
Эскиз композиции "Долой безграмотность". 1920
Своим главным живописным предметом Чекрыгин выбирает «образ во всей своей ясности очищенной плоти», «дух человеческий», одновременно захваченный бытийной трагедией и способный побороть этот изначальный фатум, сняв противоречие внутреннего и внешнего, настоящего и прошлого. Далее, в своем философском трактате «Собор Воскрешающего музея» (1921) Чекрыгин уже прямо следует жизнестроительной эстетике Федорова, его представлению о предельном художественном задании как «восстановлении мира в то благолепие нетления, каким он был до падения». Последним состоянием искусства Чекрыгин, в свою очередь, называет «само небо, само движение земли, управляемое мыслью и чувством стройного хора всего человеческого рода».

Композиция на тему "Воскрешение мертвых", 1922
Своеобразным «предварительным действом» к этому акту стал у Чекрыгина замысел серии фресок «Воскрешение мертвых», которыми мог бы быть расписан Музей-Храм-Школа грядущей эпохи общего дела. В своей монографии «Василий Николаевич Чекрыгин» (издательство RA, 2005) искусствовед Елена Мурина пишет об этой работе: «С начала 1921 года до 3 июня 1922 года, дня своей смерти, Чекрыгин делает сотни рисунков и набросков, главным образом в технике прессованного угля. <…>. Черно-белые пятна и штрихи стремительно ложатся на бумагу, подчиняясь невесть откуда берущейся воле к «воскрешению» - к преодолению хаоса смерти. Главное – это свет, не имеющий конкретного источника, - субстанциональный, изначальный. Он «генерирует» из тьмы космической ночи – черного – белые фигуры <…>».

Композиция на тему "Воскрешение мертвых", 1922
На воскресном семинаре в Музее-библиотеке Н.Ф Федорова доклад о жизни и деятельности В.Н. Чекрыгина сделает доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник ИМЛИ РАН Анастасия Гачева. Вслед за этим, искусствовед, ведущий научный сотрудник отдела экспертизы ВХНРЦ им. И.Э.Грабаря Эмилия Бурцева, автор первой дипломной работы по творчеству художника, лично знавшая дочь Чекрыгина и его друзей-художников, поделится своими воспоминаниями.

Автопортрет, 1918

Смерть моего брата Захария. 1922

Композиция из серии "Голод в Поволжье". 1922

Композиция из серии "Расстрел". 1920
muzejfedorova@yandex.ru
8 (916) 436-72-12; 8 (905) 758-43-54.
www.facebook.com/muzejfedorova
Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy
- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
Journal information