Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Categories:

Рудольф Штайнер. Откровения кармы. 7-я лекция, часть 2

Всем сказанным мы вынесли нечто из глубины Кармы, это связано с глубинами духовной жизни, и что исполнено огромного значения. Но ничто так не важно для развития человека и его индивидуальности, как то, что добыто с помощью здоровой разумности из духовного мира. И не имеет никакой цены то, что добыто без моральности. Если мы с этим согласны, то мы можем сказать: почему бы люциферическому влиянию, именно потому что оно уже раньше действовало и претворялось в заболевание и было уравновешено болью, по¬чему бы ему не вызвать в человеке, как бы потянуть за собой ариманическое влияние? И почему бы тому, что причиняет боль, и что указывает на Люциферическое течение заболевания, – не появиться вслед за люциферическим влиянием – как ариманическому влиянию? Но как же действует это ариманическое влияние? И как претворяются искушения Аримана в причины заболевания? Как выступает это в следующей инкарнации?



То, что приписывается ариманическому влиянию, следует ведь отнести к люциферическому. Но если даже люциферическое влияние и было очень сильным и повело за собой ариманическое, – все же последнее является самым коварным. Оно лепит много глубже, – не только в ошибках астрального тела, но и в ошибках тела эфирного. В сознании, лежащем под сознанием боли, выступает ариманическое влияние в повреждении, которое не должно совпадать с болью, – в таком повреждении, когда орган, где оно совершается, теряет свою применяемость и становится негодным, для употребления в жизни. Примем, что в одной инкарнации действовало ариманическое влияние, и вызвало все то, что может вызвать это влияние. Человек переживает теперь время между смертью и новым рождением – и вступает в следующую инкарнацию. И тут обнаруживается, что в каком-либо органе заключено ариманическое влияние; иными словами: в этом органе эфирное тело проникло гораздо глубже чем это должно было быть; орган гораздо сильнее проникнут эфирным телом, чем это нужно.

В таком случае человек, благодаря этому больному органу еще больше подвергается искушению Аримана и впадает в еще большее заблуждение, что и является целью Аримана в мире, – человек все больше погружается в Майю. Но то, что внешний мир создает, как Майю, не может быть взято с собой в духовный мир; и этого не хватает нам в духовном мире, т. к. там царит только истина, но не иллюзия! И чем больше мы запутываемся, в иллюзии созданной Ариманом. тем более мы просто принуждены еще сильнее погружаться в мир иллюзии, в иллюзию физически-чувственного мира, чем это пришлось бы нам делать, если бы мы не имели такого поврежденного органа. Тут выступает противоположное действие так же, как это бывает в боли при люциферическом влиянии. Противоположное действие Аримана состоит в том, что в ту минуту, когда имеется опасность слишком сильно привязаться к физически-чувственному миру и этим отнять у себя многое, что могло нас поднять в духовный мир, что в эту минуту разрушается орган, т. е. он или парализуется или становится слишком слабым для действия.

Следовательно, на¬ступает процесс разрушения. Когда мы видим, что какой-то орган разрушается, то мы должны уяснить себе, что этим мы обязаны, собственно говоря, благодатным силам: орган отнимается у нас, чтобы мы могли вновь найти путь в духовный мир. И это действительно так, – если извне сделать невозможно – получаем орган, разрушенный известными силами, или же снабжаемся больными органами, потому что этим создается защита слишком глубокого погружения в иллюзию. Итак, когда кто-нибудь имеет болезнь печени, которая не сопровождается болезненными переживаниями, то мы имеем дело с предыдущим ариманическим влиянием, – который и привел к нанесению повреждения печени, так или иначе, – благодаря силам, связанным с глубоким погружением эфирного тела. Мы слишком глубоко погрузились бы в Майю, если бы этот орган не был бы отнят у нас. Сказания и мифы всегда знали о глубокой мудрости, которую и выражали. Именно печень является хорошим примером. Она – тот орган, который легче всего подвержен опасности помочь человеку сжиться в физически-иллюзорный мир. И одновременно печень есть орган, привязывающий нас к Земле.

С этой истиной связано то, что сущность, которая согласно сказанию, принесла людям силу войти в земную жизнь и стать в ней действенными, – именно Прометей, – должен подвергнуться тому, что орел периодически терзает его печень. Орел терзает печень, – но не потому, что это должно принести Прометею особенно сильные страдания, т. к. в таком случае сказание не совпадало бы с истинными причинами. Но сказания всегда совпадают с физиологическими фактами. Здесь надо было указать на то, что Прометей принес нечто, что могло бы погрузить людей еще глубже в ариманизм, если бы не происходило противоположное уравновешивающее действие. Оккультные провозвестия всегда совпадают с истинами, сообщаемыми в духовноведении. Я показал вам сегодня, что именно подобные силы посылают людям боль в противовес к влиянию Люцифера. Сопоставьте это в связь с провозвестием Древнего Завета. Когда влияние Люцифера совершилось, как это символизировалось в "змее", соблазняющем Еву, – противники Люцифера должны были придать боль именно к тому, к чему Люцифер хотел принести людей. И сила, противником которой является Люцифер, должна была появиться и сказать о том, что с этих пор в жизнь человека вошла боль. Это и делает Иегова, когда он говорит: "В страданиях будешь ты рожать детей!". Такие вещи в оккультных произведениях не умеют оценить, пока не имеют еще духовноведческих провозвестий.

Только после этого приходят к пониманию всей глубины – первых. Поэтому вы никогда не должны требовать от меня, чтобы я вам объяснял всегда без предварительных предпосылок и объяснений их. Чтобы стало возможным говорить об этом месте: "В страданиях будешь рожать ты детей!", нужно сделать предварительно объяснения некоторых рассмотрений Кармы, и тогда уже в нужном месте внести объяснение этих слов. Поэтому мало пользы объяснять то или иное из оккультных провозвестий, прежде чем не достигли нужного пункта в оккультном развитии. И не нужно спрашивать: "что означает это или то?". Человек должен всегда ждать и иметь терпение, пока не пришел нужный пункт в развитии, одними объяснениями нельзя ничего достигнуть. Итак, в нашу жизнь вторгаются, с одной стороны, – люциферические силы, а, с другой стороны, – те силы, противником которых является он. Затем действуют ариманические си¬лы, – и мы должны уяснить себе, что силы, делающие наши органы негодными к употреблению, – когда мы подпадаем во власть Аримана – должно причислять к благим силам, противником которых является Ариман.

Если вы возьмете все сказанное за исходную точку для себя, вы заглянете глубоко в сложную жизнь человеческой природы и сможете сказать себе: люциферические силы это те, которые отстали от развития во время древнего лунного периода; они действуют сегодня в нашем земном развитии вместе с теми силами в человеческой жизни, которые являются собственно лунными силами, и которые на том мировом плане, где действуют, например, только те силы, противником которых и есть Люцифер, – не могут вовсе развить свою деятельность на нашей Земле. Так воздействует Люцифер на плане иной сущности. Но мы можем пойти обратно к далеким эпохам развития. Если мы, с одной стороны, видим, что на Луне отстали сущности в своем развитии, – чтобы затем на Земле вступить в человеческую жизнь, то нам станет ясным, что и на старом Солнце тоже отстали сущности, которые затем сыграли такую же роль на Луне, как люциферические сущности – теперь на Земле.

Мы имеем сегодня в человеческом существе нечто, что мы можем назвать борьбой: борьба, совершающаяся между люциферическими силами, проникающими в наше астральное теле, – и тем, что может воздействовать на нас через наше Я, через наши достижения на Земле. Силы же, противником которых является Люцифер, могут действовать на нас только через наше Я. Если мы приобретем ясность и правильную оценку самих себя, то это возможно только с помощью тех сил, которые действуют на наше Я. Для этого мы должны использовать наше Я. Поэтому мы можем сказать: когда наше Я восстанет против люциферических сил, – это Иегова борется против Люцифера: здесь борется то, что заботится о добром плане мира, против того, что восстает против этого мирового плана, против того, чтобы только он имел значение. И мы всем своим внутренним существом стоим посредине в этой борьбе Люцифера с другими существами. Мы сами – арена этой борьбы. И то, что мы являемся ареной этой борьбы, – это втягивает нас в Карму, – но только благодаря тому, что эта борьба происходит с Люцифером. Если же мы обратим над взор на внешний мир, мы будем втянуты в ариманические силы. Тут совершается нечто идущее извне и здесь Ариман проникает в нас.

Мы теперь знаем, что на старой Луне жили существа, прошедшие свою человеческую ступень тогда так же, как мы проходим ее теперь во время земного развития. Вы можете найти в "Акаша-хронике" или в "Тайноведении" обозначения этих существ как "Ангелов" – Питрис. Дело не в имени. – Внутри этих существ разыгрывалась тогда та же борьба, подобная люциферической борьбе в нашей собственной душе. Эти существа были на старой Луне ареной борьбы, происходившей благодаря тем существам, которые в свою очередь отстали на Солнце. Эта борьба на Луне не имеет ничего общего с нашим внутренним Я, ведь мы не имели еще на Луне нашего Я. Она находилась вне того в чем могло принимать участие наше Я; она происходила на древней Луне "в груди Ангелов". Благодаря этому, эти сущности тогда стали чем-то, чем они могли стать только под влиянием сущностей, отставших от нормального солнечного развития и сыгравших для Ангелов тогда ту же роль, которую играют теперь для нас люциферические сущности. И это были ариманические сущности, которые отстали во время солнечного развития так же, как люциферические сущности во время лунного развития.

Поэтому мы можем подойти к ним непосредственно, Ариман же был, так сказать, "искусителем" в груди Ангелов, и он действовал в них. Благодаря ему Ангелы стали тогда тем, чем они стали и они же принесли то, чем они стали благодаря Ариману так же, как и то, чего они достигли в отношении добра. От Люцифера мы имеем как добро так и то, что мы можем отличить добро от зла, развивать свободную способность различения, достигать свободной воли. Мы можем достичь всего этого только благодаря Люциферу. Но эти сущности достигли чего-то, что они взяли с собой в земное бытие и о чем мы можем сказать: "Ангелы окружают нас теперь, как духовные существа, но они подготовили себя к своему теперешнему бытию, благодаря ариманической борьбе в своей душе, во время древнего лунного развития". Нас совершенно не касается в нашем внутреннем Я то, что проделали эти сущности, и что они имеют в себе, как последствия этого. Мы не принимаем никакого участия в этом нашем Я. (Мы увидим, как мы приходим к этому, потому что ведь это ариманическое влияние действует и на нас). То, чего достигли эти сущности под влиянием Аримана, это известные воздействия, причины которых они приняли в себя, в течение своего лунного развития. Во время этого лунного развития, эти сущности приняли в себя, благодаря влиянию Аримана нечто, что они внесли затем в наше земное бытие.

Попробуем найти в нашем земном бытии то, что может явиться нам, как последствие воздействия тогдашней ариманической борьбы. Если бы на старой Луне не имела бы места эта ариманическая борьба, то эти сущности не могли бы внести в наше земное бытие то, что принадлежало старому бытию на Луне. Это должно было бы прекратиться после гибели древней Луны. Но благодаря тому, что Ангелы приняли в себя ариманическое влияние, они связали себя с лунным бытием также, как мы связаны с земным бытием, благодаря люциферическому влиянию. Они приняли в себя внутренне этот лунный элемент принесли его в наше земное бытие. И благодаря этому, они стали способны вызывать в нашем земном бытии именно то, что должно быть вызвано, чтобы наша Земля не подпала бы окончательно под влияние Люцифера. А это должно было бы случиться если бы тот факт, соответствовавший борьбе Ангелов с Ариманом на Луне, не был бы внесен в наше земное бытие. Но каковы же события в земном бытии, которые мы можем обозначить как нормальные?

Когда же наша теперешняя солнечная система образовалась согласно этой земной цели, выступило то, что мы видим как равномерные движения Земли и других планет, и что повело за собой регулярную смену друг за другом времен года, свет солнца и дождь, созревание плодов на полях и т. д. этот порядок, повторяющийся все снова и снова, согласно ритму космоса, выработавшийся для теперешнего земного бытия, посла того, как лунное бытие погружается в сумерки. Но в земном бытии действует Люцифер. И мы увидим, что он действует гораздо больше, чем только в той области, где мы смогли проследить – в самом человеке, – где он, правда, выбрал себе важную арену действия и во всем порядке, который наступил, благодаря равномерному ходу планет вокруг Солнца, благодаря смене лета, зимы, дождю и солнечному свету и т. п., люди подпали тому, что мы называем "искушением Люцифера". И если бы люди получали все, что может прийти к ним из порядка космоса, из всего созданного регулярными, ритмическими движениями солнечной системы, если бы господствовали только законы, приурочение к нашему теперешнему космосу, то все же человек должен был бы подпасть люциферическому влиянию, потому что Люцифер существует, то человек должен был бы предпочесть "хорошую" жизнь тому, что он должен добиваться, ради своего космического благополучия и спокойный ход жизни любить больше, чем то, что он должен завоевывать.

Поэтому должны были быть созданы противоположные силы. Это должно было наступить, чтобы эти силы могли бы вмешаться в равномерные космические события нашей земной жизни; но эти события были для старой Луны благодатными и нормальными, но которые сегодня действуют в нашем земном бытии, – становились ненормальными и угрожали регулярному ходу развития. Эти воздействия наступают так, что они как бы выравнивают то, что должно было бы возникнуть, если бы налицо был бы только ритм, как наклонность к хорошей жизни, уюту и роскоши; и такие силы обнаруживаются, например, в том, что стремится на земле как буря с градом. И когда разрушается то, что могло быть создано под воздействием правильных сил Земли, то в таком случае создается корректура, действующая в общем благоприятно, хотя человек сперва и не понимает того, но существует ведь разумность более высокая, чем та. которой обладает человек. Когда град обрушивается на поля, то мы можем сказать: на старой Луне эти силы, действующие в граде, были регулярными, – как сегодня те, которые действуют, неся благословение в дожде и солнечном свете; но они несутся как буря, чтобы была создана корректура того, что наделали бы иначе люциферические влияния.

И когда прекращается регулярный ход развития, они обрушиваются вновь, чтобы создать еще большую корректуру. Все что ведет к регулярному ходу развития, принадлежит силам самой Земли. Когда вулкан выбрасывает свою лаву, в этом действуют силы, принесенные как запоздавшие со старой Луны, и создают корректуру в жизни Земли. И так бывает с элементарными событиями вообще. И мы можем видеть, что многое, идущее извне, находит свое разумное основание в общем ходе развития. В какой связи это находится с человеческим Я-сознанием. это мы еще увидим; что показалось неудовлетворительным в сегодняшней лекции, выровняется завтра. Но мы должны уяснить себе одно, что эти вещи все выражают только одну сторону человека, бытия Земли, и космического бытия. И если мы говорим, с одной стороны, – когда у нас разрушается какой-либо орган, – что в этом действуют благодатные, духовные силы, и если даже нашли сегодня, что весь ход развития Земли должен корректироваться силами из старого бытия Луны, то мы должны тогда спросить: а как обстоит дело с тем, что мы должны попытаться как земные люди, с другой стороны, вновь создать корректуру для вредных влияний?

Мы уже предвидели, что как земные люди, мы не должны желать извержения вулканов и землетрясений, или самостоятельного разрушения органов, для поддержания благодатного действия духовных сил. Поэтому мы будем также предчувствовать смысл, заключающийся в нашем вопросе: "Где то разражается эпидемия, которая приносит то, чего ищет человек для уравнения чего-то в нам самом. И затем мы можем принять и то, что человек просто приводится к известным случаям, чтобы получить повреждения, преодолевая которые он приближается к совершенствованию. И как обстоит тогда дело с гигиеническими и санитарными мероприятиями? Не мог бы кто-нибудь сказать: "Итак, эпидемии могут принести что-то хорошее?" или "А не мешаем ли мы такими оздоровляющими мерами и не уменьшаем ли возможность таких влияний?. Кто-нибудь смог бы прийти к тому, что не надо ничего делать для ослабления событий, и смог бы мотивировать этим, что это вполне в духе сегодняшней и вчерашней лекций.

Мы увидим, что это не так, но опять-таки с известными предпосылками. Именно теперь только мы будем правильно подготовлены, чтобы, с одной стороны, понять, как благодатные влияния прямо-таки производят известные повреждения органов, чтобы не дать нам попасть под влияния Майи; и, с другой стороны, – осознать то воздействие, которое мы вызываем, сами уклоняясь от оправдания таких благодатных влияний, когда мы принимаем санитарные и гигиенические меры против заболеваний. Мы увидим, что здесь мы стоим на точке, к которой так часто приходит человек: когда возникает кажущееся противоречие, сила которого гонит к тому, что человек приближается к такой точке, когда ариманические силы могут оказать на него влияние. И нигде возможность заблуждения так не близка, как теперь, когда мы загнаны в такой тупик.

И хорошо, что мы туда попали, т. к. теперь мы можем сказать: "Это благодатные силы, которые могут сделать какой-либо из наших органов – негодным, т. к. это есть благодатное противостояние Ариману; и вредители человечества те, кто не поощряет того, что мы могли бы назвать "благодатными противодействиями люциферическим силам", – т. к. гигиенические мероприятия и т. п. ограничили бы эти "благодатные противодействия". Мы – в тупике. И хорошо, что мы приведены, наконец, к этому противодействию, чтобы подумать о том, что такие противоречия возможны – и даже являются хорошей школой для нашего духа. Если мы увидим, как мы должны выбраться из этого противоречия, то мы сами сделаем нечто для себя, что сможет дать нам силу, чтобы уйти от заблуждений, несомых нам Ариманом.


См. также:
- Рудольф Штайнер. Откровения кармы. 1-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Откровения кармы. 1-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Откровения кармы. 2-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Откровения кармы. 2-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Откровения кармы. 3-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Откровения кармы. 3-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Откровения кармы. 4-я лекция
- Рудольф Штайнер. Откровения кармы. 5-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Откровения кармы. 5-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Откровения кармы. 6-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Откровения кармы. 6-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Откровения кармы. 7-я лекция, часть 1

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy

Tags: Штайнер, эзотерика
Subscribe

Posts from This Journal “Штайнер” Tag

promo philologist 15:14, saturday 4
Buy for 100 tokens
Беседа литературного критика и книжного блогера Николая Подосокорского с главным редактором издательства "Ладомир" Юрием Михайловым. О выпуске легендарной серии "Литературные памятники" и ее подарочном варианте, культуре чтения, ближайших планах издательства, академическом…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments