Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Categories:

Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 4-я лекция, часть 1

Миссия единичных народных душ в связи с мифологией германского севера

Христиания, 10 июня 1910 г.

Желая понять взаимоотношения между собой человеческих рас, предоставляющих ту почву, на которой возникают единичные народности, надо принять во внимание, что человек, каким мы его знаем, человек, которым является каждый из нас, в сущности есть очень сложное существо и в своем современном облике - как внешнем, так и внутреннем - возможен лишь благодаря сотрудничеству многих, многих существ вселенной. Из рассмотрения "Акаша-хроники" и других, посвященных развитию человека, мы знаем, что в прошлом, до достижения нашей Земли ее теперешнего состояния, она сама должна была пройти через три преобразования В течение этих трех преобразований постепенно закладывались и развивались до их современного облика три так называемых члена человека: физическое тело, эфирное или жизненное тело и тело астральное. И лишь во время теперешнего воплощения Земли человек достиг способности принять в себя четвертый член, принять свое Я.



Эти четыре члена его существа показывают нам все то, что произошло в течение трех предшествовавших воплощений нашей Земли, - в воплощениях Сатурна, Солнца и Луны и в ее четвертом, собственно земном воплощении, поскольку оно еще протекает в современности Если вы проведете перед вашей душой всех тех существ, которые сообща работали над всем этим - Духов Воли или Престолов (Throne), Духов Мудрости, Духов Движения, Духов Формы, Духов Личности, Архангелов и вплоть до Ангелов, а над Духами Воли или Престолами - Херувимов и Серафимов, - то вы сможете себе представить, что лишь из исключительно сложной совместной работы могло произойти то, что дало возможность осуществить все строение современного человека. Мы видели, что не только совместная деятельность в космосе многих существ и сил природы была необходимо для возникновения человека, но что для этого в определенные эпохи и определенным существам было еще необходимо отречься, отстать от нормального хода их развития, чтобы благодаря этому иным образом деятельно вступить в становление человеческого облика, чем это было бы возможно при их нормальном ходе развития.

Чудесная, многообразная и богатая ткань предстает перед нами, когда мы пытаемся постичь человека в его современном облике. Но мы должны уяснить себе, что лишь тогда мы научаемся понимать возникновение человека силой сотрудничества этих духовных существ, когда мы, как бы расплетая эту ткань, осторожно следуем за единичными существами в их деятельности. Мы можем сказать себе: самым значительным для современного человека существом является то, которое дало ему возможность сказать себе "Я", прийти постепенно к сознанию Я. И мы знаем, что эта возможность была дана сначала Духами Формы, теми существами, которых мы называем "власти". Итак, следуя за деятельностью, которую они обращают на человека и как бы спрашивая себя: как обстояло бы с ним, с человеком, если бы в нем действовали главным образом только эти существа, а именно - тот их род, который последовал нормальному развитию? - мы находим, что они ссужают человека организмом Я. Этим самым уже сказано, что сообразно их природе их главный интерес заключается в том, чтобы привести человека к этому своему Я. Но здесь необходимо отметить, что совершаемое этими существами в человеке в современной его жизни становится актуальным лишь в определенном возрасте, это проявляется в нем лишь в определенном периоде его жизни.



Если вы вспомните о том, что говорилось о воспитании ребенка с точки зрения духовной науки, то вы скажете себе: в период между физическим рождением и сменой зубов, т. е. до седьмого года жизни, в человеке развивается главным образом физическое тело. К развитию этого физического тела Духи Формы не питают никакого особого интереса, потому что оно, собственно, есть лишь повторение того, что совершилось с человеком на древнем Сатурне, что уже часто повторялось с ним и что и теперь являет собой особый род повторения в этом, пока что последнем физическом рождении и до седьмого года жизни. Затем идет время от седьмого до четырнадцатого года жизни, т. е. до половой зрелости. Также и эти годы жизни не особенно притягивают к себе интерес Духов Формы, они - повторение древнего солнечного периода времени, главная же деятельность Духов Формы в связи с ссужением ими человека его собственным Я направлена на период земного состояния. Затем мы подходим к третьему жизненному периоду, протекающему между пятнадцатым и двадцать первым, двадцать вторым годами жизни.

В этот промежуток времени повторное развитие в человеке совершает астральное тело, нормально принадлежащее лунному развитию. Также и здесь Духи Формы нормального развития все еще не имеют никакого интереса в человеке. Мы должны, значит, сказать: три жизненных периода в человеке, предшествующие собственному рождению Я, которое происходит обычно лишь после двадцати лет жизни, не представляют собой никакого непосредственного интереса для Духов Формы. Они деятельно вступают в человека - так сказать, по существу их природы - лишь в двадцатых годах его жизни. Приняв это во внимание, вы не очень удивитесь, если сказать: в сущности, для деятельности Духов Формы человек пригоден им лишь в том состоянии, в которое он вступает после двадцати лет своей жизни. То, что развивается в человеке до этого времени, это, в сущности говоря, является для Духов Формы своего рода эмбриональным, зачаточным состоянием.



Выражаясь иносказательно, - Духам Формы нормального развития было бы удобней, чтобы все происходило в определенной равномерности и чтобы никто не вмешивался в их работу. Если бы в течение этих двадцати с небольшим лет никто не вступал в деятельность этих Духов Формы, то в первые семь лет своего развития человек имел бы сознание, присущее физическому телу, а это совершенно пониженное сознание, каким обладает минеральный мир, Во второй стадии, - в период от седьмого до четырнадцатого года, -- он имел бы сознание спящего человека. От четырнадцати лет до двадцатых годов своей жизни он был бы внутренне интенсивно-деятельным, но пребывал бы в своего рода сновидческом бытии. И лишь по истечении этого сознания лунного существа, т. е. около двадцати одного года своей жизни - человек, собственно, смог бы проснуться и только тогда прийти к осознанию Я. И только тогда смог бы он выйти из замкнутости в себе и охватить взором внешний мир в том его образе, который теперь является нашим обычным, Так было бы если бы все шло нормальным развитием.

Итак, вы видите, что если принять во внимание только деятельность Духов Формы, то человек, в сущности говоря, слишком рано достигает своего теперешнего сознания, потому что у современного человека это его сознание до некоторой степени пробуждается вскоре после его физического рождения. Оно не пробуждалось бы в такой форме, когда оно ясно и отчетливо воспринимает внешний физический мир, если бы другие Духи - по своему существу Духи Движения, - не отстали и не отреклись заранее от тех способностей, развития которых они достигли бы к теперешнему периоду бытия Земли, если бы они не остановились в их развитии, получив этим самым в современном становлении Земли возможность особенным образом вступить в развитие человека. Как раз благодаря тому, что они иным образом прошли свое развитие, они в состоянии уже раньше привести человека к тому, чего нормально он должен был бы достигнуть в двадцатых годах своей жизни.



Итак, это духовные существа, которые вплоть до теперешнего состояния земного развития отказались от возможности нормальным образом совершенствоваться дальше; духовные существа, которые во время земного развития могли бы быть Духами Движения, но которые задержались на ступени Духов Формы и как такие Духи Формы деятельны теперь в этом земном развитии. Поэтому в этом последнем они способны ссудить человека - который для этого, собственно, совсем еще не созрел и которому еще много надо было бы наверстать из прошлого - тем, чем нормальный ход развития ссудил бы его лишь в двадцатых годах его жизни Т. е., значит, вступая в земное бытие, человек получает от таких Духов Формы отсталого развития способности, которые в ином случае он получил бы лишь по истечении двадцати лет своей жизни.

Все это имеет значительные последствия. Представьте себе, что это было бы иначе. Тогда, если бы это было не так, т. е. если бы эти Духи отсталого развития не вступали в становление человека, то в отношении физического мира человека вообще можно было бы принимать в соображение лишь в том его состоянии, которое он достигает в двадцатых годах своей жизни; это значит, что в этом состоянии он должен был бы рождаться как физическое существо; он должен был бы проходить через совсем иное эмбриональное развитие. В действительности же, благодаря этим Духам Формы отсталого развития, развитие человека от его рождения и до двадцатых годов жизни полностью переносится в физический мир; это составляет, приблизительно, первую треть нашей земной жизни.



Следовательно, мы должны сказать: первая треть нашей земной жизни подчинена промыслу не тех существ, которые господствуют над земными условиями, а других, т. е. духовных существ отсталого развития; а т. к. последние принимают участие в общем становлении, то благодаря этому мы, люди, и не обладаем тем обликом, которым бы мы обладали, если бы мы рождались в состоянии, свойственном нам в нашем двадцатилетнем возрасте. За это человек должен расплачиваться тем, что вся его первая треть жизни - годы до его двадцатилетнего возраста - подчинена большому влиянию этих отставших существ. Под их влиянием происходит, собственно, весь рост человека. За это он платит тем, что по истечении его второй трети жизни - по существу принадлежащей только нормальным Духам Формы - начинается его нисходящий путь, его отход, а с этим и распадение его эфирного и астрального организма. Таким образом, жизнь расчленяется на три части: восходящую, среднюю и нисходящую.

Во время своей земной жизни лишь в средней ее части человек, в сущности, есть человек; в последней трети он должен возвращать то, что он получил в первой, в восходящей, должен соответственно платить по счету. Если бы человек действительно всегда был полностью под влиянием нормальных Духов Формы, то все то, что в настоящее время совершается с его существом вплоть до двадцатых лет его жизни, приняло бы совсем иной характер, совсем иной облик; все протекало бы иначе; все, что связано с современным развитием человека в первой из трех эпох его жизни, в сущности говоря, является бытием, предвосхищающим многое из его развития в позднейших жизненных эпохах. Благодаря этому, ко времени наступления второй эпохи его жизни человек становится более материальным существом, чем он был бы в ином случае.

В этом ином случае человек проходил бы до этого времени своей жизни только через духовные состояния и спускался бы к современному материальному уплотнению, находя свою связь с Землей лишь в тот момент своего развития, который теперь он переживает в возрасте двадцати лет или двадцати одного года. Духовная наука, значит, показывает нам, что если бы развитие пошло таким путем, то человек полностью нисходил бы на Землю лишь в том состоянии, которое в настоящее время он достигает в двадцать- двадцать один год своей жизни, и не имел бы возможности пройти на Земле через предшествующие этому состояния; он должен был бы их проделать в надземном бытии, в окружении Земли. Теперь вы понимаете весь ход развития детского и юношеского возраста.



Если мы примем эту прямую линию ВС за земной путь человека, то по предопределению Духов Формы человек должен был бы нисходить на Землю лишь в этой точке (двадцать, двадцать один); лишь здесь достигал бы человек Земли, покидая ее вновь после сороковых годов и проводя последнюю треть своей жизни в одухотворенном состоянии. Силой отставших существ человек принужден уже здесь (А ) вступать в земную жизнь. В этом тайна нашего бытия. Итак, мы видим, что под полным господством тех существ, которые, в сущности, управляют нами, мы находимся лишь во второй трети нашей жизни, в то время как периоды нашего роста и нашего увядания находятся под влиянием совсем других существ, которые так или иначе отказались от их нормального развития.

Случись все так, как это как раз не случилось, т. е. если бы человек переживал первую и последнюю треть своей жизни высоко в окружении Земли, проходя лишь вторую треть на Земле значит, в сущности, если бы он стал совсем другим существом, - то человек не был бы так связан с Землей, как он действительно связан с ней в современности. Случись это, то все люди, спускающиеся на Землю, были бы одного облика и одной сущности тогда все они, проходя земные условия бытия, были бы единообличны. Существовало бы лишь однообразное человечество. То, что нас делает существом, проявляющим собой специфические свойства той или иной возникшей в человечестве расы, это идет не из второй трети жизни, благодаря всему, что находится до нее, т. е. Что совершается в первой трети жизни, мы всеми нашими силами связаны с Землей больше, чем это было нам предопределено нормальными Духами Формы.



Этим самым человек стал более зависим от Земли, на которой он живет, чем это было бы в ином случае Он стал зависим от той местности Земли, на которой он живет. Именно тем, что человек - так сказать, против намерений Духов Формы - ранее спускается на Землю, он становится зависим от местности, потому что он связывает себя с Землей в состоянии, которое ему для этого не предназначено. Если бы человек вступал на Землю во второй трети своей жизни, то его появление на севере или на юге, на востоке или на западе не имело бы на него влияния. Благодаря тому, что он становится зависим от Земли тем, что он проходит через свою молодость как мы это охарактеризовали, он становится связанным с Землей, становится существом, связанным с местностью. в которой он рожден, существом, принадлежащим к ней.

Этим он становится зависим и от всех условий этой местности Земли, в которой он рожден, от угла падения на нее солнечных лучей, от того, близка ли она к экватору, к жаркой полосе, или находится в более умеренном климате, расположена ли она в низине или в горной области. Ведь в долине и дышишь иначе, чем в горах. Итак, человек находится в полной зависимости от земных условий, от места, на котором он рожден. Так мы видим, что человек совершенно срастается со своей матерью-Землей благодаря этой его тесной связи с тем местом с той областью Земли, в которую он вступает при каждом рождении, и в проявлении его свойств мы видим деятельность тех определяющих сил Земли, которые обусловлены этой областью. Все это определяет его расовый характер и окольным путем Духи Формы отсталого развития ( те Духи Формы или власти, которые дают человеку его современное сознание в годы, лежащие до и после его возраста от двадцати одного до сорок третьего года жизни ) и являются виновниками расового различия людей по всей Земле, которое, таким образом, зависит от того места Земли, на котором рожден человек.



Но в этот же период времени, который находится под господством Духов Формы отсталого развития, человек достигает возможности, достигает способности воспроизведения себе подобного. Также и эта способность усваивается им в период, когда на него никак не влияют нормальные Духи Формы, Этим создается возможность того, что человек не только остается в уже указанной зависимости от места своего рождения, но что усвоенные им благодаря этому свойства могут наследственно переноситься на его потомков; что, значит, расовая со-принадлежность высказывается не только в связи с влиянием на него его места обитания, но и в том, что наследуется в расе.

В этом вы найдете объяснение того, почему раса передается по наследству, и нам станет понятно указание духовной науки, что расовые виды, благодаря влиянию места рождения на людей, могли возникнуть только в прошедшем. Это произошло в последнее лемурийское и в первое атлантическое время, когда человек был зависим непосредственно от земного окружения. Позже расовое начало все больше переносится на наследственную передачу, освобождаясь от местных влияний Земли. Итак, раса есть нечто, что первоначально было связано с определенной областью Земли и что затем, получая от нее все большую независимость, укрепилось в человечестве на принципе наследственности.



Из сказанного теперь вам станет ясно, в какой период эволюции понятие о расе получает смысл. Расовое понятие - в собственном смысле слова - не имеет никакого смысла в до-лемурийские времена, потому что в тот период времени человек лишь нисходит на Землю. До этого он находился в окружении Земли; затем он спустился на Землю и в течение всего атлантического времени - как и в нашем постатлантическом - расовый облик стал передаваться по наследственности. Мы увидим, что в наше время в народах уже появляются симптомы, указывающие на то, что расовый характер вновь начинает растворяться, сглаживаться. Все это мы еще увидим позже. Мы лишь должны остерегаться рассматривать мир так, как если бы эволюция была просто подобием колеса, безначально и бесконечно вращающегося вокруг своей оси.

Представление о вращающемся колесе, столь пространно приводимое в некоторых мистических миросозерцаниях, вносит невероятную путаницу в понятие собственной эволюции человечества. Представляя себе эти свершения так, как если бы, расчлененное на столько-то рас, все, так сказать, вращалось вокруг постоянного Центра, - совершенно не считаешься с тем, что все находится в развитии и что сами расы тоже развиваются Расы возникли и пройдут, не будут существовать в будущем. Они не повторяются однообразно, как это неверно представляет Синнет своем "Эзотерическом буддизме". Возникновение расовых видов, расовых своеобразностей мы должны искать в древнем лемурийском времени; но при этом не должны упускать из вида, что когда наша современная пятая эпоха развития сменится шестой и седьмой, - не будет больше никакой речи о таком явлении, которое мы смогли бы отметить как расу. Представляя же себе это развитие в непрерывном и равномерном вращении, мы превращаем наше мышление в своего рода ветряную мельницу, очень далеко удаляясь от понимания того, что действительно происходит в мире.


См. также:
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... Предисловие к циклу и 1-я часть 1-й лекции
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 1-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 2-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 2-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 3-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 3-я лекция, часть 2

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy

Tags: Штайнер, эзотерика
Subscribe

Posts from This Journal “Штайнер” Tag

Buy for 100 tokens
Сервантес Сааведра М. де. Назидательные новеллы: в 2 кн. / Издание подготовили С.И. Пискунова, М.Б. Смирнова, Т.И. Пигарёва. - Москва: Ладомир, Наука, 2020. - 548 +396 с. - (Серия: "Литературные памятники"). «Назидательные новеллы» являются уже третьей книгой (после…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment