Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Categories:

Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 3-я лекция, часть 1

Миссия единичных народных душ в связи с мифологией германского севера

Христиания, 9 июня 1910 г.

Факты, которые мы рассмотрим в пределах этого цикла лекций, легко проникнут в душу каждого, потому что они встретят его непосредственный и интенсивный интерес. Но для большей полноты и ясности наших рассмотрений нам придется несколько углубиться в более трудную область, чем сама по себе основная тема наших лекций, которая без этого необходимого отступления не будет достаточно понятной. Например, мы будем сегодня принуждены коснуться внутренней природы тех существ, о которых мы говорили в обеих предшествовавших лекциях: внутренней природы нормальных Духов народов. То, что необходимо было сказать для их внешней характеристики, это мы уже сказали; именно, что они существа, стоящие двумя ступенями выше человека, существа, работающие над преобразованием своего эфирного тела, т. е., что они как раз теперь заняты этой переработкой своего эфирного тела в Жизнедух или Будхи. Человек вплетен в эту работу. Поскольку развитие этих существ продвигается таким образом, что и человек им захвачен, - отражение такого народного Духа сказывается на его индивидуальности в виде народного характера отдельного человеческого индивидуума.



Теперь подойдем к внутреннему существу такой народной души. Если мы хотим разобраться во внутреннем существе современного человека, то нам необходимо представить его себе в его трехчленности, состоящей из: души ощущающей - своего рода низший член человеческого существа, души рассудочной или характера - средний член и души сознательной - высший член внутреннего существа человека, в котором он уже действительно осознает свое Я. Собственно, лишь в душе сознательной налично то, что называется самосознанием человека. Несмотря на это, Я человека деятельно во всех этих трех областях своей внутренней жизни: как в душе ощущающей, так и в душе рассудочной или характера и так и в душе сознательной.

В душе ощущающей деятельность этого Я такова, что человек лишь едва чает это свое Я. В этом отношении в душе ощущающей человек предан всем страстям и склонностям. В ней его Я находится в тупом, приглушенном брожении. Лишь в душе рассудочной или характера оно пробивается к некоторой ясности, достигая полноты этой ясности уже в душе сознательной. Исследуя в отдельности каждый из этих трех членов внутренней человеческой природы, мы должны в них увидеть три разновидности, части в пределах астрального тела. При этом, конечно, действительностью остается и то, что эти три разновидности, эти три члена астрального тела подготовительно преобразовывают и само астральное тело, тело эфирное и физическое тело. Но эти преобразования все же не являются тем, что мы находим как внутреннюю природу человека, как душевное в собственном смысле слова. Душевное начало, внутренняя природа человека - это эти три разновидности астрального тела. Три разновидности нуждаются в определенных органах действия, и они предстают в таком виде, что душа ощущающая имеет своего рода орган действия в астральном теле, душа рассудочная или характера - в теле эфирном, а душа сознательная - в теле физическом. В таком, значит, виде мы можем отличить внутреннюю природу человека оттого, что является природой его оболочек. Итак, внутренняя природа человека состоит из трех разновидностей астрального тела.

Как внутренняя природа человека, над которой работает и в которой выражается Я, предстает в этих разновидностях астрального тела, так то, что мы можем сравнить с этой внутренней природой человека, а именно, внутренняя природа тех духовных существ, которых мы обозначаем как народных Духов, представляет собой три члена, три разновидности в эфирном теле. Подобно тому как в человеке мы различаем душу ощущающую, душу рассудочную, душу сознательною, так и у Архангелов, у народных Духов нормального развития, мы должны различать три разновидности в эфирном теле. Но т. к. эти три разновидности находятся не в астральном, а в эфирном теле, то поэтому они совсем другие, они существенно отличаются от трех разновидностей душевной жизни человека.



Отсюда и форму сознания, всю душевную жизнь этих народных Духов вы должны представить себе иной, чем духовная жизнь человека. Здесь от внешней характеристики этих народных Духов мы теперь проникаем во внутреннюю природу их душ. Это будет не совсем просто, но мы должны попытаться перешагнуть этот Рубикон. Для этого нам надо будет взять исходной точкой какое-нибудь не очень трудное понятие, но понятие, которое как-то родственно внутренней жизни этих народных Духов, подобного очень не много в нормальной жизни человека; напротив: в его собственном сознании исключительно слабо проявляется то, что живет в сознании народных Духов. Но вы все же сможете создать себе об этом представление, если вы терпеливо проследите вместе со мной следующий пример.

Вы все учили в школе, что сумма трех углов треугольника равна 180, и вы знаете, что никакой внешний опыт не смог бы вас этому научить. Возьмите железные, возьмите деревянные треугольники... внешний опыт измерения угломером трех углов никогда вас не научит, что эти три угла представляют собой180. Но вы сейчас же постигнете это, прибегнув к внутреннему опыту, причем безразлично, возьмете ли вы на помощь чертеж или только представление. Вы это должны узнать силой вашей собственной души. Для этого вам необходимо проделать следующее(приводимый чертеж делается обыкновенно лишь для внешнего представления идеи)



В этой фигуре перед вами точное доказательство того, что три угла треугольника составляют вместе 180. Если вы как следует представите себе эту фигуру, то она во всяком случае убедит вас в этом. Эту фигуру вы можете воспроизвести мысленно, не прибегая ко внешнему чертежу. В таком случае, из сил вашего внутреннего существа вы производите чисто мыслительную операцию; вы не нуждаетесь ни в чем внешнем. На мгновение вы можете себе представить, что совершенно не существует того, что называется миром ощущений и того, что проникает в человека через внешние органы восприятий. Итак, выключите себя совершенно из внешнего мира, удержав мыслительно лишь пространство; тогда в этом пространстве все треугольники будут показывать в сумме их углов 180. В геометрическо-математическом познавании нет необходимости чувственного восприятия внешнего предмета; оно нуждается лишь во внутреннем переживании, в том, что протекает в самом сознании.



Я должен был взять этот пример как более простой и более практический, знакомый людям еще со школьной скамьи. Я мог бы привести вам также как пример "Логику" Гегеля, в которой мы нашли бы ряд таких понятий внутреннего порядка, но там мы встретили бы много незнакомого, потому что его "Логика" незнакома широким кругам. - Итак, вы видите, что человек может прийти к познанию помимо внешних побуждений, путем только внутренней деятельности. Представив себе то, что внешне достижимо в мире только в математически-конструктивном порядке, - вы поняли одну сторону проявления сознания Архангелов. Мир, каким он открывается человеку во внешних цветах и звуках, они совершенно не воспринимают; подобные ощущения им совершенно незнакомы; у них нет возможности получать восприятия и путем осязания. Подобных переживаний Архангел никогда не имеет. Но он обладает другим переживанием, которое можно было бы выразить в словах: "мне что-то доставляется из мира, который сейчас меня инспирирует; этот мир прошел через мое сознание, он исполняет собой мое сознание".

Но Архангелы не являются существами с только математическим представлением; скорее сам человек настолько несовершенен, что деятельность Архангелов он в состоянии представить себе лишь в таких абстракциях, какими являются математические истины. Последние представляют собой то, что свойственно как людям, так и этим Духам народов. Отсюда вы можете заключить, что внешний физический мир, существующий для человека благодаря его органам восприятий, совершенно непричастен Архангелам; т. е. значит, тот облик, в котором этот физический мир дает о себе знать человеку благодаря его физическим органам восприятий, для Архангелов не существует. Итак, выключите из вашей картины мира все, что связано с ней только как физическое ощущение, отстраните все, что вы восприняли внешним образом, - тогда из вашей картины мира вы изъяли как раз то, что непричастно Архангелам. Итак, спросим себя: что же может дать Архангелам человеческое сознание? Что существует в нем для них?



Все, что вы переживаете в душе ощущений, все, что вы переживаете как обычную радость, как обычную печаль, вызванные внешним миром, все, что является цветом, звуком, вообще чувственные восприятия внешнего мира, - все это непричастно этим существам. Итак, выключите все содержание души ощущающей и скажите себе: то, что существует как картина мира благодаря наличию в человеке души ощущающей, все это не имеет значения для Архангелов, они не деятельны в этой области. Даже часть души рассудочной, поскольку она отвечает реакцией на внешние ощущения, не представляет для них значения. То, что вызывается внешними причинами, что человек прорабатывает своим рассудком и переживает своей душевностью – это тоже не для них.

Но в душу рассудочную человека все же поступают определенные переживания, которые человек, так сказать, переживает в общей плоскости с Архангелами. Мы можем точно установить, что такие переживания вступают в душу рассудочную или саму-душевность, когда мы видим, как, например, в нашей жизни к нам подходит то, что мы называем нашими моральными идеалами. Не существовало бы никаких моральных идеалов, если бы мы были ограничены в нашем переживании и мышлении только теми ощущениями, теми радостямии печалями, которые, как результат чувственных восприятий, подходят к нам из внешнего мира. В этом случае мы хоть и переживали бы радость при взгляде на полевые цветы или от своеобразия красоты ландшафта, но в нашем внутреннем мы не были бы в состоянии воспламениться для идеала, который засветился бы нам не из внешнего мира и который мы смогли бы занести в свои душу и гореть для него. Но мы должны не только гореть и переживать в душе ощущающей, а мы должны об этом и думать. Человек, который только ощущает, который не думает, он, правда, может стать мечтателем, но он никогда не станет практическим человеком.



Идеалы мы должны принимать в душу ощущающую не извне, а давать им притекать из духовного мира и перерабатывать их в душе рассудочной или характера. Идеалы искусств, архитектуры и т. д. – живут в душе рассудочной или характера и в душе сознательной, Они связаны с не воспринимаемым извне, но что, тем не менее, все же проникает собой и зажигает человека, становясь частью его жизни. Оглянитесь на жизнь народов от одной эпохи к другой, как она протекала, как все вновь подымались в ней представления и новые мировые тайны. Откуда бы взяли греки их представления о Зевсе и Афине, если бы они оставались только при внешних восприятиях! Что содержится в народах как мудрость мифологии, религии и науки, это оживало из внутреннего существа этих народов, Таким образом, половина нашего знания, половинка нашей души рассудочном или характера и нашей души сознательной обогащаются изнутри, и именно постольку, поскольку человек живет в охарактеризованной внутренней деятельности. До этой области внутренней человеческой природы могут проникнуть Архангелы, ив этой области протекает и их собственная жизнь. Итак, вы должны выключить из внутренней жизни то, что вбирается душой ощущающей извне и прорабатывается душой рассудочной или характера.

Идя дальше, мы подходим теперь к нашему Я. Для нас Я есть наивысший член нашего существа. Вносимое с этой стороны в моральное сознание, это идеалы, это моральные, эстетические, мыслительные идеи. Так как перед человеком закрыта его внутренняя природа, но благодаря его физическим органам восприятий ему открыт внешний мир, то он может сказать: "я воспринимаю цвета, звуки, холод и тепло"; но он сознает, что за этими восприятиями цвета, звука, тепла и холода находится нечто другое и сущностное. Это существа животного, растительного и минерального царства. Поэтому человек может мыслить мир продолженным дальше. Но еще дальше этого обычному человеку вид закрыт. Не будь это так, не было бы места никакому материализму. Если бы человеку открывался вид на область, лежащую над душой рассудочной. и душой сознательной, то было бы также бессмысленно сомневаться в духовном мире, как бессмысленно в наши дни сомневаться в существовании животного, растительного и минерального мира.



Итак, Я человека, высший член его существа, заключает в себе души ощущающую, рассудочную и сознательную. Душевная же жизнь Архангела начинается его переживанием в своей душе рассудочной илихарактера, затем подымается в Я, которое распространяется в мир высших царств, в царство духовных свершений, в котором он живет подобно тому, как человек живет в царстве животных, растений и минералов. Так что мы можем сказать: хотя мы и должны понять, что такое архангельское существо может нести в своей душевной жизни то, что мы называем человеческим Я, однако мы не можем сказать, что это Я Архангела одного рода с Я человека. Итак, Я Архангела не одинаково с Я человека. Я Архангела находится двумя ступенями выше и, таким образом, коренится в высшем мире. Как человек благодаря своим органам чувств видит цвета, слышит звуки, так смотрит Архангел вниз, в мир, который заключает в себе как объективную истину Я, - только вокруг этого Я группируется еще та часть астрального, которую мы, люди, знаем в себе как душу рассудочную или характера.

Представьте себе этих существ, смотрящих в мир, но не воспринимающих минерального, растительного и животного начала. Представьте себе, что зато этот взор, который есть духовный взор, охватывает их картину мира, в которой они воспринимают определенные средоточия. Эти средоточия - это человеческие Я, вокруг которых опять-таки группируется нечто, выглядящее как своего рода аура. - Вот картина того, каким образом смотрит архангельское существо на индивидуальностей народа, принадлежащих ему – этому Архангелу - и представляющих народ. Его мир состоит из астрального поля восприятия, в котором заключаются определенные центры. Эти центры, эти средоточия являются отдельными людьми, отдельными человеческими Я. И как цвета, звуки, тепло и холод находятся в поле наших восприятий, являясь для нас значительным миром, так для архангельских существ, для народных Духов полем их восприятия являемся мы сами с частью нашей внутренней жизни; и как мы идем во внешний мир и обрабатываем его, создаем инструменты, так являемся мы сами теми объектами - поскольку мы принадлежим тому или иному Духу народа, - которые представляют собой поле деятельности Архангелов или Духов народов.



Итак, как ни удивительно это звучит, мы заглянули в высшую теорию познавания Архангелов. Она совсем иная, чем теория познания людей, потому что уже само данное в ней для Архангелов совсем иное. Данное для людей – это то, что распространено в пространстве, что воспринимается нами как цвет, звук, тепло, холод, твердость, мягкость. Данное для Архангелов - это то, что внутренно проступает в человеческом сознании. Для них это сумма центров, средоточий, которые окутаны целой пряжей внутренних переживаний людей, поскольку эти переживания разыгрываются в душе рассудочной или характера; но в соответствующем случае деятельность их более высокая. Каким образом обосабливается мировая картина Архангела или Духа народа? - Картина мира человека обосабливается тем, что взявши, например, какой-нибудь предмет в руку, он его ощущает теплым или холодным. Архангел переживает нечто похожее, соприкасаясь с индивидуальностями людей.

Так, он встречает людей, которые преимущественно исполнены внутренней активностью, обладающих более богатым душевным содержанием, - они производят на него более интенсивное впечатление. Других он находит вялыми, летаргическими, с бледным душевным содержанием; это существа в поле восприятия Архангела, подобные теплу и холоду в картине мира человеческой души. Так обосабливается картина мира Архангела, и сообразно с ней он может пользоваться отдельными людьми, может работать для них, осуществляя то, что идет из его индивидуальности для развития народа.


См. также:
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... Предисловие к циклу и 1-я часть 1-й лекции
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 1-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 2-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 2-я лекция, часть 2

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy

Tags: Штайнер, эзотерика
Subscribe

Posts from This Journal “Штайнер” Tag

Buy for 100 tokens
Сервантес Сааведра М. де. Назидательные новеллы: в 2 кн. / Издание подготовили С.И. Пискунова, М.Б. Смирнова, Т.И. Пигарёва. - Москва: Ладомир, Наука, 2020. - 548 +396 с. - (Серия: "Литературные памятники"). «Назидательные новеллы» являются уже третьей книгой (после…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments