Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Categories:

Рудольф Штайнер. Откровения кармы. 3-я лекция, часть 2

Если мы хотим говорить наглядно: у совсем низких животных или же у растений то, что находится во вне — не действует обратно на эфирное тело, оставляет его в покое и ведет самостоятельное бытие. Но как только мы подымаемся к высшим животным – внешние формы физического тела действуют обратно на эфирное тело; тут эфирное тело вполне сливается с физическим и мы раним эфирное тело наряду с физическим. И тогда эфирное тело должно применять более глубокие силы, если оно хочет сперва восстановить самое себя, - а затем уже данные массы членов. И поэтому мы должны апеллировать к более глубоким исцеляющим силам, когда мы подходим к эфирному телу высшего животного. Но с чем же это связано? Почему же эфирное тело высшего животного так независимо от форм физического тела? Если выше мы подымаемся в ряду животных, тем больше должны мы считаться не только с деятельностью физического и эфирного тел, но и астрального. У низших животных на его деятельность обращают мало внимания.



Поэтому низшие животные имеют такое большое сходство с растениями. Чем выше мы поднимаемся, тем больше приходится считаться с астральным телом. Оно же действует так, что эфирное тело становится зависимым от него. Существо, подобное растению, обладающее только физическим и эфирным телом, имеет мало общего с внешним миром; вырабатываются раздражения, но они не отражаются на внутренних процессах. Там же, где действует астральное тело, отражаются внешние впечатления во внутренних процессах, существо, в котором астральное тело не работает, более огорожено от внешнего мира. И существо тем больше открывается внешнему миру, чем больше работает в нем астральное тело. Следовательно, астральное тело связывает внутреннюю сущность с внешним миром. Увеличение деятельности астрального тела вызывает в эфирном теле усиленное применение сил для исправления нанесенных повреждений. Если мы теперь подымемся из ряда животных к человеку, то мы принуждены считаться еще с чем-то другим. В таком астральном теле впечатываются и живут приписанные ему процессы, как это и бывает большей частью у животных: животное живет больше с навязанным ему маршрутом, и по данной ему жизненной программе.

И у животного не легко говорить о том, что оно поступает как расточитель, в смысле своих инстинктов, или же может быть умеренным по отношению к ним. Оно следует по данной ему жизненной программе. То, что выявляется в животном, - подчиняется некоторым образом типичной программе. Но человек, может, именно благодаря тому, что он поднялся выше по лестнице развития - изживать все возможные разницы между правильным и неправильным, правдой и ложью, добром и злом. И различнейшим образом соприкасается он с внешним миром, благодаря только индивидуальным поводам. Но все эти виды соприкосновений попадают обратно и воздействуют на его астральное тело. И следствием этого является отпадение взаимодействия между астральным и эфирным телом, после этих внешних переживаний. Следовательно, если человек ведет в каком-либо отношении растительную жизнь, то это отражается в астральном теле. Но мы видим, что астральное тело вновь воздействует на эфирное. Как - это будет зависеть от того, что было вложено в астральное тело. - Поэтому мы сможем теперь понять, что эфирное тело человека изменяется, смотря по тому, какую жизнь ведет человек в границах добра и зла, правильного и неправильного, правды и лжи.

Все это оказывает влияние на эфирную жизнь человека. Теперь вспомним, какие происходят события, когда человек проходит черев врата смерти. Мы знаем, что физическое тело сбрасывается, и остается эфирное тело, связанное с астральным телом и Я. Когда после смерти проходит некоторое время, измеряемое только днями, то сбрасывается также и эфирное тело, как второй труп; но некоторый экстракт эфирного тела - остается, берется с собой и сохраняется на протяжении всего грядущего времени. И в этом экстракте эфирного тела заключено как бы в эссенции все попавшее туда во время жизни, от ее расточительности или же то, что человек взял как результат прави¬льного и неправильного мышления, поступков и чувств. Это — содержится в эфирном теле, и человек берет это с собой во время до нового рождения. А т. к. животное вообще не имеет таких переживаний, то оно, конечно, и не может пронести ничего подобного через врата смерти. Если мы проследим все сказанное здесь дальше, то мы должны будем сказать себе: когда человек вновь входит в бытие через рождение, то эта эссенция прежнего эфирного тела есть нечто, что вновь изливается в его новое эфирное тело и пронизывает его при построении. И поэтому человек имеет в своем новом бытии в эфирном теле результаты того, как он жил в прежней жизни. И т. к. эфирное тело является строителем совершенно новой организации после нового рождения, то все принесенное запечатлевается теперь в его физическом теле. Почему же все это может запечатлеться в физическом теле?

Духоведческое исследование показывает нам, что мы в форме человеческого тела, приходящего через рождение в жизнь, можем приблизительно видеть, какие дела совершал человек в своей прошлой жизни. И мы найдем также разумное объяснение того, что явилось нам как уменьшающаяся исцеляющая сила в восходящем ряду развития животных. А т. к. у животного мы не можем говорить о том, что оно приносит при рождении вновь воплотившуюся индивидуальность из прежнего земного бытия, то мы найдем действующим лишь общее астральное тело этого вида животных и оно в этом животном будет ограничи¬вать исцеляющие силы эфирного тела. У человека мы находим, что его астральное и эфирное тело пропитаны результатами поступков в предыдущей жизни. И т. к. эфирное тело само по себе обладает силой воспроизводить то, что оно раньше имело в себе, то мы можем понять, что это эфирное тело, когда в нем живет теперь и другая сила, будет способно вложить в построение всей организации то, что оно принесло из прежних воплощений. И мы поймем теперь, как могут воздействовать наши поступки из другой жизни на наше состояние здоровья в следующей жизни, и это мы должны часто искать в состоянии нашего здоровья кармическое воздействие поступков из предыдущей жизни. Но мы можем подойти к этому еще и другим способом.

Мы можем спросить: все ли, что мы совершаем в жизни между рождением и смертью, -может одинаковым образом опять воздействовать на наше эфирное тело? Уже в обычной жизни, можете вы увидеть большую разницу между обратным действием того, что мы переживаем, как сознательные люди, и многими другими переживаниями и их воздействиями на нашу настоящую внутреннюю организацию. Тут выясняется очень интересный факт, который можно хорошо объяснить с помощью духоведения, но можно понять также хорошо и рассудочным путем. Человек имеет в течение жизни целую сумму переживаний, которые он воспринимает сознательно и связывает со своим "Я". Они становятся в нем представлениями, он перерабатывает их и т. д. Но теперь подумайте, какое количество переживаний, опыта и впечатлений не доходят до представлений, но все же находятся в человеке и действуют на него. Проходя по улице, может случится, что кто-нибудь обратится к вам и скажет: "Я тебя сегодня видел: ты даже на меня не посмотрел!". - А вы ничего об этом не знаете. И так бы¬вает очень часто, и это произвело на вас впечатление. Ваш глаз, правда видел другого, непосредственное впечатление не дошло до представления. Таких случаев имеется без числа, так что наша жизнь собственно, распадается на две части: на тот ряд душевных переживаний в жизни, который состоит из сознательных представлений, и на другой - которые мы никогда не доводим до ясного сознания. Но имеются и другие различия; вы легко сможете различить такие впечатления, которых много в нашей жизни, и о которых вы хорошо помните. -следовательно, впечатления, которые родились в вас таким образом, что они всегда могут попасть в ваши воспоминания, - но вы будете иметь и такие впечатления - о которых вы и не сможете вспомнить.

Итак, наша душевная жизнь распадается на совершенно различные категории. И имеется, фактически, очень значительная разница между этими двумя категориями, если мы будем рассматривать их воздействие на внутреннее существо человека. Остановимся на несколько минут на жизни человечества между рождением и смертью. Если понаблюдать за этим внимательно, то окажется, что огромная разница имеется между теми представлениями, которые все снова могут попадать в наше сознание, и теми, которые были просто забыты и не смогли развить в себе способности воспоминания. Эту разницу можно уяснить себе очень легко следующим образом. Представьте себе впечатление, вызвавшее в вас ясное представление. Пусть это будет впечатление, возбудившее в вас радость или боль, т. е. впечатление, сопровождавшееся чувствами. Запомним, что большинство впечатлений -собственно все впечатления, произведенные на нас - сопровождаются чувствами. И чувства, отражаются не только на известной поверхности жизни; нет, они действуют гораздо глубже. Стоит только подумать о том, как одно впечатление заставляет нас бледнеть, а другое -покраснеть. Впечатления эти проникают вплоть до перемещения крови. А теперь перейдите к тому, что нечто совсем не доходит до сознания, либо касается его мимолетно, - и не доходит до воспоминания.

И тут духовноведение показывает нам, что и такие впечатления сопровождаются ничуть не меньшими волнениями, чем вполне сознательные. Когда вы получаете какое-то впечатление от внешнего мира, которое, если бы вы его получили вполне сознательно - испугало бы вас так, что ваше сердце забилось бы, то это впечатление останется таким же сильным, как и впечатление при полном сознании. Оно не только производит впечатление, но проникает и в физическое тело. Даже наступает в таком случае нечто особенное: впечатление, вызывающее сознательное представление, встречает как бы некоторое сопротивление, при проникновении в глубину человеческой организации. Если же впечатление действует на нас просто, не вызывая сознательного представления, то ему ничего не препятствует, но оно тем не менее также действенно. Человеческая жизнь гораздо богаче чем человеческая сознательная жизнь. Существует какое-то время в нашей жизни, когда такие впечатления, которые так живо действуют на человеческую организацию, но не имеют способности воспоминания, переживаются в особенно большом количестве. На протяжении времени от рождения и до того момента, который вы вспоминаете раньше всего, человек получил бесчисленные, богатые впечатления, оставшиеся жить в нем и изменившие его за это время.

Они действуют также, как и сознательные впечатления, особенно, когда их забывают, ничто не противостоит из того, что обычно входит в душевную жизнь, как сознательное представление, создающее там как бы преграду. – Во внешней жизни можно часто найти подтверждение того, что в человеческой жизни бывают моменты, когда вступает и вторая категория внутренних воздей¬ствий. Многие события позднейшей человеческой жизни вы не можете объяснить себе. Вы не можете понять, почему теперь вы должны так или иначе переживать это или иное в вашей жизни. Например, вы переживаете нечто, что производит на вас такое ошеломляющее впечатление, что вы просто не можете объяснить, почему такое, относительно безразличное переживание производит на вас такое впечатление. Но если вы проследите это дальше, то вы, может быть, найдете, что именно в то критическое время между рождением и тем последним моментом, которое вы можете еще помнить, - вы имели далекое похожее переживание, которое вы забыли. О нем не осталось никакого представления. - Но в то же время вы имели ошеломляющее впечатление от него, и оно живет дальше и связывается с теперешним и усиливает его. И то, что вас теперь потрясло бы гораздо меньше, это и производит теперь гораздо более сильное впечатление. Кто это поймет, в том образуется впечатление того, каким невероятно ответственным является воспитание в первые детские годы, и как нечто бросает такие значительные тени или свет на последующую жизнь.

Тут уже действует нечто из прежнего на более позднюю жизнь. Теперь может оказаться, что такие впечатления детства — особенно, если они повторяются, так влияют на все жизненное настроение, что наступает, например, с известного момента - ухудшение настроения, которое как будто не необходимо, и которое можно объяснить только возвращаясь назад и видя, какие впечатления прежней жизни бросили на теперешнюю жизнь свои тени и свет, которые теперь и проявляются в виде длительного плохого настроения. И мы найдем, что те события действуют особенно сильно, которые не прошли безразлично для ребенка, но еще тогда же произвели на него особенное впечатление. Итак, мы сможем сказать: если аффекты, особенно чувства и ощущения содействуют впечатлениям, которые потом забываются, то они являются особенно действенными при таких же необходимых переживаниях впоследствии. Теперь вспомните о представлениях, которые я вызвал, когда говорил вам о жизни во время Кама-локи. После того, как эфирное тело было сброшено человекам как второй труп, он переживает всю свою жизнь в обратном порядке, как бы проходит мимо всех своих переживаний, но они не безразличны для него. Именно во время Кама-локи, т. к. человек еще имеет старое астральное тело, - все пережитое вызывает наиболее глубокие переживания чувств.

Предположим, например, кто-нибудь умирает в 70 лет, переживает свою жизнь в обратном порядке до 40-го года, когда он дал кому-то пощечину. И теперь он переживает боль, причиненную им - другому человеку. Этим как бы вызывается некий упрек самому себе, и он остается для того, чтобы уравнять это в последующей жизни. И вы можете понять, т. к. в это время между смертью и новым рождением имеются всевозможные астральные переживания, что пережитое нами как поступок, запечатлевается в нашем внутреннем существе все глубже и вернее действует в нас при построении новой телесности. Итак, если уже в обыкновенной жизни на нас могут действовать так сильно известные переживания, в особенности – впечатления чувств, что они вызывают в нас плохое настроение, - то становится понятным и то, что более сильные впечатления жизни в Кама-локи могут выразиться как глубокое воздействие на организацию физического тела. Здесь вы видите повышение явления, которое вы можете найти при внимательном наблюдении уже в жизни между рождением и смертью. Такие представления, которым сознание не воздвигает преграды, могут привести при неправильностях в душе – к неврастении, к явлениям нервных заболеваний и даже к душевным заболеваниям. Все эти явления являются для нас в виде при¬чинных зависимостей прежних событий с более поздними и дают нам наглядную картину этого.

Если мы хотим сегодня усилить понятие, то мы можем сказать: то, что мы совершаем в жизни как поступки, - претворяется в жизни после смерти в мощный аффект; и этот аффект, не будучи теперь ослаблен физическим представлением, и не имея перед собой преград в обыкновенном сознании - т. к. мозг при этом не нужен - переживается как иная, глубже действующая форма сознания, и вызывает теперь то, что наши поступки и все наше существо из прежней жизни появляются со всеми своими предрасположениями и организа¬цией - в новой жизни. Поэтому мы сможем понять, что человек, думавший, чувствовавший и поступавший в одном воплощении очень эгоистично, видя после смерти перед собой плоды своего эгоистического мышления, чувствования и действия, - проникается мощными аффектами против своих прежних поступков. Это - действительно так. В нем рождаются тенденции, направленные против его собственного существа. И эти тенденции, поскольку они произошли из эгоистического существа в прежней жизни, выражается в новой жизни, в виде слабой организации. "Слабая организация" - взята здесь в смысле ее внутренней сущности, а не по внешнему впечатлению. И поэтому нам должно быть ясно, что "слабая организация" -может быть отнесена кармически к эгоистическим поступкам в предыдущей жизни. Пойдем дальше.

Предположим, что в одной жизни человек обнаружил особую склонность к лживости. Это уже склонность; она вытекает из более глубокой организации души. Если человек отдает себя только тому, что живет в его сознательной жизни, то он не будет лгать; только аффекты и чувства, действующие из подсознательного, приводят ко лжи. Здесь имеется уже нечто коренящееся глубже. Если человек был лживым, то его поступки, вытекающие из лживости, вызовут сильные аффекты в жизни после смерти, направленные против самого же человека, и в нем появится сильная тенденция, направленная против лживости. И тогда в следующей жизни человек принесет с собой не только слабую организацию, но (так показывает нам духовноведение) - организацию построенную, так сказать, неправильно, обнаруживающую неверно построенные внутренние органы в более слабой организации. Что же здесь не соответствует между собой? - И в этом виновата прежняя склонность к лживости. Но откуда же возникла склонность ко лживости? Ведь уже в ней человек имеет что-то, тоже неправильное.

Тут мы должны пойти еще дальше - назад. И тут духоведение показывает нам, что легкомысленная жизнь, не знающая ни любви, ни отдачи себя, обнаруживает себя в следующем воплощении - в склонности ко лживости; и склонность ко лживости выявляется во второй следующей инкарнации - в неправильно построенных органах. Так можем мы проследить три следующих друг за другом инкарнации в их кармическом следствии: поверхностность и легкомыслие - в первой инкарнации, склонность ко лжи - во второй и физическое болезненное предрасположение в третьей. Тут видим мы работу Кармы в здоровье и болезни. Все сказанное здесь сейчас основано на фактах, взятых из духовноведческого исследования. Это не установленные теории, но наблюдавшиеся факты, которые могут быть исследованы методами духовноведения. Итак, мы указали сперва на самые обыкновенные факты - на исцеляющие силы эфирного тела у растений.

Затем, мы показали, что эфирное тело у животных менее действенно, благодаря добавившимся силам астрального тела, и мы увидели затем, как благодаря принятию "Я", которое развивает индивидуальную жизнь в добре и зле, в правде и неправде, - астральное тело, которое только мешает исцеляющим силам на пути к последующему ряду животных, - опять-таки добавляет нечто новое человеку: вливающиеся в него из индивидуальной жизни - кармические болезненные влияния. В растении еще не имеются внутренние причины болезней, т. к. болезнь живет еще во внешнем, и исцеляющие силы еще не ослаблены в своем действии. У низших животных мы имеем еще эфирное тело, с такими исцеляющими силами, которые могут восстанавливать даже целые члены; но чем выше мы поднимаемся, тем больше астральное тело запечатлевается в эфирном и благодаря этому ограничиваются исцеляющие силы эфирного тела.

Но так как животные не размножаются в реинкарнациях, то - заключающееся в эфирном теле не зависит от каких-либо морально-интеллектуальных или индивидуальных качеств, но от всего типа. У человека же то, что он переживает в своем "Я", действует вплоть до эфирного тела. Почему же переживания детства появляются при названных душевных воздействиях только как легкие заболевания? Потому что многие причины к тому, что выявляется в виде неврастении, невроза, истерии и т. д. мы сможем найти в этой же жизни. Но причины более глубоких заболеваний мы должны будем искать там, где имеются моральные причины в предыдущей жизни, потому что только при переходе к новому рождению может в эфирном теле передаться то, что может быть пережито морально и интеллектуально. В общем же эфирное тело человека не может получить более глубокие моральные воздействия в одной жизни, хотя мы знаем отдельные исключения, - и даже очень важные, - но об этом мы еще услышим дальше. Таким образом мы имеем связь в нашей жизни между добром и злом. Связь моральную и интеллектуальную в одной инкарнации - а в следующей - связь между нашим здоровьем или болезнью.


См. также:
- Рудольф Штайнер. Откровения кармы. 1-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Откровения кармы. 1-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Откровения кармы. 2-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Откровения кармы. 2-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Откровения кармы. 3-я лекция, часть 1

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy

Tags: Штайнер, эзотерика
Subscribe

Posts from This Journal “Штайнер” Tag

promo philologist 15:14, Суббота 4
Buy for 100 tokens
Беседа литературного критика и книжного блогера Николая Подосокорского с главным редактором издательства "Ладомир" Юрием Михайловым. О выпуске легендарной серии "Литературные памятники" и ее подарочном варианте, культуре чтения, ближайших планах издательства, академическом…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment