Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Category:

Рудольф Штайнер. Откровения кармы. 3-я лекция, часть 1

В рассмотрения, которые мы должны провести сегодня и в ближайшие дни, могут легко проникнуть известные, неправильно понятые вещи. Мы будем иметь дело с некоторыми вопросами о болезнях и здоровье, с точки зрения Кармы; но при противоположностях в наших современных жизненных течениях, именно в этой области могут иметь место неправильные восприятия духовноведческих основ, когда будет затронута глава о связи болезней и здоровья с Кармой. Вы знаете ведь, что в широких кругах при обсуждении этих вопросов возникает известная горячность и страстность. С одной стороны, всем вам известно, что как профаны, так и настоящие врачи легко ополчаются на так называемую научную медицину; с другой стороны, легко заметить, как представители последней, вызванные, может быть, несправедливым нападением, впадают в горячность когда им приходится заступаться за то, что может сказать наука в данном случае, и часто разгорается сильное сражение, если выступают люди и с других точек зрения, а не только представители официальной медицины, в той области, о которой мы упоминали.



Теософия и духовноведение только тогда смогут защищать свои высокие задания, если они сохраняют непредвзятое и объективное суждение в этой - дискуссиями затемненной области. Кто слушал мои лекции, знает, как маловажно для меня принимать участие в этом хоре, пытающимся дискредитировать то, что называется "Школьной медициной". В духовноведении не может быть и речи о соглашении с тем или иным партийным направлением. Именно в данном случае можно отметить, - в отношении достижения в области заболеваний и вопросах человечества - возникновение в последние десятилетия таких похвальных речей, признания и удивления как и в других многочисленных естествонаучных областях. - И именно духовноведение должно радоваться тому, чего достигла медицина в последние годы. Но с другой стороны, нужно отметить также то, что касается именно естествознания: достижения, фактические признания и открытия находят иногда очень мало правильных и удовлетворительных интерпретаций и объяснений в так называемых современных научных мнениях.

В наше время, во многих областях естественно-научных исследований ярко бросается в глаза, что мнения и теории не доросли до понимания зачастую чудесных фактов и явлений и что именно свет, исходящий от духовноведения, успешно распространяется в области достижений последних лет. После этого выступления станет ясно, что здесь нет и речи о при¬нятии участия в дешевом оспаривании того, что может быть достигнуто в области современней научной медицины. А затем может быть сказано также, что выступившие теперь удивительные факты, не смогут принести плодов в наше время на благо человечества, потому что этому препятствует, с другой стороны, окрашенные материализмом мнении и теории. Поэтому для теософии гораздо лучше скромно высказать все, что она может сказать, чем принимать участие в борьбе каких-либо партий. И так ведь достаточно возбуждено страстей уже и без этого.

Если мы вообще хотим достигнуть какой-то точки зрения в вопросах, которые будут нас занимать, то мы должны понять, что причины какого-либо явления нужно искать как близко лежащие и как далеко отстоящие от нас, и что теософия, - в поисках кармических причин в вопросах здоровья, - придется иметь дело с этими далекими причинами, которых не найти на поверхности. Это можно объяснить на примере, который приведет нас куда нужно, если вы его как следует продумаете. Предположим, что кто-либо стоит на точке зрения "как далеко мы зашли сегодня", в этой области, и совершенно пренебрегает мнениями, выступавшими в прошедших столетиях относительно здоровья и болезни. Например, часто говориться: "Именно в этой области мы находим в прошедшие времена самые грубые суеверия!". И затем приводятся пугающие при¬меры, как в прошлые века пытались излечивать то или иное. Особенно отличают это когда где-либо наталкиваются на выражения, которые для современного сознания давно утеряли свое тогдашнее значение, но все-таки вкрались в него.

Так, например, некоторые говорят: "Были времена, когда каждую болезнь приписывали Богу или черту!". Но при этом плохо то, что говорящие таким образом, не знают просто, какой комплекс взглядов подразумевается под понятиями "Бог" и "черт". Мы можем пояснить это подробнее следующим примером. Предположим, что два человека живут вместе. Один раскрывает другому: "Сегодня я видел комнату, полную мух. И кто-то говорит мне, что вполне естественно, что там полно мух. И я думаю то же, т. к. комната очень грязная, а это способствует размножению мух". Вполне естественно, что с этим можно согласиться, принимая во внимание все, касающееся существования мух, - но я думаю, что прав и тот, кто говорит: "В комнате не будет больше мух, если ее хорошенько вычистить". Затем говорит еще один, что он тоже знает нечто о причине существования мух в этой комнате; дело в том. что в ней уже давно живет крайне ленивая хозяйка. - "Но, посмотрите, что за суеверие в том, что лень является как бы личностью, которой нужно подать знак, чтобы появились мухи!

Первое объяснение все же правильное, что присутствие мух вызвано накоплением грязи! Не иначе дело обстоит и в другой области, когда говорят: "Некто болен, потому что он получил инфекцию, благодаря некоему виду бацилл; следует изгнать бацилл, и наступит выздоровление. А люди говорят еще о какой-то духовной причине лежащей глубже! А нужно ведь только изгнать бацилл и больше ничего!". И не будет больше суеверием, говорить о духовной причине при заболеваниях и признавать все остальное, как в первом случае, когда причину существования мух видят в особенно ленивой хозяйке. И не надо сердиться, когда говорят: "Мух больше не будет, если наведут чистоту". И не о том идет речь, чтобы один спорил с другим, но в том, что нужно учиться понимать друг друга - и осознавать, что хочет один и что - другой. С этим нужно обязательно считаться, когда говорят о непосредственно близких причинах с полным правом, и когда также говорят - о далеких. Объективный теософ вовсе не станет из-за этого на точку зрения, что лени надо только подать знак, чтобы мухи появились в комнате; он будет знать, что и другие материальные причины имеют свое оправдание, но что все выражающееся материально, имеет свои духовные основы, и что их нужно искать для блага человечества.

Тем же, кто охотно хотел бы вступить в спор, нужно вспомнить, что духовные причины нельзя всегда воспринимать и оспаривать, таким же образом, как обыкновенные материальные причины. И нельзя также думать что оспаривание духовных причин освобождает от оспаривания материальных, т. к. иначе можно было бы оставить комнату грязной, а вступит в борьбу с ленью хозяйки. И когда мы рассматриваем Карму, мы должны говорить о связях и событиях, как они вступали в жизнь человека в прежние времена, и как они, при своем обратном воздействии на то же человеческое существо обнаруживались в последующие времена. Когда мы говорим о здоровье и болезни с точки зрения Кармы, то это звучит так: "Как можем мы себе представить, что болезненное и здоровое состояние человека основано на прежних поступках и переживаниях этого человека? И как можем мы себе представить, что настоящее состояние здоровья или болезни находится в связи с позднейшими воздействиями на то же самое существо?".

Вообще современный человек охотнее всего поверит, что болезнь находится в связи с самыми близкими причинами. Ведь основной нерв нашего современного мировоззрения во всех областях - это искание удобств; а останавливаться на ближайших причинах - это очень удобно. И поэтому обращают внимание именно при заболеваниях людей только на ближайшие причины, - и главным образом это делают сами же больные. А это обстоятельство вызывает много недовольства, приходящего благодаря тому, что, с одной стороны, существует такое убеждение, что болезнь должна обладать ближайшими причинами, которые должны быть найдены следующим врачом; и когда, затем, врач не может помочь, значит, он в чем-то ошибся. И из неудобства такого суждения вытекает многое из того, что говорится сегодня в этой области. Кто умеет рассматривать Карму в ее далеко идущих воздействиях, тот будет вседальшерасширять свои взгляды, начиная от того, что совершается сегодня и до тех событий, которые лежат так далеко позади нас. И прежде всего он приобретет убеждение, что подробное познание о событиях, поражающих человека, возможно только, если могут расширить свои взгляды до того, что лежит далеко позади нас. Особенно это верно, когда дело касается заболевшего человека. -Когда мы говорим о больном и о здоровом человеке, один вопрос встает в нас: "Как можем мы вообще составить понятие о заболевании?".

Когда духовноведческое исследование приступает непосредственно к делу и привлекает на помощь еще себе ясновидящий взор, оно всегда заметит там, где дело касается заболеваний человека, неправильности не только в физическом теле человека, но и в высших членах существа человека - в эфирном и астральном теле. И ясновидящий исследователь всегда должен обращать внимание в каждом случае заболевания, какое участие в данном случае принимает физическое тело - с одной стороны, и какое- с другой стороны, - эфирное и астральное тело; все три члена существа человека могут ведь участвовать в данном заболевании. Теперь возникает вопрос: "Какие представления можем мы получить о "как" заболевании?". К этому легче всего подойти, если принять во внимание, как далеко простирается понятие "заболевание" - в человечестве. Пусть те, которые охотно употребляют в разговоре всевозможные, иллюзорно-аллегорические понятия. - даже там. где им совеем не место - пусть они говорят о заболеваниях металлов и минералов, например, в таких случаях: когда ржавчина поедает железо. - то это заболевание железа.

Нужно только уяснить себе в таком случае, что. употребляя чисто абстрактные понятия, нельзя прийти к действительно плодотворному понятию жизни; можно прийти к понятию о жизни как бы играя, не к тому понятию, которое действительно охватывает факты. Кто хочет прийти к реальному понятию болезни и к реальному понятию здоровья, тог не станет говорить о том, что минералы и металлы могут болеть. Но дело обстоит уже иначе, когда мы подымаемся в царство растений. Тут мы, конечно, можем говорить о заболеваниях растений. Как раз - болезни растений особенно интересны для реального понимания представления - "болезнь" и даже особенно важны. И если подходить при этом не играя, а со всей серьезностью, то именно у растений нельзя говорить так легко о "внутренних причинах заболеваний". У растений нельзя говорить в такой же степени как у животных и у людей о "внутренних причинах заболеваний". При заболеваниях в царстве растений вы всегда должны будете отнести их к внешним поводам - к тем или иным вредным влияниям почвы, недостаточному свету, к воздействию ветров, другим элементарным действиям природы. Или же вы должны будете отнести такие заболевания растений к действиям паразитов и вредящих им. И вы вправе будете говорить в царстве растений о том, что понятие "внутренняя причина заболевания", в сущности говоря, совершенно не оправдано. Конечно, - невозможно. - т. к. я не могу говорить полгода на эту тему, - а только очень недолгое время, - дать бесконечные доказательства того, на что я сейчас указал.

Но чем глубже вы проникните в патологию растений, -тем больше вы увидите, что понятие "внутренняя причина, заболевания" не существует у растений, но что дело идет здесь о внешних повреждениях или о других внешних явлениях. В растении, как оно нам встречается во внешнем мире, мы имеем перед собой существо, состоящее из соединения физического тела и эфирного тела. И в то же время это существо, обращающее наше внимание на то, что его физическое и эфирное тело по существу в принципе совершенно здоровы, и оно должно ждать пока не наступит какое-нибудь внешнее повреждение для того, чтобы заболеть. Духовноведческие факты вполне совпадают с этим положением. Тогда как мы, благодаря методам ясновидческого исследования в царстве животных и людей видим при заболеваниях ясно внутри их существа в сверхчувственных частях, изменения, наблюдая же внутри заболевшее растение, мы никогда не можем говорить о том. что первоначальное эфирное тело само изменено, но только о том, что всевозможные повреждения и влияния извне проникли в физическое тело, а также и в эфирное.

Духовноведческие факты вполне оправдывают то, что мы получаем как общий вывод; в том, что бросается в глаза у растений - именно физическое тело, - перед нами находится нечто абсолютно здоровое. Но совершенно иное видим мы, когда растение, получившее внешнее повреждение, - применяет всевозможное, чтобы защитить себя в своем росте и развитии от повреждения. Понаблюдайте, когда вы порезали растение, - как оно пытается вновь вызвать зарастание поврежденного места, обойти то, что встало на его пути и что вредит ему. И мы видим совершенно ясно, какая сила внутренней защиты имеется в исцеляющей силе, когда наступает внешнее повреждение. И так мы видим, что в эфирном и физическом теле растения имеется нечто, что в состоянии ответить внутренними исцеляющими силами на внешние повреждения. Это необычайно важный факт, когда хотят прийти к ясности в этой области. Растение с его физическим и эфирным телом показывает нам не только то, что они обладают в себе первоначальными принципами здоровья, необходимыми для развития и роста данного существа, но и то, что в них имеется избыток таких сил, которые изживают себя в исцеляющих силах, когда наступают повреждения извне.

Откуда же должны исходить эти исцеляющие силы? Если сделать порез только в физическом теле, - то повреждение останется. Оно ничего не сможет сделать, исходя из себя самого, - чтобы, так сказать, - обойти это повреждение. И поэтому мы не можем говорить, где дело касается только физического тела, о заболевании, а еще меньше о том, что заболевание и исцеление могут находится в известных отношениях друг к другу. Это мы можем лучше всего заметить, когда наступает заболевание растения. Тут мы должны искать принцип внутренней исцеляющей силы в эфирном теле. Но это показывает нам поразительным образом Духовноведческие факты. Вокруг пораженного места растения эфирное тело развивает гораздо более интенсивную жизнь, чем это было там до поражения. Оно рождает из себя совершенно иные формы, и развивает совсем иные течения. Это - необычайно интересно, - что мы как бы вызываем эфирное тело растения к повышенной деятельности, когда мы наносим повреждение его физическому телу. Этим мы, правда, еще не определили понятие болезни; но мы сделали нечто, чтобы подойти к "как" — в болезни, и мы достигли чего-то, что нам помогает "создать предчувствие внутреннего "как" - в исцелении.

И теперь мы ждем. - все время держась за путеводную нить внутреннего, ясновидческого наблюдения, - все дальше, и пытаемся понять, с помощью рассудка внешние явления, к которым нас ведет духоведение. И тогда мы сможем, может быть, подняться от повреждений, которые мы нанесли растению -к повреждениям, нанесенным нами - животным, которые имеют уже для нас и астральное тело. - Грубо говоря, мы увидим тогда, принимая во внимание высших животных, что мы очень мало видим того, что выступает в такой большой степени в растении, и чем выше животное, - тем меньше, - именно этот ответ эфирного тела на внешние повреждения. Если мы нанесем грубое повреждение физическому телу низшего или высшего млекопитающегося животного - отнимем, например, ему ногу, - то мы найдем, что эфирное тело собаки не может отвечать также легко исцеляющей силой, как это делает растение при его поврежде¬нии. Но все же это бывает в значительной степени и в животном царстве.

Посмотрим, например, на очень низкие животные существа - тритоны и им подобные. Если вы отрежете у них известные органы, то это не является для него большой неприятностью. Органы вновь срастают в них очень быстро, и животные опять выглядят как раньше. Здесь произошло нечто - подобное процессу в растении: мы вызвали известную исцеляющую силу эфирного тела. Нельзя отрицать, что вызывание таких исцеляющих сил эфирного тела у человека или у высшего животного являлось бы значительной опасностью для здоровья? Тогда как у низшего животного это просто заставляет его эфирное тело вызывать рост другого органа, взамен утерянного. Если же отрезать у рака какой-либо орган, то он. например, не может тут же заменить его новым; но при следующей смене внешних покровов, на ближайшей переходной ступени жизни на место отнятого члена уже появляется отросток; при повторной смене он становится больше, и если бы животное меняло покровы достаточно часто, то потерянный член заменился бы постепенно другим. Здесь вы имеете явление вызывания исцеляющих сил в эфирном теле. Но у высших животных - этого уже не бывает в такой же мере.

Если покалечить высшее животное, то оно сперва ничего не сможет сделать. Но нужно еще раз отметить нечто, что вызвало бы теперь большой научный спор: если покалеченное животное, будет иметь затем потомков, то на них нанесенное повреждение не обнаружится, следовательно, поколение будет вполне здоровым. Если эфирное тело переносит свои свойства на потомков, то оно вновь побуждается действовать в полной мере. У тритона -эфирное тело действует в том же животном, - у рака - только при следующей смене внешних покровов; у высших же животных это явление будет обнаружено на его потомках; и тогда эфирное тело заменяет нанесенное повреждение из предыдущего поколения. Мы должны наблюдать такие явления в природе в правильном смысле и тогда нам станет ясно, что даже и тогда следует говорить об исцеляющей силе эфирного тела, когда это идет как наследство от предков - к потомкам, и эфирное тело наследуется целиком и воспроизводит вновь цельное неповрежденное животное. Здесь вы имеете как бы это "как" исцеляющих целебных сил в эфирном теле.

Теперь мы можем задать вопрос: в чем же заключается причина того, что исцеляющие силы эфирного тела должны проявлять все большее напряжение, чтобы вообще обнаружиться, когда мы подымаемся все выше в царство животных и даже, когда мы рассматриваем внешнее царство человека? Дело в том, что эфирное тело может быть связано с физическим самым различным образом. Между ними существует связь - более крепкая и внутренняя, или же меньшая и более слабая. Возьмем например, тритона, у которого отрезанный член немедленно восстанавливается. Каким же надо считать здесь связь между эфирным и физическим телом? И еще больше эта связь в растительном царстве. Здесь мы должны сказать: связь здесь такова, что физическое тело не в состоянии воздействовать на эфирное тело, так, чтобы эфирное тело оставалось бы неповрежденным благодаря тому, что происходит в физическом теле в известном отношении, независимо от физического тела.

Сущность эфирного тела - это деятельность, восстанавливающая и поощряющая силу роста. Оно способствует росту до известной границы. И этот же момент, если отрезают какой-либо член, эфирное тело сейчас же готово заменить его другим, - то есть развить его в полную свою деятельность. Но что же произошло бы, если бы оно не смогло развить полную свою деятельность? Тогда оно должно было быть более связано с деятельностью данного члена. И так оно и есть у высших животных. Там имеется более, гораздо более внутренняя связь между эфирным и физическим телом. Когда физическое тело образует свои формы, - тогда они действуют как то, что содержится в физической природе, - обратно на эфирное тело.


См. также:
- Рудольф Штайнер. Откровения кармы. 1-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Откровения кармы. 1-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Откровения кармы. 2-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Откровения кармы. 2-я лекция, часть 2

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy

Tags: Штайнер, эзотерика
Subscribe

Posts from This Journal “Штайнер” Tag

promo philologist 15:14, Суббота 4
Buy for 100 tokens
Беседа литературного критика и книжного блогера Николая Подосокорского с главным редактором издательства "Ладомир" Юрием Михайловым. О выпуске легендарной серии "Литературные памятники" и ее подарочном варианте, культуре чтения, ближайших планах издательства, академическом…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments