Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Рудольф Штайнер. Откровения кармы. 2-я лекция, часть 2

Уже из вчерашних намеков вы знаете, что не только сущности, но и субстанции отставали и сохранили законы, правомерные и правильные для прежних планетарных состояний и, таким образом, была перенесена в более позднее развитие закономерность более раннего развития. Таким образом, скрестились фазы развития древних времен и смешались между собой. Благодаря этому, собственно говоря, стало возможным многообразие жизни. Так являются нам различные ступени в развитии сущностей. И невозможным было бы, чтобы наряду с человеческим царством могло вообще развиться царство животных, если бы после периода Сатурна не отстали бы известные существа, чтобы могло образоваться второе царство, как первые предшественники нашего сегодняшнего царства животных, - в то время, как на солнце люди уже развились до более высокой ступени. Это отставание было необходимым, как основание для более поздних образований.



И если теперь ставят вопрос: "Почему должны отставать сущности и субстанции?", то я хотел бы объяснить это на одном примере. Развитие человека должно было идти вперед от одной ступени к другой. А это могло бы быть только благодаря тому, что человек становился все более и более утонченным. Если бы он действовал с помощью тех же сил, что и на Сатурне, то он не смог бы идти вперед. Он остановился бы. Поэтому он должен был сделать свои силы более утонченными. Возьмем для примера стакан, в котором в воде растворено некое вещество. Окраска всего будет одинакова во всем стакане, и плотность и т. д. Все будет одинаковым. Представим себе, что более грубые вещества осели на дно; тогда наверху останется более чистая вода и более тонкие вещества. Следовательно, вода смогла стать более чистой только благодаря тому, что она выделила более грубые частицы. Нечто подобное было также необходимо после завершения развития Сатурна, чтобы возник подобный осадок, чтобы человечество выделило бы нечто и оставило в себе более тонкие части. И то, что было выделено, это стало потом животными. Благодаря выделению одного – могло уплотниться другое и подняться на шаг выше.

И на каждой такой ступени должны были быть выделены сущности, чтобы человек мог подняться выше. Итак, мы имеем человечество, которое смогло быть таким, как было необходимо, только благодаря тому, что человек освободился от тех сущностей, которые живут вокруг нас в низших царствах. Эти сущности со всеми их силами существовали, когда в потоке развития и мы были с ними связаны — также, как в воде заключались более плотные составные части. Мы поднялись из всего этого. И благодаря этому стало возможно наше развитие. Итак, мы смотрим вниз, на три рядом с нами живущих царства природы и говорим: мы видим во всем этом нечто, что должно было стать почвой для нас и для нашего развития. Эти существа опустились, чтобы стало возможным наше восхождение. Это будет правильный взгляд на эти низшие царства природы. Рассматривая теперь земное развитие, мы сможем увидеть этот процесс еще наглядным во всех его подробностях. Нам должны быть ясно, что все факты внутри нашего земного развития обладают ведь известными соотношениями и зависимостями.

Мы видим, что отделение солнца и луны от земли свершилось собственно говоря, для человека, чтобы человеческая организация могла бы подняться во время развития земли до той высоты, чтобы стать индивидуальностью; нужно было как бы очистить человеческую организацию. Но благодаря тому, что подобные отделения совершались в мировом пространстве ради человека, во всей нашей солнечной системе. Эти глубокие изменения должны были оказать также свое влияние на все остальные царства природы, и, прежде всего, на царство животных, ближе всего стоящее к нам. И если мы хотим понять это влияние, совершившееся в царстве животных, благодаря процессу отщепления солнца от луны, то мы получим следующее объяснение из духовноведения. Человек находился на известной ступени своего развития, когда отделилось солнце. И если бы он должен был сохранить эту ступень, - на которой он стоял, когда луна была еще соединена с землей, то человек не смог бы прийти к своей современной организации, а должен был идти навстречу опустошению и огрублению ее.

Силы луны должны были сперва отделиться, покинуть ее. И что эта человеческая организация стала возможной, - мы обязаны только тому обстоятельству, что человек в то время, когда луна еще была соединена с землей, сохранил такую организацию, которая могла еще стать более мягкой и тонкой; а могло бы быть, что она стала уже настолько твердой, что выход луны уже ничему не помог бы. На этой ступени, когда организация еще смогла быть смягченной, находились фактически только предки людей. Луна должна была следова¬тельно, отделиться в определенное время. Что же произошло до этого момента выхода луны? Человеческая организация становилась все грубее и грубее. Конечно, человек не выглядел как дерево; это было бы слишком грубым представлением. И тогдашняя грубость была все же тоньше теперешней организации. Но для того времени организация человека была настолько грубой, что его духовная часть, которая в то время жила то с физическим телом, то без него - попеременно, дошла во время между выхождением солнца и луны до такого состояния, что она, - когда захотела вновь обрести свое физическое тело, - уже нашла это физическое тело, благодаря событиям на земле, настолько плотным, что она не смогла войти в него и использовать для своего пребывания в нем.

Поэтому произошло, что духовно-душевная часть многих человеческих предков вообще распрощалась с землей, на известное время и совершала свое дальнейшее развитие на других планетах, принадлежавших к нашей солнечной системе, потому что, во время между выхождением солнца и луны, благодаря совершившемуся затвердению, физические тела не годились больше для дальнейшего развития. Только очень незначительная часть физических тел была еще годна для этого, и спаслась после этого времени. Я это уже показал, что большее число человеческих душ, ушло в небесные пространства, - и что только малая часть могла удержаться в этом потоке текущего развития, именно то, кто были грубее остальных и смогли перенести и преодолеть многое. Эти более сильные души спаслись во время этого хаотического периода развития. Но во время этого процесса дело еще не шло, собственно, о том, что мы называем человеческим Я, человеческой индивидуальностью. В то время существовала еще по характеру скорее нечто вроде групповой - души. Души растворились, когда они хотели удалиться, в групповой душевности. Затем наступил выход луны, и этим была вновь дана возможность человеческой организации - утончиться. Благодаря этому она смогла вновь принять ранее удалившиеся души.

И эти души постепенно возвращались - вплоть до атлантического периода, - и вновь вселялись в человеческие тела - внизу. Но все же оставались еще неизвестные организации, которые выработались во время критического периода развития. Они ушли вперед, - но все же не смогли стать носителями человеческой душевности. Это были грубые организации. Следовательно, в то время, наряду с теми ор¬ганизациями, которые могли утончиться впоследствии, - остались и эти, пережившие критический период развития земли. Они стали теперь предвестниками более грубых органи¬заций, и благодаря этому получилось, что наряду с теми организациями, которые смогли стать человеческими носителями человеческих индивидуальностей, - развивались дальше и такие организации, которые не смогли стать ими, и которые были потомками организмов покинутых человеческими душами из того времени, когда солнце уже ушло, а луна еще оставалась связанной с землей. Итак, мы видим, что рядом с человеком буквально образовалось царство организмов, которые благодаря сохранению лунного характера стали не способными быть носителями человеческих индивидуальностей. Эти организации в сущности были те, которые стали организациями теперешних животных.

Могло бы показаться странным, что эти более грубые организации теперешних животных все же обладают известными способностями, которые могут даже действовать в мире мудро, как, например, в постройке бобров и т. д. Но это может стать для нас вполне понятным, если мы не будем представлять себе вещи слишком простыми, но уясним себе, что именно организации этих сущностей, в которые не вошли человеческие души, выработали внешние условия этой постройки животных, известной постройки нервной системы и т. п., которые сделали возможным полное созвучие с законами земного бытия. Те же сущности, которые потеряли способность принимать в себя человеческие души, остались на все время связанными с землей. - Другие организации, которые впоследствии утончились и смогли принять человеческие индивидуальности, были правда, тоже вместе с землей; но т. к. они позже должны были претерпеть изменения, когда луна ушла уже из земли, и потеряли именно то, что они присваивали себе до этих пор благодаря тому, что они утончились и получили эти изменения.

Итак, заметим: когда луна отделилась от земли, то на ней были известные организации, которые развивались дальше, по прямой линии так, как это должно было совершиться во время прежнего соединения луны с землей. Эти организации остались грубыми, сохранили свои законы, и стали настолько плотными, что когда луна вышла из земли, с ними уже не могло произойти никаких изменений. Они просто упрямо развивались дальше в своей застывшей организации, а ставшие носителями человеческих индивидуальностей, должны были измениться, они не могли так просто идтидальшев такой застывшей, грубой форме. - Они изменились так, чтобы теперь могли действовать сущности, которые между тем не были связаны с землей, а были где-то совсем в другом месте и теперь должны были опять соединиться с землей. Теперь вы имеете разницу между теми сущностями, которые сохранили старый, застывший лунный характер, и теми — которые изменились. В чем же состояло изменение?

Когда души, ушедшие с земли, опять вернулись и овладели вновь телами, они принялись за переработку нервной системы, мозга и т. д. Они применяли имеющиеся в них силы как бы для внутреннего строительства. В других же сущностях, которые уплотнились и застыли, уже нельзя было ничего изменить. Другие сущности овладели этими организациями, но они еще не могли вмешиваться в их внутреннюю сущность, остановившуюся на прежних ступенях развития, и вообще они смогли действовать только извне, как животные групповые души. Итак, те организации, которые годились для этого, получили после выхода луны -человеческую душу, и эти сущности перерабатывали эти организации в такие - которые вели к совершенному построению человека. А оставшиеся во время луны загрубевшие организации уже не смогли быть изменены. Ими овладевают теперь те души, которые не получили еще возможности вмешиваться в индивидуальности, остановившиеся в своем развитии на лунной ступени, выработавшие все, чего можно было там достигнуть, и поэтому овладевшие теперь этими организациями как групповые души.

Так выясняется для нас разница между человеком и животным, исходя из космических процессов при развитии земли, выявляются они для нас как двоякие организации. Если бы мы должны были остановиться в своей организации на положении существ, стоящих непосредственно ниже человека, то мы должны были бы теперь парить вокруг земли, - были бы принуждены к этому, потому, что организации сделались бы слишком загрубевшими. Мы не смогли бы спуститься и, несмотря на то, что мы не стали совершенными существами, мы должны были бы пребывать там же, где и организации групповых душ животных. Но т. к. наши организации могли утончаться, то мы смогли войти в них и поселиться там; т. е. мы могли спуститься и телесные воплощения. Групповые же души не нуждались в этом; они действовали на эти существа из духовного мира. Следовательно, мы видим в царстве животных, окружающих нас. нечто - чем мы были бы еще и сегодня, если бы мы не были обязаны нашей современной организации вышеописанному становлению.

Спросим теперь себя: каким образом ниже нас стоящие животные с их загрубевшими организациями пришли на землю? Благодаря нам же они спустились вниз! Они являются потомками тех тел, которыми мы не захотели овладеть после выхождения луны. Мы оставили эти тела, чтобы позже найти другие. Мы не смогли бы найти потом другие, если бы в свое время не оставили бы эти. - Мы должны были искать на земле возможности нашего дальнейшего продвижения только после выхождения солнца. В этом процессе мы, так сказать, - оставили известные сущности позади себя, чтобы получить возможность самим подняться выше. Чтобы подняться выше, мы должны были уйти на другие планеты, а тела оставить там, внизу. И тому, что оставалось там внизу, - мы обязаны в известном отношении тем, чем являемся мы сейчас. Мы можем описать это "обязательство" еще подробнее. Мы можем спросить себя: "Как же стало вообще возможным, что именно в этот критический период мы смогли оставить землю?". Вед существа не могут так просто уйти куда им захочется. - И тогда в земное развитие в первый раз вступило то, чем мы опять-таки обязаны люциферическим существам.

Люциферические сущности были наши водители, удалившие нас в критический период из земного развития. Они как бы сказали нам: "Там, внизу, наступает критический период; вы должны покинуть землю!". Под водительством этих люциферических духов мы покинули землю. - тех люциферических духов, которые внесли в наши тогдашние астральные тала люциферический принцип, - склонность ко всему, что мы называем в нас возможностью зла, но вместе с тем, правда, и возможность свободы. Если они тогда не увели нас с земли, то мы остались бы навсегда прикованными к образу, созданному нами тогда, и мы могли бы только парить над этим образом вверху, но никогда не смогли бы вселиться в него. Так они увели нас и соединили свое собственное существо с нашим. Если мы примем это во внимание, нам станет понятным, что мы во время ухода приняли в себя люциферические влияния. Организации же, не разделившие эту судьбу -ухода в совсем особые мировые области, - остались внизу без люциферического влияния. Они должны были делить с нами наши земные судьбы, но не могли разделить с нами нашу небесную судьбу. И когда мы вернулись на землю, то мы имели в себе этот люциферический уклон, - но не те другие существа, - и благодаря этому стала возможным жить в физическом теле, - но все же жить независимо от него, и становиться все более и более независимым от него.

Те же другие существа, которые не имели в себе люциферического уклона, являлись тем, чем были наши астральные тела в тот промежуток времени между выходом солнца и луны, т. е. те самые, от которых мы освободились. Мы смотрим на животных и говорим: "Все, чем являются животные в их жестокости, обжорстве, и всех животных пороках -наряду с той ловкостью, которой они обладают, это все мы имели в себе, если бы мы не смогли выбросить все это из себя! Мы обязаны освобождением нашего астрального тела тому обстоятельству, что все грубые астральные свойства остались в животном царстве земли. И мы можем сказать: благо нам, что мы не имеем больше всего этого в нас: свирепости льва, хитрости лисицы и т. д.. что все это ушло от нас, и ведет самостоятельное бытие вне нас! Таким образом животные имеют общим с нами то, что является нашим астральным миром: возможность испытывать боль. Но именно благодаря; этому, о чем было рассказано сейчас, - они не смогли добиться возможности через страдания и через преодоления их подниматься все выше и выше. Они не обладают для этого индивидуальностью. Благодаря этому животным много хуже, чем нам. Мы должны переносить боль; но каждая боль для нас — средство для совершенствования; преодолевая ее, мы поднимаемся выше, благодаря этой боли.

Мы оставили животных позади, как нечто, что уже обладало, правда. - возможностью испытывать боль, но не имело того, что подняло бы их над болью, и помогло бы преодолеть ее. Это судьба животных. Таким образом, мы отдали животным, в течение земного развития нашу скверную часть, и они окружают нас, как знаки того, что мы пришли к возможности нашего совершенствования. Мы не смогли бы освободиться от этого осадка, если бы не оставили животных позади себя. Такие факты мы не должны учиться рассматривать как теории, но познавать их с космическим ощущением мира. Мы должны смотреть на животных со следующим чувством: "там вне нас - находитесь вы - животные. Когда вы страдаете, то вы переносите нечто - что идет на пользу нам, людям. Но мы, люди имеем возможность - преодолевать страдание; вы же должны его терпеть. Мы, обладая страданием - оставили его вам, - а себе взяли преодоление его!". Если из теории развить космическое чувство, то оно станет всеобъемлющим состраданием к миру животных. Поэтому там, где космическое чувство выросло из древней мудрости человечества, где люди еще сохранили воспоминание о древнем знании, которое говорило из сумеречного ясновидения каждому, как было когда-то, там сохранили благодаря этому сочувствие к миру животных, и там оно выступает в высокой степени.

Это сочувствие вернется опять, когда люди усвоят восприятие духовной мудрости, когда люди поймут, как связана Карма человечества с Кармой мира. Во времена, которые были, так скакать, временем затемнения знания, когда материалистическое мышление заняло первенствующее место, люди не могли иметь правильного представления об этих взаимоотношениях. Тогда смотрели только на то, что существует рядом друг с другом в пространстве, не считаясь с тем, что это рядом находящееся имеет однородное происхождение и только в ходе развития отделилось друг от друга. И тогда, конечно, не чувствовали того, что связывает человека с животными. И во всех областям земли, где имелась миссия закрывать сознание о связи человека с миром животных, где на месте этого сознания вставало только то, что ограничивалось лишь физической частью пространства, -там человек заплатил животным за все, чем он им обязан своеобразным образом, — тем, что он их поедал. Эти вещи показывают нам в то же время, как мировоззрения связаны с человеческим миром чувств и ощущений.

Чувства и ощущения, в конце концов, последствия мировоззрений, и также как меняются мировоззрения и познания, -так же изменяются чувства и ощущения во взаимоотношениях человечества. Человек не мог иначе - как развиваться в вверх. Поэтому он должен был другие существа столкнуть в пропасть, чтобы самому подняться выше. Он не мог дать им индивидуальность, которая уравняла бы в Карме то, что должны были выстрадать животные; он мог только передать им боль, но не мог дать им кармическую закономерность уравнения. Но то, что он не мог им дать, - он даст им однажды, когда он придет к свободе и к отказу от эгоизма в своей индивидуальности. И тогда сознательным образом - он поймет в этой области кармическую закономерность и скажет: "Животным я обязан тем, что я стал таким.

То, что я не могу больше дать отдельным животным существам, которые спустились от отдельного существования - к теневому существованию, что я когда-то задолжал миру животных, - это я должен теперь исправить своим обращением с ними!". Поэтому с течением развития, благодаря сознанию кармических связей, вновь наступит улучшение отношений людей к миру животных, особенно на Западе, где они не таковы, как должны быть. Наступит то отношение к животным, благодаря которому человек вновь подымет животных, которых он столкнул вниз. Так видим мы Карму в царстве животных в их отношениях друг к другу. То, что животное переживает как свою судьбу, мы не можем сравнить с Кармой человека, если не хотим все смешивать между собой. Но, рассматривая все развитие земли, и то, что должно было совершиться из-за человечества и его развития, - мы увидим, что мы действительно можем говорить об отношении Кармы человечества к миру животных.


См. также:
- Рудольф Штайнер. Откровения кармы. 1-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Откровения кармы. 1-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Откровения кармы. 2-я лекция, часть 1

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy

Tags: Штайнер, эзотерика
Subscribe

Posts from This Journal “Штайнер” Tag

promo philologist январь 19, 03:00 1
Buy for 100 tokens
Текст приводится по изданию: Адлер М. Как читать книги. Руководство по чтению великих произведений / Мортимер Адлер; пер. с англ. [Ларисы Плостак]. — 6-е изд. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. — 340 с. Давайте попытаемся не путать цели со средствами. Великие книги читают не…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments