Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Categories:

Рудольф Штайнер. Откровения кармы. 7-я лекция, часть 1

Вы уже видели в этих лекциях, как мы понемногу приближаемся к нашей цели, причем мы пытаемся, с каждым дальнейшим шагом глубже проникнуть в содержание. Вчера мы говорили о сущности болей, которые могут быть связаны с течением заболевания; но мы обратили внимание также на то, что в иных случаях протекание болезни, - хотя бы в известном отношении - может проходить и без болезненных переживаний. Теперь мы должны более точно поговорить о существе болей. Мы должны еще раз поставить перед глазами, что боль может наступить как явление, идущее рядом с заболеванием. Уже из вчерашнего рассмотрения мы выяснили, что мы не должны рассматривать болезнь и боль, как обязательно совпадающие явления. Мы должны принять, что если с заболеванием связаны боли, то здесь должно быть налицо еще нечто другое, чем только заболевание. Мы уже обращали внимание на то, что при том событии, которое происходит при переходе из одной инкарнации в другую, когда переживания прежних инкарнаций превращаются в причины заболеваний – что здесь принимают участие – с одной стороны – люциферический принцип, а с другой – ариманический.



Благодаря чему же закладывает человек основу для процессов заболеваний? Почему он принимает в себя тенденцию к заболеванию? Что ведет его к тому, чтобы между смертью и новым рождением подготовить те силы, которые в следующей жизни изживают себя в заболевании? Это приводит человека к тому, что он может подпасть под влияние искушения от люциферических сил, с одной стороны, - а с другой стороны - под искушение ариманических сил. Мы знаем ведь уже, что значит "подпасть под влияние люциферических сил". Все, что действует в нас, как жадность, эгоизм, честолюбие, высокомерие, тщеславие, все свойства, которые связаны с неким "выпячиванием" нашего Я, это все связано с искушением люциферических сил в нас. Если же мы подпали под власть сил, действующих в нашем астральном теле выражающихся в наших эгоистических желаниях и страстях, тогда мы совершаем в данной инкарнации поступки, являющиеся следствием Люцифера. И мы видим затем результаты таких, вызванных Люцифером поступков во время между смертью и новым рождением - и принимаем в себя тенденцию к такой инкарнации, в которой мы сможем пройти через процесс заболеваний, - которые, если мы их преодолеем, помогут нам освободиться из сетей этих люциферических сил.

Следовательно, если бы вообще люциферических сил не существовало, то мы не могли бы подпасть искушениям, которые приводят нас к принятию в себя таких сил. Если бы в жизни не существовало бы ничего другого, кроме того, что я только что охарактеризовал, того что вызывает Люцифер и в следствии чего рождаются в нас те или иные эгоистические побуждения и страсти, - если бы нужно было считаться только с этим, то мы никогда бы в жизни не смогли освободиться от люциферических искушений, даже в последующих инкарнациях, т. к. мы все снова подпадали бы им. Если бы в земном развитии мы были бы предоставлены только нам самим, и влияние Люцифера все же существовало бы, го мы имели бы в одной инкарнации искушения люциферических сил, затем после смерти принимали бы к чему они привели нас, то мы признали бы процесс заболевания, но, если бы ничего другого не принимало бы в нас участия, этот процесс заболевания в жизни, когда он изживает себя, не привел бы нас ни к какому особенному улучшению. Он только тогда приводит нас к улучшению, когда те силы, противником которых является Люцифер, - в свою очередь добавляют нечто ко всему процессу.

Итак, если мы, с одной стороны, подпадем люциферическим силам, тотчас же навстречу им выступают силы, противником которых является Люцифер, и они пытаются развить противоположные силы, которые и помогают нам действительно изгнать из нас люциферическое влияние. И эти силы, противниками которых суть люциферические силы, добавляют к процессу, вызванному под влиянием Люцифера, - боль. Итак, мы должны рассматривать боль, как нечто, - если мы называем люциферические силы - злыми силами, дарованное нам добрыми силами, благодаря чему мы можем вырваться из сетей злых сил и никогда больше не подпасть им во власть. Если бы при процессе заболевания, являющемся последствием воздействия люциферических сил, - не наступили бы боли, то мы подучили бы следующий опыт: "Не так уж плохо подпасть во власть люциферическим силам!". И ничто не заставило бы нас применить наши силы, чтобы вырваться из власти люциферических сил. Боль являющаяся сознанием неправильно бодрствующего астрального тела. - есть в то же время то, что заставляет нас не подпадать дальше под власть люциферических сил в той области, где это уже произошло. Таким образом, боль становится нашим воспоминанием в отношении искушений люциферических сил.

Не говорите теперь: как может боль стать нашим воспоминанием, если мы только ощущаем боль, не осознавая ее благодатной силы? То, что мы не понимаем этого, - только следствие нашего Я-сознания. В сознании, описанном мною, как лежащем под Я-сознанием, уже происходит процесс, - хотя человек ничего не знает об этом в своем дневном сознании: "Теперь я испытываю боль, и она является следствием данного мне в придачу к моим прегрешениям!" И это - сила в подсознании, действующая как кармическое исполнение не подпасть больше под власть поступков, стремлений и желаний, вызвавших именно эти заболевания. Так видим мы, как действует Карма, - когда мы подпадаем во власть люциферическим силам, как они нам приносят такое заболевание, которое выявляет в следующей инкарнации; и мы видим, как благодатные силы привносят к этому боль и повреждению наших органов, чтобы мы имели в этой боли средство воспитания, лежащее под поверхностью нашего сознания. Поэтому мы можем сказать: всюду, где при протекании процесса болезни идет параллельна ему боль, - там имеется люциферическая сила, вызвавшая этот процесс, а эта боль - именно - признак этой силы.

Люди, любящие охотно все подразделять - почувствуют потребность разделять болезни, на такие, где имеется Люциферическое влияние, и на те, в основе которых лежит чисто ариманическое влияние; и т. к. при всяких теоретических занятиях самым удобным является подразделение и схематизация, то люди считают, что они этим достигли большого понимания. Но на самом деле, не всякие вещи можно охватить с помощью этих "удобных" средств. Они ведь все время перекрещиваются и переплетаются друг с другом. И мы легко поймем, если налицо имеется действительный процесс заболевания, что одна его часть должна быть отнесена к люциферическому заболеванию; т. е. к вещам, которые следует искать больше в свойствах нашего астрального тела а другая - к вещам, находящимся в ариманическом влиянии. И пусть никто не думает, что. если у него что-нибудь болит, то это является люциферическим влиянием, что эти боли имеются - это указывает ему на ту часть, которую следует отнести к люциферическому воздействию. Но мы еще легче поймем это, если мы спросим себя: "Откуда же происходит ариманическое влияние?".

Люди вообще не подпали бы ариманическому влиянию, если бы они сперва не оказались бы во власти влияния Люцифера. Благодаря тому, что люди восприняли Люциферическое влияние, произошло такое соединение четырех членов человеческого существа - физического, эфирного, астрального тела и Я, какое не произошло бы, если бы действовали только те силы, противником который является Люцифер. Человек развился бы тогда иначе. Следовательно, в отношении внутреннего существа человека люциферический принцип произвел какие-то нарушения. Но от внутреннего существа человека зависит ведь, как он дает внешнему миру подойти к себе. И как вы не можете правильно видеть внешний мир глазом, в котором имеется повреждение, благодаря этому внутреннему недостатку, также не может человек видеть мир, как он есть, благодаря вступлению Люцифера. И т. к. человеку было дано основание – видеть мир не таким, каков он есть, – то в эту неправильную картину внешнего мира смогло проникнуть и ариманическое влияние. Итак, первоначальное влияние Люцифера дало возможность Ариману приблизиться к человеку.

Ариманическое влияние вызвано затем, что человек не только мог подпасть эгоистическим страстям, желаниям, стремлениям, тщеславию, высокомерию и г. д., но и в организме человека, где действовал таким образом эгоизм, начали вырабатываться органы, воспринимавшие мир неправильно. И таким образом, смог Ариман вмешаться в эти неправильные картины мира. С приближением Аримана, человек подпадает под другое влияние так, что он смог попадать не только во власть внутренних искушений, но и впадать в заблуждения при суждении о внешнем мире, и в своих высказываниях о нам, - и в ложь и т. п. И хотя Ариман действует извне, но мы дали ему возможность приблизиться к нам. Никогда оба эти влияния не стоят отдельно сами по себе. Они всегда действуют друг на друга, находясь в каком-то равновесии. Изнутри пробивается Люцифер, извне проникает Ариман, и между этими двумя образуется картина мира. Если в какой-либо инкарнации внутреннее человека становится сильнее, если он подвергается большим внутренним воздействиям, то им все больше овладевают высокомерие, тщеславие и т. д., и человек отдается больше влиянию Люцифера. В инкарнации же, когда человек, благодаря своей Карме, меньше предназначен отдаваться во власть внутренним свойствам, он легче сможет подпасть заблуждениям и искушениям Аримана. Так происходят вещи действительно в нашей жизни. И приходя ежедневно в жизни, мы становимся жертвами то искушений Люцифера, то – искушений Аримана. И мы, как маятник, качаемся между ними, туда и сюда, и то кичимся нашими внутренними свойствами, то создаем себе иллюзии о внешнем мире.

Здесь можно упомянуть – и это крайне важно, – что искушениям с обеих сторон, особенно должен оказывать сопротивление тот, кто пытается и стремится к высшему раз¬витию и к проникновению в духовный мир, – либо благодаря тому, что он хочет за явлениями внешнего мира увидеть их духовную основу, – или же мистически углубиться в свое внутреннее. При проникновении в духовный внешний мир – всегда встает то, что создает Ариман в обманчивых картинах; если же человек хочет мистически углубиться в собственную душу, – особенно возможны и сильны искушения Люцифера. Если человек становится мистиком, но не создает никаких средств сопротивления высокомерию, тщеславию и т. д. в работе над образованием своего характера, и следовательно, ему удается жить как мистику, без особой моральной культуры, то он может очень легко подпасть искушениям Люцифера, проникающего в его душу.

И если мистик не обращал внимания на свою моральную культуру, тогда он может, - если ему удастся проникнуть в свое внутреннее - попасть в большую опасность, вызвать действующую обратно силу люциферического влияния еще сильнее, чем до сих пор, - и он становится все более тщеславным и высокомерным при проникновении в свое внутреннее. - Поэтому так необходимо заранее позаботиться, с помощью образования характера о том, чтобы уметь оказывать сопротивление искушениям тщеславия, высокомерия и т. п. наступающим на нас со всех сторон. И мы должны сколько возможно усваивать именно качества, ведущие к скромности, смирению и т. п. Это крайне необходимо для нашего высшего развития, которое мы называем "мистическим". С другой стороны, человеку необходимо защищать себя от обманных картин Аримана, когда он попытается, благодаря развитию, показывающему ему за явлениями внешнего мира – духовные первоосновы мира. И, если он тогда не попытается достичь такого образования характера, делающего его внутренне сильным и крепким, тогда очень легко может случится, что данный человек, именно, когда он имеет счастье вступления в духовный мир, попадает во власть Ариману, который создает ему обманные видения и галлюцинации без конца.

Очень часто говорилось, что высшее развитие, - когда стремятся постичь, что скрыто за явлениями внешнего мира, должно сопровождаться полным сознанием, и тогда случается, что люди приводят к нему лиц наполовину сомнамбул, которые его уверяют: "Да, мы воспринимаем духовный мир и именно при полном сознании!". И когда надо было бы сказать им: "Вот, если бы ты был при этом не в сознании, - это было бы гораздо лучше!". Именно в этом "сознании" и лежит заблуждение этих людей. Это просто сознание в образах, - астральное сознание; т. к. если бы эти лица не имели бы в какой-то подсознательной степени - такого сознания, -то они его бы и не воспринимали. Но именно в этом - все дело, чтобы при проникновении в духовный мир крепко держать свое Я-сознание собранным. Но с этим Я-сознанием связана сила суждения и ясная способность различения! А этого-то и не имеют люди по отношению к образам, которые они видят в духовном мире. То, что они обладают познанием - вовсе не удивительно; но ведь мы должны обладать сознанием, связанным с культурой нашего Я.

Поэтому-то при развитии для проникновения в высший мир подчеркивается, что дело не в том, чтобы люди как можно быстрее проникали в высший мир и видели бы всевозможные образы или даже слышали голоса, а в том. чтобы культивировать и утончать свое сознание и силу суждения, чтобы проникновение в духовный мир могло бы принести счастье и успехи. А это лучше всего происходит при изучений теософских истин. Поэтому-то и подчеркивается, что изучение их является защитой от обманного видения всевозможных образов, на которых не распространяется сила суждения. Кто действительно прошел такую школу, тот не примет любое явление за то, или иное, но он прежде всего, сможет различить между реальностью и туманным образом, и ему будет вполне ясно, что именно с восприятиями слуха надо быть очень осторожными, т. к. никогда они не будут истинными, если данный человек не прошел через сферы абсолютного покоя. И кто не знает основательной тишины и покоя духовного мира, тот может вполне уверенно сказать себе, что образы, им воспринимаемые — обманчивы, даже если бы они ему и говорили очень умные вещи. Только тот, кто старается заострить свою силу суждения - и именно тем, что он пытается пояснить истины высших миров, только тот может защититься от обманных образов. Средств внешней науки для этого не достаточно.

Внешняя наука не дает той острой, укрепляющей силы суждения, какая необходима, чтобы уметь различить в духовном мире. Поэтому можно действительно сказать: когда люди сообщают что-нибудь о высших мирах, но перед этим тщательно не обращают внимание на утончение своей силы суждения - что особенно возможно, благодаря теософии, - то такие сообщения заслуживают недоверия и их всегда надо проверять методами, достигнутыми при наличии предварительного, настоящего обучения. Есть только одна сила, перед которой отступает Люцифер: – Это моральность. Она жжет Люцифера, как самый ужасный огонь. И нет другой силы, противодействующей Ариману, как сила суждения и способность различения, приобретенные благодаря школе духовноведения. То, что мы приобретаем на Земле, как силу суждения, заставляет убегать Аримана; ничто не вызывает в нем такого отвращения, как полученное, благодаря здоровому обучению – наше Я-сознание.

Мы увидим, что Ариман принадлежит к совсем другой области, и очень далек от того, что мы развиваем в себе как здоровую силу суждения. В тот момент, когда Ариман встречается с тем, чего мы достигли во время земного бытия, как силу суждения, он ужасно пугается; это – что-то совершенно незнакомое для него, – что внушает ему ужасный страх. Поэтому чем больше мы стараемся выработать нашу силу суждения, которая нам может быть дана в жизни, между рождением и смертью, тем больше мы работаем против Аримана. Особенно это видно на тех личностях, которые при встрече рассказывают всевозможные небылицы о тех духовных мирах, которые они видели. И когда делаешь первые попытки разбудить в этих личностях понимание и способность различения, то Ариман настолько крепко завладел ими, что они с трудом могут принимать сказанное им; и это будет тем больше, чем сильнее становится искушение Аримана в сторону акустики.

Люди же, имевшие визионерные переживания - образы и видения не имеют никакой охоты чему-то учиться, чтобы достичь правильных знаний в нашем Я-сознании между рождением и смертью. Они просто не хотят этого. Но это не они сами не хотят этого. Это – ариманические силы, которые уводят их прочь от правильного знания. Когда же доводят человека все-таки до развития здоровой силы суждения, и когда он уже соглашается привиться за обучение, то тогда скоро появится следующее: голоса и галлюцинации прекращаются, т. п. эти были ведь туманные образы вызванные Ариманом, и он ужасно боится, как только почувствуют, что от человека идет здоровая сила суждения. Таким образом, самым лучшим средством против этих заболеваний, - вызванного Ариманом – видений и галлюцинаторных переживаний слуха, - следующее: с помощью имеющихся средств довести человека до приобретения им здоровой силы суждения. Для некоторых личностей это часто - необычно трудно. Здесь имеется случай, когда другая сила делает все для них очень удобное; эта сила ведет их. Но тот, кто хочет изгнать эту силу (не может иметь такие удобства). С такими личностями очень трудно иметь дело. Они утверждают, что у них отняли то, что их раньше привело к духовному миру. Тогда как на самом деле их оздоровили и сохранили от дальнейшего влияния на них этих сил.

Мы видим теперь, к чему люциферические и ариманические силы питают большое отвращение. Смирение, скромность, не считать себя больше, чем это обоснованно здоровой силой суждения, - это все очень мало нравится Люциферу. И, наоборот, он сейчас же появляется, как мухи в грязной комнате, когда обнаруживаются - честолюбие и тщеславие. Это все - и особенно вещи, исходящие из неверных представлений о самом себе, - готовят нас для воздействия Аримана. Лучшая защита от него - это когда мы действительно стараемся - в жизни иметь правильное и здоровое мышление, как учит нас жизнь между рождением и смертью. И именно те, кто стоит на духовноведческой основе, – имеют все поводы отмечать так интенсивно, как это только возможно, – что нам, как земным людям, не полагается пре¬небрегать тем, что дает нам именно земная жизнь.

Люди, которые не хотят присвоить себе здоровое суждение и разумную способность различения и хотят без них легко проникнуть в духовный мир, они по существу, хотят уйти от земной жизни. Они хотят парить над земной жизнью; они находят, что им просто не подобает заниматься вещами, ведущими к пониманию земной жизни. Они считают себя чем-то лучшим. Но именно такое чувство и есть – новая основа для высокомерия. И поэтому мы можем все снова видеть, что личности, склонные к мечтательности и нежеланию соприкасаться с земными вещами и земной жизнью, – отказаться от них, потому что ведь они уже "стоят во всем другом", – именно они и не хотят иметь ничего общего с таким течением, как наше. Такие люди говорят: "Человечество должно ведь войти в духовный мир!". Но туда существует только один "здоровый" пропуск, – это здесь на Земле достичь моральности в высшем смысле слова, которая не позволит нам переоценивать себя, и не приведет к неверному суждению о нас самих и не даст нам зависеть от наших желаний, стремлений и страстей; а, с другой стороны, – это усердная, здоровая совместная работа в земных условиях, а не желание "парить" над ними.


См. также:
- Рудольф Штайнер. Откровения кармы. 1-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Откровения кармы. 1-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Откровения кармы. 2-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Откровения кармы. 2-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Откровения кармы. 3-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Откровения кармы. 3-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Откровения кармы. 4-я лекция
- Рудольф Штайнер. Откровения кармы. 5-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Откровения кармы. 5-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Откровения кармы. 6-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Откровения кармы. 6-я лекция, часть 2

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy

Tags: Штайнер, эзотерика
Subscribe

Posts from This Journal “Штайнер” Tag

promo philologist january 19, 03:00 1
Buy for 100 tokens
Текст приводится по изданию: Адлер М. Как читать книги. Руководство по чтению великих произведений / Мортимер Адлер; пер. с англ. [Ларисы Плостак].…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment