Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Category:

Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 2-я лекция, часть 2

Миссия единичных народных душ в связи с мифологией германского севера

Христиания, 8 июня 1910 г.

И как предвосхищение развития нам следует рассматривать как своего рода жертву, точно так же и отставание на прежних его этапах нам тоже следует рассматривать как своего рода жертву; и мы совершенно ясно должны понять, что не будь принесены эти жертвы, людям бы никогда не достичь определенных способностей. Таким образом, мы видим, что в эфирном теле человека и в эфирном теле соответствующего народного Духа происходит взаимообмен работ двух родов существ: нормально развитых Архангелов и остановившихся на ступени Архангелов Духов Формы, которые отказались от их собственного развития, чтобы приобщить людей вовремя их земного бытия к языку народа. Они должны были развить силу так преобразовать гортань и все органы, связанные с речью, чтобы физическая манифестация этих органов стала бы именно речью.



Таким образом, то, что мы встречаем как народную душевность, как народный темперамент в союзе с языком, мы должны рассматривать как результат такого сотрудничества. То, что человек в состоянии высказаться, в состоянии подать весть, свойственную его народу, дать прозвучать ей в воздухе, - это способность, развитие которой лишь потому смогли вызвать связанные с народными Духами, Духи Формы, что с их мощными силами они сами остались на ступени народных Духов. Так в области деятельности народных Духов находит место такое сотрудничество. Аналогичное сотрудничество находит место и в другой области. Вчера я привел в пример деятельность еще и других сил: начал или Духов Личности, представляющих собой в земном бытии то, что обозначается Духом Времени. Они действуют таким образом, что силами своего собственного Я, силами своей душевной организации они врабатываются в физическое тело, приводят в движение силы физического тела.

Это надо понимать так, что если в определенный момент времени совершается нечто как результат Духа Времени, например, происходит какое-нибудь открытие, идущее из импульса Духа Времени и благодаря которому человечество продвигается вперед в своем развитии, - то в нашем земном бытии это соответствует определенной работе при помощи физических сил. Вы можете это очень легко проследить: достаточно лишь задуматься над этим, чтобы понять, насколько действительно необходимы физические предпосылки, чтобы то или иное могло возникнуть из импульса Духа Времени. Можете ли вы представить себе деятельность Кеплера или Коперника, или Перикла при иных предпосылках и в ином времени? Индивидуальности вырастают из вполне определенных условий времени, из тех условий, которые благодаря физической работе в определенный момент времени оформляются и организуются высшими существами. Это действительно физические условия, но, конечно, физические условия, которые следует представить себе не в компактности материи, а как определенные соотношения в физическом целом всей нашей Земли.

Иногда очень мощно выступают такие сопоставления, причем, когда Дух Времени тем или иным образом проводит свою идею, то для этого должна наступить иногда совершенно определенная физическая констелляция. Подумайте только о том, что однажды, играя в шлифовальной мастерской, дети таким образом сложили определенно отшлифованные стекла, что удалось заметить их оптическое действие; так что изобретателю подзорной трубы осталось только реализовать это наблюдение закона сопоставления стекол. Это исторический факт. Но подумайте только какие физические условия были для этого необходимы! Ведь линзы должны быть сначала изобретены, отшлифованы и соответствующе сложены. Вы, конечно, можете применить здесь слово " случай", но этим самым вы должны будете отказаться от постижения закономерности в подобных свершениях. Сочетание таких физических условий подведомственно Архаям, Первосилам. То, что при определенном сочетании условий совершается на каком-то участке Земли или что вообще многообразно проявляется в Духе Времени, - это отражение их работы. Подумайте далее, сколько бы физических явлений не совершилось в последнее время, если бы в ваших физических телах не происходила эта работа Архаев. Деятельность в этом направлении есть действительно их работа.

Если эти Архаи, направляя Дух Времени, деятельны таким образом, то, опять-таки, мы можем спросить себя: каким образом "интуитируют" эти Духи Времени развитие человечества? - Они "интуитируют" таким образом его, что происходящее в физическом побуждает человека к тому или иному как бы случайно. Это непросто легенды, хотя иногда и это случается. Я напомню лишь о лампаде в соборе Пизы, когда по ее равномерному качанию в храме Галилей открыл закон маятника, и как затем Кеплер и Ньютон были наведены на путь их открытий. можно было бы привести сотни и тысячи случаев сочетания физического свершения с мышлением человека, откуда можно было бы усмотреть это "интуитирование" Архаями или Первосилами того, что как идеи, как такие идеи времени вступает в мир, что затем влияет на людей в их развитии, что регулирует и закономерно исполняет собой их движение вперед. Но и в этой области происходит совместная деятельность существ, которые в течение нашего земного бытия нормальным образом стали Духами Личности, с другими, которые, благодаря тому, что они отстали на Луне, не являются теперь Духами Формы или Властями, каковыми они должны были бы быть на Земле, но которые и теперь деятельны лишь как Духи Личности.

Итак, это существа, которые обрекли себя на отставание не в солнечном, а лишь в лунном периоде; это Духи Личности, но нес теми способностями, которые они должны были бы иметь нормально; это значит, что они "интуитируют" не так, как это делают Духи Личности нормального развития, а как отставшие Духи Формы. Их влияние на человека не имеет того интимного внешнего характера, при котором он сам может находить мотивы для наблюдения физических явлений, но они действуют в его внутреннем существе, действуют в его мозгу, давая определенное направление мышления. Отсюда в различных эпохах это внутреннее побуждение в мышлении человека таково, что каждый отдельный период времени носит определенный характер мышления. Это связано с тонкими контурами мышления, со своего рода внутренними констелляциями. Здесь работают во внутреннем существе человека эти отставшие Духи Формы, обладающие характером Духов Личности, и создают тот или иной образ мыслей, создают совершенно определенную форму понятий.

Это и есть причина того, что от эпохи к эпохе люди не только ведомы в смысле интуитирующих духов Личности, когда они, люди, сами находят мотивы для своих действий, но что они еще и понуждаемы своего рода внутренней силой, физически сказывающейся на мышлении, подобно тому как другое отставание Духов Формы сказывается на речи. Так выражается образ мышления как манифестация Духов Формы, выступающих в наше время как Духи Личности. Итак, это не интимная работа Духов Личности, оставляющих человеку его волю делать то, что он хочет, а захватывающая его стремительная мощь. Поэтому среди людей Духа Времени вы всегда сможете встретить два типа. В тех, которые находятся под влиянием истинных, т. е. стоящих на нормальной ступени развития Духов Времени вы увидите, так сказать, верных представителей своего времени. Мы можем их рассматривать как таких людей, которые должны были прийти, а их деятельность как такую, которая никак не могла бы совершиться по-другому. Но существуют и другие люди, в которы хдеятельны те Духи Личности, которые, собственно, являются Духами Формы. Это те другие Духи, которых мы отметили как Духов мышления и которые их теперешнюю ступень развития усвоили в период лунного цикла.

Итак, человек является ареной, на которой одновременно разыгрывается эта общая деятельность. Эта совместная деятельность сказывается во взаимодействии речи и мышления, которое основывается на том, что совместная работа происходит не только между духами, стоящими на одной и той же ступени развития, но и между нормальными, регулирующими народную душевность, народный темперамент Архангелами - с только что охарактеризованными духами, т. е. с Духами Формы отставшими на ступени архангельства, и, с другой стороны, Духами Формы, отставшими на ступени Духов Личности. Эта двойственность проступает в природе и существе человека. Исключительно интересно изучение этих соотношений, когда при помощи оккультного знания, оккультного восприятия переходишь от народа к народу. Тогда видишь деятельность нормальных Духов народов, видишь, как они получают свои директивы от Духов Времени видишь также совместную деятельность во внутреннем существе человека этих Духов народов с Духами речи и духами мышления и влияние последних на мысли людей.

Здесь, во внутреннем существе человека Архангелы нормального развития встречаются не только с несвоевременными Архангелами, но и с несвоевременными Духами Личности, направляющими изнутри мыслительную деятельность определенного периода времени. И здесь в предельной степени интересно (я предупреждал: будут затронуты вопросы, которые вы должны встретить со спиритуальным пониманием; вопросы, которые неизбежно должны быть облачены в слова обычной речи, т. к. в жизни еще не существует такого языка, который все мог бы выразить достоверно и понятно; приходится все выражать в словах, придающих сущности вопроса несколько образный характер, но что, тем не менее, соответствует очень значительному явлению в развитии человечества), здесь в предельной степени интересно и важно знать - важно для того, чтобы проследить развитие человечеств нового времени, - что некогда между одним из ведущих Духов народов, т. е. Архангелом нормального развития, и духом, который был деятелен как дух сил мышления во внутреннем существе человека, т. е. несвоевременным Духом Личности, прямо-таки был заключен договор; и на определенной исторической эпохе мы видим серьезный, значительный результат этого договора, чтобы этот договор смог достичь особого совершенства, была налажена гармоническая связь с соответствующим несвоевременным Архангелом, который в ту эпоху был ведущим Духом речи.

Таким образом, в развитии человечества существует период времени, в котором как бы созвучна деятельность нормального и несвоевременного архангельства, и когда, кроме того в эту деятельность вступает тот характер мышления, который вызывается в существе человека силой несвоевременного - Духа Личности. Этот договор трех партий находит свое отражение в определенном народе. Это индийский народ; народ, который в первое послеатлантическое время вел послеантлантическую культуру. Во время этой индийской культуры наступила такая констелляция, при которой сотрудничество этих трех существ было наиболее гармоничным. Результатом этого является все то, что мы можем обозначить исторической ролью этого индийского народа. То, что было заключено в этом договоре, захватывает своей деятельностью везде и те времена, о которых уже существует исторические предания. И это причина той мощи, с которой влиял древний святой язык индусов и имел столь же мощные культурные последствия, и почему мощь его влияния могла сказываться и на дальнейших временах.

Эту мощь ему дали Архангелы отсталого развития, действовавшие в языке. Эта мощь санскритского языка покоится на договоре, о котором я сейчас рассказал. На нем же покоится и своеобразная индийская философия, которая как философия, как мышление, творящее из внутреннего существа человека, еще не превзойдена никаким другим народом в мире; на этом покоится внутренняя замкнутость мышления индийской культуры. Во всех ее областях мы наблюдаем другие соотношения. В них всех проявилось тогда то, что сейчас было характеризовано. Поэтому так чарующе следовать путями этого мышления, которое - давно, когда индийский народ существовал еще как первый культурный цвет послеатлантического времени, - тем получило свою особую конфигурацию, что оно произошло не из перевеса сил нормального Архангела над силами несвоевременного, а есть нечто, что гармонически сочетается с собственной замкнутостью, потому что действительно каждая мысль вбирается народным темпераментом и вплоть до частностей с любовью развивается дальше. И так влиял язык далее, влиял по той причине, что тогда не возникло борьбы, которая в ином случае возникла бы повсюду, а произошло сочетание работы Архангелов - нормального и несвоевременного; так ярко в данном случае можно сказать, что язык, излитый из чистейшего темперамента, сам является продуктом темперамента. В этом тайна этого первого народа послеатлантической культуры.

Это и есть то, что необходимо принимать в соображение и у всех других народов, именно, что в них происходит своеобразная содеятельность этих трех сил (нормального Духа народа или Архангела, Архангела отсталого развития и деятельных изнутри наружу сил отсталого Духа Времени) и того, что интимно передает народу истинный Дух Времени. На этом интимном восприятии внутренних сил покоится истинное познавание всякого народа, - когда взвешиваешь доли, которые каждый фактор вносит в становление этого народа. Собственно, поэтому и стало так трудно людям, игнорирующим оккультную сторону развития человечества, определить слово " народ". Попытайтесь взять отдельные книги, в которых где-нибудь в мире определяется понятие "народ", и вы увидите сколько существует этих определений и насколько они друг от друга отклоняются. Они и должны отклоняться, потому что один чувствует больше то, что идет с одной стороны - от Архангелов нормального развития, - другой чувствует больше то, что идет от Архангелов отсталого развития, а третий, опять-таки, то, что идет от единичных индивидуальностей народа. Каждый чувствует несколько иначе и соответственно формулирует свои определения.

В этом-то и суть дела, что эти определения не обязательно всегда ошибочны, - это нам ясно из духовной науки; но только они всегда погружены в майю, в иллюзию. То, что поданному вопросу говорит человек, показывает, насколько он рассматривает лишь майю и не принимает во внимание деятельность различных сил. Отсюда само собой разумеется, что искомое понятие всегда будет иное, если с духовнонаучной точки зрения рассматривать такой народ как швейцарский, который, живя на одной почве, говорит на трех языках, или, напротив, такие народы, которые говорят на одном языке.

Почему деятельность народов развивается больше из сил Духа Личности, т. е. почему именно бытие народов зависит от сочетания деятельности отдельных лиц, об этом мы еще будем говорить. Народы, которые своим бытием обязаны главным образом Духу Личности отсталого развития, - мы их также найдем на Земле. Эти Духи Личности в их деятельности не приводят к дальнейшему развитию. Нам достаточно лишь уяснить себе характер северо-американского народа, и здесь перед вами народ, который пока что покоится на этом принципе. Таким образом, вы увидите, что мы только тогда поймем мировую историю, - поскольку она является историей народов, - когда мы проследим в ней в следующих один за другим народах как Архангелов, таки Духов Личности; проследим и тех, и других в их рангах и взаимодеятельности, в их нормальном и отсталом развитии.


См. также:
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... Предисловие к циклу и 1-я часть 1-й лекции
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 1-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 2-я лекция, часть 1

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy

Tags: Штайнер, эзотерика
Subscribe

Posts from This Journal “Штайнер” Tag

promo philologist февраль 4, 12:06 Leave a comment
Buy for 100 tokens
Сервантес Сааведра М. де. Назидательные новеллы: в 2 кн. / Издание подготовили С.И. Пискунова, М.Б. Смирнова, Т.И. Пигарёва. - Москва: Ладомир, Наука, 2020. - 548 +396 с. - (Серия: "Литературные памятники"). «Назидательные новеллы» являются уже третьей книгой (после…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments