Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Category:

Рудольф Штайнер. Откровения кармы. 5-я лекция, часть 1

Содержание вчерашней лекции крайне важно как для наших дальнейших рассмотрений, так и для понимания кармических связей - вообще, поэтому, разрешите мне сегодня еще раз в главных чертах коротко повторить содержание вчерашней лекции. Мы исходили из того, что взгляды на лечение и на лекарственные средства, в течение относительно короткого времени в последнем столетии довольно радикально изменились. И мы указали на то, как именно в 16-м, 17-м столетии выработался взгляд, коренившийся в следующем: для всевозможных болезней, обозначенных одним именем, которые могли быть в понятиях разграничены, должны были находиться в мире те или иные средства. Твердо верили, что при применении данного средства, оно оказывало бы влияние на течение болезни. Затем, мы указали на то, что этот взгляд сохранился более или менее и в 19-м веке.



Затем мы поставили рядом совершенно противоположный ему взгляд, выразившийся в нигилизме венской медицинской школы, и получивший свое начало от знаменитого медика Дителя – и распространившийся через Скода и его учеников. Мы охарактеризовали нигилистическое направление следующими словами: оно выразило не только сомнения относительно абсолютной связи между тем или иным лекарственным средством, тем или иным методом лечения и самим заболеванием, но просто не хотело, ничего больше знать об этом. И в душах молодых людей, находившихся под влиянием этой школы, возникло мнение о так называемом "самоисцелении". Сам Скода высказал значительную, для этой школы фразу: "Мы можем диагностировать болезнь, и даже, может быть, - объяснить ее и описать, но средств против нее у нас нет". А исходной точкой для этого направления послужило то, что Дитель смог доказать, что при выжидающем лечении такое заболевание, как воспаление легких протекает так, что оно развивает в течение определенного времени самоисцеляющие силы, при условии создания необходимых условий для этого.

И смог доказать статистически, что при выжидающем лечении выздоравливало или умирало столько же людей, как и при лечении, обычно употреблявшимися средствами. В то время выражение "терапевтический нигилизм", был вполне правомерен; существовала абсолютная истина, что врачи этой школы не могли помочь при существовавшем мнении у больных, что должно же было быть средство, выписываемое на рецепте. Больной не отступал от этого мнения, так же как и его окружающие. Средства должны были выписываться, и последователи этой школы обычно помогали себе тем, что выписывали жидкий раствор гуммиарабика, который, по их мнению, обладал совершенно тем же действием, как и применявшиеся раньше средства. Из этого мы увидели, как современный мир научных фактов просто стремится к тому, что мы можем назвать кармической связью в жизни. Мы должны были теперь ответить на вопрос: как же, собственно, возникает то, что можно назвать "самоисцелением"? Или лучше: почему оно происходит? И почему в другом случае самоисцеление или вообще исцеление не может наступить? - Если целая школа во главе с медицинскими корифеями могла прийти к понятию самоисцеления и употреблять его, то и тот, кто об этом раздумывал должен был прийти к мысли: "Значит, в процессе заболевания пробуждается нечто, что приводит к преодолению болезни!".

И это должно было бы привести дальше к поискам таинственных причин течения болезни. Затем, мы попытались указать на то, как должно было бы искать в развитии человечества кармическую связь в протекании заболевания. Мы показали, что все совершаемое человеком в его обыкновенной жизни -добрые или злые поступки, разумные или безумные действий, его переживания души -правильные и неправильные, - все это не проникает глубоко в подосновы человеческой организации. И мы указали на причину, почему то, что подчиняется в обыкновенной жизни морально и интеллектуально душевному обсуждению, как бы остается на поверхности обыкновенной жизни и не подчиняется закону, который мы могли бы отметить в другом случае: воздействие на глубже лежащие силы человеческой организации. Мы показали, что существует как бы вид препятствия для проникновения неморального в глубокие силы организма. И, так называемая защита против проникновения того, что мы делаем и думаем, в силу нашей организации, заключается в том, что мы сопровождаем наши поступки между рождением и смертью нашими сознательными представлениями. Когда мы сопровождаем поступок или вообще переживание - сознательным представлением. - мы создаем защиту против проникновения результата наших действий в глубину нашего организма.

Затем мы указали на то, какое значение имеют те события, которые уже давно были забыты. Здесь ведь нет возможности ввести их вновь в жизнь сознательных представлений; но о таких переживаниях мы должны были сказать, что они уже определенным образом, - т. к. защитная преграда представлений отсутствует, - проникли вниз в нашу внутреннюю организацию и могли там воздействовать на образующие силы нашего организма. И мы могли указать на формы заболеваний, которые находятся, собственно, больше на поверхности: неврозы, неврастения и т. п. Даже истерические состояния получают здесь освещение. Мы сказали, что причины таких состояний надо искать в забытых, выпавших из комплексов сознания, представлений, опустившихся в них вовнутрь и выступивших затем как некий вкладыш в форме заболевания. Мы указали на то, какое огромное значение имеет отрезок времени, протекающий от рождения и до тою момента, когда человек может вспомнить о своих переживаниях.

Мы обратим внимание, что ранее забытое продолжает воздействовать на живой организм, заключив с ним как бы союз с более глубокими силами организма, и затем оказывают влияние на наш организм: - следовательно, комплекс представлений, ряд переживаний должны опуститься в более глубокие подосновы нашего существа, прежде чем начинается вмешательство в нашу организацию. Затем мы указали еще, каким образом происходит это глубокое опускание, когда человек прошел через врата смерти и переживает дальнейшее бытие между смертью и новым рождением. И тогда все переживания превращаются по своим качествам в такие силы, которые теперь действуют организующим образом. И то, что человек переживал и ощущал между смертью и новым рождением, - он принимает в пластические силы, принимающие участие в новом построении тела, когда человек вновь вступает теперь в бытие. Теперь он имеет в своих образующих силах результат того, чем он обладал раньше еще в своей душевной жизни, а может быть, даже в своей жизни сознательных представлений.

И теперь мы могли указать, что человек в своей жизни представлений, пропитанных его Я, - колеблется туда и сюда между двумя яв¬лениями: между люциферическими и ариманическими воздействиями. Когда человек совершает ошибку, вызванную благодаря свойствам его астрального тела, благодаря скверным аффектам, гневу и т. п., он побуждается к действию люциферическими силами. И когда затем такие действия идут только что описанным путем, и становятся образующими силами, которые мы имеем в силах становления, лежащих теперь в основе новой телесности, как причины люциферических заболеваний. Затем, мы видели, как человек подпадает ариманическим силам, действующим больше извне. И мы должны были вновь сказать об ариманических воздействиях, превращающихся в образующие силы, заново построенного организма, возникающего, когда человек приходит в бытие через рождение. И поскольку влияние Аримана вмешивается в образующие силы, - мы можем говорить о предрасположениях к заболеваниям с ариманическим характером. Затем, мы указали на отдельности на то, как силы, образующиеся таким образом, могут действовать. И я привел вам радикальные примеры такого воздействия, т. к. представление становится в этих приме¬рах более ясным и четко очерченным. Я сказал, что следует принять, как человек в прошлой жизни совершил все, что и может его привести теперь к уменьшенному чувству самосоз¬нания и доверию к самому себе так, что он подготовил свое Я таким образом, что оно считает себя ничем, и что он тогда растворяется охотно во вселенной и т. д.

Такой человек получает после смерти тенденцию к преодолению того сопротивления и к принятию тех сил, которые сделают его способным в дальнейшем ходе инкарнации сделать свое Я сильнее и совершеннее. И это действует так, что он ищет тогда такие условия, которые дадут ему возможность бороться с тем, против чего хорошо бороться со слабым чувством самосознания, чтобы оно могло укрепиться в борьбе с сопротивлениями. И истинно то, что такая тенденция ведет человека к тому, чтобы искать возможности заболевания холерой, т. к. в ней он имеет нечто, что дает ему случай преодолеть эти сопротивления. А в преодолении этих сопротивлений заключено то, что в следующей инкарнации – или же при наступившем исцелении в этой инкарнации – может привести к усилению самосознания – или же к силам, которые дадут созреть постепенно такому са¬мосознанию, благодаря самовоспитанию. – Затем, мы сказали, что при заболевании малярией, дается возможность уравнения того, что душа вырастила в себе, в прошлой жизни, как чрезмерное чувство самосознания своими поступками и чувствами.

Те из вас, кто прошел с нами прежние рассмотрения нашей теософической жизни, смогут уяснить себе этот процесс. Всегда говорилось ведь, что Я человек находит свое выражение именно в крови. А оба заболевания, о которых мы только что говорили, связаны с кровью и ее законами; эта связь – такова, что при заболевании холерой происходит уплотнение крови. Это и есть то, что должно обозначить как "сопротивление", которое слабое чувство самосознания должно пройти, чтобы совершилось его самовоспитание. Вы можете также уяснить себе, что при малярии происходит некий вид распада крови, и что слишком сильное "Я" нуждается в возможности быть приведенному "ад абсурдум" к полной никчемности. Это дано в распаде крови. Конечно, эти вещи необычайно интимно связаны в организме; но, если вы их примете, то вы их осознаете и поймете. И из всего этого нам стало ясно: Если мы обладаем организмом, образованным душой, несущей в себе тенденцию к преодолению того или другого, в том или ином направлении, го эта тенденция приведет человека к тому, чтобы внедрить в себя возможность данного заболевания.

Но из всех объяснений вытекает, что душа имеет возможность бороться с заболеванием, т. к. болезнь вызывается ведь только по той причине, чтобы наступила возможность исцеления. А оно наступает, когда человек, исходя из всей своей Кармы, благодаря преодолению данного заболевания, накапливает в себе такие силы, которые помогают ему в остальной жизни до смерти действительно вести работу на физическом плане, которая ему поможет продвинуться вперед. То есть, если эти вызываемые силы так сильны, что он на физическом плане сможет достичь того, из-за чего была вызвана болезнь, то человек работает дальше с этими, притекающими из процесса выздоровления, ставшими более окрепшими силами, которых он раньше не имел. Но если его Карма складывается так, что он, правда, имел намерение так преобразовать свой организм, чтобы он, благодаря победе, одержанной над данной болезнью, привлек бы к себе силы, ведущие его усовершенствованию, — но при этом - с другой стороны - привел бы свой организм к ослаблению, то тогда может наступить следующий случай: силы, которые человек посылает и применяет в процессе исцеления, правда, укрепляют его, но все же не настолько, чтобы работа на физическом плане была бы в его силах.

Тогда он сможет применить уже сделанную работу, которая не могла быть применена на физическом плане, - когда он пройдет черев врата смерти, и он попытается добавить к своим силам то, что он не смог добавить на физическом плане, и показать их при образовании следующего тела, когда он родится на земле. - Но у нас остается, имея все это в виду, - еще одно указание на те формы заболевания, которые не приводят ни к полному выздоровлений, ни к смерти — а к хроническому состоянию, как бы к медленному угасанию и т. п. И здесь заложено нечто, что для большинства людей важно знать. Здесь имеется то. что вступило благодаря процессу исцеления внутрь телесных оболочек насколько это только было возможно, - следовательно, болезнь, в известном смысле, была побеждена, но все же не совсем в каком-то другом смысле; это значит, что все должно служить, например, как выравнивание между эфирным и физическим телом и созданное для этого, было, правда, достигнуто, но не была выровнена дисгармония, имевшаяся между эфирным и астральным телом.

Это остается; и человек качается, как маятник, то в одну, то в другую сторону между искушениями: стремится исцелиться - и не может этого сделать. В таком случае особенно важно, чтобы человек по возможности использовал бы то, чего он достиг в действительном исцелении. Но это случается меньше всего в жизни. Именно при заболеваниях, ставших хроническими, человек как бы живет в настоящем круговороте. Если бы человек в таком случае был бы в состоянии изолировать ту часть своей организации, получившей известное исцеление, чтобы она могла жить сама по себе и, если бы он смог выключить отсюда все то, что еще бунтует и производит беспорядок, и что в таком случае уже обыкновенно не обращено больше ко внутреннему - душевному, тогда человек мог бы в очень многом помочь себе. Но этому противодействует очень многое, - а именно то, что человек, перенесший какое-либо заболевание, при чем - хроническое состояние осталось, живет все время под влиянием, и, собственно, никогда не может основательно приняться за то, чтобы выключить все еще не совсем здоровое в нем из этого состояния и начать лечить его само по себе; то, что можно назвать "постоянным" воспоминанием о другой части организации, заставляет его как бы вновь привести свою здоровую часть в какую-то зависимость с прежней больной частью, - и, таким образом, опять начать раздражать ее.

Это совсем особый процесс. И чтобы объяснить вам этот процесс, я хотел бы изложить перед вами духовноведческое состояние фактов, - то. что видит ясновидческое сознание, когда кто-нибудь пережил болезнь, но при этом кое-что от нее осталось в нем, что мы и можем обозначить как хроническое состояние. То же самое совершается и тогда, если имелось не очень заметное острое заболевание, но когда, благодаря тому, что эта острота осталась незамеченной, - наступило хроническое состояние. Тогда фактически можно видеть, что в большинстве случаев образуется известное колеблющееся состояние равновесия между эфирным и физическим телом, колебания сил туда и сюда между эфирным и физическим телом, данный человек все время находится в состоянии раздражения и благодаря этому в нем живут продолжающиеся состояния волнения и раздражения. Их видит ясновидящее сознание возникающими постоянно в аст¬ральном теле, и эти состояния раздражения все время вторгаются в наполовину здоровую, наполовину больную часть организации, и это вызывает не стабильное, но лабильное равновесие. Благодаря этому вторжению астральных состояний раздражения, состояние человека фактически ухудшается, а ведь оно могло быть много лучше.

Я прошу обратить внимание на то, что здесь астральное совпадает не с сознанием, а преимущественно с тем, что является внутренним душевным раздражением, которое пациент не хочет осознать. Так как в этом случае не имеется препятствия в виде представления - то эти состояния и аффекты, душевные потрясения, постоянные состояния недовольства действуют не всегда как силы сознательные, но как организующие, как жизненные силы, живущие в более глубокой сущности человека и постоянно раздражающие наполовину больную, наполовину здоровую часть ее. Если бы данный пациент смог бы, благодаря сильной воли и душевной культуре, хотя бы на некоторое время забыть о своем состоянии, то он почерпнул бы из этого такое удовлетворение, что уже из него он смог бы извлечь силу для дальнейших достижений. Если бы он смог забыть свое состояние и, не считаясь с ним, сказать себе, исходя из твердой воли: "Я не хочу теперь обращать внимание на свое состояние!", и если бы затем благодаря этому он обратил силы на нечто с духовным содержанием, которое его поднимает и внутренне насыщает его душу, а если бы он не переживал этих, обычно его занимающих ощущений боли, давления и всего остального, то это дало бы ему большое удовлетворение.

Так как, если эти ощущения не переживают, то силы ведь освобождаются и тогда их можно применять. Правда, не очень-то помогает, когда говорят себе, что не хотят замечать эти состояния сжимания или колики; если же силы, которые там освобождаются, не обращают на нечто духовное; то прежнее состояние скоро появится опять. Если же осво¬бодившиеся силы применить к духовному содержанию, целиком захватывающему душу, то заметим, (что можно достигнуть сложным путем), то, чего обычно добивается наша организация без нашего вмешательства в процессе преодоления заболевания. - Но, естественно, данный человек должен тщательно следить за тем, чтобы его душу, на этом пути, не заполнило бы го, что опять-таки прочно связано с его прежним заболеванием. - Если кто-нибудь, например, страдает слабостью глаз, и он чтобы не думать об этом, много читает, вбирая в себя духовные силы, то само собой разумеется, это не может привести его к желаемой цели. Но, конечно, не надо заходить так далеко в жизни, чтобы найти подходящие доказательства.

Каждый заметит сам, чувствуя небольшое причиняемое ему неудобство недомоганием - ту пользу от того, что он забывает о нем, - благодаря другому занятию иного характера. Это уже положительное забывание! Здесь вы уже имеете указание, что мы не совсем бессильны против кармических действий наших ошибок в прежних жизнях, выявляющихся затем в заболеваниях. Мы должны спросить себя: если мы допускаем, что все подвергаемое моральному, душевному и интеллектуальному обсуждению в жизни между рождением и смертью, - не сможет проникнуть так глубоко, чтобы стать причиной органического заболевания, но, что во время после смерти до нового рождения сможет настолько глубоко проникнуть в жизнь, чтобы вызвать болезнь, то тогда должна ведь существовать возможность обратить духовный процесс вновь в процесс сознательный?

Вопрос может быть поставлен еще и так. Если заболевания оказываются кармическим воздействием духовных или других вызванных душой переживаний и, если они являются их превращениями, не можем ли мы в таком случае подумать, что эти продукты превращения -болезни, - могут быть устранены тем, что мы вместо процесса исцеления, вместо того, что получено из органических областей, как болезнь, в дополнению к нашему воспитанию, что мы этот процесс заменим духовной противоположностью, духовным эквивалентом?
И тогда, если мы будем достаточно умны, болезнь превратится в духовный процесс и самовоспитание, которое мы должны провести благодаря болезни, совершится силами нашей души? Я хотел бы иллюстрировать примером, что все это относится в область фактов. Но опять-таки надо сказать при этом, что нужно приводить примеры, исследованные духовноведением; это не установление гипотез, - а "случаи", которые так и нужно принимать.


См. также:
- Рудольф Штайнер. Откровения кармы. 1-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Откровения кармы. 1-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Откровения кармы. 2-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Откровения кармы. 2-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Откровения кармы. 3-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Откровения кармы. 3-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Откровения кармы. 4-я лекция

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy

Tags: Штайнер, эзотерика
Subscribe

Posts from This Journal “Штайнер” Tag

promo philologist 15:14, Суббота 4
Buy for 100 tokens
Беседа литературного критика и книжного блогера Николая Подосокорского с главным редактором издательства "Ладомир" Юрием Михайловым. О выпуске легендарной серии "Литературные памятники" и ее подарочном варианте, культуре чтения, ближайших планах издательства, академическом…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment