Эти последние соединения обладают чем то убивающим.

Подобную же роль играли цианистые соединения, соединения, подобные синильной кислоте, во время лунного древнего бытия. На этот факт указало духовноведение в 1906 г. И в других лекциях было указано, что кометы в своем бытии вносят законы древнего лунного существования в нашу солнечную систему, так что отстали не только лю¬циферические сущности, но и закономерность древней лунной субстанции, которая действует неправильным образом в нашей солнечной системе. И все время говорилось, что бытие комет должно обладать еще и сегодня чем-то подобным цианистым соединениям в атмосфере комет. Только гораздо позже, чем это было возвещено в "Тайноведении", лишь в этом году, благодаря спектральному анализу был найден в бытии комет — спектр синильной кислоты. Здесь вы имеете одно из доказательств на вопрос: "покажите нам, как можно действительно что-нибудь найти благодаря "Тайноведению"?. Подобных вещей очень много, их надо только уметь наблюдать.

Таким образом, нечто влияет, исходя из древнего лунного развития на наше теперешнее земное бытие. Спросим себя: можно ли утверждать, что в основе внешних, чувственных явлений лежит нечто духовное? Для того, кто признал "Тайноведение", ясно, что за всей чувственной деятельностью — лежит духовное. Если на наше земное бытие действует из старого лунного бытия, когда комета облучает нашу землю, то за всем этим действует и нечто духовное. И мы можем даже указать какое духовное, например, проявилось в комете Галлея. Комета Галлея - каждый раз, когда она вступает в сферу нашего земного бытия, - является выражением нового импульса - к материализму. Это может показаться современному миру суеверием. Но люди должны только припомнить, как они сами выводят духовные последствия из констелляции звезд. Или кто бы не сказал, что эскимос является иным человеческим существом, чем например, индус, только потому, что в полярных странах солнечные лучи падают под другим углом!? Естествоиспытатели принимают также духовные последствия, совершающиеся в человечестве звездными констелляциями.

И следовательно, духовный импульс идет параллельно с кометой Галлея. Этот импульс может обнаружится. После появления кометы с 1835 г. последовало то материалистическое течение, которое можно обозначить как материализм второй половины прошлого столетия. А затем последовало материалистическое пояснение, "французских энциклопедистов". Вот происхождение этой связи. Что бы произошли известные вещи в земном бытии, должны были быть заложены их причины вне земного бытия. - Здесь мы имеем дело уже с "мировой Кармой". Почему же на старой Луне были выделены духовное и субстанциональное? Для того, чтобы известные действия могли вновь отразиться па тех же сущностях, которые произвели это выделение. Конечно, люциферические сущности были выключены и должны были пройти другое развитие, для того, чтобы для существ на земле могла бы возникнуть свободная воля и возможность зла.

Мы имеем здесь нечто, что как кармические действия выходят за пределы нашего земного бытия: взгляд на мировую Карму. Итак, мы могли сегодня говорить о понятии Карма, о ее значении для отдельной личности, для индивидуальности, для всего человечества, внутри нашего земного бытия и за пределами земли, - и мы нашли еще нечто, что мы можем назвать "Мировой Кармой". Так находим мы закон Кармы, - который мы можем назвать законом связи между причиной и действием - но таким образом, что действие вновь возвращается к причине, причем при этом существо сохраняется и остается тем же самым. Мы находим эту кармическую закономерность всюду в мире, поскольку мы его рассматривали как мир духовный. Мы предчувствуем, что Карма будет открываться в различных областях и различнейшим образом. И мы думаем, что различные кармические течения - личная Карма, Карма человеческая. Карма Земли, Мировая Карма и т. д. будут скрещиваться и именно благодаря этому мы получили объяснения, нужные нам, чтобы понять жизнь. А чтобы понять жизнь в ее отдельных точках, нужно найти слияние и совместное действие различнейших кармических течений.


См. также:
- Рудольф Штайнер. Откровения кармы. 1-я лекция, часть 1

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy

Tags: Штайнер, эзотерика
Subscribe

Posts from This Journal “Штайнер” Tag

promo philologist 15:14, saturday 4
Buy for 100 tokens
Беседа литературного критика и книжного блогера Николая Подосокорского с главным редактором издательства "Ладомир" Юрием Михайловым. О выпуске легендарной серии "Литературные памятники" и ее подарочном варианте, культуре чтения, ближайших планах издательства, академическом…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment