Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Categories:

Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 3-я лекция, часть 2

Миссия единичных народных душ в связи с мифологией германского севера

Христиания, 9 июня 1910 г.

Еще и другим образом связана жизнь народа с жизнью ведущего его Архангела. Как человек проходит в жизни ее восходящий и ее нисходящий периоды - восходящее время молодости и нисходящее время старости, - то и Архангел в восходящей и нисходящей культуре данного народа переживает свою молодость и свою старость. Теперь мы опять должны обратить наш взор ко внутренней жизни такого Архангела. Из того, что я уже рассказал, вы, конечно, заметили, что то, что человек получает извне, Архангел получает изнутри; но зато, когда в нем проявляются в виде этих центров индивидуальности народа, то у Архангела возникает ощущение, что это переживание хотя оно и подступает к его сознанию внутренне, тем не менее ему словно чуждо. В нашем сознании этому переживанию Архангела соответствует внезапное появление в нас идей. Обратно человеку переживает он также молодость и старость. Человек, переживая молодость, чувствует бодрость в членах, чувствует их рост, их развитие.



В старости эти члены, так сказать, увядают и отказываются служить. Это нечто, что человек чувствует идущим из его внутренней природы. И, опять-таки, хотя Архангел и чувствует все идущим из его внутреннего существа, тем не менее восходящее и нисходящее развитие народа является ему чем-то чуждым, чем-то, о чем он имеет чувство, что оно независимо от него, что оно не касается его непосредственно, но что, тем не менее, дает ему повод в определенное время воплотиться в какою-нибудь народе, когда наступает возможность такого воплощения, т. е. когда появляется народ, жизнь которого находится в восходящем периоде, народ живущий полной восходящей силой, тогда – подобно человеку завершившему свою жизнь между смертью и новым рождением – Архангел нисходит в такой народ и воплощается в нем.

Когда же начинает слабеть плодотворность, активность отдельных воспринимаемых им центров, когда бледнеет их содержание, тогда Архангел чувствует свою "смерть", чувствует необходимость отойти от данного народа; тогда наступает время, когда он его оставляет; он вступает тогда в свой Девахан, в свою жизнь между смертью и новым рождением, чтобы позже в других условиях найти себе подходящую народность. Так означает восходящая в молодости жизнь народа молодость его народного Духа, и он ее воспринимает как свежий, струящийся элемент, в котором он живет. Нисходящий период жизни народа он воспринимает как усыхание центров в поле его восприятия. Итак, мы попытались разобраться во внутренней природе такой народной души.



Рассматривая только что изложенное, мы можем себе сказать: все же в определенном отношении такая народная душа довольно далека отдельной человеческой жизни, потому что то, что в своей душе ощущающей и в низшей области своей души рассудочной несет единичный человек, - это область, в которую этот народный Дух, Архангел, не проникает. Для человека же она нечто очень реальное. Человек очень чувствует, что она связана с самой внутренней, с самой интимной стороной его собственной жизни. В определенном отношении природа Архангела, ведущее естество народа, - это нечто, что реет над единичным человеком. Архангел, который ведет народ, чужд личным переживаниям человека, связанным с восприятиями его чувств. Но здесь существуют посредники, и важно, чтобы мы поняли, что такие посредники существуют.

Это существа, которых мы называем Ангелами и которые стоят между Архангелом и человеком. Примите это в самом строгом смысле слова: Духи народов – это Архангелы, это Духи, которые уже закончили преобразование своего астрального тела в Самодух или Манас и теперь преобразовывают свое жизненное тело в Будхи. Посредине между этими существамии людьми стоят ангельские существа. Это существа, занятые преобразованием своего астрального тела, но еще не закончившие его. В настоящее время человек находится в начале этой работы, Ангелы же приближаются к ее завершению, но еще далеко не закончили ее. Поэтому область деятельности Ангелов много родственнее той, в которой живет и работает человек. Мы можем сказать, что вся душевность ангельских существ расположена к тому, что мы называем астральным телом.



Поэтому у них есть полное понимание того, что как страдание и радость способен пережить человек. Нот. к. с другой стороны, они подняты высоко над человеческим Я, потому что их Я больше развито, потому что им доступна часть высшего мира, то поэтому их сознательный мир достигает той области, в которой пребывают сознательный мир Архангелов. Поэтому они и являются такими подходящими посредниками между Архангелами и единичной человеческой индивидуальностью. Они внимают распоряжениям народных Духов и несут их в единичные людские души; и результатом этого посредничества является то, что каждый отдельный человек способен к работе не только на пользу своего личного продвижения, своего собственного развития, но и для всего своего народа.

Переживания человека несут в себе эти оба течения. Одно из них - это то, которое от инкарнации к инкарнации ведет его развитие, которое связано с его собственными обязанностями, о которых он прежде всего должен думать, чтобы исполнить тот долг, который, в сущности, является самым серьезным, потому что это его индивидуальный долг. Он не должен останавливаться в своей работе, иначе не взойдут и заглохнут заложенные в нем семена развития. Но это его собственная, индивидуальная обязанность, продвигающая его вперед от воплощения к воплощению. То же, что он привносит своей народности, что относится к непосредственным интересам его народа - этому способствует инспирация Ангела, который передает единичным людям указания Архангела.



Итак, мы свободно можем представить себе какую-то область Земли, населенную определенным народом; над этим народом - распростертую душу этого народа, эфиро-ауру, а в ней, опять-таки, деятельность сил народного Духа в его трояком преобразовании сил эфирного тела человека. Тот, кто вершит в этой ауре народа, - это Архангел. Мы его представляли себе как высшее существо, которое в развитии стоит двумя ступенями над человеком, которое реет над всем народом, давая общие директивы того, что должен провести в жизнь этот народ. Архангел знает, что должно быть сделано в период восхождения, в период юношеской свежести народа; он знает для каких заданий народа должен быть использован переход от молодости к старости, чтобы его импульсы действовали правильно, в крупных штрихах пишет Архангел картину; здесь же, на физическом плане, единичный человек должен работать, должен заботиться о том, чтобы эта картина стала действительностью.

Связующим звеном между единичными людьми и Архангелом являются Ангелы, направляющие человека на то место, которое он должен занять, чтобы в общем чувстве народа смогло возникнуть то, что соответствует широким распоряжениям Архангела. Мы правильно представляем себе описанные мною факты, если мы ни в каком случае не принимаем их за простую аллегорию, а за возможно большую действительность. Во всю эту ткань, которую прядет Архангел, вступают своей деятельностью те, кого мы отметили Архангелами отсталого развития, - Духи речи - в том смысле, как я это охарактеризовал вчера. Мы охарактеризовали также деятельность Духов Личности отсталого развития - Архаев. Мы встретили область, где Архангел отдает свои распоряжения, распределяет отдельные миссии, которые переносятся Ангелами дальше на единичных людей.



Но своей деятельностью может вступать и в область Духов Личности отсталого развития, и в обоюдной деятельности Архангела и Духов Личности отсталого развития - ибо последние преследуют совсем иные цели, чем Архангелы - мероприятия Архангела могут оказаться в некотором отношении расстроены. Если это случается, если эти Духи Личности отсталого развития расстраивают мероприятия Архангела, то мы можем заметить, что в пределах самого народа образуются группы со специальными заданиями. Образование в каком-нибудь народе групп со специальным заданием есть внешне проявленная деятельность таких Духов Личности. Это может длиться много столетий. Как раз в той области, где мы теперь особенно заняты духовнонаучной деятельностью, в Германии, перед вами пример такой общей, идущей через столетия деятельности немецкого Архангела с иногда противоборствующими отдельными Духами Личности. В расщеплении общей немецкой нации на группу народностей вы можете усмотреть перекрещивающуюся деятельность Духов Личности отсталого развития с Архангелами.

В таких народах заметно понижение принципа централизации, они больше направлены к совершенствованию индивидуального начала. В определенном отношении это имеет свою хорошую сторону, потому что благодаря этому может проявиться богатая разнообразность, много оттенков народного характера. Но вы можете себе представить и другой случай, а именно, когда не Дух Личности отсталого, а Дух Личности нормального развития, т. е. Дух Времени в какой-то момент становится, так сказать, важнее, чем в обычном ходе развития. Итак, смотря на какой-нибудь народ, мы смотрим как на первую импульсирующую в нем силу - на Архангела. Затем сюда деятельно вступает Дух Времени, давая указания этому Архангелу, который передает их дальше Ангелам, последние, наконец, приносят их единичным людям. Т. к. обычно замечаешь лишь то с чем непосредственно сталкиваешься, то во всей этой сложной со-деятельности как самое важное в ней отмечаешь деятельность Архангелов.



Но может наступить и то, что Дух Времени для выполнения своей задачи, задачи времени нуждается в выделении из общей народности некоторой ее части; тогда он бывает вынужден дать более веские, более важные распоряжения; он бывает тогда, так сказать, вынужден снять часть задания с Архангела. В таком случае происходит отделение от общего народа единичных народных общин. В этом во внешней видимости проявляется первенство Духа Времени над деятельностью Архангела. Подобное произошло, когда голландский народ откололся от его общей основы с немецким. Первоначально у Голландии и Германии был один общий Архангел; расщепление произошло благодаря тому, что в определенный момент Дух Времени выделил часть народа, возложив на него проведение в жизнь того, что стало важнейшими задачами нового времени. Все, что вы можете прочесть в голландской истории - хотя история есть лишь внешнее выражение, лишь майя того, чем является внутреннее вершение, - есть лишь отражение этого внутреннего свершения.

В этом случае мы видим внешнее отщепление голландского народа от общенемецкой народности. Внутренний же мотив этого явления это то, что Дух Времени нуждался в органе действия, чтобы выполнить заокеанскую миссию этого времени. Вся миссия голландского народа является миссией Духа Времени. Для этой цели они был отколот, и отколовшаяся часть дала возможность Духу Времени осуществить ее силами его важное задание. То, что описывают историки, это - внешняя майя, которая больше заволакивает истинные факты, чем вскрывает их. В этом смысле еще и в другом месте вы встретите такое же яркое явление, а именно: отщепление части народа от всеобщей народности. Это отделение португальского народа. Здесь опять дело только в преодолении Архангела Духом Времени. В этом случае тщетны будут все ваши искания для этого других причин. Если вы просмотрите отдельные события, вы найдете, что в данном случае была использована возможность образовать особый народ (многих возможностей не существовало). Общий материнский народ состоял их слитого испано-португальского.



Внешними причинами, может быть, являются те, что реки судоходны только до португальской границы. Других внешних причин не существует. Зато существует внутренняя причина, - именно, что предстояло выполнение заданий, которые как раз явились заданиями португальцев и которые были иными, чем задания общеиспанского народа. Здесь в течение некоторого времени мы замечаем более интенсивную деятельность Духов Времени, чем обычно. Существовавшая до сих пор гармония заменяется другой. Мы видим Духа Времени, который вместо того, чтобы давать распоряжения Архангелу, сам непосредственно вступает в историю народа, и видим, как другие Духи пользуются этим случаем для их собственного воплощения. Когда такая народность откололась, то это отщепление в первом энтузиазме, который охватывает единичных людей, проявляется, главным образом, в спешке и брожении этого народа, в котором Дух Времени на некоторое время сам заменяет функции Архангела.

Констатируешь спешку, брожение, движение, связанные с миссией Духа Времени. А затем наступает возможность для воплощения в этом отколовшемся народе обоих Архангелов, - как нормального, так и отсталого развития. Таково возникновение голландского и португальского народов, каждый из которых получил затем таких собственных двух Архангелов. Ив том, что в них воплощается, в различии народных темпераментов, сказывающихся на отдельных людях, мы видим вершение этих отмеченных нами духовных существ. Совершенно поразительно вершение этих духовных существ, и мы видим, что внешне разыгрывавшаяся история есть лишь результат их деятельности. Утверждение, что внешний мир есть майя, иллюзия, принимает все более и более конкретное значение. То, что происходит во внешней истории, есть лишь внешний отблеск духовных, сверхчувственных существ, точно так же как и то, что является внешним человеком, есть лишь отблеск внутреннего человека. Поэтому я должен был сказать - и это все вновь и вновь должно подчеркиваться, - что выражение: "Мир есть майя" является выражением величайшего значения; только недостаточно абстрактного утверждения, а надо быть в состоянии вплоть до частностей проводить его в жизнь.



Мы увидели, что в том, что мы называем миром, деятельны так же другие Духи и иерархии. Мы говорили о нормальных и отсталого развития Архангелах. Архангелы отсталого развития открылись нам по своему существу как Духи Формы или Власти, которые лишь отказались от развития некоторой части присущих им свойств. Мы можем в таком случае спросить: как же обстоит дело с нормальными Духами Формы? Нормальных Духов Формы мы видим стоящими четырьмя ступенями выше над человеком. В следующем нашем рассмотрении нам еще предстоит говорить о них. Пока, значит, удержим только, что это существа, которые в их развитии на четыре ступени выше человека. Но то, что мы привели вчера как ряд иерархий не исчерпывается этими высокими Духами Формы. Над ними находятся духи Движения, они же силы или могущества; еще выше - существа, которых мы называем господства или духи мудрости. Вы найдете их описание в моих трудах, как в "Тайноведении", так и в "Из хроники Акаши".

Вы сможете теперь понять, что закон отречения, отставания действителен и для высших Духов, что, значит, и Духи Движения могут отставать в развитии их некоторых свойств, - Духи Движения, которые стоят пятью ступенями выше, чем человек, - что в эволюции человечества некоторые Духи Движения деятельны в настоящее время так, как если бы они были только Духами Формы, властями. Это духи, которые в отношении их определенных свойств являются, собственно, Духами Движения, в отношении же других свойств, развитие которых они задержали, отреклись от него, - Духами Формы. Таким образом, существуют Духи Формы нормального развития, стоящие четырьмя ступенями над человеком, и другие Духи, деятельные в области этих Духов Формы, но которые по своему существу являются Духами Движения. Это, значит, область, в которой (подобно найденной нами общей области деятельности Архангелов нормального и отсталого развития) деятельны сообща нормальные Духи Формы и Духи Формы отсталого развития, т. е. отставшие Духи Движения. Благодаря этой общей деятельности происходит нечто, что очень, очень затрагивает само человечество; благодаря этому происходит возникновение того, что мы называем расами человечества, которые мы должны отличать от народов.



Рассматривая положение таким образом, мы приходим не к путанице, а к гибкости понятий; мы не должны смешивать все вместе. Народ не есть раса. Понятие о народе не имеет ничего общего с понятием о расе. Раса момент быть расщепленной на различнейшие народы. Расы - это большие общины, отличные от народных. Мы с правом говорим о немецком, голландском, норвежском народах; но мы говорим об одной германской расе. Что же деятельно в этом расовом понятии? Здесь сказывается общая деятельность тех существ, которых вы обозначили нормальными Духами Формы или Властями, и существ, с которыми мы познакомились как с Духами Формы отсталого развития, т. е., по-существу, принадлежащих к духам Движения с миссией Духов Формы. Поэтому человечество разбито на расы. То, что по всему земному шару уравнивает людей, что каждого человека независимо от его принадлежности к той или иной расе делает человеком, носителем человеческого начала как такового, - это является следствием деятельности нормальных Духов Формы. То же, что действует на Земле в сторону разделения всего человечества на расы, - это вызывается Духами Формы отсталого развития, отречение которых совершилось в пользу того факта, чтобы на Земле возникло не одновидное, а самое разнообразное человечество.

Здесь, так сказать, мы находим ту подпочву, ту основу, из которой поднимаются единичные народные индивидуальности. Отсюда мы - можем охватить взором всю земную планету; мы находим эту земную планету предназначенной нормальными Духами Формы к тому, чтобы нести в себе единое человечество; мы находим, что отставшие Духи Движения вступают в область Духов Формы и как Духи Формы отсталого развития расчленяют человечество на всем земном шаре на отдельные расы. Если мы задумаемся над тем, чего, собственно, хотят эти Духи, если мы углубимся в цели и задачи этих Духов Формы нормального и отсталого развития, то мы поймем, что они имеют в виду с человеческими расами, каким образом в этих последних созидается почва для того, что затем на ней развивается. И если затем уже мы рассмотрим народ как таковой, мы поймем тогда и сам этот народ.


См. также:
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... Предисловие к циклу и 1-я часть 1-й лекции
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 1-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 2-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 2-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 3-я лекция, часть 1

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy

Tags: Штайнер, эзотерика
Subscribe

Posts from This Journal “Штайнер” Tag

Buy for 100 tokens
Сервантес Сааведра М. де. Назидательные новеллы: в 2 кн. / Издание подготовили С.И. Пискунова, М.Б. Смирнова, Т.И. Пигарёва. - Москва: Ладомир, Наука, 2020. - 548 +396 с. - (Серия: "Литературные памятники"). «Назидательные новеллы» являются уже третьей книгой (после…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments