Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Categories:

Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 2-я лекция, часть 1

Миссия единичных народных душ в связи с мифологией германского севера

Христиания, 8 июня 1910 г.

Вчера было сказано, что те существа, которых надлежит рассматривать как Духов народов, в настоящее время находятся на такой ступени, когда из сил их Я, т. е., значит, из наивнутреннейшего существа их душевного начала они работают над своим эфирным или жизненным телом. Теперь, естественно, каждый из вас может сказать себе: конечно, надо признать, что работа над этим эфирным или жизненным телом не может быть непосредственно видима физическими глазами или вообще быть воспринята внешними органами восприятий, но что она, так сказать, относится к области ясновидческого сознания. Если же деятельность этих существ, т. е. народных Духов, вступает в жизнь человека, то, с другой стороны, должно существовать нечто, на что можно было бы указать, что можно было бы привести, как существующее до некоторой степени внешне видимо, как своего рода отпечаток, своего рода отблеск этой работы Духов народов, этих Архангелов. Кроме того, эти существа должны как-то обладать и физическим телом. Их телесность должна выразить себя в какой-то форме. И эта физическая форма, в которой они себя выражают, работа, деятельность этих существ, - они так же должны проступить каким-то образом в мире, в котором находится человек, потому что, в конечном итоге, тело человека тоже ведь должно иметь какое-то отношение к работе этих существ.



Мы возьмем исходной точкой эфирное или жизненное тело этих существ и ту работу, которую они в нем совершают, Для этого сначала нам будет необходимо обратиться к исследованиям ясновидческого сознания, Где же встречает ясновидческое сознание то, что может быть отмечено как такое эфирное тело этих архангельских существ, этих Архангелов, и как нам надо понимать эту их работу? - Вы все знаете, что поверхность, что лик нашей Земли различен в зависимости от различных ее местностей, и что различные местности этой нашей Земли опять-таки ставят самые различные условия для развития народных своеобразностей, народных свойств. Здесь внешнее материалистическое сознание будет говорить о том, что - наряду со многими другими - главными причинами этих своеобразностей и свойств народов являются климат, растительное царство, может быть, вода той или иной страны или местности на Земле. То, что материалистическое сознание, сознание физического плана, таким образом, в этом нет ничего удивительного, потому что это сознание физического плана знает именно только то, что можно увидеть глазами.

Ясновидческому же сознанию положение предстает еще и много иначе. Кто с ясновидческим сознанием странствует по различным областям нашей Земли, кто, обладая этим сознанием, вступает на ту или иную почву этой нашей Земли, тот знает, что своеобразной картиной физического растительного мира, своеобразной конфигурацией горных пород не исчерпывается все то, что ему известно об этой почве, об этой картине той или иной области Земли. Но если речь о своеобразном благоухании или об ауре какой-нибудь определенной области нашей Земли является материалистическому сознанию лишь абстрактностью, то это опять-таки понятно. Ясновидческому же сознанию действительно предстает над каждым клочком нашей Земли своеобразное духовное облакообразование, которое надо обозначить как эфиро-аура данной земной области. Эта эфиро-аура иная, совсем иная, над нивами Швейцарии, чем над нивами Италии и опять иная над нивами Норвегии, Дании или Германии. Как истинно то, что каждый человек имеет свое собственное эфирное тело, так же истинно и то, что над каждой областью земной поверхности подымается своего рода эфиро-аура.

Такая эфиро-аура очень существенно отличается от других эфирных аур, - скажем, от эфирной ауры человека. Рассматривая земного человека, мы находим, что эфиро-аура человека связана с ним только пока он живет, т. е. От рождения до смерти. Она, так сказать, связана с его физическим телом и меняется, собственно, лишь постольку, поскольку человек проходит в жизни развитие, поскольку он подымается выше в смысле ума, морали и т. д. Но мы тогда всегда замечаем, что эта эфиро-аура человека меняется, так сказать, изнутри наружу, нечто привходит к ней, что мерцает, вспыхивает изнутри. Иначе обстоит с теми эфиро-аурами, которые воспринимаются над различными областями стран. Они, правда, в течение длительного времени обладают определенным основным тоном; они имеют нечто, что в течение долгих времен пребывает в них неизменно. Но в этих эфиро-аурах могут происходить и быстронаступающие изменения, и эти быстро наступающие изменения и есть то, что отличает эти ауры от аур людей, которые меняются медленно и постепенно, и когда они меняются, то это изменение происходит только изнутри наружу.

Эти ауры над различными областями стран меняются в течение развития земного человечества именно тогда, когда какой-нибудь народ покидает свою оседлость и переходит в другую область. Это и есть то своеобразное, что эта эфиро-аура, распространяющаяся над какой-нибудь определенной областью Земли, действительно зависит не только от того, что поднимается из почвы, но и от того, какой народ захватил эту область и поселился в ней. Так те, которые хотят проследить в их истинном облике судьбы нашего человеческого рода на Земле, стремятся проследить взаимное проникновение как раз этих частей эфиро-аур данной земной области. Очень сильно менялись различные эфиро-ауры Европы в период времени, который отмечают как переселение народов. Уже из этого вы видите, что эта эфиро-аура какой-нибудь области Земли содержит в себе нечто изменяемое, что действительно сразу может измениться и в некотором отношении это изменение может быть даже вызвано внешними причинами. Таким образом, каждая такая эфиро-аура является своего рода сочетанием того, что идет от почвы и того, что привносится движением народов.

Рассматривая эту ауру, мы должны уяснить себе, что фраза, которая так легко приводится в антропософии, но которая, в сущности, никогда не бывает достаточно понята или, по-крайней мере, всеглубокое значение которой не рассматривается достаточно серьезно, - беспредельно реальна; а именно, что все, физически воспринимаемое во внешнем мире, есть все же лишь майя или иллюзия. Эта фраза часто высказывается в сфере антропософского мировоззрения, но считаются с ней - так, чтобы ее действительно, вплоть до частностей проводить в жизнь, - в сущности говоря, очень мало. Ее больше произносят, как абстрактную истину. Рассматривая же конкретные соотношения ее забывают и остаются при материальном сознании. Поистине, то, что таинственно подымается нам навстречу от участка Земли, заселенного народом, - это эфиро-аура данной земной области. То, что в зеленом растительном покрове Земли, в своеобразной конфигурации почвы и т. д. встречает физический взор, это, в сущности, только майя или внешняя иллюзия; это как бы уплотнение того, что действует в эфиро-ауре.

Конечно, из мира внешней действительности лишь то зависимо от этой эфиро-ауры, на что сама эта эфиро-аура, т. е. Жизненно самоорганизующийся принцип, может иметь влияние. Архангелы, живущие в духовных законах, не могут вступать в законы физические. Туда, где приходится считаться только с законами и свершениями физического порядка, как в горных условиях, неровностях почвы и т. д., туда, где большие перемены у народа бывают обусловлены физическими соотношениями, туда не достигает влияние Архангелов; Архангелы еще не настолько продвинуты в их развитии, чтобы быть в состоянии вступать в физические соотношения. Поскольку они этого не могут сделать, поскольку они в данном случае не независимы, - постольку они бывают вынуждены периодически странствовать по Земле, постольку они воплощаются, как в физическом теле в том, что представляет собой конфигурация почвы, т. е. в том, над чем господствуют физические законы.

Эфирному телу народа это еще недоступно; как организующий принцип оно еще не может проникнуть собой эту область. Поэтому отыскивается соответствующая почва и из взаимно подходящих условий, т. е. из этого союза между эфирным телом - которое прорабатывается теперь духовно-душевными силами – и физической областью Земли, возникает то чарующее веяние, которое выступает нам навстречу в чисто внешнем явлении какой-нибудь народности, - то, что человек, не будучи ясновидящим, может лишь чувствовать в какой-нибудь стране, а человек, проглядывающий ясновидческим сознанием страну и народ, - созерцает. Как же действует работа Архангела, Духа народа, в эфирном теле, реющим над почвой? Чем является работа Архангела, в чем состоит его деятельность в людях, которые ходят по этой почве, которые живут в этом облаке народного Духа? - Его деятельность сказывается на человеке трояким образом; троякое захватывается в его существе действием эфиро-ауры, которая проникает, пронизывает его собой. И благодаря смеси этого троякого возникает тот своеобразный характер, который несет в себе человек, живущий в этой эфиро-ауре народа.

На что же действует эта эфиро-аура? Она действует на троякое в темпераментах. Она влияет на темпераменты, которые сами погружены в эмоциональную жизнь человека, которые действуют в эфирном теле человека, - но она не влияет на так называемый меланхолический темперамент. Эфиро-аура народа влияет на холерический, флегматический и сангвинический темпераменты. Итак, то, что является силой эфиро-ауры народа главным образом вливается в эти три темперамента. Эти три темперамента могут быть смешаны самым различным образом и действовать сообща в отдельной человеческой индивидуальности. В этой деятельности, когда три силы действуют сообща, когда одна влияет на другую, преодолевает и т. д. вы можете себе представить бесконечное разнообразие. Благодаря этому возникают самые различные конфигурации, разновидность которых выступает нам навстречу, например, в России, Норвегии, Германии. То, что действует на темпераменты, это создает народный характер человека. Различие, существующее между отдельными индивидуумами, вызывается лишь степенью указанной смеси. Итак, народные темпераменты смешаны влиянием ауры народа.

Таким образом, по всей Земле деятельны народные Духи. Но они идут и их собственными путями, потому что для их собственных целей их деятельность в темпераментах не является существенной. Они ее выполняют лишь потому, что силы в мире находятся во взаимодействии друг с другом и прежде всего, потому что они признают эту их деятельность за необходимость, за то, чем является их миссия. Наряду с этим в соображение входят и собственные заботы их Я. Они состоят в том, что они сами продвигаются в их развитии, что они сами странствуют по Земле и воплощаются в ту или иную земную область. Это их собственные заботы. Другое, то, что они делают в темпераментах людей, это их побочное занятие, это их "профессия". Конечно, благодаря этой их работе, опять-таки, и человек продвигается вперед; в этом сказывается ее обратное действие на нем. Отсюда и человеческая работа в ее обратном действии влияет на Духа народа.

Значение, которое отдельные люди имеют для Духа народа, мы еще увидим. Это важно. Существенное же заключается в том, что мы можем проследить воплощение такого народного Духа в мире, затем опять его период жизни в духовном мире, опять его дальнейшее воплощение в другом месте и т. д. Рассматривая эти явления, мы имеем перед собой всегда лишь личные задания самого Я такого существа. Теперь - чтобы хорошо, конкретно представить себе это - подумайте о человеческом эфирном теле в лоне эфирного тела народа; подумайте затем о взаимодействующем влиянии этих эфирных сил - народного и человеческого, - и, далее, подумайте о том, что эфирное тело народа отражается в народном темпераменте, отражается в смеси темпераментов отдельных людей, - тогда вы подойдете к тайне выступления нам навстречу из лона народа во всей своей своеобразности самого Духа этого народа. Теперь - после сказанного - мы, в сущности, исчерпали важнейшую работу Архангелов или Духов народов. Но мы еще очень не скоро смогли бы исчерпать всю своеобразность какого-нибудь народа, оставаясь только при рассмотрении рода характера, которым обладает человек в лоне этого народа и который связан с заданием архангельских существ, этих подлинных Духов народностей.

Любому народу, как вы это легко можете догадаться, свойственно еще и многое другое. Откуда же происходит это? - Если бы Архангел, ведущий Дух народа, не встречался с другими существами и не работал бы сообща с ними на той же основе и почве над эфирным телом человека, то многое из свойств этого народа вообще не смогло бы возникнуть. Человек есть арена встречи Архангелов с другими существами, которые действуют сообща с Архангелами и, так сказать, сообща с ними работают. Из этой общей работы возникает еще нечто совсем иное. Изучая народы, ясновидческое сознание - помимо уже охарактеризованных архангельских существ - встречает еще, как это ни странно, таинственных существ, которые в некотором отношении родственны Архангелам, но которые в другом отношении, опять-таки, совершенно отличны от них, и прежде всего тем, что они в состоянии применять гораздо большие силы, чем сами Духи народов. В этом проникании в темпераменты деятельность народного Духа сказывается исключительно тонко и интимно на отдельную человеческую душу; в гораздо более сильной степени сказывается здесь деятельность этих других существ. К этим наблюдаемым ясновидческим сознанием существам из нашего общего знания иерархий мы должны теперь найти подход и, так сказать, их имена.

Представьте себе иерархии Духов в следующем порядке:
1. Люди,
2. Ангелы,
3. Архангелы,
4. Начала или Духи Личности,
5. Власти или Духи Формы.

Далее за ними мы подошли бы к другим, но сегодня мы их еще не примем во внимание. Если вы вспомните теперь то, о чем мы говорили вчера - и что вы найдете подробно изложенным в моих статьях "Из хроники Акаши" и в моем "Тайноведении", - то вы сможете сказать себе: из этих существ Архангелы являются теми, которые в период древнего солнечного развития прошли их ступень человечества. Те существа, которых мы называем Духами Формы или Властями, которые теперь двумя ступенями выше Архангелов, в то время были на ступени Архангелов; они были Архангелами, такими существами, как охарактеризованные сегодня Духи народов. Это было тогда нормальной ступенью их развития. Но в развитии заложена своеобразная тайна; это - закон отставания некоторых существ, закон, который приводит к тому, что на каждой ступени некоторые существа отстают, а затем, на следующей ступени не достигают нормальной высоты, сохраняя, таким образом, характер, который был им присущ раньше. В течение эволюции человечества всегда происходило такое отставание существ.

Среди таких отставших находятся и эти Духи Формы, эти Власти, и они отстали очень своеобразным образом, а именно так, что в отношении определенными свойств они хотя и являются Духами Формы, Властями, благодаря чему они в состоянии делать то, что могут делать теперь только Духи Формы, ссудившие человека на его земной ступени его личным Я, но, тем не менее, они не в состоянии делать это в совершенстве, потому что они не обладают всеми необходимыми для этого свойствами. Их отсталость состоит в том, что свою ступень архангельства они прошли не на Солнце, а проходят ее в теперешнем земном становлении, являясь этим самым существами, которые стоят на ступени Духов народов, но которые обладают совсем иными свойствами. В то время как народные Духи, находясь двумя ступенями выше человека, все же еще родственны ему и могут интимно действовать на его жизнь, Власти или Духи Формы стоят четырьмя ступенями выше его. Отсюда их огромнейшая мощь, неспособная на такое интимное влияние на человечество; их влияние гораздо сильнее, но поле их деятельности не может быть никаким иным, кроме того, где деятельны нормальные Духи народов, Архангелы.

В этом и состоит трудность, что в высших мирах сначала надо учиться различать. Очень заблуждаются те, которые думают, что обладание несколькими понятиями достаточно для ориентации в этих высших мирах. Проникнув в высшие миры, человек поверхностных понятий тоже встретит Архангелов. Но надо еще различить, являются ли они существами, которые нормальным образом достигли ступени архангельства теперь или такими, которые должны были находиться на этой ступени в период солнечного состояния Земли. Таким образом, в одной и той же области вместе с Духами народностей, т. е. Архангелами, деятельны и другие существа, состоящие, так сказать, в ранге Архангелов, но одаренные совсем другими, более сильными способностями, которые свойственны остальным Духам Формы и которые благодаря этому могут глубоко проникать в человеческую природу. Ибо что сделали из человека эти Духи Формы в течение земного бытия? Подумайте только, что человек не был бы в состоянии сказать себе "Я", если бы Духи Формы не сформировали бы его мозг таким, каким он владеет им в современности. Итак, влияние этих существ идет вплоть до физического образования, хотя они и находятся всего лишь на ступени Архангелов. Они вступают в своего рода состязание с Духами народов, причем в поле деятельности самих этих Духов народов.

Они сталкиваются с ними и благодаря этому первое, возникновению чего эти Духи главным образом способствуют, это речь; речь не могла бы возникнуть без всего строения и формы человеческого тела. В строении человека нам явлена деятельность этих других народных Духов, которые связаны с силами природы и с человеком. Итак, возникновение речи мы не можем приписывать тем же существам, которые, находясь двумя ступенями выше человека, интимным образом влияют на темперамент народа, придавая этому народу соответствующий характер. Существа, дарующие речь, владеют большей силой; они, в сущности, власти; они влияют на Землю, потому что они остались на Земле, в то время как их другие собратья в "Я" деятельны с Солнца в мировое пространство. До появления Христа Иисуса люди почитали существо Ягве или Иеговы затем они почитали действующее из мирового пространства существо Христа. В отношении Духов речи мы должны сказать, что в речи человек любит как раз то, что осталось с Землей.

Мы должны привыкнуть совсем иначе смотреть на веши; человеку привычно ко всей вселенной применять свои собственные понятия. Он, конечно, будет очень не прав, если отставание в развитии этих высоких существ он будет рассматривать приблизительно как отставание школьницы, остающейся в классе на второй год. Они отстают не потому, что они " плохо учились", а по причинам великой, господствующей в мире мудрости. Если бы определенные существа не отказались от их дальнейшего нормального развития, если бы они не стали проходить свое дальнейшее развитие на Земле, если бы они пошли вперед с Солнцем, то на Земле не смогло бы возникнуть то, что мы называем речью. В определенном отношении уже потому прав человек в своей искренней любви к речи, к своему языку, что, так сказать, из сил любви с ним остались высокие существа, которые отказались от определенного личного продвижения, чтобы человек смог развиваться так, как это соответствует мудрости.


См. также:
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... Предисловие к циклу и 1-я часть 1-й лекции
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 1-я лекция, часть 2

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy

Tags: Штайнер, эзотерика
Subscribe

Posts from This Journal “Штайнер” Tag

promo philologist november 15, 07:57 5
Buy for 100 tokens
С разрешения издательства публикую фрагмент из книги: Ирина Зорина. Распеленать память. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2020. — 560 с., ил. ISBN 978-5-89059-395-5 Купить книгу: https://limbakh.ru/index.php?id=8062 Аннотация: Книга Ирины Николаевны Зориной — из разряда подлинных…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment