Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Categories:

Семинар, посвященный художнику Василию Чекрыгину (1897-1922)

29 января, в воскресенье, в 14.00 в Музее-библиотеке Н.Ф. Федорова при Библиотеке №180 Москвы (ул. Профсоюзная, 92) начнется философский семинар, посвященный 120-летию со дня рождения выдающегося художника и теоретика искусства Василия Николаевича Чекрыгина (1897-1922), представителя так называемой альтернативной линии русского авангарда. В 15–17 лет Чекрыгин прошел через дружбу с футуристами и школу Ларионова, однако к концу 1910-х годов он вступает в резкую полемику с антитрадиционалистами – супрематистами и конструктивистами – и выдвигает собственную программу образо-творчества, опирающуюся на классические ценности изобразительного искусства и нашедшую в последние годы жизни мощный стимул в философском проекте Н.Ф. Федорова.


Эскиз композиции "Долой безграмотность". 1920

Своим главным живописным предметом Чекрыгин выбирает «образ во всей своей ясности очищенной плоти», «дух человеческий», одновременно захваченный бытийной трагедией и способный побороть этот изначальный фатум, сняв противоречие внутреннего и внешнего, настоящего и прошлого. Далее, в своем философском трактате «Собор Воскрешающего музея» (1921) Чекрыгин уже прямо следует жизнестроительной эстетике Федорова, его представлению о предельном художественном задании как «восстановлении мира в то благолепие нетления, каким он был до падения». Последним состоянием искусства Чекрыгин, в свою очередь, называет «само небо, само движение земли, управляемое мыслью и чувством стройного хора всего человеческого рода».


Композиция на тему "Воскрешение мертвых", 1922

Своеобразным «предварительным действом» к этому акту стал у Чекрыгина замысел серии фресок «Воскрешение мертвых», которыми мог бы быть расписан Музей-Храм-Школа грядущей эпохи общего дела. В своей монографии «Василий Николаевич Чекрыгин» (издательство RA, 2005) искусствовед Елена Мурина пишет об этой работе: «С начала 1921 года до 3 июня 1922 года, дня своей смерти, Чекрыгин делает сотни рисунков и набросков, главным образом в технике прессованного угля. <…>. Черно-белые пятна и штрихи стремительно ложатся на бумагу, подчиняясь невесть откуда берущейся воле к «воскрешению» - к преодолению хаоса смерти. Главное – это свет, не имеющий конкретного источника, - субстанциональный, изначальный. Он «генерирует» из тьмы космической ночи – черного – белые фигуры <…>».


Композиция на тему "Воскрешение мертвых", 1922

На воскресном семинаре в Музее-библиотеке Н.Ф Федорова доклад о жизни и деятельности В.Н. Чекрыгина сделает доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник ИМЛИ РАН Анастасия Гачева. Вслед за этим, искусствовед, ведущий научный сотрудник отдела экспертизы ВХНРЦ им. И.Э.Грабаря Эмилия Бурцева, автор первой дипломной работы по творчеству художника, лично знавшая дочь Чекрыгина и его друзей-художников, поделится своими воспоминаниями.


Автопортрет, 1918


Смерть моего брата Захария. 1922


Композиция из серии "Голод в Поволжье". 1922


Композиция из серии "Расстрел". 1920

muzejfedorova@yandex.ru
8 (916) 436-72-12; 8 (905) 758-43-54.
www.facebook.com/muzejfedorova

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy

Tags: Анастасия Гачева, авангард, библиотеки, искусство, семинары
Subscribe

Posts from This Journal “Анастасия Гачева” Tag

promo philologist ноябрь 15, 07:57 2
Buy for 100 tokens
С разрешения издательства публикую фрагмент из книги: Ирина Зорина. Распеленать память. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2020. — 560 с., ил. ISBN 978-5-89059-395-5 Купить книгу: https://limbakh.ru/index.php?id=8062 Аннотация: Книга Ирины Николаевны Зориной — из разряда подлинных…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments