Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Category:

Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 1-я лекция, часть 2

Миссия единичных народных душ в связи с мифологией германского севера

Как истинна современная ступень бытия человека, - так же истинны эти существа на соответствующих, сейчас охарактеризованных ступенях их бытия, так же истинно и их высшее над нами развитие, так же истинна и их реальность. Но их реальность не чужда земному бытию, а вступает в него в активной деятельности, верша в самом становлении человека. Теперь мы только должны спросить себя: каким же образом вершат эти, стоящие над человеком существа, в самом человечестве? - Если мы хотим уяснить себе эту их деятельность, то мы должны принять во внимание, что в их работе эти существа предстают, так сказать, в иной душевной панораме, чем существа, которых в наше время мы именуем людьми. Различие между этими, стоящими над человеком существами, и существами, которые лишь теперь находятся на ступени человечества, поистине очень значительно. Как бы вам это ни казалось странным теперь, в течение дальнейших дней вам это станет совершенно ясно.



Человек (и это говорится из действительно подлинного духовного исследования), каким он является сегодня, находится в своего рода между состоянии собственного бытия. Такая работа его Я над низшими членами своего существа, как она происходит в современности, не будет продолжаться всегда. В настоящее время все существо человека является как бы целостно-замкнутым в себе, образует собой как бы ничем непрерываемое существо. Это может измениться в будущем развитии человечества и действительно существенно изменится. Когда человек настолько продвинется в своем развитии, что он с полным сознанием будет работать над своим астральным телом и силой своего Я преобразовывать это астральное тело в Самодуха или Манаса, тогда состояние, похожее на то, в котором несознательно или подсознательно пребывает теперь человек во время сна, полностью вступит в его сознание. Представьте себе состояние сна человека. Во время сна Я и астральное тело человека выходят из его физического тела и тела эфирного, он оставляет их в постели и как бы реет вне этого Физического и этого эфирного тела.

Представьте себе теперь человека в этом состоянии таким образом, как если бы проснулось сознание: Я есмь Я; как если бы в этом духовном теле оно проснулось так, как оно существует в бодрствующем дневном сознании, Что за странное явление возникло бы для современного человека в нем самом! На одном месте он чувствовал бы: "я здесь! ", а внизу, может быть, очень далеко от этого первого места: "здесь мое физическое тело и мое эфирное тело; они вместе и они принадлежат мне, но я с другими членами моего существа, я рею вне, здесь, наверху". Если в наши дни человек осознает себя в своем астральном теле, вне своего физического и эфирного тел, то как бы он ни был высоко развит на современной Земле, он не может делать больше, чем свободно переноситься туда или сюда в этом своем астральном теле и, независимо от своего физического тела, быть деятельным здесь или там в мире; однако, подобное еще недоступноему в отношении физического и эфирного тел. Но в далеком будущем эта возможность настанет; возможность извне переводить их из определенного места, скажем - пользуясь современным обозначением, - севера Европы на другое место, приказав им: "идите дальше! " - и затем извне управляя их движением. Сегодня это еще невозможно. Но это станет доступно возможности человека, когда он от ступени земного развития подымет сяк ступени Юпитера, к следующей ступени развития нашей земной планеты. Это и будет следующее состояние развития человека. Мы тогда будем чувствовать, что мы как бы управляем самим собой извне. Это существенно. И это ведет к расщеплению того, что мы назвали сегодня существом человека. Материалистическому сознанию это, конечно, мало доступно.

Оно не может проследить за тем, что уже и теперь в некотором отношении реально проявляется во внешнем мире, подобно тому, как некогда в будущем это будет свойственно человеческому существу. Такие явления наличны уже и теперь. Люди могли бы их заметить, если бы они были внимательны. Они увидали бы тогда, что живут определенные существа, которые, например, слишком раноразвились в этом направлении. Как человек, когда он дождется своего времени, соответствующе правильным образом достигнет состояния Юпитера и сможет управлять своими физическим и эфирным телами, так эти существа в некотором отношении развились слишком торопливо, без того, чтобы дождаться нужного момента времени. Таких преждевременно развитых существ мы имеем в мире наших пернатых, а именно в тех существах мира пернатых, которые ежегодно совершают большие перелеты над Землей. В данном случае с эфирным телом каждой отдельной птицы связана так называемая групповая душа. Подобно тому, как групповая душа управляет регулярными перелетами птиц над на всей Землей, так, по завершении человеком развития его Самодуха или Манаса, он будет управлять, повелевать, приводить в движение то, что мы называем физическим телом и телом эфирным.

После же достижения человеком той ступени развития, на которой он уже сможет работать над преобразованием своего эфирного или жизненного тела, его способность управлять этими своими телами, из вне приводить их в движение, станет еще более значительной. Существа, которые владеют этой способностью, наличны уже и теперь. Это Архангелы. Это существа, которые способны к тому, к чему лишь некогда станет способен человек; существа, способность которых можно обозначить, как способность извне управлять своими физическим и эфирным телами и которые, кроме того, еще могут работать над их собственным эфирным телом. Создайте теперь себе как идею, понятие о существах, которые деятельны в окружении нашей Земли, Я которых присутствует в духовной атмосфере этой нашей Земли и которое своими силами уже настолько претворило их астральное тело, что они обладают вполне развитым Самодухом или Манасом, с которым они теперь продолжают свою деятельность на Земле и работают в самом существе человека, преобразовывая наше эфирное или жизненное тело; - это существа, находящиеся на той ступени, где они претворяют эфирное или жизненное тело в Будхи или Жизнедуха.

Представляя себе этих существ, которые, значит, находятся на той ступени духовных иерархий, на которой мы их именуем Архангелами, вы создаете себе понятие о тех, кто называется Духами народов, кого называют правящими Духами народов Земли. Духи народов принадлежат ступени Архангелов. Мы увидим, каким образом с их стороны они управляют эфирным или жизненным телом, влияя этим опять-таки на человечество и втягивая его в их собственную деятельность. Рассматривая различные народы нашей Земли и выделяя единичных из них, нам предстанет в своеобразности их вершения и жизни, в том, что мы называем особенными характерными свойствами этих народов, отражение того, что мы можем рассматривать как миссию народных Духов.

Если мы распознаем миссию этих существ - эти существа являются инспираторами народов, - то мы можем тогда сказать, чем является и сам народ. Народ есть сопринадлежность группы людей, которая ведется одним из Архангелов. И с этой стороны отдельные члены данного народа получают инспирацию того, что им надлежит совершить как таким членам народа. Мы можем себе представить, что, подобно людям на нашей Земле, эти Духи народов индивидуально различны между собой, и отсюда нам станет понятно, что отдельные различные народности представляют собой индивидуальную миссию этих Архангелов. Если в своего рода духовной наглядности мы вызовем перед собой деятельность в мировой истории народа за народом, а также и народа около народа, то, по крайней мере в абстрактной форме - в течение следующих лекций форма будет становиться все конкретней и конкретней - мы сможем представить себе, что все, что здесь происходит, инспирируется этими духовными существами.

Но мы сможем все же легко понять, что наряду с этой деятельностью одного народа за другим в развитии человечества совершается и нечто другое. Если вы охватите взором все протяжение времени, которое мы насчитываем от великой атлантической катастрофы, совершенно изменившей лик Земли и вызвавшей тогда гибель континента, который находился между теперешней Африкой, Америкой и Европой, то вы сможете различить эпохи времени, в течение которых выдвигались великие народы, носители послеатлантических культур: древней индийской, персидской, египетско-халдейской, греко-латинской и нашей современной культуры, которая через некоторое время перейдет в шестую культурную эпоху. Мы замечаем также, что в них один за другим действовали различные инспираторы народов. Мы знаем, что когда началась греческая культура, то еще долго продолжалось влияние культуры египетско-халдейской, и что когда уже началась римская культура, то греческая все еще продолжала свое влияние.

Таким образом, мы можем рассматривать народы как в их одновременных сосуществованиях, так и в их последовательных существованиях одного народа за другим. Но во всем, что развивается в народах и с народами, развивается еще и нечто другое. Это - продвижение самого развития человека. Здесь дело не в том, оцениваем ли мы нечто выше или ниже. Например, кто-нибудь может сказать: индийская культура нравится мне больше всех других. Это может быть личным мнением. Но кто не дорожит личными мнениями, тот скажет: как мы оцениваем вещи – это безразлично; необходимое развитие ведет человечество вперед, даже если позже это и считается упадком. Необходимость ведет человечество вперед. Сравнивая различные промежутки времени, - 5000 лет до Христа, 3000лет до Христа и 1000 лет после Христа, - мы находим нечто, что выходит за пределы Духов народов, но в чем различные народные Духи принимают участие. Вам стоит лишь обратить на это внимание в самой нашей современности.

Где причины того, что в этом зале собралось так много людей самых различных народностей, понимающих друг друга и стремящихся понять друг друга и в отношении того самого важного, что их собрало здесь всех вместе? Различные люди приходят из различнейших областей народных Духов и, тем не менее, все же есть нечто, в чем эти люди друг друга понимают. Также и в те времена различные народы могли понять и понимали друг друга, потому что во всякое время существует нечто, что выходит за пределы народной души и что в состоянии свести вместе различные народные души, - нечто, что более или менее повсюду доступно пониманию. Это есть то, что обозначается действительно плохим, но привычным выражением: "Дух Времени" или" также: "Дух Эпохи". В греческом периоде времени был один Дух Эпохи, Дух Времени; в нашем периоде времени он другой. Те, которые чувствуют и понимают его в нашем времени, подходят к духопознанию. Это и есть то, что из духа эпохи выходит за пределы отдельных Духов народов. Когда Христос Иисус появился на Земле, его предтеча, Иоанн Креститель, отметил Духа, которого можно было бы обозначить Духом того Времени, словами: "Измените ваш душевный строй, потому что Царства Небес приблизились".

Так для каждой эпохи можно найти ее Духа Времени и это находит свое выражение в том, что вступает в вершение Духов народов, которое мы сейчас охарактеризовали как вершение Архангелов. Для современного материалистического человека Дух Времени есть нечто совсем абстрактное, без всякой реальности, и еще меньше доступно ему видеть в этом Духе Времени действительное существо. И все же за выражением "Дух Времени" таится действительное существо, никакое иное как то, которое стоит тремя ступенями выше ступени человечества. За ним таятся те существа, которые уже на древнем Сатурне, в отдаленнейшей эпохе развития Земли, прошли их ступень человечества и которые из духовного окружения Земли работают в наше время над ее преобразованием, проходя при этом, так сказать, последнюю фазу преобразования их физического тела в Духочеловека или Атму. Головокружительно высоки для человека существа и их способности, затрагиваемые нами здесь.

Это те существа, которых мы опять-таки можем обозначить как действительных инспираторов или, пользуясь в данной области техническим выражением оккультизма, как "интуиторов" эпохи или эпох. Они деятельны попеременно и как бы рука в руку. От эпохи к эпохе они передают их задание дальше. Дух Эпохи, который был деятелен в греческом периоде времени, передает миссию дальше тому, который после него вступает в деятельность и т. д. Они, значит, чередуются. Существует, как мы видим, ряд таких Духов Времени, таких Духов Личности, выступающих как Дух Времени. По отношению к Духам народов эти Духи Личности, эти интуиторы эпох, являются духами высшего ранга, В каждом определенном периоде времени бывает деятелен преимущественно один из них, запечатлевая этому времени его общий характер, давая задания духам народов, и, таким образом, то, что является общим духом эпохи, специализируется, индивидуализируется сообразно духам народов. Затем, в наступающей новой эпохе, ему на смену вступает другой дух времени, другой Дух Личности, другой Архай.

По истечении определенного количества эпох такой Дух Времени завершает свое определенное развитие. Это мы должны представить себе следующим образом: когда, завершив наше земное развитие, мы умираем, то итог этой земной жизни наша индивидуальность переносит в следующую земную жизнь. Так же обстоит и с Духами Эпохи. Каждая из них имеет такого Духа; в конце эпохи он передает свой пост следующему за ним преемнику, этот опять следующему и т. д. За это время предшествовавшие проходят их собственное развитие. Духом Времени всегда выступает очередной, наиболее долго отсутствовавший, опять появляясь в более поздней эпохе как Дух этой Эпохи, "интуитируя" продвинувшееся за это время вперед человечество тем, что он сам успел приобрести для своей высокой миссии. Обращая наш взор к этим Духам Личности, к этим существам, каждое из которых в ином случае может быть названо таким столь ничего не говорящим наименованием, как "Дух Времени", мы можем сказать: мы, люди, идем от воплощения к воплощению, и мы долины теперь точно знать, что в этом нашем движении от эпохи к эпохе и дальше в будущем свершения на нашей Земле всегда управляются иными Духами Времени.

Также и наш современный Дух Времени опять вернется, мы опять встретим его. Из-за этого их свойства как бы описывать круги и вновь возвращаться к исходной точке, циклически повторяться, их именуют также "Духами круговорота Времен". Более точное обоснование этого выражения еще предстоит нам в дальнейшем. Итак, эти высокие духовные существа, дающие их повеления Духам народов, именуются также Духами Круговорота Времен. Этим подразумеваются те круговороты времен, через которые приходится идти и самому человеку, когда от эпохи к эпохе он опять возвращается к прежними состояниям, повторяя их в более высокой форме. Это повторение своеобразностей более ранних форм вы можете заметить. Если в духовнонаучном смысле вы точно просмотрите ступени развития человечества на Земле, то вы встретите самые различные виды этих повторных свершений. Такое повторение заложено, например, в семи эпохах, следующих за атлантической катастрофой, которые мы называем постатлантическими культурами.

Греко-латинская ступень или эпоха культуры, находясь в центре и образуя, так сказать, поворотный пункт нашего развития, повторения не встречает. За ней следует повторение египетско-халдейской эпохи, а именно в самом нашем времени. За ним будет следовать другая эпоха, которая представит собой повторение времен древней Персии, хотя, конечно, в несколько ином роде, и, наконец, наступит седьмая эпоха, которая будет повторением древнейшей индийской культуры, эпохи святых риши, так что в этой грядущей эпохе в новой форме выступят определенные явления, заложенные в той древности. Ход этих свершений управляется Духами Времени. То, что распределено по различным народам и что изживается на Земле, идя вперед от эпохи к эпохе, что на той или иной почве могут возникать самые различные явления, вырастая из той или иной местной речи, исходя из той или иной формы речи, из архитектуры, искусства и науки, проходя все метаморфозы и принимая в себя все то, что может излить Дух Эпохи в человечество, - для этого нужны Духи народов, принадлежащие в иерархии высших существ, Архангелам.

Но между высокой миссией народных Духов и теми существами, которые должны быть инспирированы ими здесь на Земле, необходимы еще и посредники. Вы угадаете без труда - опять-таки, сначала в абстрактной форме, - что посредниками между этими двумя родами Духов являются Ангелы. Они образуют связующее звено между Духом народа и отдельным человеком, чтобы человек мог принять в себя то, что как задание для всего народа излучается отДуха этого народа, чтобы отдельный человек стал деятельным органом в миссии народа для этого необходимо это посредничество между отдельным человеком и Архангелом народа. Итак, мы приблизились к существам, которые стали людьми тремя ступенями раньше, чем сам человек достиг своей ступени человечества, и мы увидели, каким образом проникают они своим сознанием в человечество и вступают в наше земное развитие. Завтра нам надо будет показать, насколько работа Архангелов - сверху вниз, из их Я, которое уже выработало Манаса или Самодуха и работает над эфирным или жизненным телом человека, - проявляет себя как раз в продуктивности, в свойствах и в характере народа.

Человек живет в этой работе высших существ, она непосредственно охватывает его и включает в себя как принадлежащего данному народу. Человек хоть и является прежде всего индивидуальностью, снабженной самостностью Я, но, с другой стороны, он не только индивидуальность, а представитель определенного народа и этим самым некто, в ком человеческая индивидуальность еще не обладает самоопределяющим характером. В чем заслуга человека, если он, принадлежа определенному народу, говорит как раз на языке этого народа? – Это не является индивидуальным достижением человека и тем, что мы называем его индивидуальным развитием, это - русло, в которое он принят. То, что мы называем развитием человека, это нечто совсем иное. Рассматривая жизнь и вершение народной души, мы вспомним, в чем состоит развитие человека и в чем он нуждается для его прохождения. Мы увидим то, что необходимо не только для его развития, но и для развития совсем других существ.

Так видим мы человека вчлененным в ряд иерархий, видим, как от одного периода времени до другого, от одной эпохи до другой, в его развитии принимают деятельное участие существа, к сущности которых мы уже раньше подходили с другой стороны. И мы видели как предусмотрено все многообразнейшее индивидуальное проявление этих существ, результат деятельности которых вступает в человечество. Духи Времени указывают основное направление развития единичных эпох. Распространение Духа Времени по всей Земле возможно благодаря отдельным народным индивидуальностям. Духи Времени дают указания Духам народов, а Ангелы способствуют тому, чтобы они дошли до отдельных людей, которые, таким образом, могут выполнять свое задание. Итак, чтобы единичные люди стали органами действия в этой миссии народных Духов, этому способствуют те существа, которые находятся между людьми и Духами народов - Ангелы. Каким образом эта поразительная сеть покажет нам деятельность различных народных индивидуальностей древности и современности, это будет предметом рассмотрения этих лекций. В следующей лекции мы начнем конкретно изучать эту ткань, - духовную ткань, слегка набросанную нами сегодня, - которая есть охватывающее нас мировое бытие.


См. также:
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... Предисловие к циклу и 1-я часть 1-й лекции

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy

Tags: Штайнер, эзотерика
Subscribe

Posts from This Journal “Штайнер” Tag

Buy for 100 tokens
Сервантес Сааведра М. де. Назидательные новеллы: в 2 кн. / Издание подготовили С.И. Пискунова, М.Б. Смирнова, Т.И. Пигарёва. - Москва: Ладомир, Наука, 2020. - 548 +396 с. - (Серия: "Литературные памятники"). «Назидательные новеллы» являются уже третьей книгой (после…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment