Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Categories:

Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 4-я лекция, часть 2

Миссия единичных народных душ в связи с мифологией германского севера

Христиания, 10 июня 1910 г.

Итак, мы видим, что развитие рас начинается лишь в лемурийский период времени силой деятельности Духов Формы отсталого развития. Эти Духи приводят в активность силы нашей земной планеты на том ее месте, где человек проводит первые годы своей жизни, и это переносится и на его дальнейшую жизнь, потому что человек обладает памятью и в этой своей дальнейшей жизни помнит о времени, проведенном им на Земле - в сущности, под влиянием отсталого развития - до его двадцать первого года. Человек стал бы совсем иным существом, если бы были деятельны только Духи Формы нормального развития. Но благодаря Духам Формы отсталого развития человек стал зависим от того места на Земле, где он живет. Отклонение от закономерности нормальных Духов Формы совершилось только что указанным образом, дав этим сначала значение той местности, на которой живет человек в определенном воплощении.



Эти явления мы поймем еще лучше, задержавшись на следующем рассмотрении. До некоторой степени мы можем проследить, каким образом почва и ее глубины излучают сущность их сил на поверхность, проникая собой весь комплекс человека и делая его зависимым от них. В этом отношении мы можем указать на определенные точки Земли, связанные с существом человека в его историческом становлении; мы еще будем обстоятельно говорить об этом, а пока я коснусь этого лишь абстрактно.



Возьмем, например, этот пункт, находящийся в глубинах Африки (см. след схему). На этом месте, как бы излучаясь из Земли, деятельны все те силы, которые способны влиять на человека в период его раннего детства. Позже их влияние на человека ослабевает, он становится менее подвержен им но, тем не менее, их отпечаток сильнейшим образом накладывается на него Значит, этот земной пункт сильнейшим образом действует на человека, живущего на этом месте в период его раннего детства, предопределяя людей, которые зависимы от этих сил, в течение всей их жизни сохранять на себе следы этого их раннего детства. Такова, приблизительно, характеристика всех тех людей – в смысле их расового характера, - которые из этой части Земли принимают в себя определяющее их начало. То, что мы именуем черной расой, в существенном обусловлено этими свойствами.

Переходя дальше, в Азию, мы подходим к той точке земной поверхности, на которой из сил Земли, из существа Земли, человеку на всю жизнь запечатлеваются следы его более позднего отрочества, особые свойства которых дают ему его расовый характер, имеющиеся здесь в виду расы – это современная желтая раса и раса с коричневым оттенком. Идя еще дальше, с Востока на Запад к Европе, мы встречаем место, которое на всю жизнь запечатлевает человеку следы его еще более позднего отрочества, т. е. те свойства, которые как раз пробуждаются в нем в более позднем возрасте, в следующей за отрочеством молодости; мы подходим, значит, к той точке Земли, на которой ее силы вступают в человека не в детстве, а тогда, когда юность переходит в более зрелый возраст. - Такие земные силы охватывают человека, определяя его на всю жизнь. И если мы отметим эти единичные точки, мы получим своеобразную изогнутую линию. Эта линия действительна и для нашего времени.



Точка в Африке соответствует тем силам Земли, которые запечатлевают человеку следы его раннего детства; точка в Азии тем, которые удерживают в нем следы юности; и самые зрелые следы запечатлевает человеку соответствующая точка в области Европы Это просто закономерность, И хотя возможно возражение, что по отношению к черной и желтой расам европеец обладает преимуществом, тем не менее - приняв во внимание, что в ряде перевоплощений все люди проходят через различные расы, - в этом, собственно, нет никакой несправедливости. Хотя истина здесь иногда и завуалирована но вы видите, что с помощью духовной науки все же узнаешь удивительные вещи,

Продолжая эту линию, мы идем дальше на Запад в область Америки, к местам, в которых деятельны силы, находящиеся по другую сторону второй трети жизни. И здесь мы подходим к силам (я прошу верно понять то, что сейчас будет сказано; это лишь постольку относится к человеку, поскольку он зависим от физически-организующих сил, от сил, в которых он живет, но из которых не выводится его существо как таковое), которые очень связаны с умиранием человека, с тем в человеке, что принадлежит его последней трети жизни. Это совершенно ясно показывает эта закономерно-изогнутая линия; эта реальная изогнутость является истиной и выражает собой закономерность во влиянии нашей Земли на человека.



Этот путь принимают те силы, которые в расовом смысле oпpeделяют человечество. Не для удовольствия европейцев, к примеру, вымерло индейское народонаселение, а потому, что оно вынуждено было принять в себя силы, которые ведут к вымиранию. Своеобразность этой линии показывает то, что происходит на поверхности нашей Земли с расами, показывает, к чему приводят те силы, которые вершат вне влияния Духов Формы нормального развития. Все, это касается свойств рас, надо искать в этом направлении. В настоящее время расовые свойства подлежат постепенному преодолению.

Нечто подобное произошло уже в самые древнейшие времена Земли. Возвращаясь в древнее лемурийское время, мы смогли бы найти первейшие исходные точки расового развития в области современной Африки и Азии. Позже мы замечаем передвижение человека в западном направлении и, прослеживая расоопределяющие силы на Запад, мы констатируем вымирание индейцев. Чтобы умереть как раса человечество должно было пойти на Запад. Чтобы освежить человечество новой силой молодости происходит движение на Восток, движение, которое идет из Атлантиды через Европу в Азию, Затем происходит повторное движение на Запад. Но теперь повторяется не движение рас, а более высокой ступени расового развития, - развития культур.



В некотором отношении можно проследить, что развитие культур принимает характер, вполне соответствующий смыслу приведенной линии рас. Так следует, например, удивительную культуру, о которой мы уже говорили и в этих наших рассмотрениях – древнейшую индийскую культуру, которая появилась как первая послеатлантическая культура, - отметить как эпоху, соответствующую раннему детскому возрасту, когда человек в отношении оценки физической природы еще совсем спит и когда в его душу вступают откровения духовного мира. И, действительно, первая индийская культура есть откровение свыше, откровение из спиритуальных высот, которое лишь потому смогло проявиться в человеке, что он вступил в сферу влияния индийской почвы, силы которой он уже испытал в давно, давно истекшие времена.

Тогда, в праотдаленном прошлом, силами Земли был определен физический расовый характер; теперь, при повторном пребывании на том же месте, главным образом была определена душевная структура человека древней Индии. Благодаря движению с Запада на Восток проступила та свежесть юности, которая вызвала эту своеобразную духовную конфигурацию, столь характерную в первобытной индийской культуре. Вы увидите, что таким образом очень древняя, еще не исследованная индийская культура - современная наука называет индийской культурой лишь потомка этой древнейшей культуры - находит свое объяснение, а именно в том, что в древнейшей индийской культуре в некотором отношении находит свое повторение культура Атлантиды.



Рассматривая теперь культуры, которые следуют в послеатлантическом времени, мы видим, что они представляют собой следующие одно за другим повторения прежних, уже пережитых в физическом теле - но, опять-таки, благодаря омоложению ставших совсем иными условий. Так в персидской культуре мы видим культуру, связанную по-своему с тем, что преимущественно живет в человеке в период расцвета его первой молодой силы, в период его самоотдачи влиянию Духов Формы отсталого развития, но когда он уже проникается силами, идущими и от нормальных Духов формы. Эта противоположность проявлена в персидской культуре в осознании ею образов света и тьмы Ормузда и Аримана.

Чем дальше мы идем на Запад, тем больше мы встречаем в культурах тот факт, что творения людей вплоть до современных наших дней еще в высокой степени зависимы от сил и существ вселенной, принадлежащих отсталому развитию; тем не менее, мы, все-таки, найдем понятным утверждение, что по мере продвижения людей на Запад исключительное преобладание расового начала теряет в своей силе Мы сможем также понять, что в определенном смысле движение культур таково, что чем дальше они продвигаются на Запад, тем больше вянет их юношеская свежесть и умирает их продуктивный элемент.



Наблюдающий объективно сможет вывести из многих явлений, что и культура нашего времени несет в себе такое закономерное предначертание, Только люди не склонны к объективизму. И если вы задумаетесь над выводами такого наблюдения, т. е. что действительно всякая культура находится в движении, то вы увидите, что чем дальше мы продвигаемся на Запад, тем непродуктивнее становится культура; говоря иначе, она как культура идет к вымиранию. Чем дальше на Запад, тем более достигают расцвета лишь внешние частности культуры, непричастные силам омоложения и свежести, а по-своему изживающие себя в старчестве. Поэтому в области открытий по физике, химии и астрономии, во всей, что не зависит от свежих сил молодости, человек Запада сможет еще дать человечеству великое и грандиозное. То же, в чем нуждается продуктивная сила, это действительно требует другой конфигурации действующих на человека сил.

Взглянем на человека. Из детского возраста он вырастает до определенной ступени; лишь тогда, собственно, расцветает его духовное начало. До этого человек является физически-растущим существом. То, что в ребенке сжато в тесное пространство, должно сначала физически раздаться. После этого развитие человека стягивается к его внутреннему существу. Так же обстоит и с человечеством в целом. Прослеживая приведенную выше изогнутую линию, мы видим вершение своеобразного закона. Даже в континентах мы находим его выражение. Своего рода первоначальную исходную точку физического развития человечества мы видим сначала в Африке; затем пространство, на котором развивается человечество, раздается вширь. Это мы находим далее в пространных областях азиатской поверхности. Там человек заселяет огромные, мощные пространства Земли.



Взглянем теперь на повторение расовых образований в послеатлантических культурах. Словно ребенок, любопытно оглядывающий свое окружение, смотрит человек древней индийской культуры в мир. Это находится в полной связи со свежестью молодых сил, расширяющих человека и в его росте ориентирующих его к дали. Затем должно начать проявляться духовное, а физическое должно сжиматься; и здесь, при переходе культуры в Европу, мы видим своеобразное явление: пространство, на котором распространяется человечество, стеснено к более малым размерам. Мы видим, что Европа есть наименьшая из частей света, и чем дальше продвигается человек на Запад, тем более она устремляется полуостровами в моря, сжимается.

Все это связано с духовным ходом развития. Удивительным образом вы вглядываетесь здесь в мистерию этого духовного развития. С этим сжиманием к Западу возникает кризис; кризис, силой которого вызывается перевес непродуктивного элемента В полуостровных областях Запада продуктивность по-своему умирает. Эта непродуктивность показывает себя в том, на что уже было указано, а именно, что по мере перемещения культуры на Запад она принимает застывающее в себе, старческое, идущее к смерти начало. Это нечто, что всегда было известно тайным школам. Вы поймете теперь, почему я предупреждал, что то, о чем я буду говорить, представляет собой некоторую опасность, - потому что это способно вызвать раздражение людей.



И еще далеко не все может быть высказано из того, что могло бы помочь независимости высшего начала существа человека, при которой он мог бы воспринимать как подымающиеся из Земли расоопределяющие силы, так и то, что позже определяет характер культуры и что еще позже, когда человек вновь вернется к духовному, вновь потеряет свое значение. Отсюда вы видите, что со всем этим ходом развития человечества связан ход духовного развития, который всегда был известен тем, кто бывал глубже посвящен в тайны бытия. Правота сказанного не зависит от того, нравится ли нам одно больше, другое меньше. Она зависит от необходимости в развитии. Тот, кто стал бы говорить против необходимости, не достиг бы ничего.

Говорить против нее, - значит, ставить на ее пути препятствия. Поэтому в определенном отношении это только естественно, что люди, которые переходят в более западные области, все вновь бывают вынуждены принимать свежие силы и импульсы с Востока, а область Центральной Европы должна задуматься над собственной продуктивностью, как это и заложено в самом становлении областей, лежащих до полуостровных образований Вот почему как раз в Европе я имеют в виду нашу общую область: Скандинавию и Германию - люди должны задуматься над их собственным душевным началом и, напротив, как раз на Западе надо видеть ту часть людей, которой надлежит получить некоторую помощь с Востока. Это глубоко обосновано общим характером земного человечества. Такое повторение вы можете увидеть даже в развитии антропософского движения. Его мы встречаем и в четвертой послеатлантической культуре, культуре Римлян и Греции. В некотором отношении римляне действительно дальше ушли в развитии чем греки и, тем не менее, они перенимают духовную жизнь живущего на восток от них и завоеванного ими народа.



Чем западнее расположены области, тем более и более будет оправдываться действующий здесь закон. В сущности, об этих великих истинах можно говорить только намеком. Они показывают нам то, что соответствует внутреннему характеру нашей миссии для каждого клочка земной поверхности. И нам надо хорошо понять наше задание, чтобы подняться над общим характером человечества. Здесь велика ответственность того, кто захочет вмешаться в великое движение человечества. Когда дело касается такого великого движения человечества, - должны умолкнуть все личные симпатии и всякий личный энтузиазм, потому что дело не в них, а в том, что обусловлено великими законами этого человечества. Это надо познать из этих великих законов, не поддаваясь пристрастию в пользу того или иного. Таков, в сущности, характер всего розенкрейцерства. Розенкрейцерство - это деятельность в смысле всего развития человечества. Если узнаешь почву, на которой стоишь, вплоть до ее островных и полуостровных образований, то почувствуешь тот род ощущения, который должен охватить душу, когда желаешь быть деятельным в смысле развития человечества.

Некогда силой Духов Формы отсталого развития человек был низведен на Землю и поставлен в зависимость от различных участков этой Земли; этим было положено основание для развития рас. Затем мы видим все большее смешение рас. В ходе развития рас мы видим возникновение развития народностей. Мы видим, что влияние развития народностей сказывается и на развитии единичного человека. Мы затронем. большую мистерию, если мы, например, спросим: кем был Платон в смысле его внешнего существа, в смысле его рождения в человечестве? Это человек, вступающий в род Солонидов, принадлежавший племени ионийцев, народу Греции, всей кавказской расе. Что Платон был солонидом, ионийцем, греком, кавказцем - это говорит, если это проглядываешь в своей закономерности, о глубокой мистерии.



Это говорит о мистерии, которая нам показывает сотрудничество на обширной основе всей земной планеты Духов Формы, как нормального, так и отсталого развития, которые, собственно, очень сильно заинтересованы в том, чтобы сделать человека человеком Земли. В этом высказывается, каким образом силой этого сотрудничества человечество специфицируется, как затем вступают другие существа, о которых мы уже говорили при характеристике единичных народностей. Каждый человек принимает своим существом участие в свершениях, благодаря которым все эти высшие существа, эти высшие Духи, сообща формируют мировое развитие.

Нельзя понять единичного человека, не приняв во внимание того, чем он стал в своем общем развитии благодаря совместной деятельности этих существ. Тем, что на нашей земной планете в таинственной общей деятельности Духов Формы, прошедших через нормальное развитие, с Духами Формы, прошедших через отставшее развитие, некогда была создана кавказская раса, этим была создана почва для того, чтобы вообще мог возникнуть Платон, В том, что в это вершение вступают нормальные и отсталого развития Архангелы и вплоть до Ангелов мы видим процесс, который был необходим для возникновения Платона, который выступает перед нами, как человеческое существо, который открывает нам свой человеческий лик, который является нам с совершенно определенными свойствами рассудка, чувства и воли. Посредине же между расой и индивидуальностью находится народность. Поэтому мы должны были сегодня в общих чертах охарактеризовать основные предпосылки расы. Завтра мы рассмотрим возникновение из рас народностей, вступление других иерархических Духов и, особенно, их вступление в деятельность Духов Формы.


См. также:
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... Предисловие к циклу и 1-я часть 1-й лекции
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 1-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 2-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 2-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 3-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 3-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 4-я лекция, часть 1

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy

Tags: Штайнер, эзотерика
Subscribe

Posts from This Journal “Штайнер” Tag

promo philologist 15:14, saturday 4
Buy for 100 tokens
Беседа литературного критика и книжного блогера Николая Подосокорского с главным редактором издательства "Ладомир" Юрием Михайловым. О выпуске легендарной серии "Литературные памятники" и ее подарочном варианте, культуре чтения, ближайших планах издательства, академическом…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments